Административная реформа: электрошокер для бюрократов

Для Украины начинается жизнь в эпоху перемен. Не успели свыкнуться с налоговой
реформой, как началась административная. В электронных СМИ появился проект
соответствующего указа президента. Но тот это проект или не тот, аналитики до
конца не уверены. К тому же нет полной ясности: идет ли речь о конечном варианте
пертурбации или это только начало. Например, по одной из версий в перспективе
Минэкономики сольют с Минфином, и якобы поэтому Василия Цушко назначают на
Антимонопольный комитет.
Земля полнится слухами. Уже несколько месяцев в СМИ курсирует информация о том,
что МинЖКХ могут объединить с Минрегионстроем, Минуглепром с Минтопэнерго,
Минкульт с Министерством молодежи и спорта, а Минэкономики с Минфином (как во
Франции).
Еще недавно писали о том, что существует несколько вариантов оптимизации системы
госуправления. Согласно первому из них, в Украине должно остаться 84 органа
государственной власти – из них 16 министерств; второй вариант предусматривал 85
органов, из которых 17 министерств; третий вариант – 88 органов, из которых 20
министерств.
Четвертый, наиболее радикальный и приближенный к европейской системе
госуправления, вариант предусматривал функционирование 65 органов
государственной власти, из которых всего 15 министерств. Также сообщалось, что
реформа предусматривает четкое разграничение функций органов государственной
власти, которые сегодня дублируются и пересекаются. Однако, согласно самому
свежему из всех оглашенных сценариев оптимизации, из имеющихся сейчас двух
десятков министерств планируется оставить только 12 (те ведомства, деятельность
которых как-то соприкасается, объединят).
В появившемся на сайте «Комментарии» проекте указа президента о реорганизации
министерств пока не сказано ничего. Главная новация этого документа – функции
нормотворчества передаются министерствам, а «второй эшелон» органов центральной
власти (госкомитеты, комиссии, службы, агентства и т.д.) остаются только с
регуляторными и надзорными функциями. Например, Госфинуслуг теряет право
готовить проекты решений по небанковскому финансовому рынку. Эта функция
переходит в Минфин. И остается лишь в качестве
надзирателя-лицензиатора-проверяющего. Аналогичная ситуация по другим
ведомствам. При этом ГКЦБФР вроде бы как не трогают. То есть ее нормативные
полномочия сохранены.
Почему происходит так, а не иначе? Почему ликвидируются одни структуры и не
поддаются преобразованиям другие? Однозначного ответа нет. Люди, знающие
специфику раскладов внутри власти, говорят о том, что окончательного варианта
административной реформы пока нет. Есть несколько центров влияния на финишный
документ. И каждый из них пытается пропихнуть свою концепцию.
Скажем, один из идеологов преобразования – председатель Главгосслужбы Тимофей
Мотренко – продвигает идею восстановления института госсекретарей. Ну, чтобы
министры приходили на работу, как на праздник, а всю текучку за них делали
госсекретари.
Идея сугубо чиновничья. Я бы даже сказала – мечта аппаратчика. Ровно 11 лет
назад, в декабре 1999 года, аналогичным путем пошел Леонид Кучма под влиянием
своего тогдашнего любимца, главы Администрации Владимира Литвина. К слову, в
1999-ом тоже было несколько вариантов админреформы, и то, что выплыло в итоге,
многих озадачило.
Тем не менее, некоторые элементы преобразований 1999 года живы до сих пор. И,
возможно, будут жить дальше. Вообще, придающее большой оптимизм аналитикам
заявление премьер-министра Николая Азарова, что в будущем году на сокращении
аппарата удастся сэкономить 1 млрд. грн., на уровне опытных госслужащих
воспринимается со скептицизмом.
Конечно, не исключено, что в этот раз чудо произойдет. И сокращение аппарата не
закончится в результате его увеличением, согласно закону Паркинсона. Однако
нужно знать и понимать кухню этого муравейника.
Во-первых, сам процесс ликвидации одной государственной структуры или
преобразования ее в другую – крайне зарегулирован. И в результате на это дело
уйдет не менее двух месяцев. Если без саботажа. А, зная наших милых бюрократов,
можно предположить, что они растянут похороны своей работы на все полгода.
Во-вторых, госслужащий неплохо защищен от увольнения. Это не частная фирма с
полулегальным договором, где сотруднику можно сказать «брысь!», и завтра уже и
след его простынет. Каждый аппаратчик имеет ранг, льготы, права и т.п. Девушки
немедленно окажутся беременными, юноши – повышающими квалификацию и т.д. В
результате вытурить с большим трудом удастся только пенсионеров и небольшое
количество не слишком изобретательных сотрудников.
Кое-кто, может, пойдет в бизнес, к своим коррупционным друзьям. Но честные люди
отправятся на биржу труда, где им обязаны будут в течение нескольких месяцев
платить среднюю зарплату. К тому же еще выходное пособие и другие утешительные
«призы» для увольняющихся. Все это так же ляжет на госбюджет.
Но мы пока говорили о рядовых чиновниках. С высокопоставленными – совсем другая
картина. Выкинуть из власти замминистра труднее, чем выиграть Олимпиаду. Наша
власть очень персонифицирована. Это значит, что за каждым влиятельным чиновником
стоят еще более влиятельные люди с большими коммерческими интересами и
серьезными связями.
Массовая ротация означает броуновское движение в среде заинтересованных сил,
чтобы пересадить своего «хорошего человека» с одного доходного места на другое.
При этом мест, как всегда, не хватит, чтобы рассадить всех достойных. Поэтому
возможны жесткие подковерные интриги.
Все это, безусловно, издержки процесса. Без которых, собственно, и процесса не
будет. Возникает вопрос: так что, не начинать вообще? Нет, начинать нужно.
Система госуправления в Украине неэффективна, и это общеизвестно. Хотя, по
большому счету, неэффективна она и в Европе, где в надгосударственных структурах
сидит огромное количество людей, занимающихся непонятно чем и получающих при
этом гораздо более солидную оплату своего труда. Но это никак не влияет на то,
что европейцы живут хорошо, а мы плохо.
Вообще, пора оставить иллюзию, что из аппарата можно сложить какой-то идеальный
кубик Рубика, который приведет нас к светлому будущему. Нет, просто нужно, чтобы
эта старая машина более-менее нормально ехала. С тормозами, как положено. Не
жрала много «горючего». Не теряла управление. Пока, увы, с управлением вообще не
складывается, с горючим так себе, а из всех необходимых функций работает только
тормоз. Да, тормозить мы умеем!
Для того чтобы аппарат руководился своими непосредственными начальниками, а не
людьми со стороны, считают наши источники во власти, не мешало бы почистить его
от «оранжевых». Нехорошо говорить о людях, как о вещах, но жизнь – суровая
штука. В настоящий момент «оранжевых» лишь подвигали с хлебных мест. На внешне
неприбыльных направлениях они остались. И ТОРМОЗЯЯЯЯТ!
Второе необходимое новшество – это действительно реформы по направлениям и
секторам. Их можно было бы проводить постепенно. Например, сначала выстроить
вертикаль управления в финансовой сфере. Провести дискуссии, реорганизовать
ведомства, рассадить людей. Потом – в управлении стратегическим имуществом.
Например, портами. И т.п.
Реформировать все и сразу по принципу шоковой терапии – можно, но сложно. Есть
опасность, что страна несколько месяцев будет себя чувствовать как вокзал во
время землетрясения. И риск того, что преобразования просто захлебнутся в
бюрократической суете, будет приблизительно равняться шансам на успех.
Галина Акимова |