31.07.2010
Критичные режимы украинской ГТС
У летнего газового кризиса в российско-белорусских отношениях есть важный индикатор — перекрытие газовой заслонки перестало быть исключительно новогодним явлением. «Газпром» формирует у своих потребителей условный рефлекс к готовности в любое время ограничить, а то и вообще прекратить поставки газа. Изучает реакцию и противодействие вероятных противников в кризисных ситуациях. Тщательно мониторит и анализирует поведение и алгоритмы действий Европейской комиссии. По сути, отрабатывает и отшлифовывает программу «газовых войн». Российский монополист готовится к времени «Ч» — доминированию на газовом рынке Европы, несмотря на кардинальные изменения, происходящие на мировом газовом рынке. Расширение ниши сланцевого газа в Северной Америке вызывает эффект домино через сжиженный газ на рынке Евросоюза, где доля трубопроводных поставок из России сокращается. Вероятно, что нынешнее десятилетие станет периодом трансформации трубопроводных газовых потоков на линии Восток—Запад, сформировавшихся с 70-х годов прошлого века. Для Украины как транзитной страны важно почувствовать тенденции, сделать выводы и принять меры по сохранению транзитного статуса или его трансформации. Позитивным является тот факт, что руководство правительства наконец осознало: сохранение транзитных объемов зависит не только и не столько от «Газпрома», а прежде всего от готовности потребителей в Европе покупать газ именно у российского монополиста. «На длительный период, скажем, на десять лет, Европа должна дать гарантии России, что будет покупать у нее газ, а Россия должна дать гарантии нам, что будет перекачивать эти объемы газа по нашей газотранспортной системе, а не строить обходные транспортные пути», — заявил Н.Азаров 16 июня. Но есть ли понимание глубины процессов, происходящих на газовом рынке Европы, есть ли осознание вызовов и угроз, которые несет безоглядная ориентация на «Газпром» как эксклюзивного партнера? Особенно на фоне последнего российско-белорусского газового спора и активного желания РФ продолжать реализацию «Южного потока» вопреки готовности украинской стороны к максимальной уступчивости «Газпрому». |
20.07.2010
Когда правительство наведет порядок на ЗАО «Укртатнафта»?
Министерство юстиции Украины опубликовало перечень судебных процессов, ведущихся сейчас против Государства Украина в зарубежных судах. Судя по перечню из 14-ти позиций, общая сумма претензий иностранных компаний к нашей стране составляет более 3,5 млрд. долларов США. Это, конечно, не «больше, чем весь государственный бюджет», как заявил накануне премьер-министр Украины Николай Азаров. Но все же сумма более чем существенная. При этом целых 2,4 млрд. долл. составляет поданный в 2008 году иск российской компании «Татнефть». Этот процесс связан со скандалом вокруг украинского АО «Укртатнафта». И ситуация усугубляется тем, что в прошлом году российский суд уже принял решение в пользу «Татнефти». Как известно, сама «Укртатнафта» была создана еще в 1994 году по решению тогдавшних президентов Украины и Татарстана Леонида Кучмы и Минтимера Шаймиева. Основой ее стали добывающие мощности компании «Татнефть», расположенные в Татарстане, и перерабатывающие мощности Украины – Кременчугский нефтеперерабатывающий завод в Полтавской области. Однако с тех пор утекло много нефти. Еще в 2007 году через решения украинских судов Кременчугский НПЗ перешел под контроль группы «Приват». Завод «ушел» вместе с запасами нефти, за которые «Татнефть» тоже судится с украинским государством. Черный юмор ситуации состоит в том, что отвечать в случае чего Украинскому государству придется за деятельность частного бизнеса, которая и так уже принесла этому государству миллиардные убытки. |
16.07.2010
Глобальное потепление + глобальное «опупение» властей = инфляция
Как ни печально об этом писать, но Украина сейчас пребывает в преддверии сильного скачка цен на потребительские товары. Инфляция после весенне-летнего затишья и даже необычной для апреля, мая и июня дефляции в этих месяцах уже осенью перейдет в решительное наступление, а в конце этого года и в первой половине 2011 года инфляционные процессы, скорее всего, лишь прибавят оборотов. Главных причин ожидания столь неприятных для украинцев процессов две: во-первых, правительство ради получения кредита МВФ пошло на очень крупное повышение цен на газ и, соответственно, тарифов на прочие жилищно-коммунальные услуги; во-вторых, во всем мире ожидается неурожай сельскохозяйственных культур и, как следствие, значительное увеличение цен на продукты питания – а Украина не сможет остаться в стороне от данных процессов. Причем, если первую причину будущего роста инфляции правительство не скрывает, пытаясь лишь успокоить население заявлениями об усилении мер по социальной защите наиболее бедных соотечественников, то о втором глобальном факторе украинская власть пока почему-то помалкивает. Итак, украинское правительство объявило о повышении с 1 августа на 50% цен на газ для населения и для предприятий теплокоммунэнерго – об этом говорится в постановлениях национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) №812 и №813 от 13 июля. Общий показатель инфляции уже в сентябре отреагирует соответствующим образом на подорожание газа, а начиная с ноября – и на рост иных коммунальных тарифов. Как, в частности, рассказал на днях министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич, в себестоимости тепла и горячей воды газ составляет в среднем 53%, поэтому рост цены на газ для предприятий теплокоммунэнерго на 50% с 1 августа текущего года, приведет затем к повышению тарифов на тепло и горячую воду на 20-25%. Надо отметить, что решение власти о подорожании газа «удивляет» не только в связи с тем, что после подписания харьковских соглашений с Россией президент Виктор Янукович и премьер Николай Азаров громко заявляли, что роста цены на газ и тарифов на ЖКУ в 2010 не будет. Однако не меньшее недоумение вызывает и столь радикальный размер увеличения цены – сразу на 50%. Очевидно, что не щадит новая власть свой народ, ведь если и повышать цену на газ, то следовало бы делать это не одним махом, а постепенно – скажем, на 20-25% ежеквартально. |
15.07.2010
МВФ и Украина: имитация покорности
Новый меморандум с МВФ должен быть утвержден на сегодняшнем заседании правительства. Три основных условия, которые выдвигали западные кредиторы, а это повышение тарифов на газ, секвестр бюджета и внесение изменений в закон об НБУ, выполнены. Но представители кредиторов удовлетворены не до конца. Они подозревают депутатов в «имитации покорности», а банковское лобби – в очередной хитрости. Повторяется ситуация 2002 года, когда принятие «не того» закона об отмывании денег привело нас прямиком к санкциям FATF. Так сложилось, что автор несколько лет назад плотно занимался вопросами правового обеспечения нового тогда для Украины «тренда» – борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. На тот момент мало кто из украинских чиновников и депутатов четко уяснял, чем борьба с отмыванием денег отличается, например, от умышленного уклонения от уплаты налогов. Тем более не понимали, почему FATF требует принять закон с конкретными нормами, которые соответствуют ее рекомендациям, а не наше отечественное изобретение. Ведь мы можем сделать все лучше и «красивше». В результате возник беспрецедентный конфуз. 28 ноября 2002 года Верховная Рада приняла закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", которым были установлены критерии определения операций, подлежащих обязательному контролю. Кроме того, была установлена уголовная ответственность за отмывание денег, и внесены соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. С гордостью отчитались перед FATF и стали ждать медали. Но в Париже прочитали наши законотворческие труды и не нашли там того, что предписывали. Самодеятельность оценена не была. Украине поставили незачет. И 20 декабря 2002 года, к вящему изумлению отечественной чиновничьей братии, FATF рекомендовала 29 странам-членам этой организации применить против Украины санкции. |
07.07.2010
Николай Азаров: аграрная мзда для Кабмина
Первый пункт предвыборной программы Виктора Януковича гласил: «Сильная экономика – успешная страна». Данный лозунг усиливался тезисом о том, что Украина за 10 лет должна войти в 20-ку наиболее экономически развитых стран мира (G20). В самом тексте экономического блока программы действующего президента значилось, что малый и средний бизнес нуждаются не только во внимании, но и защите со стороны государства. Красиво написано… Многообещающе… Но - фантасмагория, принимая во внимание то, как нынче власти пытаются обеспечить себя материально за счет частных предприятий аграрного сектора. Недавно всех участников аграрного рынка взбудоражило известие о том, что правительство намерено передать право регистрации экспортно-импортных контрактов в сельскохозяйственной сфере ГП «Аграрная биржа». Если быть точнее, такое новшество в первую очередь касается поставок украинских зерновых за рубеж. Официально в Кабмине свое намерение аргументировали тем, что регистрация всех экспортных контрактов по зерну одним госпредприятием создаст предпосылки для своевременного возмещения НДС зернотрейдерам. Учитывая отсутствие прямой связи между «Аграрной биржей» и системой возмещения НДС можно предположить, что правительство имеет в виду перспективы больших поступлений в бюджет от биржевых операций, подразумевающих возможность возвращать экспортный НДС трейдерам. Однако, многие эксперты и игроки рынка скептически смотрят на подобные заявления, по той причине, что проблемы с возвратом НДС в Украине были даже в не самые кризисные для страны времена. |
05.07.2010
Укртатнафта: татарская прихоть
В мае текущего года Чрезвычайный и Полномочный посол России в Украине Михаил Зурабов заявил о стремлении российских властей пересмотреть вопрос о принадлежности 60% акций ЗАО «Укртатнафта». Представитель РФ прямо дал понять, что его руководство намерено вернуть татарских акционеров в компанию, и попытается склонить к этому украинские власти в ходе «двусторонних консультаций». «Предприятие невозможно развивать без поставок нефти из Татарстана… Проект нужно рассматривать как совместный», - так резюмировал Зурабов заявления о возврате «Укртатнафты» в распоряжение татарской стороны. При таком решительном настрое России, украинским властям следовало бы как следует проанализировать «историю» сосуществования компании с татарскими акционерами, дабы не принять поспешных решений. Описание периода, в который на «Укртатнафте» хозяйничали представители АО «Татнефть», никак не может быть аргументом в пользу нынешних стремлений властей РФ. К сожалению, с момента создания Украиной и Республикой Татарстан совместного предприятия, и до момента техничного вытеснения татарской стороны из компании в судебном порядке, наши так называемые партнеры зарекомендовали себя отнюдь не с самой лучшей стороны. Судя по их вредительским действиям, а также нарушениям, допущенным ими же при создании СП, татарские акционеры «Укртатнафты» изначально воспринимали участие в совместном нефтеперерабатывающем проекте с Украиной, как возможность разжиться чужим добром. Напомним, что ЗАО «Укртатнафта» было создано в 1995 году ФГИ Украины и ОА «Татнефть». Проанализировав цену взносов украинской и татарской сторон в совместное предприятие, можно с уверенностью говорить о том, что доля нашего государства была несоизмеримо большей. Хотя, в учредительных документах речь шла о паритетности. Так, Украина внесла в уставный фонд «Укртатнафты» целостный имущественный комплекс Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (АО «Кременчугнефтеоргсинтез»), еще в те далекие времена оцененный в $450 млн. Татарская же сторона, в соответствии с договором, обязалась внести в СП основные фонды на суммы $180 млн. («Татнефть»), $720 тыс. (АО «Татнефтепром»), а так же, права собственности на сырье, добываемое на 25 месторождениях Татарстана. В итоге, партнеры Украины так и не выполнили взятые на себя обязательства, заменив обещанные взносы на денежные средства, и акции упомянутых татарских АО. При этом денежные взносы не переросли из обещаний в реальные платежи. Подобные действия являлись не чем иным, как грубым нарушением украинского законодательства. |
01.07.2010
Кабинет министров Украины: титаном по Фирташу
После празднования «юбилейных» 100-дневок работы новоизбранных президента и Кабинета министров Украины появилось больше поводов посочувствовать владельцу «Group DF» Дмитрию Фирташу. Одиозному бизнесмену, «в благодарность» за его потраченные на выборах на поддержку Виктора Януковича финансы и усилия, явно норовят подложить сразу две «свиньи». Первый и самый нашумевший сюрприз для Фирташа – расследование относительно решения Стокгольмского арбитражного суда по спорным 11 млрд. куб. м. газа, которые усилиями Юлии Тимошенко были изъяты в госсобственность. На первый взгляд расположенная к бизнесмену исполнительная власть, оказалась не менее амбициозной, чем ей предшествующая. И не менее расчетливой, принимая во внимание неожиданное решение воспрепятствовать возврату газа Дмитрию Васильевичу. Ну хотя бы на словах. Вторая «свинья» Фирташу от ПР и ее лидеров пока что показала миру лишь свое «рыльце», сохраняя свою запачканную «тушку» в тени для пущего эффекта появления на публику. Образный оборот касается ситуации с судебными разбирательствами, затеянными управляющей химическими активам Дмитрия Фирташа австрийской компанией OstChem в отношении аренды Вольногорского горно-металлургического комбината (ВГМК) и Иршанского горно-обогатительного комбината (ИГОК). Если до сих пор, как и в ситуации со спорными кубометрами газа, все говорило о том, что Фирташу удастся отстоять свои интересы в данном деле благодаря политическому лобби, недавно власти дали понять, что вряд ли намереваются делать своему бизнес компаньону одолжение. Комбинаты вдруг снова стали рассматриваться властями в качестве составляющих частей большого государственного титанового холдинга «Титан Украина». |
30.06.2010
Как «уменьшить» долги по зарплате в ситуации их роста
Государственный комитет статистики Украины огласил вчера прискорбную для правительства новость о состоянии с выплатой зарплаты в стране. И тут же подсластил пилюлю. Итак, по сообщению Госкомстата, на 1 июня размер невыплаченных зарплат увеличился на 11,1% по сравнению с состоянием на 1 мая - до 1 887,023 млн грн. А всего за 5 месяцев с начала года долг по зарплате вырос на 28,1%. Еще одно неприятное для нынешней власти, сформированной, как известно, Партией регионов, обстоятельство заключается в том, что наибольший размер невыплаченных зарплат на 1 июня был зафиксирован в Донецкой области - 362,514 млн грн., в Луганской области - 171,810 млн грн. и в Харьковской области - 167,797 млн грн. Как известно, это как раз те регионы востока страны, большая часть населения которых активно поддерживает «регионалов» и, соответственно, голосовала на последних выборах за Виктора Януковича. Конечно же, президент не смог не сделать вид, что крайне возмущен ростом задолженности по зарплате – он вчера метал громы и молнии по этому поводу! В частности, Виктор Федорович приказал премьер-министру Николаю Азарову взять под личный контроль своевременную выплату зарплаты. Причем, данное поручение главы государства должно быть выполнено до 1 августа, сообщила в полдесятого вечера 29 июня пресс-служба президента. Кроме того, до того же 1 августа директорам госпредприятий была обещана суровая кара на случай, если они не сократят в два раза задолженность по зарплате, и прочие «крайние меры»… В общем, Виктор Федорович перед отбытием в Крым на отдых имитировал кипучую деятельность по данному вопросу. Но и премьер-министр Николай Азаров тоже не лыком шит: он придумал для перестраховки одну хитрую штуку, которая, впрочем, при внимательном рассмотрении оказалась банальной попыткой запудрить мозги. |
|
ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ
|