Уго Чавес: друг Украины

Самый экстравагантный холостяк мировой политики –
Уго Чавес – в первый раз побывал в Украине. В сухом остатке его визита: решение
об ускоренной экстрадиции двух украинских моряков, осужденных за перевозку
наркотиков; интерес к военно-транспортным самолетам и возможные поставки нефти.
Венесуэла уже поставляет нефть в Беларусь и покупает самолеты у России. Но мы
ведь только начинаем дружить…
До того, как прибыть в неизвестную ему Украину,
президент Венесуэлы совершил вояж по знакомым местам – в Москву и Минск. С
Россией разговор шел, как обычно, на оружейные темы. С Дмитрием Медведевым Чавес
подписал "План действий" по развитию российско-венесуэльского партнерства на
2010-2014 годы, который включает несколько совместных программ и целый ряд
других двусторонних соглашений.
В частности, был заключен межправительственный договор о сотрудничестве в
развитии атомной энергетики Венесуэлы, а также строительстве при поддержке
Москвы первой АЭС на территории этой страны. Кроме того, министерства энергетики
двух стран согласовали покупку компанией российской ТНК-ВР активов материнской
структуры – ВР в Венесуэле. Таким образом, россияне получили не призрачный, а
практический доступ к нефтяным ресурсам Венесуэлы.
Также "АвтоВАЗ" подписал с Венесуэлой дополнение к протоколу о намерениях
сотрудничества и дорожную карту. Стороны также заключили соглашение о создании
совместного предприятия. Будет ли «Лада Приора» колесить по дорогам Каракаса –
пока неизвестно.
Но самое главное в переговорном процессе касалось, естественно, вооружения.
Венесуэла является бесспорным лидером среди стран Латинской Америки по объему
оружейных контрактов, заключенных с "Рособоронэкспортом". Их сумма уже превысила
$4 млрд. Сейчас Уго Чавес завершает у себя строительство трех военных заводов –
по сборке автоматов Калашникова, выпуску патронов к нему и авиационного завода
по обслуживанию и ремонту российской вертолетной техники.
То, что такой завод необходим, очевидно: во время нынешнего визита президент
Венесуэлы присмотрел десять самолетов Ил-76МД-90 и два самолета-заправщика
Ил-78МК. Уго Чавес также подтвердил намерения прикупить десяток ударных
вертолетов Ми-28НЭ в дополнение к ранее закупленным десяти Ми-35М. По мнению
руководства "Рособоронэкспорта", страна может стать и первым экспортным
заказчиком истребителей Су-35.
Помимо прочего, Россия рассчитывает поставить в Венесуэлу партию танков Т-90С.
Свои потребности в новой боевой технике этого класса Каракас оценивает в 600
единиц. Обсуждалась также продажа Венесуэле еще 50 гражданских самолетов –
Ан-148 и Бе-200.
И тут конкурентом Москвы автоматически становится Киев. Украина тоже предложила
Венесуэле прикупить гражданские и военные самолеты. Так, Уго Чавес осмотрел
военно-транспортный самолет Ан-70, транспортный Ан-124-100, пассажирские Ан-148
и Ан-158. Особый интерес у лидера Венесуэлы вызвал морской патрульный вариант
самолета Ан-74.
Ему также был предложен Ан-38, разработанный на базе самолета Ан-28 и
предназначенный для перевозки 27 пассажиров. Сборка таких авиамашин налажена на
авиазаводе в Новосибирске (Россия). В Венесуэле эксплуатируется шесть самолетов
Ан-28 и около 30 их польских модернизированных аналогов М-28. В перспективе их и
можно будет заменить Ан-38.
Еще одной темой переговоров были энергоносители. Доказанные запасы газа в
Венесуэле составляют 4,1 трлн. куб. м. Ежегодно добывается 30 млрд. куб. м.
Запасы нефти на конец прошлого года составляли 99,4 млрд. баррелей (7,9% от
мировых запасов); добыча – 2,566 млн. баррелей в день.
Практически монопольное право на добычу нефти и газа имеют национальные
государственные компании. Среди немногих иностранцев, допущенных к
стратегическому ресурсу – россияне (пополнившие свой ресурс за счет ВР, как уже
сказано выше) и белорусы.
Совместная венесуэльско-белорусская компания с апреля текущего года поставляет
нефть танкерами в Одессу и в прибалтийские порты. Затем ее перевозят в
железнодорожных цистернах на Мозырьский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие
заводы. Объем поставок составляет приблизительно 4 млн. тонн нефти в год.
Опыт Беларуси показывает, что нефтегазовое сотрудничество с Венесуэлой возможно,
это вовсе не призрачный проект. Поэтому новость о том, что Виктор Янукович и Уго
Чавес договорились о добыче нефти и газа украинскими компаниями в Венесуэле, и в
ближайшее время нефть пойдет в Беларусь из портов Черного моря через Украину, –
следует воспринимать с полной серьезностью.
"Мы договорились о том, что Украина начнет добычу нефти в Венесуэле, и это будет
одним из приоритетов наших отношений ... Что касается транспортировки нефти в
сторону Беларусь – мы ее будем транспортировать столько, сколько она будет
поступать в черноморские порта Украины. Я не буду говорить об объемах, что
сегодня мы эту нефть транспортируем в цистернах, но в ближайшее время мы
перейдем на транспортировку по нефтепроводу – это наш план, мы его выполним", –
сказал Виктор Янукович.
Не стоит бояться также, что противником данного проекта начнет выступать Россия:
Уго Чавес слишком дорожит интересами Москвы и ничего не делает, не переговорить
предварительно с Путиным и Медведевым. Не случайно, вояж по трем славянским
столицам шел по такому маршруту: Москва, Минск, Киев.
Вообще дружить с Венесуэлой трудно, но выгодно: ресурсы у страны колоссальные, в
том числе и валютные, а деть их особо некуда. Если нефть и газ у Венесуэлы еще
покупают, прежде всего, соседи по континенту, то инвестировать вырученные от
продажи средства в западные страны и сам Чавес не хочет, и западные
правительства не разрешают. Зачем им усиление позиций венесуэльских компаний,
обычно подчиненных государству, на своей территории.
Поэтому можно было бы заинтересовать Каракас перспективами вложения средств в
Украину. Но для этого Виктору Януковичу придется стать Уго Рафаэлю Чавесу Фриасу
таким же другом, как Владимир Путин или Александр Лукашенко. Чавес один из
немногих лидеров государства, кто в своей политике в значительной степени
руководствуется личными симпатиями и эмоциями, и уже во вторую очередь –
трезвыми расчетами.
Это можно объяснить. Уго родился в 1954 году, в многодетной семье школьного
учителя. В его жилах течет индейская и негритянская кровь. Еще в военном училище
стал лидером курсантского объединения "КОМАКАТЕ", которое трансформировалось в
Революционное боливарианское движение.
В феврале 1992 года подполковник Чавес встал во главе государственного
переворота против президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса, непопулярного
из-за высокого уровня коррупции и политики сокращения государственных расходов.
Чавес планировал создать военно-гражданскую хунту из числа людей, не запятнанных
коррупцией, а также созвать Учредительное собрание для разработки проекта новой
Конституции. Однако правительство пресекло попытку мятежа.
Он сдался властям и был помещен в военную тюрьму. Провел в заключении два года,
в 1994 году вышел на свободу по амнистии, организовал своих сторонников в
Движение Пятой республики и перешел от вооруженной борьбы к легальной
политической деятельности.
6 декабря 1998 года он победил на всеобщих выборах, набрав 56,5% голосов
избирателей.
В 1999 году в Венесуэле была принята новая Конституция, а 30 июля 2000 года
прошли новые всеобщие выборы, на которых Уго Чавес победил, набрав уже 60%
голосов.
12 апреля 2002 года Чавес был свергнут в результате государственного переворота,
однако уже через два дня, 14 апреля, благодаря помощи своих сторонников и верных
частей армии вернулся к власти. 3 декабря 2006 года Чавес третий раз был избран
на пост президента Венесуэлы, получив мандат народа на период с 2007 по 2013
год.
Можно почти не сомневаться, что и после 2013 года власть в стране с большой
долей вероятности останется в его руках или руках его политический силы. Так,
что дружба с Чавесом – это очень перспективный проект. И чем чаще он будет сюда
ездить, тем лучше. Тем более, что в Украине богатая природа, элитные курорты и
очень… красивые женщины, а бедняга Уго все еще ищет свою любовь, чтобы жениться
в третий раз и уже не разводится…
Галина
Акимова |