28.03.2009
Юлия Тимошенко: японский «левак»
Сейчас Юлия Владимировна Тимошенко пытается убедить народ, что в кризисный период всем сердцем переживает за Украину. На что только не идет «женщина с косой», чтобы доказать украинцам свою искренность. Вот недавно, посещая Японию в рамках сделки по продаже квот на выбросы углерода, даже сгоряча помолилась в синтоистском храме за то, чтобы Украина как можно легче пережила кризис. Журналистам об этом леди-премьер сообщила с заметной гордостью. Видимо, уже забыла, как в народе восприняли подобный порыв Виктора Ющенко, решившегося примерить кипу, и в таком виде публично помолиться с иудеями в Израиле. В контексте синтоистских «опытов» Тимошенко, большой интерес вызвали и ее речи о том, как украинское правительство планирует расходовать средства за проданные парниковые газы. «Полученные средства Украина на 100% использует в сотрудничестве с японскими корпорациями на зеленые экологические проекты. Хочу подчеркнуть – не на 10%, не на 50%, а все на 100%», - пообещала Тимошенко. При этом, она упустила из виду важный момент - обычно, когда человек с подмоченной репутацией во всеуслышание обещает совершить благородный поступок, от него сразу же ожидают очередной пакости. В контексте нынешних заигрываний с Японией, да еще и в столь щепетильном вопросе, как торговля углеродными квотами, от Юлии Владимировны впору ожидать именно подобного сюрприза. Речь ведь идет о сделке не то, что не на один десяток – не на одну сотню миллионов американских долларов. Если быть точнее, в рамках Киотского протокола Япония планирует купить у Украины квоты на выброс 30 млн. тонн парниковых газов, примерно за $305 млн. По некоторым данным, Украина даже уступает квоты «по дешевке». Вот и думай после этого, к чему вдруг у леди-премьера проснулся настолько живой интерес к распродаже «киотского товара», да еще и с уступкой. Складывается впечатление, что с развитием кризиса Юлия Владимировна попросту решила хвататься за любую «ниточку», ведущую к хрустящим баксам. Естественно, не факт, что при этом денежки будут использоваться для поднятия национального благосостояния. |
23.03.2009
Путин обанкротит Нафтогаз?
Как сообщил источник, близкий к российской делегации международной инвестиционной конференции в Брюсселе, с 1 апреля 2009 года Газпром будет поставлять газ НАК Нафтогазу исключительно на условиях предоплаты. Указанные меры - ответный шаг на неконструктивную позицию Украины и ЕС в вопросах модернизации украинской газотранспортной системы. По словам источника, Нафтогаз не сможет оплатить газ вперед, даже по планируемой цене в 280 долларов за тысячу кубометров по законтрактованным объемам, так Нафтогаз не располагает финансовыми ресурсами и "по уши в долгах". Сегодня Украина подписала с Евросоюзом по итогам международной конференции в Брюсселе совместную декларацию, рассчитывая на миллиарды евро инвестиций и обещая создать "прозрачный" газовый рынок. Россию, выступающую за трехстороннее соглашение о модернизации украинской газотранспортной системы, практически исключили из обсуждения вопроса. Украинско-европейские договоренности без полноценного участия России как основного поставщика газа вызвали довольно резкую реакцию российских властей. Российская делегация, которая также принимала участие в конференции, покинула ее в знак протеста, что РФ была практически исключена из процесса обсуждения, а премьер-министр России Владимир Путин пригрозил пересмотром отношений с ЕС, если интересы Москвы будут игнорировать, МИД РФ предупредил, что декларация может привести к подорожанию газа для Европы и Украины. |
23.03.2009
Совместная декларация Украины ЕС по модернизации украинской газотранспортной системы. ФОТО ДОКУМЕНТОВ
Украина обязалась перед Европой создать прозрачный газовый рынок. В структуре НАК "Нафтогаз" планируется создание группы технической координации, которая будет отвечать за разработку комплексного бизнес-плана проведения модернизации ГТС. Это только два шага, предусмотренные совместной декларации по итогам Международной инвестиционной конференции по модернизации украинской газотранспортной системы. Этот документ в понедельник в Брюсселе подписали премьер Юлия Тимошенко, со стороны Еврокомиссии - комиссары ЕС по вопросам внешних отношений и Европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер и по вопросам энергетики Андрис Пибалгс.
Правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и
развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк (ВБ)
подписали совместную декларацию по итогам международной донорской конференции по
модернизации украинской газотранспортной системы. Документ с украинской стороны
подписала премьер-министр Юлия Тимошенко, со стороны Европейской комиссии -
европейский комиссар по вопросам внешней политики и Европейской политики
соседства - Бенита Ферреро-Вальднер и европейский комиссар по энергетике Андрис
Пибалгс, со стороны ЕИБ - президент Филипп Майстадт, со стороны ЕБРР - первый
вице-президент Валер Фриман, со стороны ВБ - Мартин Райзер. Церемония подписания
состоялась в понедельник, 23 марта, в Брюсселе в ходе конференции в присутствии
президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу и президента Украины
Виктора Ющенко. |
23.03.2009
Квартирные спекулянты - на краю пропасти
Строительный рынок жилья — один из самых грязных видов бизнеса в Украине. Здесь столько лжи, алчности, непрофессионализма и популизма! А по уровню коррумпированности он, скорее всего, не имеет себе равных. Не надо питать иллюзий: этой клоаке пришел конец. Идет настоящая информационная война. На телевидении руководители строительных фирм, ведущие риелторы бьют себя в грудь, доказывая незыблемость былой строительной доктрины. При этом порой несут такую чушь, так безбожно врут не краснея, что мне даже стыдно смотреть на эту клоунаду. И что характерно, в студии никогда не присутствуют оппоненты, которые бы высказывали иную точку зрения. Очень поучителен один случай, рассказанный достаточно объективным харьковским риелтором. Руководитель одной крупной риелторской компании в свое время прикупил 5—6 квартир, сделал, так сказать, выгодное инвестирование. Из-за собственной самонадеянности он не успел их продать к началу кризиса и остался с тающим на глазах капиталом. Он всячески пытался продать свои квартиры. При этом, чтобы поднять их цену, выкупал страницы рекламных газет и печатал там фиктивные объявления купли-продажи по явно завышенным ценам, чтобы создать видимость все еще высоких цен на рынке жилья, искажал реальные рейтинги. Но так и остался со своими нераспроданными квартирами. Не думаю, что такой умник есть только в Харькове. Ничего, ждем, не нервничаем. «Никогда ни о чем не просите — сами придут и предложат...» Чем более затяжным будет кризис, тем сильнее «просядут» цены на жилье. После мелкого кризиса 1998 года они восстанавливались в течение нескольких лет. Нынешний же кризис ни с чем не сравнимый, и здесь даже прогнозы строить нелепо. Думаю, полностью он закончится лет через 5 (первая фаза — в 2010 г.), а цены восстановятся лет через 10. Но это будут уже не те цены, что еще год назад, а прошедшие через горнило инфляции. Наибольшая корректировка цен на жилье произойдет, естественно, там, где они были наиболее искажены и раздуты, — в Киеве. Их падение будет гораздо ощутимее, чем в провинции. И если раньше по стране не было большой дифференциации цен на старое жилье (относительно старое, очень старое) и новое, т. к. ажиотажный спрос сметал все подчистую, то в будущем предаварийное жилье подешевеет очень сильно. Это потянет за собой (прежде всего — морально) и другие сегменты рынка недвижимости. Ведь в рекламных объявлениях не указывается истинное состояние жилья, а разброс цен будет в 3—5 раз, и доказать обоснованность более высокой цены для потенциального покупателя будет достаточно сложно. |
23.03.2009
Азиатский капитализм преподает Уроки Западу
Азиатские элиты всегда смотрели на мир по-другому, нежели западные. И после окончания кризиса эта разница взглядов только расширится. Вполне естественно, что Азия будет с опаской воспринимать любую рекомендацию в сфере экономики со стороны Запада, в частности, потому, что большинство жителей Азии уверены - кризис только подтвердил правильность «Азиатского подхода» к капитализму. Если быть более точным, существует не единственный «Азиатский подход». Экономика Китая регулируется не так, как в Индии. Тем не менее, ни Китай, ни Индия не потеряли своей веры в капитализм, поскольку у обеих элит свежи в памяти воспоминания о докапиталистичесокй жизни. Китай хорошо помнит катастрофичные последствия Маоистской плановой экономики. В свою очередь, Индия помнит низкие темпы роста в период правления Неру. Преимущества свободного рынка для Азии огромны: повышение производительности труда, эффективное освоение и использование природных ресурсов, впечатляющий рост экономического благосостояния и, что самое важное, сотни миллионов людей, спасённых от тотальной нищеты. Взгляните на историю Китая глазами простого китайца. С 1842 по 1979 год Китай подвергся иностранной оккупации, гражданские войны, японское вторжение, культурная революция. Однако, после поэтапного проведения Дэн Сяопином реформ, направленных на создание свободного рынка, китайский народ увидел беспрецедентный рост уровня жизни.
Вероятно, азиатский финансовый кризис 1997-98 гг. был тем «худом», без которого
не бывает «добра». Неудача МВФ и западной политики заставили задуматься
азиатские умы о создании своих собственных механизмов защиты от экономического
спада. Таким образом, началось десятилетнее накопление инвалютных резервов.
Китай увеличил их с $145 млрд. в конце 1998 г. до почти $2,000 млрд.
(€1,520млрд., £1,430 млрд) в конце 2008 г. Индия соответственно с $27.83млрд. в
начале 1998 г. до $315.6 млрд. в июне 2008 г. Этот огромный запас помогает
защитить азиатские страны и пережить бурю. |
20.03.2009
Тимошенко: Искусство «опошления» импорта
Вчерашнее постановление Кабинета министров Украины об отмене действия 13% надбавки к пошлине на импорт товаров ясно дало понять, насколько узко мыслят нынешние правительственные умы в кризисной ситуации. Случай со скандальным повышением злополучной надбавки – классическая «палка о двух концах». В декабре прошлого года проправительственное парламентское большинство удовлетворило свою 13%-ную «потребность» даже несмотря на негативную реакцию импортеров, и перспективы ухудшения отношений с ВТО и МВФ. Теперь же, Кабмин вроде как совершил подвиг… на самом деле, исправив свою же ошибку. Удивительно, как нынче легко проправительственное «крыло» власти позволяет противоречить самому себе в принятии жизненно важных для страны решений. Повысивший пошлину на импорт Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом», был принят при активном участии БЮТ (в разработке закона был замечен небезызвестный Сергей Терехин). Сегодня же, лидер упомянутого политблока и премьер-министр «по совместительству» улучшает свой имидж, позиционируя себя борцом с обидчиками импортеров. Казалось бы, где логика? Неужели и в этой ситуации происходящее следовало бы списать на женскую специфику таковой? Копнув глубже в данной теме, можно убедиться в том, что три месяца назад у Юлии Владимировны на самом деле был вполне обоснованный интерес во введении 13% надбавки. Это было вынужденной мерой для премьера, который оказался лицом к лицу с кризисной реальностью. По итогам десяти месяцев прошлого года отрицательное сальдо внешней торговли Украины достигло 16 миллиардов долларов. И это при том, что за весь 2007 год этот показатель составил около 7,9 миллиарда. Катастрофическое снижение инвестиционной привлекательности Украины, отток капитала из нашей страны, падения производства в экспортоориентированных отраслях на фоне абсолютной свободы импорта в Украине, привело к падению гривны «ниже плинтуса». Естественно, это никак не соответствовало той «правде», которую правительство Тимошенко прописывало в Госбюджете для МВФ, а потому надо было что-то срочно делать ради искусственного вытягивания гривны к «стабильности». |
19.03.2009
Украину спасет теневая экономика?
Наиболее серьезные пертурбации происходят в сфере оплаты труда. По оценкам наблюдателей, в целом по стране в докризисное время теневая зарплата превышала официальную в 3,1 раза, в сельском хозяйстве — в 4,4, промышленности — 3,9, строительстве — 2,5, сфере услуг — 1,8 раза. При этом, как уточняют эксперты, именно высокая фискальная нагрузка на фонд оплаты труда была одним из главных факторов, заставляющих собственников уводить бизнес в тень. «Кризис реструктуризировал этот сектор. Сегодня «конвертная» зарплата существенно уменьшилась, компании перешли к режиму жесткой экономии, что подтолкнуло их к сокращению неофициальных выплат. Ведь «белые» зарплаты и без того были сведены к минимуму. К тому же урезание «черных» зарплат не вызовет претензий у контролирующих органов. Легальную зарплату устанавливали исходя из неформальных требований местных властей по уплате отчислений в социальные фонды, и ее сокращение вызовет много вопросов», — говорит «k:» ведущий эксперт центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Владимир Дубровский. По разным оценкам, с начала года доля зарплат в конвертах сократилась до 30%. Не менее значительные изменения происходят в сфере денежного обращения: с наступлением кризиса оборот средств за пределами банковской системы будет только увеличиваться. По словам директора Дирекции банковского регулирования и надзора НБУ Василия Пасичника, отток средств из банков за период кризиса составил 86 млрд. грн. При этом рефинансирование со стороны Нацбанка превысило 70 млрд. грн. Иными словами, практически все, что ссужает регулятор, тут же переходит в теневой оборот. Отчасти этому способствует и происходящее с самими финучреждениями. Дефицит ликвидности спровоцировал масштабные задержки платежей с их стороны, что заставляет предприятия увеличивать долю наличных расчетов с контрагентами. По словам президента Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило, серьезных масштабов достигло теневое обращение валюты, в том числе неучтенная продажа товаров за наличные и нелегальные бартерные обмены товарами. До кризиса обороты черного нала, по разным оценкам, составляли от 40 до 60% розничного товарооборота, сегодня этот показатель может возрасти до 70%, прогнозируют эксперты. |
13.03.2009
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ: ЗАКОНОМЕРНЫЙ ФИНАЛ
Вообще-то от жадности можно и помереть. А что? — вполне даже можно. Можно от жадности попытаться хапнуть больше, чем можешь переварить. Тогда угроза — заворот кишок, несварение желудка, язвы всякие прободные. И ещё не факт, что в таком случае непременно помогут меры постороннего. Особенно если этот посторонний руководим фееричными бездарностями. Есть замечательный в этом смысле пример: банковская система Украины. Сначала банки хотели шикарно заработать. Причём заработать вполне рутинно, не особенно заморачиваясь насчет изобретения чего-то новенького1. Когда на счетах у них начала скапливаться иностранная валюта, они не придумали ничего более умного, как добиться незаконного благословения в НБУ выдавать эту валюту для внутренних потребительских кредитов. Теперь снова химичат, чтобы возвратить вздорожавшую валюту. Но, понимаете, основная проблема займов всегда заключалась в одном и том же: берёшь чужие и на время, а отдавать надо свои и навсегда. Подкреплялись банки вкладами по полной программе. А чего? вклады в иностранной валюте резвенько уходили в потребительские кредиты, да и в гривне — тоже туда же. Всё благополучно считали проценты и прибыли, даже не задаваясь при этом вопросом — откуда такая прибыль, если прирост валового внутреннего продукта меньше того, что насчитывают в качестве процентов. |
11.03.2009
Фирташ обратился в Стокгольмский арбитраж
Спор за 11 млрд кубометров газа между RosUkrEnergo и НАК «Нафтогаз Украины» будет решаться в международных судах. Вчера швейцарский трейдер обратился с иском в Стокгольмский арбитражный суд, потребовав возвращения 11 млрд кубометров газа или возмещения его стоимости. В иске в Стокгольмский арбитражный суд, который RosUkrEnergo (RUE) направила вчера, компания просит начать разбирательства в отношении НАК «Нафтогаз Украины» и обязать ее вернуть 11 млрд кубометров газа, растаможенные украинской монополией. «Мы обратились с предварительным требованием вернуть газ, но мы также можем потребовать оплатить его по ценам, по которым он мог быть продан в странах Евросоюза»,– сообщил высокопоставленный источник в RUE. По данным «Газпрома», цена на газ на внутреннем рынке Польши и Венгрии, где работает RUE, в январе-феврале достигала $500-550 за тысячу кубометров. Отметим, что это уже не первый судебный иск, поданный RUE. 2 и 5 февраля иски были поданы в другие европейские суды в связи с отказом «Нафтогаза» поставлять газ швейцарской компании из украинских подземных хранилищ. Конфликт за спорные 11 млрд кубометров газа начался после подписания премьер-министром Юлией Тимошенко 22 января соглашений с «Газпромом». Тогда НАК «Нафтогаз Украины» потребовала от «Газпрома» обеспечить ее 4,5 млрд кубометрами дешевого газа, необходимого для сохранения низкой ставки на транзит российского топлива через территорию Украины. В ответ «Газпром» переуступил «Нафтогазу» право требования от RUE $1,7 млрд в виде финансовых средств либо в виде 11 млрд кубометров газа (по $154 за тысячу кубометров). Позже, ссылаясь на право требования, «Нафтогаз» продал этот газ «Газпрому», а тот, в свою очередь,– НАК. Это дало возможность растаможить газ и начать его продажу в Украине. |
09.03.2009
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ: КРАХ НЕМИНУЕМ?
Нам предстоит стать свидетелями банкротства и ликвидации более половины украинских банков. Их владельцы энергично и уже практически открыто готовятся к дефолтам, любыми путями выводя активы за рубеж. Существование банковской системы в сегодняшнем виде высасывает последние жизненные соки из украинской экономики и украинского социума. Время национализировать банки и тем самым спасти национальную банковскую систему упущено. Бездарные правители нашей
страны не имеют сколько-нибудь стоящей концепции реформирования финансово-кредитной системы. Сегодня руководители Украины могут лишь пассивно наблюдать за процессом разрушения, будучи не в состоянии взять под контроль государства золотовалютные ресурсы, деньги украинских кредиторов и заемщиков,
финансовые потоки, текущие из страны за границу. Чиновники НБУ будут вынуждены в дальнейшем вводить временные администрации все в большем и в большем количестве банков. В скором времени окажется, что половина украинских банков управляются НБУ с целью их ликвидации. Поэтому руководству
Нацбанка необходимо уже сегодня готовить армию чиновников, которые будут годами заседать в ликвидационных комиссиях банков, годами кормиться за счет ликвидационной массы, собирая активы каждого банка. Любой банкир может подтвердить, что банкротство банка — самый простой и удобный способ наживы чиновников НБУ, которые, используя коррупционные схемы, примутся «рисовать» зачеты между обязательствами и требованиями банка. При этом мотивация возвращения денег вкладчикам полностью отсутствует. |
05.03.2009
НАФТОГАЗ ЗАПЛАТИЛ ГАЗПРОМУ 80% ЗА ФЕВРАЛЬСКИЙ ГАЗ
НАК
"Нафтогаз" Украины перечислил "Газпрому" более 80% оплаты за газ за февраль,
сообщает украинская сторона. Таким образом, обязательства Украины перед Россией
за февральские поставки российского газа почти выполнены. "Подтверждение о
получении денег получено от корреспондентского банка "Газпрома", - сказал
пресс-секретарь НАК Валентин Землянский. Остальная сумма будет перечислена в
установленный срок до 7 марта. Если украинская сторона не перечислит
деньги за поставленный в феврале газ до 7 марта, следующие поставки газа на
Украину "Газпром" будет осуществлять только на условиях предоплаты. В
первом квартале российский газ поставляется в Украину по максимальной цене в
$360 за тысячу кубометров. В следующие периоды цена будет снижаться, следуя за
динамикой цен на нефтепродукты. Правительство Украины прогнозирует, что
среднегодовая цена в 2009 году составит $228,8 за тысячу кубометров. В
среду "Газпром" высказал обеспокоенность бурным спором за российский газ и за
документы о его поставках, происходившими в среду в Киеве. Газовый концерн
опасался, что проведенные Службой безопасности Украины следственные действия в
центральном офисе НАК "Нафтогаз Украины" могут помешать украинской стороне
вовремя перечислить деньги. Представитель "Газпрома" выразил надежду, что эти
события "не повлияют на полное и своевременное выполнение обязательств "Нафтогаза
Украины" по оплате февральских поставок российского газа на Украину, также по
обеспечению транзита газа по территории Украины в Европу". |
04.03.2009
Ющенко и Тимошенко сдались
МВФ: согласились отменить льготы, повысить цены и отпустить гривну
(ФОТО ДОКУМЕНТОВ)
В
понедельник вечером стало известно, что Международному валютному фонду ушло
письмо от украинских властей за подписями Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и главы
НБУ Владимира Стельмаха. Партия Регионов, представитель которой Николай Азаров
участвовал в обсуждении письма в пятницу, заявила об отказе от подписи. А спикер
ВР Владимир Литвин, как сообщили нам депутаты, на вопрос — будет ли он
подписывать письмо, — ответил: "Я ничего без парламента под скатертью
подписывать не буду". А это значит, что за текст письма нужно было бы голосовать
депутатам. Но письмо совсем не укладывается в рамки
предвыборной кампании. В редакцию нашей газеты поступил черновой его вариант, в
котором перечислено то, что украинская власть обещает сделать в обмен на
предоставление очередного транша МВФ. Причем, судя по структуре документа, текст
писался фондом, а наша власть внесла в него правки и подписала.
Перечислим только самые резонансные обещания. Во-первых, это пенсионная реформа,
которую должны ввести до конца 2009 года: согласно ей, каждый год в Украине
будет подниматься пенсионный возраст на шесть месяцев (чтоб меньше тратится на
пенсионеров). То есть в 2010-м на пенсию будут выходить в 60,5 лет мужчины и в
55,5 лет женщины, в 2011-м — в 61 и 56 соответственно. Когда рост возраста
остановится, не сообщается. Во-вторых, будут
ликвидированы все льготы по коммунальным услугам. Причем в документе не делается
никаких исключений, а это означает, что льготы, может быть, уберут даже
ветеранам войны и инвалидам. В-третьих, обещают
значительно повысить цены на газ для населения. То есть фактически ее хотят
довести до уровня рыночной, чтобы государство не дотировало из бюджета разницу. В-четвертых,
обещается установление рыночного курса гривни к доллару, причем после его
стабилизации (уровень не указан) Нацбанк должен сильно ограничить интервенции на
межбанке ради сохранности своих золотвалютных резервов. Также
в документе четко прописано, что дефицит бюджета не может быть покрыт за счет
эмиссии денежной массы — только за счет внешних заимствований и увеличения
налоговой нагрузки. Читайте проект письма
украинской власти МВФ. |
02.03.2009
ДЕФОЛТ УКРАИНЫ: ПРОНЕСЕТ?
Еще
осенью пришлого года на грани банкротства балансировали американские корпорации,
но сейчас в потоке новостей фигурируют Аргентина, Украина, Турция и Латвия, а
почетное место ФРС в роли генерального спонсора занял Международный валютный
фонд. Огромные долги государств возникли из-за упрощения заимствования на
мировом рынке. Однако в момент расплаты по текущим долгам государство
оказывается в состоянии лишь частично погасить их за счет собственных средств,
что вынуждает привлекать новые деньги. Пока экономика растет, выдаются кредиты.
Однако при появлении первых признаков экономической или политической
нестабильности механизм дает сбой, а кредитовать страну не хочет уже никто даже
под большой процент. Долги нарастают, и дефолт остается лишь вопросом времени.
Согласно отработанному сценарию, стране предоставляется экстренная помощь
Международного валютного фонда. Но спасает она лишь на время, за которое самые
умные и информированные успевают вывести капитал. Объявлением дефолта все не
заканчивается. Помимо того, что государство получает комплекс проблем в
экономике, долг еще нужно реструктурировать, перенеся выплаты на более поздние
сроки. Международный рейтинг опускается ниже инвестиционного уровня и закрывает
пути к финансированию на несколько лет. Это, в свою очередь, ведет к дефициту
бюджета и урезанию социальных программ. Благодаря кризису порочная практика
накачивания экономик дешевым спекулятивным капиталом дала очередной сбой. Паника
после краха американских инвестбанков привела к рекордному оттоку средств.
Отсутствие доступа к кредитам спровоцировало распродажу активов на развивающихся
рынках. Больше других пострадали именно слабо диверсифицированные экономики,
поскольку их темпы роста целиком финансировались за счет притока капитала.
Затяжной характер проблем привел к тому, что крупнейшие компании оказались не в
состоянии рассчитаться по своим долгам. У стран кризисные явления обнажили
серьезные проблемы, которые ранее инвесторы и международные организации
предпочитали не замечать. В зоне риска оказались компании, составляющие костяк
своей экономики, что поставило ряд государств, прежде всего с европейского
континента, на грань дефолта. Среди них и те, путь развития которых ставился в
пример остальным. Итак, Украина: ВВП - 198 млрд. долларов, население - 46 млн.
человек. Наша родина, страна «победившей оранжевой революции» демонстрирует,
пожалуй, самые разочаровывающие результаты и является едва ли не первым
претендентом на дефолт. |
01.03.2009
Россия видит в Азии импортера своего газа ("The
Washington Times", США)
По
мере углубления всемирной рецессии рынки энергоносителей - в особенности, нефти
- все больше страдают от падения цен. Мир осознает, что в XXI веке придется
затянуть пояса, а единственный источник энергии, значение которого продолжит
расти, - это природный газ. Впервые Россия,
занимающая первое место в мире по добыче газа, готовится выйти на рынок
сжиженного природного газа, открывая СПГ-терминал на Сахалине. Для европейцев,
озабоченных надежностью России как экспортера после ее спора о ценах с Украиной
в начале года, хорошая новость состоит в том, что это ее первый проект,
направленный на азиатский рынок. Главная проблема
для потребителей природного газа заключается в том, что большая его часть
транспортируется по трубопроводам. СПГ производится путем компрессии и
охлаждения газа - как правило, метана - до температуры минус 260 градусов по
Фаренгейту [-127 градусов по Цельсию], в результате чего он переходит в жидкое
состояние и занимает объем, примерно в шестисот раз меньший, чем природный газ.
Затем СПГ загружается в специальные криогенные танкеры, которые могут доставить
его в любую точку земного шара. После прибытия в порт с СПГ-терминалом газ
регазифицируется и доставляется потребителям по трубам. Создание СПГ-терминалов
в мире сдерживается огромными расходами на ввод в эксплуатацию. Строительство
завода по сжижению газа обходится не менее, чем в 1,5 млрд. долларов на миллион
тонн отгруженной продукции в год, а приемного терминала - в миллиард долларов на
30 миллионов кубометров ежедневной пропускной способности, стоимость же
СПГ-танкеров в три раза превышает стоимость обычных танкеров для транспортировки
сырой нефти. |
27.02.2009
Военный бюджет Украины: навстречу деградации
О
том, что военный бюджет на 2009 год не соответствует задаче поддержания
боеготовности Вооруженных сил, хотя бы на минимально приемлемом уровне, было
ясно еще на стадии его формирования. Но у правительства появился такой
универсальный аргумент, как финансовый кризис, и в бюджете армии урезали даже
критические цифры. В результате, воинские части пережили повальные отключения от
электроснабжения (в том числе, находящиеся на боевом дежурстве)! Отменены все
возможные надбавки, которые позволяли дотягивать зарплаты военных до среднего по
Украине уровня доходов. Финансовый дефицит больно ударил по боеготовности:
войскам дано распоряжение о моратории на полевые выходы, занятия на местности,
учения…. Правительство, тем не менее, рапортует: армия получает надлежащее
финансирование, в необходимом ей объеме и в нужные сроки. Что, собственно, армии
нужно, чего ее лишают, и чем это грозит? Начнем с того, что, Министерство
обороны на 2009 год запросило 32,4 миллиарда гривен. (2,5% от ВВП, что меньше
законодательно обоснованной цифры). Структура его формировалась с учетом
принятых в европейских странах норм. Средства должны были распределяться
следующим образом: 10,0 миллиардов – на развитие вооружения, военной техники и
инфраструктуры, 5,5 – на подготовку Вооруженных сил и 16,8 – на их содержание.
Указанные средства позволили бы финансировать реализацию Государственной
программы развития Вооруженных сил Украины на 2006-2011, Госпрограммы развития
вооружений и военной техники ВС на период до 2009 года, а также государственных
целевых программ в части, касающейся перехода на контрактную армию. |
|
ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ
|