Просто «Бизнес» или обыкновенное мошенничество?

Вне зависимости от национальности, страны
проживания или вероисповедания, большинство людей просто обожают истории...
...про Золушку – про волшебное вознесение на вершины успеха никому не известного
персонажа. О том, что бывает дальше, эти истории благоразумно умалчивают. А зря
– бывают очень поучительные истории, не менее захватывающие, чем некоторые
современные боевики.
Одним из таких поучительных примеров, без сомнения, может служить повествование
о судьбе компании «Блиц-Информ» и ее президенте – Сергее Мельничуке. История его
успеха действительно похожа на сказку.
Заниматься предпринимательской деятельностью он начал после увольнения из армии.
Первый капитал Сергей Мельничук сумел заработать в результате торговых операций.
В 1992 году он все свои средства решил вложить в издательский бизнес. Как писал
в 2004 году «Корреспондент», на первых порах ему помогали лишь несколько друзей
и жена, а через десять лет число сотрудников холдинга превысило 4.000 человек.
Во главе бизнеса бывший военный ставил родственников и друзей, с помощью которых
были построены два завода по производству упаковки Блиц-Пак и Блиц-Флекс, а
также самый современный в СНГ полиграфический центр «Блиц-Принт». Кроме них, в
активах «Блиц-Информа» газеты «Бизнес» (которой обязан своим появлением холдинг)
и Бухгалтерия, журнал «Натали», каталог «Прайс-Листы».
Вначале «Бизнес» был, по сути, листком бесплатной информации о купле-продаже.
Спустя четыре года после первого выпуска, в 1996-м, рентабельность делового
еженедельника Бизнес достигла 300%, а рекламные обороты в месяц сравнялись с
отметкой в $ 1,5 млн.
Вслед за бизнес-успехами пришло и политическое признание. С 1998 по 2002 год
владелец «Блиц-Информа» - народный депутат Украины третьего созыва от
объединенных социал-демократов. Казалось бы, имея такой старт, можно смело идти
на штурм новых вершин. Ан нет. Наш герой, решив, что поймал Бога за бороду,
вознамерился в этом походе за властью и славой обойтись без своих друзей,
которым, как оказалось, был обязан своим успехом. Как оказалось, именно в этот
момент Сергей Мельничук обрек свою бизнес-империю на прозябание, поскольку
единственное, что у него получалось профессионально – это скандалы и склоки.
Почти десять лет хозяин «Блиц-Информа» держался в стороне от прямого управления
компанией, занимая должность председателя наблюдательного совета. С тех же пор,
как он стал президентом холдинга, компанию начало лихорадить. В 2002-2003 годах
холдинг сменил 90% топ-менеджмента. Под руководством Сергея Мельничука начал
меняться и «рупор украинской буржуазии» - газета «Бизнес» изменила дизайн и
начала превращаться из влиятельного и респектабельного издания в боевой листок,
работающий исключительно ради исполнения экстравагантных желаний своего
владельца.
Газета, редакционная политика которой формируется владельцем, начинает настоящую
войну против ряда политиков и бизнесменов. И если бы «Бизнес» боролся за
общественное благо. Нет. Как оказалось, «склочность» господина Мельничука имеет
ярко выраженный меркантильный характер – жертвами принципиальности его газеты
становятся люди, которые либо являются конкурентами, либо реакция которых должна
быть живой демонстрацией «ущемления свободы слова в стране». Причем подобный
фокус проделывался независимо от того, кто руководил страной – Кучма, Ющенко или
Янукович.
Еще в 2004 году «Бизнес» был использован против должностных лиц фискальных
органов и против ряда политиков. Тогда же Сергей Мельничук использовал свой
медиа-ресурс против своего бывшего партнера Александра Овчара (который,
собственно и превратил «Блиц-Информ» в лидера украинской полиграфии и которого
по сфабрикованному делу выбросили из компании – в тот период господин Мельничук
имел возможность влиять на власть).
А уже в 2006 г., когда г-н Овчар стал одним из топ-менеджеров девелоперской
компании «21 век», газета «Бизнес» начала публиковать цикл статей о якобы
незаконной деятельности этой компании. Так ничего толком и не накопав
противозаконного на компанию «21 век», «Бизнес» со своих страниц всячески
дискредитировал деятельность Александра Овчара. В журналистских кругах «бродили»
слухи, что г-н Мельничук ставил задачу подчиненным писать о компании «21 век» до
тех пор, пока Александра Овчара не уволят из нее. Если это правда, то изначально
им преследовались личные цели – сведение счетов с бывшим партнером, а не поиск
истины относительно деятельности компании «21
век».
Так было во время войны с Табачником и Третьяковым в 2005 году (речь шла о
судьбе ряда издательств и их помещений, на которые имел виды Мельничук), так
было и с концерном «ЕДАПС». Кстати, с последним вышла совсем скверная для
«Бизнеса» история – за клевету пришлось отвечать своим карманом. Скандал начался
еще в 2007 году, когда издание обвинило Консорциум ЕДАПС в том, что он взял под
контроль паспортную систему и специально спровоцировал дефицит загранпаспортов.
В 2010 году тяжба завершилась разгромом Мельничука - на счет адвокатской
компании «Котул, Вершигора, Павловский и партнеры» поступили деньги, выигранные
по иску председателя Консультативного совета Консорциума «ЕДАПС» Юрия Сидоренко
к газете «Бизнес» (структурное подразделение ЗАО «ХК «Блиц-Информ», владелец
Сергей Мельничук). Суды разных инстанций признали требования истца и обязали
ответчика выплатить ему компенсацию за клевету, опубликованную в газете
«Бизнес».
И если бы результатом такой с позволения сказать «деятельности» когда-то ведущее
бизнес-издание Украины просто теряло рекламодателей, уступая передовые позиции
изданиям, которыми руководят бывшие сотрудники компании, было бы не так грустно.
Потому что на самом деле все эти скандалы и информационные атаки используются с
целью создания «дымовой завесы», призванной отвлечь внимание общественности от
правонарушений, совершенных хозяином холдинга.
Так, весной 2010 года против собственников «Блиц-Информа» было возбуждено
уголовное дело по уклонению от уплаты НДС. Ранее Мельничук уже подвергался
уголовному преследованию по такому же поводу – ему даже пришлось скрываться от
следствия по уголовному делу №49- 1269 о неуплате налогов в особо крупных
размерах.
Как сообщали украинские СМИ, тогда он был задержан правоохранителями в аэропорту
«Борисполь» при попытке пересечения границы Украины. Однако, дело удалось
замять. Как и предыдущие «подвиги» - еще с 2004 года. Именно столько ему удается
уклоняться от ответственности по неуплате налогов и незаконному возмещению НДС
на сумму около 10 млн. грн.
Причины такой «везучести» установить просто – в свое время Сергей Мельничук
удачно вступил в «Нашу Украину», что позволило не только избежать уголовного
преследования, но и получить баснословный кредит в государственном «Укрэксимбанке»
на десятки миллионов долларов. Фактически из нашего с вами кармана.
Как сообщает сайт «Антирейдер», в «активе» «медиа-магната» не только уголовные
дела по неуплате налогов, а еще и уголовное дело по незаконному строительству и
подделке документов по аренде на площадке по ул. Полярная 12, принадлежащей ГП
«ПК «Украина». Также против «Блиц-Информа» возбуждено и уголовное дело по
незаконному строительству и нанесению ущерба госпредприятию «УкрНИИСВП»,
входящему в ГАК «Укриздатполиграфия», подчиненному Госкомтерерадио Украины.
Кроме того, похоже, что Мельничук, в очередной раз, кинул еще одно предприятие «Укриздатполиграфии»
– ОАО «Полиграфкнига», ободрав его на сумму около 9 млн. грн. «Блиц-Принт»
(структурное подразделение «Блиц-Информа») долгие годы арендовал
производственные помещения у ОАО «Полиграфкнига», по адресу: Киев, ул. Довженко,
3. Недавно «Блиц-Принт» съехал с арендуемых площадей, и как утверждают источники
из «Укриздатполиграфии», вполне возможно не заплатил кругленькую сумму за аренду
площадей.
И сейчас, похоже, «Бизнес» делает все, чтобы его находящийся в бегах хозяин смог
рассчитывать на статус политического. Ну а поскольку «объекты» его атак не
особенно желают ввязываться в свару с известным профессиональным склочником, в
газете все время повышают градус нападок. Вдруг повезет и у людей нервы не
выдержат?
Антон Громов
|