Особенности национального грабежа

Заехал в гости друг из Тулы. Как водится,
добре посидели, однако не переходя грань самозабвенного состояния. В довесок к
своеобычным разговорам о нижнем подходе к женщинам, разогретым беленькой, он
поведал мне забавную историю. Про то, как губернатор Тульской области Дудка в
конце февраля собрался драпануть в Абу-Даби для встречи с добром, нажитым
непосильным трудом на государевой службе. Но не судьба – бдительные чекисты
срезали его налету в Домодедово и уволокли на Лубянку.
Известная история. Живописав процесс задержания «удельного князя», приятель со
вздохом добавил, что у вас в Украине так напропалую не воруют. На что я ему с
более глубоким вздохом ответствовал, что в наших палестинах старшины уже давно
не воруют, ибо перешли к прямому беспошлинному грабежу территории, доставшейся
им в кормление. Собирают даньку, нимало не беспокоясь обустройством и
воспроизводством кормящего ландшафта.
Премного наслышаны про российское казнокрадство и мздоимство. В отличие от
благословенных советских времен, когда подрядчики пятилетних планов
довольствовались десятиной державных средств, сейчас эффективные менеджеры
стригут купоны уже четвертинами. Последний пример в ряду рассейского лихоимства
– строительство первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан
протяженностью 2694 км. Те же золотые яйца варятся на стройплощадках Сочи-2014.
Тянут вдохновенно, но и дело, если приспичит, делают вполне споро. Нет сомнения,
что Путин покажет всему честному миру, как можно с нуля за 6 лет построить
грандиозные объекты зимней олимпиады. Русским не откажешь в умении аврально
трудиться и блестяще организовывать большие международные форумы.
В Украине, которая, известно, не Россия, с делом гармонизации интересов державы
и крупных мазуриков прямо беда. Флибустьеры и те хотя бы заботились об
исправности средств наживы: чинили «ветрила», корабли, оружие. А нашим ухарям-«розбударям»,
как гуцулам – всё до цымбал. Накосил бабла – и в оппозицию, готовиться для
нового большого хапка.
Дело доходит до злостного непотребства. Даже прямое воровство на
межгосударственном уровне не смущает правящую тусовку. Она в упор не видит в
этом греха. Помнится неподдельное возмущение Кучмы по поводу обвинений в хищении
газа из экспортной трубы: «Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на
Запад более 130 миллиардов кубометров газа. И если здесь откачают 1 миллиард
кубометров (естественно, жуликовали по 5-6 млрд. кубов в год. – Авт.), это же –
ничтожная доля».
Ну а если рудименты совести зашевелятся в изгибах самостийных душ и дело доходит
до работы руками, то получается такая хрень, что лучше бы их не вытягивали из
карманов до пят.
Захотелось державе в 2003 году несколько поправить европейский имидж, и она
напряглась строить «евроавтобан» Киев - Одесса. Под фанфары строили и построили,
но уже не «европейский «автобан», а всего лишь автомобильную трассу, отвечающую
нормативам категории I-б (даже не I-а). Зато либеральная секта от души
потопталась на бюджетных средствах: по данным Счетной палаты, 1 км
реконструированной трассы «Киев - Одесса» обошелся государству в 6 раз дороже,
чем километр этой же дороги, которая сооружалась в предыдущие годы.
Вспоминаю и высочайшую инвентаризацию Леонидом Вторым в 2003 году украинских
военных объектов в Крыму.
«То, что я увидел во время посещения Севастополя, меня поразило...» – чесал репу
гарант, «искусная, ношенная птица». А то, что поразило президента, тертого в
темных бранях, расшифровал сопровождавший его в поездке один из видных киевских
военных экспертов: «По сути, у Украины уже нет военно-морских сил: все продано,
пропито, разворовано... В Севастополе сейчас остался только российский флот».
Потому и остался, что русские так всеохватно, до последнего болта, воровать не
обучены.
Практика модернизации ГТС
Разговоры про техническое перевооружение трубы-кормилицы не умолкают уже более
12 лет. Поиск дурачка-инвестора продолжается и поныне. И вряд ли найдут его,
пока трубу не перепишут на Международный консорциум, потому что украинские
керманычи так обмишурились в 2005 году с немецким кредитом под ремонт системы,
что веры им уже нет ни у кого.
Вкратце напомню славный эпизод из истории «модернизации» газотранспортной
системы, когда майдановские краснобаи развели немецкого спонсора, будто
вокзального лоха.
Модернизация ГТС на немецкие кредиты – первый прожект «оранжевых» чудотворцев. 9
марта 2005 года НАК «Нафтогаз» Украины подписал соглашение с немецкой стороной о
выделении $ 2 млрд. для этой цели. Первые $ 300 млн. Украина получила от «Дойче
банка» незамедлительно. Однако они пошли отнюдь не на модернизацию, а в Эмираты
на погашение якобы ранее полученных кредитов.
Немцы удивились поведению украинской стороны.
Но кое-как удалось успокоить зароптавших кредиторов и даже снова смутить
прямодушную немчуру: «Дойче банк» осенью 2005 года перечислил следующие $ 300
млн. Второй транш также канул в неизвестность.
Попытки посла Украины в Германии Сергея Фареника, принимавшего деятельное
участие в организации сделки, прознать судьбу траншей, закончились тем, что на
него самого в СБУ завели дело. Дипломат смекнул, что перебдел, и задал тягу в
Россию. Так пошлым исчезновением $ 600 млн. закончилась первая попытка
самостийной модернизации ГТС. Немцы уяснили, с какими «заглотными либералами и
прихлебными плюралистами» связались, и больше не баловались процентными
вспомоществованиями.
Но то «пилинг» минувших дней. Несколько примеров из жизни активно
модернизируемой державы.
Черная дыра «Евро-2012»
Нет сомнений даже у записных оптимистов, что с украинской стороны Евро-2012
будет организовано наихудшим образом. Уже и Мишель Платини досадовал на публике,
что бес его попутал способствовать принятию положительного решения о проведении
половины европейского футбольного саммита в Украине.
Первоначально общий бюджет на Евро-2012 был запланирован на уровне $ 10 млрд.,
из которых более половины, как полагалось, вложит частный инвестор. Ага, держи
карман шире! Тот мгновенно сообразил, что глупо вкладывать свои кровно
наворованные в очень сомнительные с коммерческой точки зрения проекты, кудрявее
выступить подрядчиком в дерибане казенных средств. Державе некуда деваться из
колеи взятых на себя международных обязательств.
В данный момент проект Евро-2012, с учетом мифических частных капиталовложений,
тянет уже почти на $ 20 млрд. В оставшийся до начала чемпионата год
правительству необходимо отдать на распил ещё не менее $ 5-6 млрд.
Как крупный бизнес, сросшийся с государственным аппаратом, тянет соки из
державы, отлично видно на примере позора строительства НСК «Олимпийский».
В июле 2008 г. смета на строительство стадиона стартовала с отметки 1,5 млрд.
грн. К декабрю 2010 года она дотянулась до 3,9 млрд. грн. По данным Счетной
палаты, на основании аудита, проведенного в конце 2010 г., строительство одного
места болельщика на НСК «Олимпийский» достигла 43,6 тыс. грн. Для сравнения:
стоимость места на донецком стадионе «Донбасс Арена» составляет лишь 29,1 тыс.
грн. Ахметов следил за расходами своего кармана, а приставленные к казне
чиновники бдительно следят за своим наваром.
Сейчас называется очередная окончательная стоимость реконструкции комплекса – не
более 4,5 млрд. грн. Очень сомнительно. Стадион готов на 75 %, а уже раздаются
авторитетные голоса, что он не отвечает требованиям УЕФА. Существующим проектом
реконструкции стадиона не предусмотрено размещение зон гостеприимности и других
функциональных зон за территорией стадиона. Для этого нужен дополнительный
проект, который потребует новых средств.
Энергичный «энергетический распил»
Государство с 1991 года демонстративно не выполняет своих главных обязанностей –
поддержание жизнеобеспечивающей инфраструктуры страны в надлежащем состоянии. Но
ох как любит чиновный люд выдавать на-гора стратегии развития на 30 лет вперед.
Совсем в духе ослиной концепции Ходжи Насреддина: или ишак, или падишах сдохнет
ко времени отчета.
Несколько фрагментов из жизни «УкрПил ЛТД». Специально для обновления ЛЭП
рачительным правительством был введен дополнительный сбор в структуре тарифов на
ток и тепловую энергию в виде специальной целевой надбавки – около 8 % к
базовому тарифу, который аккумулировался с 2004 года. В благополучном (если этот
термин вообще применим к экономике Украины) 2008 году из полученных почти 3
млрд. грн. от целевого сбора лишь 328,4 млн. грн. поступило на распределительные
счета Минтопэнерго.
В течение 2006-2010 гг. на развитие ТЭС планировалось инвестировать 16,7 млрд.
грн., но по факту до исполнителей добралось не более 2 млрд. грн.
За 2006-2010 гг. в эксплуатацию было введено 220 км ЛЭП вместо 5710 км,
запланированных правительственной программой.
Аудиторы СП обнаружили, что около половины правительственных субсидий для «Укрэнерго»
куда-то исчезли. На аудиторском языке формулировка более изящная: «выявлены
недоимки и нестыковки в расходовании денежных средств».
Видя, что местных средств не хватает для бодрого самочувствия значных людей,
уряд в конце 2008 года выпросил у Всемирного банка и ЕБРР специальный кредит на
сумму 1 млрд. грн. Однако и эта субсидия не была использована по назначению.
Куда подевались средства? Лучше не спрашивайте.
От таких трудов на сегодняшний день около 95 % энергоблоков тепловых
электростанций страны уже исчерпали расчетный ресурс своей работы, а более 65 %
из них выработали приемлемый для мировой практики предел физического износа.
Теперь погромная активность мастеров бюджетного предпринимательства
переметнулась на мирный атом.
Атомный откат
Клуб веселых и находчивых бескорыстных пользователей казенных средств добрался и
до атомной энергетики. Сии «добрые самаритяне» так допекли Ларису Ивановну
Бернадину, директора предприятия «Фаворит плюс», выполняющее инжиниринговые
работы по внедрению автоматических систем радиационного контроля по заказу ЕБРР
для ЧАЭС и НАЭК «Энергоатом», что она в отчаянии разразилась откровениями в
газете «2000» о поборах со стороны Давида Жвания (кум того, чьи руки «нэ кралы»),
Николая Мартыненко и Юрия Недашковского – «смотрящих» за бизнесом в сфере
атомной энергетики.
Вот приведенная ею схема поборов: «Фирма, в чьих услугах нуждается «Энергоатом»
(для проведения ремонтных работ, мероприятий по повышению безопасности и т. д.),
выполняет комплекс работ. Сделана большая часть, но приходит день, когда платежи
за оказанные услуги перестают поступать. В чем дело? Объясняют, что «временно
нет средств», но они на подходе, работайте дальше, сроки, мол, поджимают.
Но у фирмы тоже нет свободных средств: она берет кредиты, трудовой коллектив
туже затягивает пояса. С фирмы требуют налоги, но откуда их взять, ведь оплата
за услуги не производится? Начинаются трения поставщика оборудования с
руководством НАЭК «Энергоатом». Как так? Железо установлено, но ни коммутаций,
ни программного обеспечения нет. Проблемы усугубляются... Тут-то и приходит
время для коррупционного предложения. Не очень скромного – «30 % стоимости
договора». Тот, кто предлагает, даже не краснеет. Говорит, что не себе. Мол,
тем, кто наверху. Такие правила».
Какие тут могут быть комментарии. Только вопрос – когда уже эти «пиявицы
ненасытные» напьются и отвалятся?
И последнее. Заявление Виктора Федоровича в послании Верховной Раде «Стабільно
позитивні показники приросту ВВП протягом минулого року дають підстави
констатувати завершення економічної кризи в Україні...» – не более чем
самореклама. Она легко опрокидывается перекрестной проверкой данных
подкаблучного Госкомстата (нереально лукавить везде одинаково).
Задолженность населения за услуги ЖКХ, невзирая на заявленный Гарантом
существенный рост реальной зарплаты и снижение долгов по зарплате, продолжают
расти: на 1 февраля 2010 год долги граждан перед ЖКХ составили 11,776 млрд. грн.,
а на 1 февраля 2011 г. 12,078 млрд. грн. Заметим, это до роста в феврале тарифов
на отопление в среднем по стране на 28 %. Разве это не объективный показатель
развития кризиса?
Президент и тягловое население живут в разных измерениях. Верхи пробавляются
прожектами модернизации аж до 2030 года, а электорат живет перебежками от одного
отопительного сезона к другому.
P.S. Когда статья была уже написана, пришло ожидаемое сообщение: «Кабинет
министров Украины увеличил прогнозную стоимость реконструкции существующих и
строительства новых объектов Национального спортивного комплекса «Олимпийский» в
Киеве на 18,6 %, или 722 млн. грн. – до 4,6 млрд. грн. Но это ещё не вечер. Ждем
цифры 5 млрд. и более. Кто больше?
Владимир Ветров |