МВФ и Украина: имитация покорности

Новый меморандум с МВФ должен быть утвержден на
сегодняшнем заседании правительства. Три основных условия, которые выдвигали
западные кредиторы, а это повышение тарифов на газ, секвестр бюджета и внесение
изменений в закон об НБУ, выполнены. Но представители кредиторов удовлетворены
не до конца. Они подозревают депутатов в «имитации покорности», а банковское
лобби – в очередной хитрости. Повторяется ситуация 2002 года, когда принятие «не
того» закона об отмывании денег привело нас прямиком к санкциям FATF.
Так сложилось, что автор несколько лет назад
плотно занимался вопросами правового обеспечения нового тогда для Украины
«тренда» – борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. На тот момент
мало кто из украинских чиновников и депутатов четко уяснял, чем борьба с
отмыванием денег отличается, например, от умышленного уклонения от уплаты
налогов. Тем более не понимали, почему FATF требует принять закон с конкретными
нормами, которые соответствуют ее рекомендациям, а не наше отечественное
изобретение. Ведь мы можем сделать все лучше и «красивше».
В результате возник беспрецедентный конфуз. 28 ноября 2002 года Верховная Рада
приняла закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем", которым были установлены критерии
определения операций, подлежащих обязательному контролю. Кроме того, была
установлена уголовная ответственность за отмывание денег, и внесены
соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
С гордостью отчитались перед FATF и стали ждать медали. Но в Париже прочитали
наши законотворческие труды и не нашли там того, что предписывали.
Самодеятельность оценена не была. Украине поставили незачет. И 20 декабря 2002
года, к вящему изумлению отечественной чиновничьей братии, FATF рекомендовала 29
странам-членам этой организации применить против Украины санкции. Наиболее
серьезные из них – закрытие или блокирование корреспондентских счетов украинских
банков. Такое решение FATF мотивировало непринятием Украиной правильного
законодательства по вопросу противодействия легализации грязных денег. К
санкциям присоединились США, Германия, Канада, Великобритания, Япония, Швеция,
Швейцария, Австрия, Дания, Бельгия, Гонконг и др. страны.
Пережив шок, страна провела работу над ошибками. 6 февраля 2003 года Верховная
Рада приняла новый закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины по
вопросам предотвращения использования банков и других финансовых учреждений с
целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем". Такой, как
надо. Почти.
Вскоре санкции были сняты, а еще через некоторое время нас вывели из «черного
списка» FATF. Большая радость для родины и значительно меньшая для автора, ибо
грантовые проекты, связанные с антиотмывочными вопросами, автоматически
закрылись. Этот, казалось бы, личный (можно даже сказать – шкурный) момент
приплетен сюда неслучайно.
Привычка наступать на грабли – отличительная национальная черта нашего
истеблишмента. Разница в том, что тогда на мозги нам капал FATF, а сейчас мы
зависим от благосклонности кредиторов – МВФ и Мирового банка.
Удовлетворить МВФ все-таки пришлось. Секвестр бюджета и повышение цены на газ,
что, по мнению иностранцев, должно поправить бюджет безнадежно убыточного «Нефтегаза»,
– выполнены.
По словам премьер-министра Николая Азарова, в результате переговоров стороны
пошли на взаимные уступки. «В переговорах с миссией МВФ правительство отстаивало
свое видение путей выхода из кризиса, а также мер социальной защиты населения.
Но у кредиторов всегда позиция сильнее, чем у ослабленной страны, которая
требует поддержки. Поэтому этот меморандум, условия которого на самом деле
лояльнее, чем те, которые втайне от народа подписали наши предшественники,
сегодня единственно возможный компромисс в интересах нашего государства», –
отметил он.
Компромисс дался украинской стороне непросто. "Не буду скрывать, обязательства,
которые Украина берет на себя, достаточно сложные, однако все они сходны с нашим
собственным видением развития страны. Скажите, разве не в наших интересах
сократить размер дефицита бюджета в текущем году до 5%, а в следующем до 3,5%?
Разве можно и дальше жить в долг? То есть альтернативы нет. Надо наводить
порядок в государственных финансах, жестко экономить бюджетные средства,
экономить энергоресурсы, проводить реформы", – сказал Азаров.
Однако пока правительство концентрировалось на ключевых требованиях МВФ, отбивая
самое «зверское» из них – быстрое повышение пенсионного возраста (в ходе
переговоров удалось добиться растягивания этого процесса на 10 лет), более
простые, на первый взгляд, вопросы ушли на второй план.
Так, скажем, МВФ в меньшей степени, Мировой банк в большей настаивали на
независимости НБУ. Эксперты недоумевали: куда еще больше независимости, если
украинский Центробанк и так – государство в государстве. И от правительства он
независим в куда большей степени, чем его европейские «коллеги».
Однако в ходе общей «МВФовской кампании» поправки к закону о Национальном банке
Украины были утверждены парламентом. Но, как оказалось, не те. Точнее, не того
хотели МВФ и Мировой банк. Клерки, писавшие текст закона, типа не поняли задачу
и продлили срок пребывания на должности членам Совета НБУ и председателю НБУ.
Это-де должно было сделать его независимым от смены власти в результате
парламентских и президентских выборов.
В то же время, как оказалось, западные кредиторы, условием возобновления
финансирования Украины поставили совершенно другое: независимость Нацбанка от
банкиров, которые входят в его Совет. Прояснила позиции влиятельный эксперт по
вопросам финансового сектора представительства Всемирного банка в Украине Анжела
Пригожина. По ее словам, реализация ключевых норм закона, направленных на
повышение его независимости от политических сил или бизнес-групп, растянута во
времени: в Совет НБУ по-прежнему будут входить лица, имеющие конфликт интересов.
"К сожалению, эта норма, ограждающая Совет НБУ от представителей политических
сил или бизнес-кругов, вступает в силу не ранее чем через 2-5 лет в зависимости
от сроков назначения членов Совета. Это подрывает веру в то, что этот закон
является эффективным. Норма должна была вступить в силу немедленно», – сказала
Пригожина.
Судя по всему, Запад тревожит возможность отдельных представителей банковского
лобби, пользуясь своим положением, получать кредиты рефинансирования и другие
вливания от НБУ на родственные им банки. В результате Нацбанк Украины покрывает
проблемные банки.
"НБУ предоставил огромное количество ресурсов банковской системе. Почему же
банковская система не кредитует экономику... Вероятно, у большинства этих
учреждений уже существует фактическая неплатежеспособность. И они не могут при
любых обстоятельствах на сегодняшний день кредитовать экономику", – сказала
Анжела Пригожина.
Тревога «западников» вполне логична: влияние внутреннего банковского лобби
повышает риски невозврата кредитов Фонду и Мировому банку. Ничего удивительного,
каждый думает о своих деньгах.
При этом в воздухе явно запахло дежа вю: повторяется история с принятием закона
об отмывании денег, «повергшего» страну в санкции FATF. По всей вероятности,
Мировой банк не будет спешить с выдачей (вслед за МВФ) обещанных кредитных
ресурсов, он потребует изменения закона о Нацбанке в приемлемом для него
ракурсе. Банкиров это не порадует. Но некоторые категории умных людей будут
довольны: пока у Мирового банка остались замечания к нашему закону, проекты
исследования законодательства и мониторинга ситуации не закроются. Поэтому,
допускаю, только замечаниями к закону о НБУ дело не ограничится…
Галина
Акимова |