Суверенные конвульсии

Украина во главе со своей властью пытается
всеми силами (подчас не сфокусированными на цель) сохранить как внутри страны,
так и за рубежом представление о суверенном, а то и все более укрепляющемся и
усиливающемся европейском государстве. Однако, то состояние, в котором находится
украинское общество, все ее ветви власти и институты общественного мнения,
свидетельствует о том, что мечтам о независимом, огромном по масштабам Европы
молодом государстве, возможно, не суждено будет сбыться.
Для любого просвещенного человека достаточно убедительным является тезис о том,
что демократия как система организации общества создавалась и задумывалась в
интересах сбалансированного развития страны. Как система сдержек и противовесов
в ситуации, когда общество достаточно устойчиво и последовательно развивается в
нужном направлении. Когда существующее положение дел необходимо в какой-то мере
законсервировать. Другим еще более необходимым условием существования демократии
является квалифицированное общество, где высок уровень гражданственности,
патриотизма и законопослушания. В древних демократиях, как мы знаем, субъектом
процесса были граждане, а не все жители страны. И принимаемые реформы, особо это
подчеркну, не всегда были облегчением для всех жителей, они требовали от них
очевидных жертв, ограничений и уступок.
Говоря о сегодняшней фазе социального развития Украины, о демократии, необходимо
помнить, но не упоминать всуе. Так как нам необходима не стабильность в
бедности, не баланс в стагнации, а мощный прорыв, тотальная модернизация и
экономики, и политики, и власти, и политиков, и личностей и т.д. и т.п. Когда
времени на демократические «слюни» нет. У нас нет ресурса времени на то, чтобы
соблюдать перечень демократических процедур, которые нам навязывают Европа и США
(и которые сами, кстати, их не выполняют).
Для понимания ситуации приведу аналогию. Сегодня перед нашей авиастроительной
отраслью поставлены грандиозные и неотложные задачи. Она – в стратегических
приоритетах Украины. В частности, поставлена задача, кстати, Президентом
Украины, срочно начать массовый выпуск самолета АН-148, полностью готового к
производству. Такой вызов позволит повысить международный авторитет Украины,
дать значительную добавку к экспорту, не говоря уже о доходах в бюджет, новых
рабочих местах, загрузке предприятий-смежников и т.п. Самолеты должны «пойти»
уже к сентябрю. Однако директор авиапредприятия говорит, что, учитывая
утвержденную ныне демократическую процедуру приобретения комплектующих на
тендерах, а они занимают от 3 до 6 месяцев, к сроку «Антонов» никак не успевает.
Но также не успевает все наше общество «вскочить» в уходящий от платформы
цивилизации поезд процветания, так как путается, «валяется в ногах» у
демократических процедур, в различных форумах, слушаниях, референдумах, выборах
и т.п. То есть развитие демократии и совершенствование состояния общества, его
радикальные перемены никак не корреспондируются.
Все радикальные социально-экономические прорывы и революционные модернизации
происходили в странах с жестким и определенным режимом управления. Не вспоминая
того, как за 15 лет СССР восстановил предвоенное экономическое и оборонное
могущество, не разбирая примера совершенно фантастического прорыва
многосотмиллионного Китая, в основе которых была жесткая воля руководства и
поголовное доверие народа к действиям властей страны.
Приведем иной пример. Появление и быстрое развитие пяти восточнокитайских
драконов, при мастерском создании видимости демократических преобразований в
этих странах, осуществлялось под жестким давлением внешнего управляющего.
Американцам необходимо было в максимально короткие сроки создать противовесы
Китаю (а точнее, отчасти ослабить влияние китайского «чуда») с помощью
стран-соседей. И так появились не только небоскребы в Гонконге, Сингапуре,
Тайване и т.п., но и суперсовременные, в основном компьютерные и иные
высокотехнологичные производства, которые позволили этим странам совершить
прыжок через столетия в первую двадцатку экономически развитых стран с
достаточно высоким уровнем жизни населения.
Мы говорим сегодня о быстром прорыве в Грузии, однако не следует забывать, что
выпускник американского университета М. Саакашвили не только работал вместе, но
чуть ли не жил бок о бок с американскими советниками, дающими щедрые инвестиции,
но требующими безусловного выполнения графика реформ. А в довесок давших в
состав правительства Грузии ряд чиновников, окончивших европейские и
американские институты и слушавших больше не президента, а команды на
преобразования Грузии из-за рубежа. Тут важно отметить, что грузинские реформы
были нацелены не на счастье всех (какое уж тут счастье у семей 15 тысяч
уволенных из ГАИ милиционеров?), а на создание определенной, предсказуемой
инфраструктуры жизни общества. И мнение подчас достаточно многочисленных
противников не учитывалось, а демонстрации протеста жестоко разгонялись.
Сегодня украинскому обществу и власти нужны не самообман о «наличии», «неполном
соответствии», отсутствии демократии в стране. Недовольные и несчастные будут
всегда. В книге «Артхашастра» («Ремесло власти») древнеиндийские мудрецы так
описывали состояние того общества: «Ныне в стране большинство людей недовольны
властью. Одни говорят, что мало реформ в стране проводится, другие – что слишком
много. Одни кричат, что необходимо больше свобод, другие – что и так уже много.
И каждый требует для себя демократии...». Как видим, общество не слишком
существенно изменилось по сравнению с моментом появления этой книги (ІІІ век до
нашей эры).
Нам необходимо перестать обманывать и обещать народу счастье. Это другая
проблема, она не в полной мере регулируется и обеспечивается государством. Надо
вспомнить, что Украина была и под Австро-Венгрией, и Германией, и Польшей, и
Россией и т.п. И, как свидетельствует история, в эти годы в Украине было
достаточно много счастливых и несчастных.
А теперь о том, кто же эти граждане в нашей стране в 2011 году новой эры,
которые призваны осуществлять эту демократию? В своей основной массе это жители
Украины с теми же недовольствами, что и в древней Индии и политической культурой
на уровне плинтусов. И мы хотим получить от них разрешение на радикальные
реформы? Мы пытаемся рассчитывать на патриотизм, здравый смысл, наконец,
прагматизм толпы? Но разве мы не знаем гарантированного ответа, задавая вопрос
предпринимателю – хочет ли он платить больше денег из своего дохода государству
и обществу? Какой смысл спрашивать население, готово ли оно идти на пенсию
позже? Нужно ли врачу спрашивать у больного, как и чем его лечить?
У Украины был, конечно, исторический шанс превратиться в более-менее развитую,
полноправную европейскую страну в короткий период начала 90-х годов.
Экономический потенциал, интеллектуальная рабочая сила самой развитой,
технически вооруженной и оснащенной бывшей республики СССР, которая на рубеже
90-х производила самый высокий объем ВВП на душу населения, сочетались тогда с
наличием более важного ресурса государственного управления – доверием населения
к власти.
Тогда еще сохранялся, пусть и не пиковый, но гигантски высокий в сравнении с
нынешним временем уровень доверия... И можно было еще мобилизовать общество, и
можно было не на словах, а на деле договориться с народом о том, что необходимо
на время «затянуть пояса». Но это время безвозвратно ушло.
И теперь мы столкнулись со страшной, без преувеличения, реальностью, я бы назвал
ее современной социальной проказой в Украине – недоверия ко всем и вся.
Украинское общество никогда еще не было пронизано таким уровнем неверия в
институты политической власти: президент, парламент, правительство, местные
органы власти. Люди не просто не верят, они ненавидят правоохранительные органы,
включая суды. Общество перестало верить своей армии и гордиться ею. Профсоюзы
забыли нужды людей и работники в них не вступают, не верят им, а промышленники
эти профсоюзы умножают на ноль. У нас сложилась ситуация, когда министр не
доверяет избранным ректорам самоуправлять своими вузами, а ректора не доверяют
министру управлять системой образования. Более того, общество практически
потеряло доверие в последний оплот веры, в недавнюю святыню – церковь, которой
еще десятилетие назад доверяло около 80 % граждан. И в это же время Филарет с
еще большей помпой проталкивает мысль о том, что православная церковь
Московского патриархата – это «рука Москвы» в Украине.
Но еще более безнадежным является то, что и власть, украинское государство
полностью утратило доверие к своему народу и пытается его подловить, проверить,
проинспектировать, а нередко и обмануть. И часто даже не надеется, что принятый
закон последовательно и, безусловно, будет кем-то выполняться. Вслед принимаются
новые законы и подзаконные акты, призванные заставить выполнять тот закон. Но их
никто не знает и не изучает, даже чиновники, и никто не собирается строго
выполнять. Различие Франции и Украины состоит в том, что французы после
объявления о росте пенсионного возраста для женщин на 2 года вышли на массовые
многомиллионные митинги и демонстрации, а украинцы после объявления о росте
пенсионного возраста на 5 лет – нет. И главная причина в том, что французы
убеждены, что эту реформу неизбежно придется выполнять, они законопослушны. А
украинцы как всегда думают, что они это обойдут – «Якось воно буде!».
И теперь впору задать вопрос: у кого-то еще есть иллюзия, что нам для развития,
радикального прорыва к цивилизации, к росту не на проценты, а в разы уровня
жизни людей необходима как воздух демократия? Уважаемый мной эксперт М.
Погребинский недавно отметил, что реформы неправильные, так как народ не верит.
Я бы его перефразировал. Народ не верит, так как не хочет реформ, так как не
желает, чтобы было хуже, чем сейчас. И это естественно. На протяжении более 20
лет нам обещают реформы. И, как выразился С. Тигипко, бегают с ножом за кошкой,
стремясь отрезать по кусочку хвост. «Кошка» носится с криком по стране, в
обществе нарастает страшное социальное напряжение, но экономическая ситуация в
Украине и качество жизни людей только ухудшаются. Как можно даже планировать
строительство «Китайской стены», если народ сидит на кухне и брюзжит?
Нам необходимо отбросить бесконечно вредную риторику о всеобщем счастье
украинцев и говорить о необходимости создания новой социально-политической и
социально-экономической реальности, новой структуры жизни в стране. Чтобы
каждый, образно говоря, знал, что если его сбивает машина на проезжей части
дороги, то платит за это не водитель, а пешеход, нарушивший правила. Чтобы все
жители этой страны, а не только собаки, ходили на зеленый свет и не ходили на
красный. И нашему обществу, как никогда в прошлом, необходима сильная,
харизматическая воля политика и политической силы, которая проведет эту
модернизационную модель в практику в кратчайшие сроки, невзирая на ропот,
несогласие массы людей, на окрики и угрозы со стороны международных лоббистов
европейского выбора Украины. Вот чего, на мой взгляд, не хватало в ежегодном
послании Президента Верховной Раде Украины – решимости и воли власти.
«Тоталитаризм не пройдет!»
Эти радетели, конечно, не хотели бы иметь под боком почти пятидесятимиллионный
нищий народ и государство-лузера. Но с очень большой долей уверенности могу
утверждать, что не только правительства, но и народы многих стран не «спят и
видят» Украину богатой, процветающей, равноправной и могучей. Этот вывод
получает слишком мощное и однозначное подтверждение не только в эти дни, когда
хищнически захватываются целые регионы планеты во имя безбедной жизни «золотого
миллиарда». И когда правительства ряда уважаемых и, как часто подчеркивается,
цивилизованных стран спешно признают властью ливийскую оппозицию, состава и
руководства которой даже не знают. Но и на примерах Ирака, Югославии,
Афганистана и т.п.
В Украине же сегодня тормозятся десятки позитивных процессов, программ и
проектов модернизации страны вследствие необходимости «приседать» и
«раскланиваться» с Евросоюзом, Венецианской комиссией, ПАСЕ, НАТО, Вашингтоном,
Брюсселем, Парижем, Берлином и, кстати, Москвой. Конечно, ряд реформ и решений
предлагаются и осуществляются слишком поспешно и бессистемно, чтобы быть
одобренными и поддержанными. И эти модернизации нередко планируется осуществить
за счет тех, кому принадлежит 10 % богатства страны, а не тех, кто владеет 90 %
его. Но главная причина, мне кажется, в другом. Режим «управляемой демократии»,
который отбросит эмоциональность некоторых политиков и политических сил,
ориентацию общества на процветание без радикального переустройства и начнет
проводить системную, жесткую, неотложную модернизацию всего государственного и
общественного организма в Украине, вероятнее всего, натолкнется на попытки
западных демократий утопить эти усилия в невероятном количестве
«псевдодемократических» норм, согласований, обсуждений, переговоров, дискуссий,
консультаций и «дорожных карт».
Подчеркну: не на внешнеполитические, внешнеэкономические и иные зарубежные
инициативы Киева, которые, вероятно, отражаются на общем балансе мировых сил и
нуждаются во внешних оценках, будут акцентировать внимание зарубежные партнеры,
а на реконструкции истинно внутригосударственных и внутриобщественных отношений
в нашей стране. И пример Белоруссии ярко свидетельствует о том, что истинные
социальные ценности – качество жизни граждан, эффективность и
конкурентоспособность экономики европейской страны, темпы ее роста, даже в
условиях мирового кризиса – для западных лидеров это абсолютный не приоритет. А
вот послушность мировым центрам силы, соответствие требованиям внешнего суверена
– это священно.
Так что отчасти наша оппозиция может быть спокойна. Не столько она, сколько
американские и иные консультанты (а, может, и из Европейской народной партии),
а, если понадобится, и 6-й американский флот, истребители «Мираж» и т.п. не
допустят не только авторитарного режима в Украине, но даже позитивной
модернизации страны. И не следует уповать, что Украина «в центре Европы» –
Югославия была тоже не на окраине. И американские бомбы нередко «по ошибке»
взрывались в Румынии и Италии, и роптали не очень.
Есть и еще один из возможных вариантов действий тех, кто не сможет успешно
управлять украинской властью извне. Контролировать этот украинский бурлящий
человеческий улей значительно удобнее и эффективнее, если его разделить между
предсказуемыми странами и правительствами, к примеру, такими, как Румыния,
Польша, Венгрия, Чехия и даже Россия.
Историческую реконструкцию украинской власти, общества, экономики и социальных
отношений, которую уже давно ждет страна, нынешняя администрация Украины должна
четко представить народу и неуклонно выполнять, восстанавливая доверие людей
успешными делами, вовлекая их в этот исторический процесс. И не только рабочих,
учителей и чиновников, но и олигархов. Власть должна понять, что на растяжке
между счастьем, демократией, желанием угодить всем, в том числе и за рубежом, с
одной стороны, и острой необходимостью, неотложностью радикальных реформ, с
другой, можно не только поломать ноги, но и свернуть шею.
Александр Булавин,
директор Европейского института политической культуры |