Бюджет Тимошенко: обман на ручнике
С 15 сентября 2010 года в
Украине, как и предписано законодательством, начался очередной бюджетный
процесс. И, по моему глубокому убеждению, стараниями правительства,
подготовившего проект главного финансового документа страны, наше государство
стоит на пороге величайшего обмана и финансовой мистификации, призванных
послужить предвыборным целям премьер-министра Юлии Тимошенко, которая уже видит
себя следующим президентом Украины.
Один из самых успешных
президентов США Рональд Рейган как-то язвительно, но совершенно правильно
заметил: правительство не решает проблем, оно их финансирует. Так вот:
правительство Тимошенко не решает и не финансирует множества проблем, стоящих
перед страной. Проект госбюджета-2010 – это сплошной обман населения страны,
которое совсем скоро превратится в одноразовый народ – в электорат.

Проект госбюджета на следующий
год – это пустой, политический документ потому, что весь он построен на ложных,
неправильных и популистских основаниях, а значит, является заведомо невыполнимым.
Правда бюджета – в том, что Тимошенко с его помощью решает сложнейшую проблему –
как у всех все отобрать, чтобы потом дать каждому. Но такая правда Тимошенко не
нужна. Узнав подлинные данные о реальном состоянии дел в Украине и о
неспособности правительства решать стоящие перед страной проблемы, люди не
проголосуют за Тимошенко – премьер-министра и кандидата в президенты. А такой
исход ее не устраивает.
Ее позиция – высшая власть в стране любой ценой. Она действует, как некий
Наполеон в юбке – сначала ввяжемся в драку, а там посмотрим. «Смотреть» же
придется не только команде Тимошенко или ей самой, но и всему народу Украины.
Смотреть на руины экономики и в конечном итоге на развалины родной страны.
И это оценка не только Партии регионов. Ни один из серьезных финансовых – ни в
Украине, ни за ее пределами – институтов не верит бюджету Тимошенко. Да что там
финансовые институты – даже Виктор Ющенко, президент страны, соратник премьера
по «оранжевой коалиции», а теперь еще и конкурент на выборах, недавно публично
заявил в прессе, что правительственный проект бюджета на будущий год, цитирую, «на
грани безответственности и некомпетентности».
Вот только некоторые факты несоответствия: по прогнозам правительства рост ВВП в
2010 году предусмотрен на уровне 3,7%. МВФ же называет 2,7%, а Всемирный банк –
еще меньше – 1%.
Дефицит госбюджета правительством запланирован в 4-5%, а МВФ называет реальную
цифру – 11,4%.
Уровень безработицы Кабмином определен в 7,6%, а Международный валютный фонд
оценивает ее в 10,2%.
Сфальсифицирован, а потому нереален уровень доходов бюджета. По прогнозам
правительства, доходы должны составить 285 млрд. гривен. Но бюджет-2009, по
оценкам специалистов, не будет выполнен по доходам на 25-28 млрд. гривен.
Следовательно, в будущем году правительство планирует получить рост доходов на
40% больше, чем в нынешнем году. Это, как вы понимаете, в условиях кризиса
нереально. Это обман.
Мало реалистичен обменный курс – 7,5 грн. за 1 доллар. Девальвация же
национальной валюты ведет к обесцениванию жизни граждан и росту долговых
обязательств.
Уже сейчас правительство скрывает уровень госдолга Украины. По состоянию на июль
2009 года он составил 256 млрд. грн., то есть вырос почти в три раза – с 88 млрд.
грн. в конце 2008 года при правительстве Виктора Януковича. На конец 2009 года с
учетом кредитов МВФ государственный долг вырастет до 330 млрд., то есть до 36%
ВВП.
В 2010 году правительство Тимошенко планирует финансировать дефицит госбюджета в
объеме 47 млрд. грн. и выдать госгарантии в объеме 43 млрд. грн. Это означает,
что уровень госдолга может достигнуть 42% ВВП, в 3,5 раза больше, чем в 2007
году.
Вообще, правительство Тимошенко за полтора года своей работы набрало долгов
больше, чем все правительства Украины вместе взятые до нее за все годы
независимости. К тому же, если правительство Януковича брало кредиты под 7%
годовых, то кабинет Тимошенко в этом году одалживает деньги на внутреннем рынке
под 20-22% годовых.
Еще один обман в том, что Тимошенко назвала бюджет 2010 года «бюджетом развития».
Однако доля расходов на развитие в бюджете 2010 года составляет 17% – всего 54,7
млрд. грн. Но это даже меньше, чем в этом году – 20%. Кроме того, в бюджете-2010
в расходы на развитие, помимо всего прочего, вошли программы, которые не имеют
отношения к инвестициям в экономику. Например, компенсация разницы между ценами
и тарифами на газ для НАК «Нафтогаз Украины».
Сокращаются прямые расходы на развитие. Например, строящий дороги «Укравтодор»
получит из бюджета 14,9 млрд. грн. Это на 10% меньше, чем предусмотрено законом
о бюджете в этом году. Прямые расходы госбюджета на угольный сектор тоже
сокращаются по сравнению с 2009 годом на 10% – до 12,7 млрд. грн.
Еще один важный обман касается непосредственно каждого гражданина Украины.
Тимошенко обещает повысить уровень доходов граждан. На самом же деле народ
Украины ожидает дальнейшее падение уровня жизни. При прогнозируемом уровне
инфляции в 9,7% минимальный прожиточный уровень планируется проиндексировать
только на 4,7%.
Планируемый в 2010 году средний минимальный прожиточный уровень – 700 грн. –
ровно на 200 грн. не дотягивает до требуемой величины, необходимой для выживания
уже в 2009 году и определенной в 900 грн.
То есть фактически уже сейчас правительство Тимошенко, отказываясь повышать
уровень минимальных пенсий и зарплат, обкрадывает каждого пенсионера Украины на
200-250 гривен, а каждого работника бюджетной сферы – на 850-1000 гривен.
И уровень инфляции обещает расти, так как из 47 млрд. дефицита госбюджета-2010
правительство планирует покрыть 37 млрд. за счет заимствований в МВФ или за счет
печатного станка. От НБУ требуется перечислить в бюджет 10 млрд. грн. Но долги
нужно отдавать, а необеспеченные деньги ведут к дальнейшему росту цен и,
следовательно, к падению уровня жизни людей.
Увеличение госдолга при неработающей и неразвивающейся экономике ведет страну к
банкротству, к дефолту. Тимошенко или не знает ситуацию с госдолгом, или не
понимает всей пагубности его увеличения.
Обманом является и обещание Тимошенко за счет госбюджета-2010 вернуть вклады
Сбербанка СССР, то есть продолжить раздачу «Юлиной тысячи». На это в госбюджете
нет денег, и они не предвидятся. С учетом обесценивания гривны на выплату долгов
Сбербанка может потребоваться 1,2 триллиона гривен. Таких денег в Украине, увы,
действительно нет.
Величайшей мистификацией госбюджета-2010 является обещанная Тимошенко бюджетная
реформа, предусматривающая передачу бюджетов от районов местным советам и
ликвидирующая сегодняшнюю систему бюджетного выравнивания регионов. По мнению
специалистов, перекладывание ресурсов из кармана районных советов, отвечающих
сегодня за финансирование образования и медобслуживания в районах, в сельсоветы
приведет к тому, что бюджеты сел и поселков могут вырасти в 2-2,2 раза. В то
время как районные бюджеты будут урезаны на 40%, а областной – на 30%. И
получится, что у районов и областей средства заберут, а полномочия по
эффективному управлению социальной инфраструктурой не снимут. Зато сельсоветам
деньги дадут, а вот полномочия и административные ресурсы по финансированию школ
и больниц они не получат.
Зато все недостающие средства районы могут получить в Минфине в Киеве. По какому
принципу? Правильно, по принципу лояльности или личной преданности министру или
премьеру. Расчет тут простой и четкий – местные бюджеты с высоким уровнем
доходов прокормят себя сами, а остальные – станут в очередь за подаянием от
Кабмина. Ведь механизм распределения инвестиционных субвенций в госбюджете не
определен.
Вообще, весь бюджет на будущий год носит исключительно предвыборный характер.
Каждая его статья фактически просится на бигборд.
Как предвыборная технология, госбюджет-2010 заслуживает наивысшей оценки – все в
нем подчинено победе Тимошенко и ее послепобедной деятельности. Проект не только
перенасыщен несбыточными обещаниями и планами, но и предусматривает концентрацию
всех государственных ресурсов в одних руках и усиление ручного управления
процессами в экономике и в жизни страны. Тимошенко готовит бюджет ручного
управления для себя. Она хочет сама распределять государственные ресурсы тем,
кому она сочтет нужным. Реформа бюджетных отношений по-тимошенковски – это
концентрация государственных денег в ее руках
Проект бюджета разрешает Кабмину без внесения изменений в закон о бюджете и,
следовательно, без контроля парламента:
– увеличивать дефицит бюджета;
– наращивать потолок государственного долга;
– предоставлять беспроцентные займы на среднесрочный период местным бюджетам;
– списывать долги Пенсионному фонду;
– самостоятельно сокращать определенные законом социальные выплаты, если не
выполняется план по доходам.
Для этих целей в госбюджете-2010 предусмотрено увеличение Стабилизационного
фонда Кабмина до 27 млрд. гривен.
Сам этот стабфонд был выдуман и внедрен в жизнь с благородной целью –
аккумулировать и выдавать деньги пострадавшим в случае непредвиденных ЧП. Сейчас
же это фактически бюджет в бюджете, которым Тимошенко распоряжается единолично.
На свой вкус и усмотрение, не спрашивая разрешения у Верховной Рады.
Сегодня я могу утверждать, что правительство Тимошенко своим проектом госбюджета
пытается от всех скрыть истинное положение дел в украинской экономике и вводит в
заблуждение не только население страны, но и международные организации. Тот же
президент Виктор Ющенко в специальном письме в МВФ предупреждал эту организацию,
что кабинет Тимошенко обманывает ее. Не выполняет условий предоставления
кредитов. Это, конечно, напоминает внутреннюю разборку между прежними «кумирами
Майдана» с подсиживаниями, ревностью и желанием нагадить конкуренту любой ценой.
Однако это далеко не безобидные политические игрища – они ставят под угрозу
сотрудничество с МВФ и другими финансовыми институтами, помощь которых сейчас,
увы, необходима Украине.
Еще один недостаток ручного управления экономикой, так характерного для
Тимошенко и предусмотренного госбюджетом на будущий год, – это рост коррупции
при распределении государственных средств, отсутствие контроля за их
расходованием, нередко нецелевое использование бюджетных денег на далекие от
экономики цели. В конечном итоге, вряд ли такой порядок управления экономикой
приведет к стабильному экономическому росту, инновационному развитию, созданию
благоприятного инвестиционного климата и выработке единых правил игры на рынке
Украины.
Экономический диктатор, который концентрирует в своих руках всю полноту
экономической власти и централизованно всем руководит, распределяя госресурсы по
своему усмотрению и принципу политической, а не экономической целесообразности,
в конечном итоге ведет к загниванию всей системы. Да, сначала можно наблюдать
некую стабильность. Но это кладбищенская стабильность, которая не дает
перспективы жизни. Это подтверждают вся наша недавняя история и господство
суперцентрализованной плановой советской экономики.
Поэтому, подводя итог, я могу сказать, что согласен с выводами специалистов,
утверждающих, что принятие госбюджета-2010 «от Тимошенко» опасно и для населения,
и для бизнеса, и для местных советов, и для страны в целом.
Такой подход к управлению экономикой страны, который демонстрирует правительство
Юлии Тимошенко, вредит всему демократическому развитию Украины. Ибо демократия –
это не только бесконечная раздача бессмысленных обещаний, порожденных
политической конъюнктурой, но и ответственность за свои слова и за свои обещания.
Владимир Скачко
|