НОВОСТИ УКРАИНЫ
СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире
Лента новостей Экономика Важно о важных Обзоры СМИ Аналитическая картина дня Досье миллионеров ТОП-100

Аналитическая записка о реализации правительством бюджетной политики в 2009 году

Аналитическая записка о реализации правительством бюджетной политики в 2009 году

1. О несоответствии заложенных в расчет показателей Государственного бюджета Украины на 2009 год, макропоказателей экономического и социального развития реальному положению дел в экономике страны

Рассчитывая показатели Государственного бюджета Украины на 2009 год, правительство обещало, что по итогам года рост экономики составит 100,4%, инфляция составит 109,5%, а номинальный ВВП - 1046,5 млрд. гривен.

Несмотря на то, что по результатам І квартала стало понятно, что такие показатели абсурдны и достичь их невозможно, правительство не осуществило их пересмотр и не внесло соответствующих изменений в бюджет.

Соответственно, вся макроконструкция экономики и бюджет на данный момент являются искаженными и нереальными, не дают возможности реально формировать доходную часть бюджета и осуществлять бюджетные расходы.

За І квартал реальный объем ВВП сократился на 20%, за ІІ квартал - на 18%, что является одним из наихудших показателей в Восточной Европе и странах СНГ.

Утрачено фактически треть промышленности. Углубляется спад в сфере услуг, в частности торговле, сокращаются рынки сбыта нашей продукции как за пределами, так и внутри страны из-за снижения платежеспособного спроса населения.

Не вызывают оптимизма и факторы, которые могут вызвать ухудшение ситуации в будущем.

Это, во-первых, истощенность ресурсов предприятий, в частности, из-за неуклюжей правительственной политики по сбору налогов наперед и задержек в возмещении налога на добавленную стоимость.

Во-вторых, фактический переход от политики развития к «политике выживания». Происходит сокращение инвестиций в основной капитал. Предприятия ощущают нехватку даже оборотных средств на осуществление текущих расходов, бюджет не имеет возможности осуществлять инвестиционные расходы из-за ограниченности в ресурсной базе, идея Стабилизационного фонда - выхолощена, а банковская система неспособна заместить эти ресурсы. К тому же, на осень приходится пик нагрузки по долговым платежам корпоративного сектора.

Ко всему этому еще добавляется нежелание правительства проводить реформы на газовом рынке, реально стабилизировать финансовое состояние НАК «Нефтегаз Украины», осуществлять своевременно и прозрачно рекапитализацию банковской системы за счет бюджетных расходов.

Все это в будущем приведет к невозможности не то что укрепления, а хотя бы воссоздания имеющейся ресурсной базы.

В-третьих, укрепляет свои позиции теневой бизнес, свидетельством чего является несоответствие в темпах снижения потребления электроэнергии (на 21 процент) и промышленного производства, предприятия которого являются основными потребителями электроэнергии (на 30 процентов).

В-четвертых, желание правительства решать проблемы с дефицитом бюджетного ресурса за счет Национального банка Украины, то есть фактически осуществлением эмиссии. Так, на осуществление мероприятий по ЕВРО-2012 в объеме 9,8 млрд. грн. средства должен предоставить именно Национальный банк Украины. А взять он их может только из одного источника - напечатать.

Таким образом, правительственная политика на сегодня отнюдь не оптимальна в возвращении страны на путь экономического роста, а является популистской с уклоном в сторону проедания уже даже за счет будущих поколений.

Причина этого - прежде всего серьезные ошибки в прогнозных оценках экономической ситуации, а значит, фактическое несоответствие бюджетных показателей нынешним реалиям. Уже сейчас, по оценкам экспертов, до конца года будет недополучено номинального ВВП в объеме более 90 млрд. гривен и, как следствие, в сводный бюджет не поступит ориентировочно 25 млрд. грн.

Это подтверждается фактическими показателями.

2. О состоянии выполнения Государственного бюджета Украины

Напряженная ситуация с наполнением бюджета. Правительство отчиталось о мобилизации за 7 месяцев в общий фонд государственного бюджета 83,3 млрд. грн. или 100,0% плановых показателей января-июля 2009 года.

Достичь такого уровня наполнения доходной части государственного бюджета правительству удалось благодаря использованию разного рода манипуляций.

Среди них: уменьшение плановых показателей почти на 10,5 млрд. гривен, перечисление Национальным банком Украины в І полугодии годовой суммы превышения сметных доходов над сметными расходами и даже превышение этой суммы на 10%, сбор налогов наперед и сдерживание бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость плательщикам.

Вместе с тем ассигнований на проведение расходов открыто по общему фонду госбюджета на 102,0 млрд. грн., что составляет 97,1% уточненных плановых показателей на период.

Несмотря на приближение расходов по отдельным бюджетным программам, помесячное распределение ассигнований в целом остается неудовлетворительным. В частности, на протяжении І полугодия не было начато финансирование 14 бюджетных программ, среди них таких важных как: обеспечение отдельных централизованных мероприятий по лечению сахарного диабета, утилизация обычных видов боеприпасов и жидкостных компонентов ракетного топлива, финансовая поддержка прессы, Национальная программа информатизации, закупка современного медицинского оборудования и инструментария для Государственного учреждения «Институт отоларингологии им. профессора О.С.Коломийченко» и др.

По 51 бюджетной программе на І полугодие запланировано осуществить менее 15% годовых назначений, а на некоторые программы - до 5,0%.

Даже полученные распорядителями бюджетные средства ими не используются. Неосвоенными на конец периода осталось 1,5 млрд. грн.

Кроме того, при такой росписи и в условиях существенных проблем с мобилизацией доходов бюджетная расходная политика осуществлялась за счет формирования значительных объемов дефицита бюджета. Так, за 7 месяцев дефицит общего фонда госбюджета составил 17,9 млрд. гривен, что в 1,9 раза больше утвержденного годового плана (9,2 млрд. грн.).

Он был профинансирован за счет осуществления правительством внутренних заимствований в объеме 19,1 млрд. грн. (29,3% годового плана), внешних заимствований в объеме 36,9 млрд. грн. (в 2,5 раза больше годового плана).

Таким образом, используя такой источник проведения ассигнований как формирование дефицита, за счет чего осуществлено почти 18% кассовых расходов, правительством фактически переведена ответственность по их осуществлению на будущее, и существенно увеличен риск еще большего ухудшения уровня финансирования расходов до конца года.

Отдельно необходимо обратить внимание на использование такого важного инструмента бюджетной политики как Стабилизационный фонд государственного бюджета. Созданный ради реализации инвестиционных инициатив, которые оживят рынок, он на сегодня играет роль «резервного кошелька» правительства, с помощью которого маскируются пробелы в экономике в целом и деятельности отдельных предприятий в частности.

Решения правительства о выделении средств Стабилизационного фонда направлены прежде всего на разрешение текущих проблем. Так, на выплату заработной платы и уплату налогов государственными предприятиями (в т.ч. через пополнение уставного фонда) правительством предусмотрено выделить, в том числе и пользуясь правом перераспределения направлений использования бюджетных средств, 3,7 млрд. грн. За счет средств Стабилизационного фонда решено финансировать мероприятия по охране библиотек, музеев, заповедников, архивов и т.д.

И только 1/6 из обнародованных на сегодня решений Кабинета Министров Украины о выделении средств Стабилизационного фонда на конкретные мероприятия предусматривает инвестиционные расходы.

В целом ситуация со Стабилизационным фондом доведена до абсурда. При наличии в нем 65,2 млн. грн. нераспределенных Законом средств, правительство принимает решение о выделении 6,0 млрд. гривен для бесплатного оформления государственных актов на землю.

Таким образом, идея Стабилизационного фонда как инвестиционного локомотива экономики в кризисных условиях выхолощена как в законе о бюджете, так и практикой правительства.

3. О ситуации вокруг Пенсионного фонда

Правительством заявлено о своевременной и в полном объеме выплате пенсий, что произошло, в частности, благодаря перевыполнению Пенсионным фондом плана по доходам. И в дальнейшем, по заявлению Премьер-министра Ю.Тимошенко, пенсии, несмотря на сложные обстоятельства мирового финансового кризиса, будут выплачиваться в полном объеме и своевременно.

За счет чего происходит выплата пенсий в действительности? Разрекламированное правительством перевыполнение плановых показателей Пенсионного фонда произошло с помощью существенного корректирования в сторону уменьшения этих плановых показателей. За январь-июль 2009 года план по доходам уменьшен на 7,2 млрд. грн., или на 8,2%, в том числе по собственным доходам - на 6,8 млрд. грн., или на 11,3%.

Без осуществления соответствующего корректирования Пенсионным фондом был бы сформирован ресурс, который на 4,6% меньше установленного плана.

Фактически же выполнение обязательств по пенсионным выплатам стало возможным только за счет полученных Пенсионным фондом ссуд из государственного бюджета. На покрытие дефицита Фонд получил из бюджета ссуды в сумме 21,3 млрд. грн. (с учетом остатка долга предыдущего года - 1,3 млрд. грн.), а погасил - 11,5 млрд. грн. По состоянию на 1 августа 2009 года его задолженность перед государственным бюджетом за полученные ссуды составляла 9,8 млрд. гривен.

4. О предоставлении Правительством гарантий по кредитам

Анализ правительственной практики предоставления государственных гарантий по обязательствам субъектов хозяйствования по кредитам в 2009 году свидетельствует об использовании правительством механизма государственных гарантий как маскировки роста прямого государственного долга и дефицита бюджета, который откладывается на следующие годы.

Кабинетом Министров Украины фактически игнорируются особенности законодательного регулирования этого процесса.

Из разрешенных Законом 37 млрд. грн. правительство уже предоставило разрешения на привлечение кредитов под государственные гарантии в сумме более 40 млрд. гривен. При этом гарантии предоставляются правительством бессистемно, на финансирование преимущественно потребностей текущего характера, без отображения в решениях правительства положений о предоставлении встречных гарантий, кое-где без применения конкурсного отбора поставщиков (которые в рамках выполнения проектов определяются непосредственно в решениях правительства без приведения оснований привлечения именно этих компаний) и даже с делегированием полномочий по рассмотрению проектов, на которые предоставляются кредиты под государственные гарантии, их заемщикам (НАК «Украгролизинг», ГП «Укрмедснаб», Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение).

Из принятых правительством 12 решений только 3 направлены на реализацию инвестиционных проектов, остальные предусматривают фактическую закупку оборудования и решение текущих проблем государственных предприятий.

В связи с этим возникают значительные риски перекладывания обязательств по кредитам субъектов хозяйствования на государственный бюджет, а значит, неконтролируемого увеличения государственного долга. И указанный долг государство будет вынуждено возвращать за счет средств, которые могли бы быть направлены на другие цели - обеспечение социальных стандартов, укрепление инвестиционной и инновационной составляющей расходов государственного бюджета и др.

Таким образом, за предоставленные сегодня государственные гарантии ответственность придется нести будущим правительствам, а рассчитываться по ним в конечном итоге будут добросовестные субъекты хозяйствования и простые украинские граждане, за счет доходов которых формируется государственный бюджет страны.

Правительство в очередной раз вместо честной экономической политики идет по пути яркого пиара

Инвестиционная политика, в частности привлечение иностранных инвестиций в экономику Украины, находится в постоянном поле зрения Президента Украины Виктора Ющенко.

Глава государства выступает за приток иностранного капитала, направленного на модернизацию производственных процессов, организацию производства высокотехнологичной и импортозамещающей продукции, создание новых рабочих мест.

Поскольку привлечение иностранных инвестиций является важной составляющей развития отечественной экономики, Президент настаивает, что необходимо осуществлять профессиональный анализ состояния дел в этой сфере.

Однако, отчитываясь о преодолении кризиса за счет притока иностранных инвестиций во II квартале 2009 года, правительство в очередной раз вместо честной экономической политики идет по пути яркого пиара и прибегает к манипуляциям показателями.

Ведь детальный и непредвзятый анализ данных Госкомстата инвестиционных процессов за ІІ квартал 2009 г. свидетельствует о менее оптимистическом положении дел.

I. Темпы падения прироста иностранного капитала лишь несколько сократились. В частности, за ІІ квартал 2009 г. прирост составил 1539 млн. долл. (-56,7 % к ІІ кварталу 2008 г.), в І квартале 820 млн. долл. США (-75,6 %). «Удвоение» иностранного капитала, поступившего в апреле-июне, произошло лишь при условии сравнения его с объемом І квартала 2009 г.

Показательно, что во ІІ квартале 2009 г. из Украины было изъято 343 млн. долл. инвестиций, что в 1,25 раза больше, чем за аналогичный период 2008 г. (до кризиса), и почти в 5 раз - объема І квартала 2009 г.

ІІ. Есть предостережения по поводу источников привлечения инвестиций. Треть капитала за апрель – июнь 2009 г. Украиной привлечена из оффшорных зон, в частности из Арубы (17,8 % или 274 млн. долл.) и с Кипра (14,8 % или 228 млн. долл. США). Значительная часть этих средств может принадлежать отечественному бизнесу, пытающемуся таким образом защитить капитал от нерыночных механизмов государственного регулирования экономики.

В то же время из украинской экономики изымали капитал такие крупные инвесторы, как США (29 млн. долл.), Россия (9 млн. долл.), Швеция (почти 1 млн. долл. США). Другие традиционные инвесторы Украины, кроме Нидерландов и Франции, не проявили активной заинтересованности в нашей стране.

ІІІ. Пессимизм вызывают избранные инвесторами отрасли экономики. Во ІІ квартале 2009 г. иностранный капитал, как и ранее, направлялся в отрасли с быстрым оборотом капитала. Так, больше всего активов было вложено в финансовую деятельность (577 млн. долл. или 37,5% прироста), аренду имущества (219 млн. долл. или 14,2%), химическую и нефтехимическую промышленность (159 млн. долл. или 10,3%), пищевую промышленность (86 млн. долл. или 5,6%), а также в торговлю (85 млн. долл. или 5,5%).

Такие важные для обеспечения выхода экономики из кризиса отрасли как сельское хозяйство и машиностроение получили всего лишь до 4% прироста (вместе - около 66 млн. долл. США).

Таким образом, в действительности на протяжении ІІ квартала 2009 г. в реальный сектор экономики Украины привлечен незначительный объем иностранных инвестиций с высокой вероятностью их украинского происхождения. При таких условиях влияние этих инвестиций на процессы выхода Украины из экономического кризиса почти отсутствует. Соответственно, очередные популистские заявления не имеют под собой экономических оснований, а стратегия привлечения внешних иностранных инвестиций в экономику Украины в правительстве отсутствует.

 

Главная служба информационной политики

комментировать новость

 
 
  

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz