Накликали. Кабмин взялся за интернет-магазины

Двукратный рост интернет-торговли не нравится правительству.
Предложенные Кабмином ограничения могут лишить виртуальные магазины...
...ценовых преимуществ и вернуть покупателей в торговые сети.
Накануне Нового года в офис интернет-магазина Rozetka.ua нельзя было прорваться.
Очередь из пронумерованных покупателей плотно подпирала дверь, мешая новым
посетителям пробиться к месту выдачи товаров. На улицу из явно тесной для
набившейся толпы комнаты то и дело выскальзывали счастливые обладатели
разнообразных бытовых устройств, от утюгов до стиральных машин. Как в забытые
времена советского дефицита. «Чего убиваться? Езжайте в Comfy в SkyMall – всё то
же самое и нет очереди», – так и не попав внутрь, посоветовал покупателям
молодой парень. Но его призыву никто не внял.
Во всём мире прогресс двигает лень, а в Украине бережливость. «Принято считать,
что интернет-магазинами пользуются ради удобства и экономии времени, – говорит
Сергей Венгер, директор интернет-компании Fame.ua. – Но только не у нас. В
Украине в Сети покупают из-за того, что дешевле». В целях экономии многие даже
отказываются от одного из основных преимуществ интернет-магазинов – доставки
курьером, предпочитая самовывоз. Весь декабрь на складе-магазине украинского
лидера онлайн-торговли Rozetka.ua было не протолкнуться от желающих забрать
заказанные товары.
Что бы ни двигало покупателями, владельцы интернет-магазинов остаются в
выигрыше. По оценкам президента Mirohost/Imena.ua Александра Ольшанского, объём
безналичных расчётов в Уанете составляет $ 200 млн. в год, и за 2011-й он
увеличился практически вдвое. И это только малая часть объёма продаж украинских
интернет-магазинов: им платят в основном наличными при доставке. Всего же, по
оценкам экспертов, за прошлый год украинцы потратили в сети в два раза больше,
чем годом ранее, – примерно $ 1,5-2 млрд.
Однако золотая эра интернет-торговли в Украине может скоро закончиться. К
владельцам виртуальных магазинов зачастили налоговики. Также в этом году
правительство собирается обязать всех интернет-торговцев обзавестись реальными
офисами и лицензированными складами. А это приведёт к уходу с рынка множества
мелких игроков. На проект закона, где прописана эта норма, президент Виктор
Янукович наложил вето, но эксперты прогнозируют, что рано или поздно закон будет
принят.
Втёрлись в доверие
Бывшая банковская служащая Виталина Дворовенко без сожаления променяла
стабильную карьеру на статус интернет-предпринимателя. «Мне надоела моя работа,
и вместе с друзьями мы решили начать свой бизнес», – рассказывает совладелица
интернет-магазина развивающих игрушек «Містечко мумі-тролів». В 2010-м в Киеве
был всего один подобный магазин, друзья решили рискнуть и об этом не жалеют. В
следующем году ожидают выхода на рентабельность.
Подобная история случилась и с владельцем магазина белья для беременных и
кормящих мам hotmam.com.ua Павлом Сафроновым. Идея открыть интернет-магазин
возникла у него в 2010-м, на подготовку и запуск ушло больше года. «Эта ниша
пустая и сложная и поэтому казалась перспективной, – вспоминает он. – Думаю, что
всё больше людей будут покупать в интернете. Тем более мамы, которым сложно
мотаться по магазинам».
Павла, как и Виталину, интернет-торговля привлекла невысокой ценой входа ($ 10
тыс. и $ 4 тыс.) и быстрой окупаемостью – примерно 1,5-2 года. Ежегодно таких,
как они, предпринимателей-новичков, по оценкам главы Ассоциации участников
электронного бизнеса Павла Сиделева, в Украине появляется несколько тысяч, а
количество магазинов увеличивается на 30-50 %. «Сейчас их примерно 7-10 тысяч –
точнее сказать нельзя, поскольку никто не ведёт официального учёта, а многие
сайты работают на иностранных хостах или же просто имеют страничку, но не
работают», – рассказывает эксперт.
Впрочем, бизнес привлекателен не только для новичков, но и для «зубров».
Например, сайт FotoMag, торгующий фото- и видеотехникой, в прошлом году увеличил
продажи вдвое, магазин подарков Komod.ua – на четверть, а супермаркет
лицензионного программного обеспечения «Софткей-Украина» – примерно на треть.
И это при том, что, согласно исследованию GfK Group, в Украине покупают в Сети
всего 8,5 %. По популярности интернет-торговли страна пока занимает
предпоследнее место среди государств Восточной и Центральной Европы, значительно
уступая лидеру – Чехии, где в сети отовариваются 54 % пользователей. Однако если
нынешние темпы роста сохранятся, то Украина имеет все шансы через пару лет
догнать чехов.
Привлечённые в сеть дешевизной товаров, украинцы постепенно расстаются с
предубеждением по поводу того, что владельцы интернет-магазинов намерены их
обмануть. «Если пару лет назад преимущественно покупали одну вещь, то сейчас 60
% клиентов берут две единицы товара и больше», – подчёркивает владелец магазина
подарков Komod.ua Михаил Рохманюк.
С недавних пор возможность активно и без лишних проблем отовариваться в сети
получили жители небольших городов. Всё больше магазинов открывают
представительства по всей стране. Например, FotoMag в минувшем году тоже активно
завоёвывал провинцию и открыл 13 из 20 имеющихся у него филиалов. По словам
гендиректора FotoMag Александра Лозицкого, привлекательными считаются города с
населением 100-200 тыс. человек, например, Енакиево или Каменец-Подольский.
Тем не менее украинская интернет-торговля пока заметно отличается от
европейской. Многие отечественные онлайн-магазины остаются интернет-витринами
магазинов реальных. «Люди смотрят товары, звонят, заказывают и расплачиваются с
курьером. Чем это отличается от покупок по каталогам?» – недоумевает Ольшанский.
Дело в том, что расплачиваться банковскими карточками в интернете украинцы
боятся. Глава правления Интернет-ассоциации Украины Татьяна Попова рассказывает,
что сама наблюдала ситуацию, когда после списания денег одной из клиенток
интернет-магазина заблокировали карточку. Деньги к продавцу не попали, к
клиентке вернулись не сразу, и обманутой покупательнице пришлось расплатиться
наличными. Немудрено, что после таких случаев клиенты предпочитают не
связываться с онлайн-платежами. Безналичной торговле не способствует и то, что
НБУ никак не легализирует электронные деньги вроде WebMoney.
Недоверие к виртуальным расчётам первыми преодолевают магазины, имеющие дело с
самой технологически продвинутой аудиторией. «Мы работаем исключительно по
предоплате, и сейчас практически уже нет вопросов относительно гарантии
получения товара», – утверждает директор «Софткей-Украина» Анна Боднарчук.
Попали в сети
Около 70 % продаж в Уанете приходится на электронику и бытовую технику. Среди
крупных игроков этого сегмента – оффлайновые торговые сети Comfy и «Фокстрот».
Впрочем, интернет-продажи – около 5 % их бизнеса. Крупные ретейлеры пока больше
обеспокоены бегством покупателей в сеть, чем настроены на экспансию в ней.
Не жалуют интернет-торговлю и проверяющие инстанции. Владельцы сайтов отмечают,
что сейчас участились проверки налоговиков, формальным поводом для которых стали
изменения в Налоговом кодексе. «У нас за последние несколько месяцев было,
наверное, две или три комиссии из районной налоговой, – рассказывает владелица
небольшого магазинчика хозяйственных товаров Татьяна, попросившая не называть её
фамилию. – Что ищут, я не знаю – документы в порядке. Но такое ощущение, что,
случись малейшая оплошность, и уже не вырваться».
Самые серьёзные проблемы интернет-магазинам сулит Закон «О внутренней торговле»,
разработанный Кабмином и принятый парламентом. По нему сетевые торговцы обязаны
обзавестись офисными помещениями и хранить товары на лицензированных складах.
Создатели закона объясняют необходимость этих норм заботой о безопасности
покупателей. Пока инициативу правительства отверг президент. Но, как считает
Татьяна Попова, причина вето – по-видимому, не попранные права интернетчиков, а
другие пункты законопроекта, касающиеся реальной торговли. Нормы, регулирующие
онлайн-торговлю, скорее всего, останутся в законе даже после доработки.
По словам Сергея Венгера из Fame.ua, требование обустроить офис и склад резко
усложнит жизнь его коллегам. «Многие, даже крупные, игроки не имеют своих
складов и, по сути, являются связующим звеном между оптовиками и покупателями, –
говорит владелец сайта. – Такое регулирование означает попытку контролировать
все товарные потоки, и в результате это обернётся подорожанием товаров и услуг
для покупателей, которые будут оплачивать офисы и склады продавцам». Цены могут
вырасти на 10-15 % и практически сравняться с ценовыми предложениями в оффлайне.
После того как Закон «О внутренней торговле» вступит в силу, ряду небольших
магазинов, работающих практически с нулевой рентабельностью, придётся закрыться.
По оценкам экспертов, пострадает примерно треть магазинов. Не суждено будет
появиться и новым, которые сейчас находятся только в проекте. «Я хотел открыть
небольшой магазин по торговле туристическим инвентарём – спальниками, палатками
и тому подобным, – рассказывает киевлянин Дмитрий Сидоренко. – Сейчас уже думаю:
пока офис у меня дома, а товар я беру у поставщика, это выгодно. Если же
придётся всё арендовать, я явно попаду в огромный минус».
Минимальная стоимость аренды одного квадратного метра склада, по данным компании
SV Development, – $ 5 в месяц. Однако это цена лишь для крупных арендаторов. Для
тех, кому нужно всего несколько метров, стоимость вырастает минимум вдвое.
«Таких предложений очень мало. Только в будущем, если закон примут, наверняка
можно будет арендовать хоть полку на складе», – прогнозирует эксперт SV
Development Сергей Костецкий.
Если правительство не изменит свою политику в отношении интернет-магазинов, то
Украина так и останется на предпоследнем месте по объёму интернет-торговли в
регионе, опережая только Казахстан.
Наталия Гузенко |