30.06.2010
Как «уменьшить» долги по зарплате в ситуации их роста
Государственный комитет статистики Украины огласил вчера прискорбную для правительства новость о состоянии с выплатой зарплаты в стране. И тут же подсластил пилюлю. Итак, по сообщению Госкомстата, на 1 июня размер невыплаченных зарплат увеличился на 11,1% по сравнению с состоянием на 1 мая - до 1 887,023 млн грн. А всего за 5 месяцев с начала года долг по зарплате вырос на 28,1%. Еще одно неприятное для нынешней власти, сформированной, как известно, Партией регионов, обстоятельство заключается в том, что наибольший размер невыплаченных зарплат на 1 июня был зафиксирован в Донецкой области - 362,514 млн грн., в Луганской области - 171,810 млн грн. и в Харьковской области - 167,797 млн грн. Как известно, это как раз те регионы востока страны, большая часть населения которых активно поддерживает «регионалов» и, соответственно, голосовала на последних выборах за Виктора Януковича. Конечно же, президент не смог не сделать вид, что крайне возмущен ростом задолженности по зарплате – он вчера метал громы и молнии по этому поводу! В частности, Виктор Федорович приказал премьер-министру Николаю Азарову взять под личный контроль своевременную выплату зарплаты. Причем, данное поручение главы государства должно быть выполнено до 1 августа, сообщила в полдесятого вечера 29 июня пресс-служба президента. Кроме того, до того же 1 августа директорам госпредприятий была обещана суровая кара на случай, если они не сократят в два раза задолженность по зарплате, и прочие «крайние меры»… В общем, Виктор Федорович перед отбытием в Крым на отдых имитировал кипучую деятельность по данному вопросу. Но и премьер-министр Николай Азаров тоже не лыком шит: он придумал для перестраховки одну хитрую штуку, которая, впрочем, при внимательном рассмотрении оказалась банальной попыткой запудрить мозги. |
23.06.2010
Минтопэнерго: бензиновые крайности
В начале недели стало известно о том, что Минтопэнерго нашло нового «врага» на розничном рынке нефтепродуктов Украины. Как оказалось, своеобразной «костью в горле» в Кабмине воспринимают белорусских импортеров, поставляющих нам свое топливо. Отечественные чиновники негативно воспринимают то, что белорусские поставщики стали стремительно увеличивать свою долю на украинском рынке, создавая большую конкуренцию украинским производителям топлива. В целях поддержки «вітчизняного виробника» и задумались «на углу Хрещатика и Прорезной» над тем, чтобы ввести пошлины на импортируемые в Украину нефтепродукты. В Министерстве топлива и энергетики официально заявили о том, что серьезно рассматривают возможность введения сбора на топливный импорт, при этом не уточнив предполагаемый размер новой пошлины. Причина такой решимости представителей топливно-энергеического ведомства проста – белорусские поставщики бензина и солярки продают украинцам товар по существенно меньшей цене, чем остальные импортеры, и, тем более, украинские производители. Так, оказалось, что соседи торгуют на украинском рынке в среднем на $60-70/т дешевле, чем, например, поставщики топлива литовского производства. При этом, товар у белорусов не просто относительно дешевый, но и качественный, что выгодно отличает его от многих конкурентов. А особо сильно отличаются от качества украинских нефтепродуктов. Естественно, в виду таких преимуществ топливо наших соседей стало пользоваться большой популярностью и спросом у украинских потребителей, а это сработало не в пользу интересов отечественных производителей бензина. На подобную ситуацию представители Минтопэнерго отреагировали подобно быку, завидевшему красную тряпку – вместо того, чтобы вникнуть в проблему и решить ее не как всегда поверхностно, на «на углу Хрещатика и Прорезной» начали «бить копытом», и готовиться к «пошлинной войне» против топливного импорта из Белоруссии. Воспринимать такое поведение украинских чиновников без иронии сложно. Принимая во внимание объективные причины, по которым белорусское топливо заняло емкую нишу на рынке, вытеснив продукцию украинских производителей, можно сделать вывод о том, что стремясь грубо подавить импорт, наши власти вовсе не пытаются решить проблемы в сфере ценообразования на отечественном рынке нефтепродуктов. |
21.06.2010
Белоруссия - Россия: «Газпром» пирогами не принимает
Газовые переговоры представителей России и Белоруссии в Москве, похоже, не увенчались успехом. Глава "Газпрома" Алексей Миллер доложил в понедельник утром президенту РФ Дмитрию Медведеву, что Белоруссия долг признает, однако предлагает оплатить его бартером (это предложение было озвучено и ранее). Таким образом, переговоры, констатировал Миллер, закончились ничем. Медведев подчеркнул, что в соответствии с российским законодательством, иностранные платежи могут приниматься только в иностранной валюте, иначе это противоречит закону. "Газпром" ничем не может принимать оплату за долг, ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей", - сказал президент. Он предложил переговоры продолжить, "но, по всей вероятности, "Газпрому" придется принимать какие-то решения". Миллер со своей стороны пояснил, что "в соответствии с контрактом, "Газпром" должен ввести ограничение поставок газа пропорционально объему долга". "С какого времени?", - спросил президент. Глава российского газового монополиста ответил, что "Газпром" будет предпринимать эти шаги "с утра сегодняшнего дня". Президент сказал: "Приступайте тогда к соответствующей процедуре, сохраняя взаимодействие с белорусскими партнерами и побуждая их к исполнению договора и в соответствии с теми правилами, которые существуют у "Газпрома" с иными контрагентами". Медведев отметил, что необходимо "ввести в действие решение "Газпрома" с оповещением наших контрагентов об этих решениях - с контрагентами, которые так или иначе связаны с этими шагами". "А с Белоруссией продолжить консультации в соответствии с теми условиями, которые мы с ними согласовали", - добавил президент. |
18.06.2010
Лугансктепловоз: трагедия фарса
Говорят, история повторяется сначала как трагедия, а потом как фарс. История трехразовой продажи 76% акций Холдинговой компании «Лугансктепловоз» сразу началась с фарса и закончилась комедией (хотя если говорить об интересах госбюджета – то трагедией). Над ней теперь горько смеются все разумные люди. Ведь стратегически важное предприятие снова перешло в собственность российского «Трансмашхолдинга», только теперь за гораздо меньшую сумму, нежели в прошлый раз, когда оно тоже было продано весьма недорого. Стремление российских «инвесторов» как можно дешевле заполучить «Лугансктепловоз» оказалось таким же последовательным, как и беспринципность руководителей Фонда Госимущества Украины. Будь то Валентина Семенюк или Александр Рябченко. Носит ли эта любовь к соседям политический или финансовый характер, не столь важно. Украинскому бюджету от этого не легче. Сначала «Лугансктепловоз» «успешно» продали входящему в группу «Финансы и Кредит» «АвтоКрАЗ-холдингу» еще в 2001 году. И так же успешно отменили результаты торгов в судебном порядке с подачи ФГИ. Второй псевдоконкурс должен был состояться 2 октября 2006 года. Кто-то наверху так хотел видеть победителем «Трансмашхолдинг», что не только прописал под него условия торгов (в результате в них не смогли принять участие солидные инвесторы типа немецкого Siemens, французского Alstom или польского Kolej Baltyck, а также украинские компании), но и через некоторое время успешно преодолел судебное решение запрете проведения конкурса, инициированное «Укрзализныцей». Вечером 22 марта 2007 года Хозсуд Киева отменил свое же решение о запрете, а уже утром 23 марта «Трансмашхолдинг», победил в «честной конкурентной борьбе». Точнее сказать одна его дочерняя компания взала верх над другой его же «дочкой», и стала обладателем акций «Лугансктепловоза». Битва «конкурентов» была «изнурительной и жесткой» - предприятие было продано на целых 500 тысяч гривен больше от стартовой цены. |
17.06.2010
Михаил Бродский: «оптимизатор» - враг бюджета
Перед нынешним правительством стоит задача №1 – наполнить доходную часть бюджета, во что бы то ни стало. Вот тут и приходится выкручиваться, чтобы и уважаемым людям на мозоли не наступать, и народу шелковую петлю на шее накинуть, но сильно не сдавить, и себя не обидеть. Поэтому Кабмин решил идти по проторенной дорожке, повышая старые и вводя новые виды налогов. Но тут правительство сталкивается с, можно сказать, вечной проблемой: как только начинают действовать новые налоги, тут же ушлые бизнесмены придумывают новые схемы, которые оптимизируют расходы, а менее умные предприниматели банально уходят в «тень» и начинают играть в прятки с мытарями, надеясь на пресловутый авось. В ГНАУ научились более-менее бороться с «теневиками», а вот с «оптимизаторами», которые используют упрощенную систему налогообложения, дела обстоят сложнее. Правда, не стоит забывать, что частные предприниматели жестко отстаивают свои права. Да и защитников у малого бизнеса тоже хватает. Сам Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства чего стоит. Но новый председатель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский решил пойти войной на «псевдоединоложников». Бизнесмены-оптимизаторы уже 10 лет успешно используют упрощенную систему налогообложения. Как заявил Бродский, из существующих в Украине более 1 млн. предпринимателей, которые работают на едином налоге, 300 тыс. лжепредпринимателей используют упрощенную систему налогообложения для уклонения от уплаты налогов и «оптимизации» расходов. Глава Госкомпредпринимательства уверен, что «единый налог, который был введен для самозанятых предпринимателей в 1999 г., используется очень «способными» людьми для того, чтобы разбогатеть». |
11.06.2010
Тариэл Васадзе: автолобби - перезагрузка
Недавно появилась возможность заключить, что у вице-премьер министра Украины Андрея Клюева имеются поистине «наполеоновские» планы развития отдельных производственных отраслей. Например, высокопоставленный чиновник заявил о том, что считает возможным развитие вертолетостроения в Украине. И это на основании того, что в нашей стране всего-то налажено производство вертолетных двигателей… Дальше больше. Клюев поднял болезненную для украинских автоимпортеров тему – пообещал принять меры для поддержки украинской автомобилестроительной отрасли. Как известно, в период работы на посту президента Виктора Ющенко, а премьер-министра - Юлии Тимошенко, в Украине была проделана поистине масштабная работа по обеспечению льготами производителей отечественного автопрома. Чего стоит одиозная 13%-ная пошлина на импортируемые в нашу страну автомобили иностранного производства. Год назад представители иностранных автопроизводителей оказались в патовой ситуации, оказавшись вынужденными продавать украинцам продукцию по запредельно завышенной цене в том время, как украинская автосборка могла позволить себе торговать иномарками дешевле, поскольку закупаемые ими автокомплекты по закону пошлиной не облагались. Для несведущих поясним – АвтоЗАЗ (УкрАвто) и Луцкий автозавод (Богдан) собирают свой иностранный товар путем крупно- и мелко-узловой сборки, и, соответственно, ввозят автомобили из-за рубежа в разобранном виде. Фактически, автомобиль без колес, бамперов и со снятым двигателем уже не считается полноценным импортным товаром, а идентифицируется на таможне, как «автокомплект». Хитро и выгодно – для авторов такой стратегии, зло и сердито – для украинских покупателей. С последним тезисом вряд ли не согласиться хотя бы кто-то из украинских автовладельцев. Самое печальное в вышеописанной ситуации - владельцы украинских автомобильных корпораций позиционируют себя «автопроизводителями» при подобной специфике своего производства. А ведь даже не будучи специалистом в сфере автомобилестроения можно заключить, что ничего общего такой «лего-конструктор» с полноценным производственным циклом автомобильной продукции не имеет. Единственным авто исконно украинского производства является разве что детище АвтоЗАЗа – «Славута», да «Дэу Ланос», с чем мы друг друга и можем поздравить… Так вот, логично было бы поинтересоваться у господина Клюева – не производство ли «Славут» и «Ланосов» он так патриотически нынче пытается поддержать? |
01.06.2010
Госфинмониторинг: налогами по карманам
После того, как 20 мая Верховная Рада приняла закон, расширяющий полномочия Государственной налоговой администрации Украины появился повод опасаться, что в перспективе давление государственной машины на предпринимателей Украины колоссально вырастет. Следует заметить, что наибольшие потери при таком развитии событий понесет средний и малый бизнес. В отличие от крупных промышленных корпораций, которые тоже сильно пострадают от нововведений, мелкие предприниматели и коммерсанты средней руки окажутся не в состоянии удовлетворять все фискальные запросы государства. Это значит, что в стране грядет период «вымирания» мелкого и среднего бизнеса, и его неизбежный уход в «тень». Уточним, что Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно налогообложения)» предусматривает расширение полномочий ГНАУ, внесение поправок в ряд законов о налогообложении, а также повышение акцизов на алкогольные напитки, пиво, сигареты и нефтепродукты. Логично предположить, что обусловленное поправками закона увеличение налоговой и акцизной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в Украине, осуществляется прежде всего с целью концентрации средств в Государственном бюджете. С одной стороны, такой шаг можно назвать вынужденным в силу тех вызовов, которые стоят перед нашей страной в период выхода из экономического кризиса. Благие намерения в данном случае перечеркивает бессмысленный перекос с предоставлением ГНАУ бесконтрольных полномочий, в результате чего на уровне налогообложения может возникнуть диктатура, которая повлечет негативные последствия для экономики страны. Согласно принятому закону, центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в их функциональном подчинении. Такая норма не касается органов государственной налоговой службы, которые имеют право осуществлять такой контроль на всех предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения. Фактически получается, что ГНАУ превращается в неподконтрольного центральной власти «Робин Гуда», который в праве на свое усмотрение осуществлять «благотворительную» миссию взимания налогов и поборов с кого угодно. Учитывая «старательность» украинских налоговиков, и стремление при возможности перевыполнить план налоговых поступлений, подобная вольница ГНАУ воспринимается предпринимателями гарантией постоянных «прогулок по Шервурдскому лесу». |
01.06.2010
Украина: недострой «второй свежести»
Уже второй год «аналитики» и «эксперты» украинского рынка недвижимости пытаются «вбить в голову» простому обывателю, у которого нет собственного жилья, но есть мечта его приобрести, что ситуация на рынке недвижимости располагает к покупке. Мол, продажи недвижимости растут день ото дня, так что пора покупать квартиры и загородные дома, а то завтра будет дороже. Но их старания тщетны. Уже второй год подряд банки не спешат выдавать кредиты строительным организациям, и размораживать ипотеку для физлиц. У застройщиков своих денег недостаточно даже для завершения уже начатых проектов. Непонимание между банками и застройщиками возникло с приходом экономического кризиса. Застройщики оказались самыми неплатежеспособными клиентами, а строительство – самой инвестиционно-непривлекательной отраслью. Вот и стоят по всей Украине «голые» остовы зданий, символизирующие крах строительного рынка. Уже второй год подряд правительство не может определиться, как поступать с объектами, степень готовности которых достигает 50-70%. Позже было решено достроить дома, которые готовы на 70%. Вот только никто не смог подсчитать, сколько таких домов. Процесс составления перечня таких объектов затянулся. Правительству Юлии Тимошенко, судя по всему, помешали выборы президента – других проблем хватало. Впрочем, несколько объектов были показательно профинансированы в разгар избирательной кампании, но это частные случаи, не отражающие ситуации в целом. |
|
ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ
|