30.09.2009
США: спасение доллара
На прошлой неделе состоялось заседание федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС, на котором нужно было оценить нынешнее состояние американской экономики и решить, что делать с процентной ставкой. ФРС заключила, что длительный экономический спад в США закончился, деловая активность повысилась, на финансовом рынке, а также в жилищном строительстве наблюдаются явные улучшения. Тем не менее, как было подчеркнуто в заявлении по итогам заседания, "медленные темпы восстановления экономического роста обуславливают сохранение исключительно низкой процентной ставки ФРС в течение длительного периода". Соответственно, было решено сохранить процентную ставку на том уровне, на котором она находится с декабря прошлого года,— 0-0,25% годовых. На заседании под председательством главы ФРС Бена Бернанке было также принято решение продолжать реализацию программы покупки ФРС ипотечных долговых обязательств на $1,25 трлн, а также других облигаций на $200 млрд с целью накачать деньгами ипотечный рынок и финансовую систему в целом. Эта программа будет реализовываться не только до конца нынешнего года, но и в первом квартале 2010 года. Об американской инфляции в заявлении говорилось, как обычно, в туманных выражениях: "Свободные ресурсы в экономике, очевидно, сохранятся, и это сдержит рост издержек". Иными словами, опасности ускорения инфляции пока нет, коль скоро производители не могут сослаться при повышении цен на увеличившиеся издержки. Соответственно, ФРС может безбоязненно накачивать экономику деньгами. |
28.09.2009
Укринтеренерго: агония энергетического монополиста
В последнее время все чаще крупные чиновники от энергетики торжественно рапортуют о "небывалых" успехах Украины на экспортном рынке электроэнергии и своих "наполеоновских" планах . В частности, первый заместитель министра топлива и энергетики Украины Олег Бугаев, заявил, что наша страна собирается наращивать поставки электричества в соседнюю Беларусь. Кроме того, по его словам, Украина рассматривает возможность создания в Литве компании для экспорта электроэнергии через Беларусь в эту страну, а также в другие страны Прибалтики. Еще с большим энтузиазмом чиновники рапортуют о возобновлении поставок электроэнергии в Польшу и в Молдову, умалчивая, что именно по их вине ранее этот экспортный поток был прерван. Но глядя на реальное положение дел на отечественном экспортном энергетическом рынке, легко убедиться, что все рассказы руководства Минтопэнерго о якобы грядущих экспортных перспективах государства - это просто попытка отвлечь общественное внимание от явного и грубого нарушения закона и постепенной, но уверенной потери нашей страной своих позиций на европейском энергетическом рынке. Согласно официальным данным того же Министерства топлива и энергетики Украины, наша страна в январе-августе 2009 года сократила экспорт электроэнергии, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в 2,4 раза, а именно на 3,5 млрд кВт-ч, - до 2,2 млрд кВт-ч. Возникает вопрос - а где рекламируемые чиновниками "энергетические победы"? |
27.09.2009
Большая двадцатка - главная по экономике
"Большая двадцатка" наделяется новыми функциями и становится регулярным главным форумом по вопросам международного экономического сотрудничества. Развивающиеся страны получают больший "вес" и влияние в принятии решений, в их пользу будут перераспределены квоты в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке (ВБ). Страны, входящие в группу, обещают бороться с "неправильными" бонусами и излишними рисками. Об этом были достигнуты договоренности на саммите, проходившем в Питтсбурге. Лидеры стран "двадцатки", собравшиеся в Питтсбурге, объявили о превращении группы в регулярно действующий главный форум по вопросам международного экономического сотрудничества. "Сегодня мы наделили "двадцатку" полномочиями центрального форума по вопросам нашего международного экономического сотрудничества", - говорится в проекте коммюнике. Лидеры стран "двадцатки" договорились провести следующие саммиты в июне следующего года в Канаде и в ноябре в Южной Корее. "Мы рассчитываем затем проводить встречи ежегодно", - отмечается в документе. Лидеры стран "двадцатки" также поручили своим представителям выработать к следующему саммиту "рекомендации о том, как сделать максимально эффективным наше сотрудничество". Важность этого решения подчеркнул президент России Дмитрий Медведев. "Двадцатка" вступила в свои полные права. И это очень важно", - сказал он журналистам после саммита. Медведев также отметил важность принятого на саммите решения о совместном анализе макроэкономической ситуации в национальных экономиках, причем не только со стороны Международного валютного фонда, а со стороны других стран. "Я не так давно на эту тему говорил, выступая на конференции в Ярославле, и в статье, по-моему, тоже своей об этом сказал. Речь идет о такой ситуации, когда мы все становимся заложниками, допустим, изменения макроэкономических параметров в крупнейших экономиках мира. Для того, чтобы чувствовать это заранее, мы должны сами заниматься исследованием дел друг у друга. Это довольно революционные изменения, но, в целом, на это решение согласились страны "двадцатки", - сказал он. |
26.09.2009
Украина: банкротство экономической политики
Плачевная ситуация со сбором налоговых поступлений в госказну. Театр абсурда, в который давно превратилась борьба политиков за право стать большим благодетелем для народа за счет либо вымышленных, либо эмиссионных источников доходов бюджета-2010. Разрушающаяся финансовая система, растущая долларизация и уход бизнеса в тень. Огромными темпами увеличивающийся госдолг и девальвация национальной денежной единицы. Ожесточенные «наезды» на Национальный банк в попытке вынудить его напечатать новые гривни. Гипертрофированная зависимость сырьевой экономики от ситуации на мировых товарных рынках. Практически полная потеря доверия реальных, а не спекулятивных внешних инвесторов и дальнейшее ослабление позиций Украины в мировых рейтингах конкурентоспособности... Все это — далеко не полный перечень свидетельств банкротства экономической политики, реализовывавшейся в Украине на протяжении как минимум пяти последних лет. Тем временем последний мировой опыт свидетельствует: бюджетные стимулы — далеко не единственный, а возможно, и не главный инструмент борьбы с кризисом, применяемый в абсолютном большинстве стран. |
24.09.2009
Бюджет Тимошенко: обман на ручнике
С 15 сентября 2010 года в Украине, как и предписано законодательством, начался очередной бюджетный процесс. И, по моему глубокому убеждению, стараниями правительства, подготовившего проект главного финансового документа страны, наше государство стоит на пороге величайшего обмана и финансовой мистификации, призванных послужить предвыборным целям премьер-министра Юлии Тимошенко, которая уже видит себя следующим президентом Украины. Один из самых успешных президентов США Рональд Рейган как-то язвительно, но совершенно правильно заметил: правительство не решает проблем, оно их финансирует. Так вот: правительство Тимошенко не решает и не финансирует множества проблем, стоящих перед страной. Проект госбюджета-2010 – это сплошной обман населения страны, которое совсем скоро превратится в одноразовый народ – в электорат. Проект госбюджета на следующий год – это пустой, политический документ потому, что весь он построен на ложных, неправильных и популистских основаниях, а значит, является заведомо невыполнимым. Правда бюджета – в том, что Тимошенко с его помощью решает сложнейшую проблему – как у всех все отобрать, чтобы потом дать каждому. Но такая правда Тимошенко не нужна. Узнав подлинные данные о реальном состоянии дел в Украине и о неспособности правительства решать стоящие перед страной проблемы, люди не проголосуют за Тимошенко – премьер-министра и кандидата в президенты. А такой исход ее не устраивает. Ее позиция – высшая власть в стране любой ценой. Она действует, как некий Наполеон в юбке – сначала ввяжемся в драку, а там посмотрим. «Смотреть» же придется не только команде Тимошенко или ей самой, но и всему народу Украины. Смотреть на руины экономики и в конечном итоге на развалины родной страны. |
23.09.2009
Тимошенко: продажа Одесского припортового как экономическое преступление
С каждым днём ситуация вокруг приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ) накаляется всё больше и больше. Откровенно говоря, с самого начала было понятно, что ничего хорошего из этого очередного прожекта Тимошенко не получится, и он займёт достойное место в ряду её многочисленных “благих” деяний, каждое из которых неизменно бьёт по экономике Украины и простым гражданам. Но в данном случае Кабмин и Фонд госимущества (ФГИ) сражаются за премьерскую инициативу, “не щадя живота своего”, и, похоже, делать это будут, что называется, до последнего патрона. Отступать-то Тимошенко уже некуда – грядут выборы, на которых надо будет объяснять причины полного провала своей экономической политики (существовала ли такая вообще?), не за горами начало отопительного сезона и очередные переговоры с Россией по “газовому вопросу”. А огромные зияющие дыры в госбюджете не закроются от рассказов, что “вона працюе”, тем более, к печатному станку Нацбанк премьера категорически не допускает. Вот и пришлось воспользоваться советом Шарика из м/ф “Трое из Простоквашино”, и попытаться “продать что-нибудь ненужное”. Таковым, по мнению Тимошенко, как раз и являются принадлежащие государству 99,567% акций ОАО “Одесский припортовой завод”. Иначе за них бы не назначили столь смехотворно маленькую стартовую цену – 4 млрд. грн. По оценкам ряда экспертов, это, приблизительно, раз в 10-15 меньше реальной стоимости предприятия. Правительства ведущих стран мира даже не задумываются о возможности продавать свои стратегические объекты в условиях бушующего сейчас вовсю кризиса, который, кстати, наш премьер до недавнего времени вообще не замечала в Украине. Подбные сделки осуществляют либо до кризиса, либо после завершения, но никак ни в самый его разгар. К тому же, ОПЗ является инвестиционно–привлекательным предприятием, приносящим государству немалую прибыль – 180 млн. грн. в год только в местный бюджет. |
22.09.2009
Тимошенко: операция «Модернизация»
Недавно Юлия Тимошенко объявила о намерении осуществить модернизацию тепловых генерирующих компаний таким образом, чтобы они производили тепло сжигая не газ, а уголь. Принимая во внимание то, какие обильные запасы такого «альтернативного» топлива таит украинская земля, с одной стороны Юлия Владимировна рассудила резонно – страна гарантировано в течение долгих лет смогла бы рассчитывать на бесперебойное энерго- и теплоснабжение. При этом удалось бы еще и сэкономить – производство тепла на угле дешевле, чем на газе. Однако, есть и минус – переход на сжигание угля не лучшим образом может сказаться на экологии. Юлия Тимошенко нарочито подчеркнула позитивные стороны своей идеи для прессы. «Одна гигакаллория тепла, произведенная из природного газа, обходится в три раза дороже, чем от сжигания угля. Причем большинство стран мира, по оценкам специалистов, обеспеченные газом приблизительно на 65-70 лет, а нам хватит запасов украинского угля на 500 лет», - сказала премьер-министр. По ее словам, идея переориентирования украинских ТЭС с газа на уголь уже заложена в специальной Стратегической программе реконструкции и модернизации тепловых генерирующих компаний, эксплуатирующих 72 163 котлов. Кабинет министров Украины планирует осуществить задуманное за счет средств, полученных от продажи Японии квот на выбросы парниковых газов. Как известно, эта сделка принесла Украине кругленькую сумму – 300 млн. евро. Кроме того, в контексте разговоров о финансовом обеспечении Стратегической программы Тимошенко упомянула о том, что ожидается поступление в Госбюджет еще 1 млрд. 700 млн. евро (потенциальный источник происхождение этой суммы премьером, правда, не был озвучен). Получается, финансовый вопрос угольного начинания Кабмина уже решен, и дело остается лишь за малым – реализацией задумки. |
21.09.2009
Украина: ликвидация проблемных банков
Пять из четырнадцати банков с временной администрацией в ближайшее время могут быть переданы на ликвидацию. У инвесторов банков «Арма», «Днистер», БРР, «БИГ Энергия» и Трансбанка есть 10 дней для того, чтобы выполнить взятые на себя обязательства и перечислить в проблемные учреждения необходимые средства. «В этих банках есть инвесторы, но пока они не выполняют взятые на себя обязательства», – сообщил начальник управления кризисного менеджмента НБУ Юрий Петров. Чтобы дисциплинировать новых инвесторов проблемных банков, НБУ поставил условие: либо до начала октября они заводят обещанные средства, либо НБУ начнет процедуру ликвидации этих банков. «До 1 октября судьба этих банков будет решена. Либо инвесторы действительно выполняют условия и работают, либо банки будут переданы на ликвидацию», – категоричен Юрий Петров. Шансы на то, чтобы вложиться в установленные Нацбанком дедлайны, у упомянутых проблемных финучреждений разные. К примеру, потенциальные инвесторы банка «Арма» – группы компаний «Петрус» и «Гамма» – обязались вложить в этот банк 90 млн. грн., но пока не выполнили обещанного. «План финансового оздоровления банка «Арма» пока очень плохо выполняется», – констатирует начальник управления кризисного менеджмента НБУ Юрий Петров. В банке «Днистер» три недели назад сменился временный администратор. Пока что он оценивает ситуацию в банке. «У него есть две недели, чтобы сделать предварительную оценку, и месяц для окончательной», – говорит Юрий Петров. |
20.09.2009
Проблемные банки: прыткие руки в чужом кармане
Не секрет, что самые крупные состояния делаются именно во время кризиса. Но если в нормальных странах для того, чтобы заработать денег, нужно прежде всего поработать головой, то в Украине можно голову и не задействовать. Достаточно иметь напор и хорошие связи с чиновниками. Именно этими двумя качествами пользуются сегодня отечественные воротилы финансов и кредита, когда пытаются получить контроль над национализированными проблемными банками, которые же сами и довели до ручки, вымыв из них все живые активы. Поэтому очень сложно поверить, что попытки Дениса Горбуненко присоединить 75—100 отделений Укрпромбанка к «Родовид Банку», желание собственника едва избежавшего введения временной администрации Имэксбанка Леонида Климова санировать Трансбанк и попытки зайти в «БТА Банк» «приватовско-бютовского» юриста Андрея Портнова связаны с намерением помочь вкладчикам. Скорее, эти действия выглядят попыткой либо заработать денег, либо повысить собственное влияние за счет проблемных банков. Либо и то и другое одновременно. Наиболее ярким примером таких взаимоотношений является ситуация вокруг проблемных банков — лакомого кусочка, побороться за который, используя ресурсы государства, спешат все группы придворных бизнесменов. Впрочем, если в начале этого года они были готовы четко поделить между собой павшие финучреждения, чтобы спокойно высосать из них кровь, то с приближением президентских выборов договоренности нарушаются все чаще. Впрочем, если бы в подобных взаимоотношениях были замечены только бизнес-структуры, с этим можно было бы даже смириться — мало кто в нашей стране построил крупный бизнес, никогда не обманывая партнеров. Однако из отдельных нюансов подковерного сражения за проблемные банки, становящихся достоянием общественности, мы вынуждены сделать парадоксальный вывод: за возможность заработать на деньгах вкладчиков сегодня сражаются именно те, кто, по идее, призван эти деньги всячески защищать. Речь идет о Национальном банке и секретариате президента, с одной стороны, и Кабинете министров — с другой. |
19.09.2009
Юлия Тимошенко: неоправданный «форсаж» в деле ОПЗ
Как известно, спешка нужна при «ловле блох», и в остальных случаях вряд ли способствует удачному осуществлению каких-либо начинаний. К сожалению, украинские правители «нового поколения» до сих пор не могут принять к сведению данную мудрость, и в любом деле пытаются бездумно форсировать события. За постреволюционные годы, в течение которых страна вдохнула, наконец, полной грудью обещанную «демократию», мы имели возможность воочию наблюдать, как любят пришедшие к власти лидеры в спешке решать важные в жизни страны вопросов. Торопить события они продолжают и сейчас в случае с проблемной приватизацией «Одесского припортового завода». Со вчерашнего дня ОАО «Одесский припортовый завод» вновь стал информационным поводом №1 для отечественных СМИ благодаря очередному «па» в исполнении Виктора Ющенко, отменившего своим указом приватизацию предприятия. Глава государства считает, что запланированная Кабмином продажа ОПЗ не отвечает интересам национальной безопасности, по тексту Указа «при отсутствии государственной программы приватизации, адекватной современному уровню развития общественных отношений». Видимо, с тем, чтобы усилить эффект, Ющенко одновременно направил запрос в Конституционный суд относительно правомерности действий Кабмина в деле продажи завода. Таким образом, в романе «О камне... преткновения под названием «ОПЗ» появилась новая глава, в силу ограниченных писательских способностей авторов, повторяющая содержание всех предыдущих. Принимая во внимание тот факт, что «Одесский припортовый» находится «на грани» продажи аж с 1994 года, нынешнему торможению процесса приватизации предприятия вряд ли стоит удивляться. |
17.09.2009
Киев: крах бюджета
Бюджет Киева в этом году может побить все мыслимые рекорды недовыполнения. Власти бы что-то предпринять, но она продолжает делить землю. За первое полугодие 2009-го в казну города и районов удалось собрать лишь 33,2% запланированных доходов. (Подчеркну: это процент от полугодового плана, а не от полного. – Авт.) В том числе в городской бюджет – и того меньше – 32,6%. Такие цифры вчера прозвучали на заседании бюджетной комиссии Киевсовета, где заслушивался вопрос о состоянии выполнения бюджета за первых 6 месяцев текущего года и выполнении программы социально-экономического развития Киева за этот же период. Сколько это реальных миллионов и сколько процентов от всего годового объема бюджета, узнать не удалось. В отчете ГУ экономики таких цифр, к огромному неудовольствию депутатов, не оказалось. Что неудивительно. Как заметил депутат-бютовец Сергей Мельник, план составлен так, что основные поступления в бюджет ожидаются в конце года (в ноябре-декабре), а потому реальная цифра выполнения годового бюджета гораздо меньше озвученных 32%. Интересно, что расходную часть бюджета за полгода городским властям удалось выполнить гораздо «успешнее»: на 41% по Киеву и районам и на 40% – только по Киеву. Таких показателей, по признанию представителей ГУ экономики, удалось достичь благодаря привлечению краткосрочных заимствований из казначейства, которые брались на выполнение социально защищенных бюджетных статей (выплату зарплаты, закупку медикаментов и пр.). |
15.09.2009
Национальный банк Украины: «расчлененка»
Правительство окончательно определилось с формулировкой, объясняющей падение курса гривны в последние недели. Виноват Нацбанк. Он влился в штаб Ющенко и принимает участие в подрыве экономической политики Кабмина, за что будет жестоко наказан. Еще до окончания полномочий Владимира Стельмаха в декабре этого года Нацбанк, возможно, «расчленят», забрав у него банковский надзор… Еще некоторое время назад Кабмин и Нацбанк демонстрировали относительно терпимое друг к другу отношение, в частности, перед лицом многочисленных миссий МВФ. Когда деньги международных доноров были получены и, скажем прямо, потрачены, началась предвыборная жесть. О том, что существует сговор между рядом банковских учреждений и некоторыми чиновниками Нацбанка, писали не только мы. А для представителей власти и правоохранителей это, мягко говоря, не секрет уже давно. Но, несмотря на то, что в юлиной команде – мощная когорта банкиров, гривну таки «потаскали по ухабам». Причем, именно в тот момент, когда правительство выкупало доллары для оплаты российского газа и процентов по займам Минфина. Все это дополнилось другими кознями команды Стельмаха. Например, НБУ нарочито медлил с утверждением основ кредитно-денежной политики на будущий год, без которых сверстать проект госбюджета невозможно. И чуть было не сорвал сегодняшнюю презентацию бюджета, насчитав на будущий год средний курс гривны 8,6 грн./$. Притом, что Минфин якобы рассчитывал проект, исходя из курса 7,5 грн./$. Кстати, в этом тоже есть великая тайна, так и пока не разгаданная. |
15.09.2009
Украина & ВТО: благие намерения
Народные депутаты спят и видят, как бы сделать лучше жизнь украинца. При этом забывают простую и старую, как мир, истину: лучшее - враг хорошего. Если сегодня на вопрос, сколько получаешь, отвечают, на хлеб с колбасой хватает, то народные избранники хотят, чтобы украинцы могли себе позволить хлеб с маслом и куском буженины. А еще лучше, когда качественные молочные и мясные продукты закупались бы у частного фермера. Таким образом, нардепы хотят и мясо с маслом съесть и ВТО удовлетворить. Дело в том, что с 1 января 2010 года вступает в силу статья 35 закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов», согласно которой запрещается продавать на рынках молоко и сыр домашнего производства, а также мясо парнокопытных и других домашних животных. Такой закон был принят еще в 2005 году, как часть подготовки к вступлению Украины во Всемирную торговую организацию. Но вот одна незадача. Закон вступает в силу именно тогда, когда в стране начнутся президентские выборы, а кому, как не власть держащим знать, что злить электорат перед выборами себе дороже. Вот и решили «светлые умы» Верховной Рады быстренько подсуетится: выдумали фишку, которая, по их мнению, должна «запудрить мозги» селянам. |
15.09.2009
Украина & МВФ: кризис транша
Очередного приезда миссии МВФ в Киеве ждали с нетерпением. И не только потому, что премьер хотела привлечь иностранных специалистов к разработке бюджета. Весенний вопрос "А точно ли будет новый транш?" снова стал актуальным. Как пытаются доказать отечественные чиновники своими последними заявлениями, сотрудничество Украины с Международным валютным фондом идет своим чередом, периодически "спотыкаясь" о взаимонепонимание. Причем поводы для разногласий не меняются от месяца к месяцу. Едва стороны достигают компромисса, как вновь оказывается, что официальный Киев то ли не смог, то ли забыл, то ли не успел выполнить заметную часть своих обязательств. И сентябрь 2009 года целиком и полностью вписывается в рамки установившейся традиции "кризиса транша". К концу июля, когда было принято решение о выделении третьего транша кредита stand-by, взаимоотношения Кабмина и МВФ вселяли надежду на лучшее. Украинская сторона тогда обещала "догнать и перегнать" план мероприятий в рамках меморандума о сотрудничестве, иллюстрируя искренность своих намерений постановлением Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики о поднятии "газовых" тарифов для населения и предприятий теплокоммунэнерго с 1 сентября. Представители фонда же, в свою очередь, выказывали одобрение принятым и потенциально принимаемым мерам и не исключали вероятность того, что Фонд может пересмотреть зарезервированные за Украиной суммы в сторону увеличения. Но не прошло и полутора месяцев, как тональность общения кредитора с институтами украинской власти стала заметно жестче. И главной причиной тому, похоже, является удивительная непоследовательность должников-"реформаторов", следующих принципу "миссия уехала - проблемы остались". Судя по масштабам реакции, одной из главных новостей конца августа – начала сентября 2009 года стали высказывания постоянного представителя МВФ в Украине Макса Альера о возможном сворачивании работы с Киевом. "Если не будут выполняться принятые показатели, мы будем анализировать причины такого невыполнения...Если такие отклонения будут результатом намеренной политики, которая будет противоречить духу и целям программы, мы прекратим сотрудничество", - допускал сотрудник международной финансовой организации. И причин для опасений хватало – к концу лета Украина действительно заметно притормозила с выполнением взятых на себя обязательств. |
14.09.2009
Обама перестает спасать экономику
Барак Обама считает, что в государственной программе по спасению экономики страны больше нет необходимости. Американские власти уверены, что страна уже вышла из рецессии и что реанимационные меры пора заменять реабилитационными. Барак Обама намерен свернуть программы участия государства в регулировании финансового сектора, а также реформировать финансовую систему страны. Об этом американский президент объявит в понедельник, 14 сентября, рассказал пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс, передает BBC. В своем выступлении, посвященном глобальному финансовому кризису, Обама также расскажет о мерах, предпринятых его администрацией для восстановления американской экономики от финансового кризиса, и объявит о следующей серии программ по поддержке экономики. Механизм сворачивания мер по поддержке финансовых рынков описывается в документах американского минфина, который ведомство опубликует в тот же день. А меры по регулированию финансовых рынков в крупнейших странах мира будут обсуждаться на предстоящем саммите "большой двадцатки" (G20) в Питтсбурге 24-25 сентября. По мнению главы США, американская экономика начала выходить из рецессии, поэтому в активном спасении больше не нуждается. Барак Обама еще в начале августа объявил, что худший период кризиса остался позади. Причиной столь оптимистичного заявления стало замедление роста безработицы в США. «Я убежден, мы увидим свет в конце тоннеля. Мы спасли экономику от краха», – заявил тогда американский президент. Через полмесяца Обама стал еще более оптимистичным. «Когда я начал работать, финансовая система находилась на гране краха», – заявил Обама в интервью американским телеканалам в воскресенье, 13 сентября. «В то время многие экономисты заявляли, что отказ от стимулирующих мер приведет к негативным последствиям для экономики». «Год назад вопрос о том, перетечет ли рецессия экономики в депрессию, еще стоял открытым, – говорит глава Национального экономического совета при президенте США Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers).– Сегодня же мы совершенно точно можем перейти от программы по спасению к мерам по реабилитации экономики». |
12.09.2009
Костер мирового кризиса завалили деньгами - год после краха Lehman Brothers
15 сентября исполняется год банкротству Lehman Brothers, ставшему своеобразным официальным началом мирового финансового кризиса. И хотя кризисные явления наблюдались еще задолго до банкротства одного из крупнейших финансовых учреждений США (а если быть точными, еще в далеком 2007-м), именно 15.09.2008 кризис со страниц экономической прессы и аналитических записок шагнул в повседневную жизнь простых людей. Символично, что в век информационных технологий этот переход был оформлен в виде телевизионной картинки, на которой сотрудники банка покидали здание, вынося с собой в коробках нехитрый офисный скарб. Эта картинка стала зловещим предзнаменованием: многие зрители увидели свое будущее, еще даже о нем не догадываясь. Наверное, мы никогда так и не узнаем, почему на ночном заседании в Федеральной резервной системе было принято решение отказать в поддержке банку Lehman Brothers. Тем не менее именно после этого решения банкротство финучреждения стало неизбежным, потенциальные покупатели после детального изучения баланса банка поспешили ретироваться, один из главных виновников финансового кризиса был наказан, а эффект домино на мировых финансовых рынках — запущен. Банкротство, казалось, незыблемого столпа, имеющего наивысшие рейтинги, разрушило основу мировой финансовой системы — доверие. В течение нескольких дней финансовые учреждения и инвестиционные компании сократили до минимума лимиты друг на друга. В итоге финансовый ресурс стал полностью недоступен, что практически перекрыло кислород бизнесу в целом. Активное применение заемного капитала при торговле на фондовом рынке толкало вниз мировые финансовые индексы. Великая распродажа активов началась, великое кредитование остановилось, что привело к переходу кризиса из финансовой сферы в реальный сектор. |
09.09.2009
Тимошенко играет с шашечками
Есть хороший анекдот, который, как нельзя, кстати, подходит к теме статьи. Мужик стоит на обочине и голосует. Возле него останавливается «Мазератти». Из машины еле вылезает здоровенный детина, подходит к голосующему и начинает его бить со словами: «Ты где шашечки увидел?!». Если раньше, можно было осудить действия водителя «Мазератти», то сегодня, «грачевание» объявлено премьер-министром Украины вне закона, а заодно правительство планирует навести порядок на рынке пассажирских автоперевозок. Глава правительства 8 сентября отметила, что Кабмин уже на заседании, которое пройдет 9 сентября рассмотрит проект постановления относительно наведения порядка на рынке пассажирских перевозок, но 9 сентября министры пообещали разобраться с нелегальными перевозками в следующий раз. Глава правительства поручила Государственной налоговой администрации, Министерству транспорта и связи, Министерству внутренних дел взять под контроль ситуацию с незаконными пассажирскими перевозками. В целом правительство планировало рассмотреть 27 проектов, подготовленных Советом предпринимателей при Кабмине и Госкомпредпринимательства. Первыми, как всегда, отреагировали налоговики и пообещали проверить… лицензии действующих перевозчиков, что говорит, скорее о начавшемся переделе рынка, чем о решении проблемы. |
04.09.2009
Министерство обороны Украины: приватизация по-военному
И. о. министра обороны Украины Валерий Иващенко о том, сколько и на чем зарабатывает Министерство обороны Украины. Если говорить об излишках имущества, то у нас учтены 430 высвобожденных военных городков общей площадью более 50 тыс. гектаров. На них расположены около 6,5 тыс. зданий и сооружений. Их-то и планируется предложить к реализации в три этапа. На первом этапе на аукционе будут реализованы сооружения, расположенные на землях коммунальной собственности, то есть без земельных участков. На сегодняшний день мы подготовили 19 таких объектов (они есть в общем списке из 51 объекта, который подан на согласование в Кабмин). Второй этап - продажа остальных объектов с прилегающими участками. И третий этап - это подготовка к реализации объектов, на которые пока отсутствуют правоустанавливающие документы на землю - их нужно подготовить в быстром темпе. Кроме того, правительство рассматривает возможность продажи еще 1970 объектов. Поскольку у Минобороны не было денег на подготовку объектов, ее взяли на себя уполномоченные компании-продавцы, такая возможность предусмотрена действующим законодательством. Заключая с ними договоры на реализацию, мы предусмотрели, что они возьмут на себя и затраты по оформлению необходимых документов, а после продажи объекта им будут эти затраты компенсироваться. Вооружение идет на экспорт, а средства от его продажи поступают в общий фонд госбюджета Украины, Минобороны этих средств непосредственно в специальный фонд бюджета не получает. В 2009 году предусмотрено продать оружия и техники на сумму более 202 млн грн. На сегодня выполнено 65,5% от плана. |
04.09.2009
Виктор Янукович: Украинские предприниматели рискуют каждый день
Больше 2-х миллионов частных предпринимателей - это энергичные, самостоятельные люди, многие из которых начинали свое дело буквально «с нуля». Это – отчаянно смелые люди. Они каждый день рискуют – деньгами, репутацией и свободой. Это наши граждане, которые не только добились личного успеха, но и создали миллионы новых рабочих мест. Это – трудолюбивые граждане. У них – 16-часовой рабочий день и нет ни праздников, ни выходных. Реализуя на практике одну из важнейших социальных задач - формирование настоящего, широкого среднего класса. Уже за одно это государство должно им как минимум поклониться. Но ожидать этого от нынешних власть имущих невозможно. Иногда складывается впечатление, что государство объявило войну всем своим гражданам и, в частности, предпринимателям. В нашей стране кредит получить им почти невозможно. Часто меняются налоговые правила. Их постоянно донимают всевозможные контролеры. Глава нынешнего Кабмина, надеясь получить голоса этих граждан, с удовольствием поддерживает постоянные изменения правил сосуществования государства и предпринимателей. Под предлогом борьбы с «мировым кризисом» Кабмин протаскивает свой «антикризисный» пакет законов, направленный, среди прочего, на окончательное «закручивание гаек» для мелкого и среднего бизнеса. |
02.09.2009
Украина: cтрана на вэлфере
Завтра у политической элиты есть повод выпить: исполняется 17 лет с тех пор, как Украина присоединилась к МВФ. Сегодня МВФ вошел в нашу жизнь плотнее, чем шампунь от перхоти и памперсы для грудничков: его помощь – половина украинского бюджета. Власть живет, ничего не делая, тратя заемные деньги на парады, российский газ и собственное содержание… Интересная штука: весь мир обсуждает способы выхода из кризиса, и только на «острове Украина» кризиса как будто нет. В поредевших рядах министров уже давно сияет ключевая «брешь». Страна несколько месяцев спокойно живет без министра финансов. А зачем он, собственно, нужен, если финансов у нас, по сути, тоже нет. Есть долги. Исходя из которых, не помешал бы министр по вопросам долга. Ну, чтобы сидел и вел учет: где взяли, сколько взяли, под какой процент, когда придет срок «не отдавать». Потому, что отдавать мы все равно не будем. Пока пирамида частных заимствований еще держится кое-как – выплачиваем проценты по облигациям. За счет продажи новых облигаций. А системные долги… Они останутся с нами навсегда, превратившись в новые, так сказать, реструктуризированные займы. Опыт-то есть. Виктор Ющенко в 1999 году собственно потому и стал премьером, что Леониду Кучме во втором его президентском сроке кровь из носу нужно было решить проблему рассрочки долгов. Правда, те долги были не МВФовские, а преимущественно «облигационные». Но дело не в этом. Взять хотя бы газового монополиста – «Нефтегаз Украины». По всем экономическим параметрам – он давно банкрот. Но дефолт не объявлял, договора заключает, «принимающей стороной» голубого топлива из России является и дальше, люди там получают нехилую зарплату. Но где был бы тот «Нефтегаз», если бы 3 августа в него не влили 18,6 млрд. грн.? Да, именно в том месте, где вы и подумали. А где в конечном итоге были взяты эти деньги? В МВФ. Поскольку именно транши Фонда «сидят» в начале сложной цепочки перекидывания одной и той же суммы из одного ведомства в другое. |
02.09.2009
Аналитическая записка о реализации правительством бюджетной политики в 2009 году
Рассчитывая показатели Государственного бюджета Украины на 2009 год, правительство обещало, что по итогам года рост экономики составит 100,4%, инфляция составит 109,5%, а номинальный ВВП - 1046,5 млрд. гривен. Несмотря на то, что по результатам І квартала стало понятно, что такие показатели абсурдны и достичь их невозможно, правительство не осуществило их пересмотр и не внесло соответствующих изменений в бюджет. Соответственно, вся макроконструкция экономики и бюджет на данный момент являются искаженными и нереальными, не дают возможности реально формировать доходную часть бюджета и осуществлять бюджетные расходы. За І квартал реальный объем ВВП сократился на 20%, за ІІ квартал - на 18%, что является одним из наихудших показателей в Восточной Европе и странах СНГ. Утрачено фактически треть промышленности. Углубляется спад в сфере услуг, в частности торговле, сокращаются рынки сбыта нашей продукции как за пределами, так и внутри страны из-за снижения платежеспособного спроса населения. Не вызывают оптимизма и факторы, которые могут вызвать ухудшение ситуации в будущем. Это, во-первых, истощенность ресурсов предприятий, в частности, из-за неуклюжей правительственной политики по сбору налогов наперед и задержек в возмещении налога на добавленную стоимость. Во-вторых, фактический переход от политики развития к «политике выживания». Происходит сокращение инвестиций в основной капитал. Предприятия ощущают нехватку даже оборотных средств на осуществление текущих расходов, бюджет не имеет возможности осуществлять инвестиционные расходы из-за ограниченности в ресурсной базе, идея Стабилизационного фонда - выхолощена, а банковская система неспособна заместить эти ресурсы. К тому же, на осень приходится пик нагрузки по долговым платежам корпоративного сектора. |
01.09.2009
Нафтогаз Украины & Укртатнафта: нефтегазовое вредительство
Украинское «царство» скоро можно будет заслуженно идентифицировать как «тридевятое» не только из-за постоянного беспорядка в деятельности законодательной ветви власти, и политических дрязг между претендентами на президентский пост. Одной из главных причин падения рейтинга нашей страны в глазах мирового сообщества является вопиющая бездеятельность отдельных органов государственного управления. Несмотря на громкие декларации правительства о благих устремлениях на пользу страны, некоторые подчиненные ему структурные подразделения демонстрируют полную апатию к делу решения насущных проблем в государстве. Недавнее решение НАК «Нафтогаз Украины» об отказе от участия в собрании акционеров ЗАО «Укртатнафта» стало прямым свидетельством того, что госмонополист на рынке нефти и газа сегодня предпочитает не усложнять себе жизнь попытками улучшить ситуацию на отечественном рынке нефтепродуктов. Следует напомнить, что розничные цены на нефтепродукты в нашей стране только за август увеличились на 2,5%, что многие связывают с падением объема производства топлива украинскими НПЗ, и спекуляциями поставщиков горючего, импортируемого в Украину из-за рубежа. В сложившейся ситуации со стороны «Нафтогаза Украины», как акционера «Укртатнафты», являющейся крупнейшим нефтпереработчиком в нашей стране, было весьма легкомысленно отказаться от рассмотрения важных вопросов, касающихся работы Кременчугского НПЗ. Таким образом, в НАКе фактически дали понять, что проблема спасения рынка от «ценовой атаки» подопечных Олега Дубины нисколько не волнует. |
31.08.2009
Лакшми Миттал: Арселор Миттал Кривой Рог уничтожает Запорожский ферросплавный завод
В годы советской власти Индию у нас очень любили. Она была, как принято говорить сегодня, стратегическим партнером в азиатском регионе. Недаром руководство СССР не уставало повторять о «крепнущей из года в год братской дружбе народов», вершиной которой стал запуск первого индийского космонавта. Миллионы же простых наших сограждан объединились в армию любителей индийского кино – с песнями, танцами, картинными драками, красивыми любовными историями и непременным выводом, что добро обязательно побеждает зло. При этом как-то забывалось, что Индия, по своей сути, является капиталистическим государством, следовательно, делает все в соответствии с собственными расчетом и целесообразностью. В полной мере это прочувствовала на себе уже в наши дни независимая Украина, получившая «большой привет» от земляка «дорогой Индиры Ганди» и самого богатого сталевара планеты с миллиардным состоянием Лакшми Миттала. Вступив во владение, индийский миллиардер провел экстренную «санацию», избавившись от всего «лишнего», по его мнению, и начал даже пересматривать социальные соглашения. Наиболее известными примерами этого стали отказ от финансирования футбольного клуба «Кривбасс» и внесение в мае нынешнего года изменений в договор купли–продажи, согласно которым новый хозяин «Криворожстали» получил право отложить выполнение своих инвестобязательств на $70 млн по техническому перевооружению производства и увеличению его мощностей. |
|
ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ
|