Точка кипения

Проведение массовых акций протеста в Москве и Питере наглядно
показало российской верхушке: "конструирование" протестов против действующей
власти с последующей сменой этой власти является актуальным вызовом и для так
называемой суверенной российской демократии. И хотя в этот раз российское
руководство сумело удержать ситуацию под контролем, протесты в Москве и Питере
показали ряд задач, решать которые власть в Москве будет вынуждена в самое
ближайшее время.
Третий кандидат – лишний
Основная задача: обновление внутреннего содержания российской политической
жизни. В российском обществе запрос на такое обновление и уход от многолетнего
"двуглавого орла" российской короны в обличии тандема Путин-Медведев особенно
заметен был накануне кампании по выборам Государственной Думы.
Общаясь нынешним летом с представителями политической тусовки из самых разных
российских регионов, приходилось часто слышать: вот-вот должен прийти кто-то
новый, помимо этих двоих. Называли миллиардера Михаила Прохорова из "Правого
дела", реже – московского мэра Сергея Собянина. Эти фигуры появились "на первых
ролях" актёров второго плана политической жизни (первый план давно и прочно
занят Путиным с временным выведением сюда же Медведева).
Первым из числа претендентов на звание "кого-то третьего" выбыл Собянин.
Получилось это само собой – новый московский градоначальник занимается
исключительно поэтапной перестройкой под себя вертикали управления отдельно
взятой Москвой. Процесс, к слову, еще не закончен: большая волна увольнения "лужковских"
из столичной мэрии ожидается после президентских выборов в марте. А Прохорова
власть отодвинула от звания "третьего-не-лишнего", организовав в сентябре
переворот в его "Правом деле".
Так и получилось, что на выборы в Госдуму с последующим их плавным перетеканием
в президентские пошли старые, хорошо знакомые обществу фигуры. При этом еще
полгода назад российские политики и эксперты в неформальных разговорах
признавали несостоятельность искусственно поддерживаемой медиа интриги о
выдвижении двух кандидатов от власти. И единодушно констатировали:
бюрократическая машина по всей стране сделала однозначную ставку на возвращение
Путина. И ждет его нового прихода и установления максимально четких и выверенных
правил игры – без либеральных изысков и надоевших заклинаний о модернизации, так
любимых нынешним президентом Медведевым.
То есть, выстроенная Путиным модель централизации власти оказалась крайне мало
восприимчивой к внешним раздражителям и бессистемным попыткам нового президента
ее несколько приукрасить, не меняя внутреннего содержания. Оформление желания
низов бюрократической машины в конкретные решения и действия наверху пирамиды
власти было только делом времени. Что и было реализовано в сентябре.
В большой шахматной партии с властью либеральная свободомыслящая часть
российского общества получила мат в два хода. С разницей в несколько дней от
участия в выборах был устранен лидер "Правого дела" Прохоров, а затем официально
объявлено о выдвижении Путина на следующий президентский срок на съезде партии
"Единая Россия". Медведев, который рассматривался как хотя бы потенциальная
возможность внесения корректив в нынешний курс развития страны, возглавил
предвыборный список партии власти. Тем самым его политический курс намертво
оказался привязан к курсу партии Путина.
Третий срок – совсем не лишний
Новость о выдвижении Путина в президенты была и прогнозируемой, и ожидаемой.
Однако даже работающие на "Единую Россию" на выборах в Госдуму с унынием
говорили о предстоящем консервировании ситуации в стране на ближайшие 12 лет -
третий и четвертый сроки президентства ВВП. Скорое возвращение Путина в
президентское кресло стало генеральной линией проведения партией власти думской
кампании. Начиная от объявления того, что Путин пойдет в президенты на
сентябрьском съезде партии. И заканчивая выдвижением его кандидатуры на
ноябрьском съезде "Единой России".
При этом в просвещенных столицах РФ и в ее регионах технологам партии власти
пришлось в ходе кампании решать диаметрально противоположные задачи. В столицах
нужно было смягчить негативный эффект от ставшей реальностью перспективы
долгосрочного политического застоя. А в регионах – помочь избирателю решить
непростую задачу: "Медведев во главе партии Путина, а самого Путина в списках
нет вообще. Это почему?".
А еще нужно было решить самую главную задачу: привести на участки лояльный
электорат. Потому что многолетнее доминирование во власти "Единой России" даже у
самого лояльного избирателя отбивало желание приходить на участки и раз за разом
поддерживать курс Путина. С решением этой задачи можно было справиться, если
только провести кампанию с новыми вводными.
Но таковых в кампании единороссов не оказалось. Единственным крупным шагом в
этом направлении стало создание Общероссийского народного фронта (ОНФ) с
последующими праймериз и показательным включением кандидатов от ОНФ в
избирательные списки "Единой России". Создавая и раскручивая ОНФ, ЕР
демонстрировала: партия власти слушает и слышит народ, вникает в его проблемы и
сможет помочь их решить. Другими словами, ОНФ – это "упаковка" претензий и
требований к власти.
С этой задачей ОНФ справился. Но справился лишь настолько, насколько был
справиться в состоянии – в условиях отсутствия конкурентной политической борьбы
в стране, искусственном ограничении числа ее участников, необходимости системной
оппозиции играть строго по правилам Кремля. И главное – при отсутствии постоянно
действующих каналов для диалога власти с обществом и контроля со стороны
общества того, как властью выполняются полученные задания.
Нынешние массовые акции протеста против кремлевских правил игры, в которых
участвуют как представители системной, так и не системной оппозиции – это
попытка заполнить этот вакуум. Общество пытается донести свое отношение к власти
– и активностью в социальных сетях, и участием в массовых акциях протеста, и
даже освистыванием Путина… С точки зрения тактики, российская власть (если,
конечно, она не сделает кардинальных ошибок) сможет удержать сейчас ситуацию с
протестами под контролем. При чисто внешнем сходстве ситуации в Москве со столь
нелюбимым Путиным украинским Майданом-2004, российская верхушка контролирует
ситуацию.
И при нынешнем уровне централизации, контроле над СМИ и силовыми структурами,
власть обеспечит протекание уличных акций в определенных ею же рамках.
С точки зрения тактики протестующих, они действуют почти так же, как когда то
лидеры акции "Украина без Кучмы": есть недовольство существующими правилами
политической жизни, есть желание эти правила менять. Но как это сделать – не
понятно. Нельзя же считать выходом призывы экс-президента СССР Михаила Горбачева
отменить результаты выборов и провести новые. Или предложение не прошедшего в
Думу Григория Явлинского, рекомендовавшего оппозиции единогласно отказаться от
только что полученных парламентских мандатов.
У протестующих нет и лидера, вокруг которого они могли бы объединиться. И
который мог бы выстроить и реализовать многосоставную комбинацию для победы над
действующим режимом – как в Украине в 2002-2004 годах это сделал Виктор Ющенко.
Наконец, нет главного: осознания российским обществом возможности построения на
практике ДРУГОЙ России (не путать с одноименным политическим движением Эдуарда
Лимонова и Гарри Каспарова).
В стратегической же перспективе Путину и его команде неизбежно придется решать
задачу трансформации действующей политической системы. Сейчас же стремления к
изменениям у наиболее революционно настроенной части общества мирно уживаются с
апатией подавляющего большинства.
И этой апатией благополучно гасятся.
Хотя настроения изменить правила политической игры с каждым днём всё активнее
распространяются в обществе. Пока власть борется с бурлением котла с помощью
более плотного закручивания болтов на крышке. До сих пор эта тактика срабатывала
и, очевидно, так будет продолжаться еще некоторое время. Сколько именно – не
знает никто. В том числе, и российское руководство.
Андрей
Миселюк |