Николай Азаров & «правительство с ограниченными возможностями»

«От советского Информбюро: сегодня, после тяжелых
и кровопролитных боев, наши войска оставили… Государственную налоговую
администрацию и Государственную таможенную службу». Примерно так знаменитый
диктор Юрий Левитан мог бы объявить о первом политическом поражении
премьер-министра Николая Азарова. Амбициозные планы Николая Яновича сформировать
финансово-фискальный блок правительства из стопроцентно лояльных и управляемых
исполнителей не увенчался успехом. Нет оснований сомневаться, что Азаров
искренне намерен навести порядок в системе управления и добиться наполнения
государственного бюджета. Однако планы премьера убрать из руководства налоговой
и таможни любые интересы, кроме своих собственных, не выдержали столкновения с
политическими реалиями.
Анализ кадровых назначений в ключевые фискальные ведомства позволяет говорить о
реформаторском потенциале нового Кабинета, о способностях новой власти
справиться с вызовами экономического и политического кризиса. Учитывая биографии
и политические интересы, которые стоят за новыми руководителями, возникает
большой вопрос: сможет ли правительство способствовать государственным интересам
и стимулировать экономические преобразования, либо все громкие декларации о
реформах закончатся банальным перераспределением финансовых потоков?
Налоговая — в бой идут одни «старики»
Новым председателем Государственной налоговой администрации назначен Александр
Папаика. Александр Алексеевич до 2003 года руководил Донецкой областной
налоговой администрацией и работал в самом близком и доверительном контакте с
губернатором, а затем и премьер-министром Виктором Януковичем.

Однако ему пришлось уйти в отставку при весьма
скандальных обстоятельствах. Тогдашнего начальника ГНАУ Юрия Кравченко президент
Леонид Кучма весьма ценил за способность «обломать» любую олигархическую
группировку, по которой дается команда «фас». Для повышения собираемости налогов
в Донбассе Кравченко выслал «десант» во главе с нынешним депутатом Партии
регионов, а тогда начальником следственного управления налоговой милиции
Николаем Джигой. «Я не могу сказать, что здесь работа провалена, но она велась,
на мой взгляд, на недостаточном уровне», — заявил Джига на пресс-конференции. До
начала проверки «среднее поступление денежных средств в бюджет было в пределах
пяти-семи миллионов гривен ежесуточно… В результате различных мер среднесуточное
поступление в бюджет… практически в четыре раза увеличилось. Это говорит о том,
что есть возможности для того, чтобы бюджет пополнялся более продуктивно». После
этого скандального спича Джига объявил, что Папаика, якобы, сам подал в отставку
«по состоянию здоровья» — хотя отставник никаких публичных комментариев не
сделал. По неизвестным причинам, органы прокуратуры не дали правовой оценки
действиям руководителей областной налоговой, которые не доносили в бюджет
примерно по 20 миллионов гривен.
«Налоговая служба за последние годы себя дискредитировала... Я ставлю задачу
перед Александром Алексеевичем и перед всеми остальными — нещадно выжигать это
явление, кадровые чистки для всех, кто замешан в этих делах, и наиболее
отличившихся сдавать в прокуратуру». Такую задачу Папаике поставил Николай
Азаров в марте 2010 г. Да уж, восстановить авторитет налоговой службы,
утраченный почему-то за последние годы, Папаике будет весьма непросто…
Вполне вероятно, что Александр Алексеевич действительно непричастен к каким-либо
злоупотреблениям, поскольку проблемы со здоровьем у него не надуманные. По
данным источника, близкого к руководству ГНАУ, Папаика является инвалидом второй
группы. Видимо, от него ждут не столько энергичных действий, сколько хорошо
взвешенных решений. Но «строить» Папаику премьер-министру не удастся не только
из-за состояния здоровья. В том, что Папаику предпочли Хомутыннику, Брезвину,
Копылову, Антипову, просматривается определенная закономерность.
Опыт работы и связи делают нового главу налоговой действительно незаменимым
человеком на этом посту, преданным делу и команде Януковича. После ухода из
налоговой при столь скандальных обстоятельствах, профессиональные качества и
знания Александра Алексеевича остались востребованными, а авторитет в Донецке —
незыблемым. Он был назначен на пост председателя наблюдательного совета
акционерного банка «Донеччина» (сейчас — «Укрбизнесбанк»). Этот банк всегда
относился к группе небольших, но зато его устойчивость и состоятельность никогда
не вызывали сомнений. Среди хозяев этого банка называют Эдуарда Прутника —
одного из руководителей Партии регионов, и еще одного, непубличного, но очень
талантливого менеджера — Александра Викторовича Януковича. Это старший сын
президента Украины.
Есть веские основания полагать, что далеко не все «донецкие» группы влияния
удовлетворены назначением Папаики. Интересное совпадение: подал заявление об
отставке Вадим Кайзерман, первый заместитель председателя ГНАУ, настоящий гуру
налоговой системы. Вадима Александровича, назначенного самим Януковичем в 2007
году при Брезвине, но сохранившего свое влияние под руководством бютовца Сергея
Буряка, связывают хорошие отношения с бизнес-группой Рината Ахметова. Кайзерман
работал вместе с Папаикой в Донецке, и не понаслышке знает, на что способен
новый председатель. Поэтому уход Кайзермана можно воспринимать как своеобразный
публичный демарш. Правда, есть вопрос, связан ли этот демарш только с
назначением Папаики, либо причина еще глубже, и Кайзерман принципиально не хочет
работать в подчиненном положении под непосредственным руководством министра
финансов Федора Ярошенко.
На место Кайзермана, скорее всего, будет назначен Валерий Маликов, карьера
которого ранее была связана с налоговой милицией Донецкой области. Маликов
является одним из крупных хозяев металлургического бизнеса, в частности
собственником Дружковского метизного завода.
Лакмусовой бумажкой борьбы с коррупцией по-азаровски стало сохранение на своей
должности и повышение до ранга зампреда ГНАУ известного всему киевскому бизнесу
Олега Низенка. Благодаря своим дружеским отношениям с Алексеем Николаевичем
Азаровым (сыном премьер-министра), Низенко укрепляет свое влияние. То есть,
слова о дискредитации налоговой службы к председателю столичной налоговой
очевидно не относятся.
Среди курьезных назначений нельзя не отметить нового главу Киевской областной
ГНА Петренко, возраст которого составляет 64 года и девять месяцев — то есть, до
завершения карьеры государственного служащего ему остается всего три месяца
активной работы. Впрочем, и три месяца в налоговой — это тоже хороший приварок к
пенсии…
Сможет ли новое руководство налоговой выполнить финансовый план? Имеется в виду
— план по сборам в госбюджет? Тем более что Минфин уже резко увеличил план сбора
— на 1,5 миллиарда гривен в месяц!
Верится слабо.
Таможня — «молодая команда»
Камнем преткновения в новом правительстве стало назначение на пост главы
Государственной таможенной службы Игоря Калетника, депутата-коммуниста,
председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и
организованной преступностью. Калетник известен своей реактивной карьерой в
таможне и своим высокопоставленным папой Григорием Калетником, влиятельным
регионалом, который придавал его карьере скорость и направление.

О том, какое значение в обеспечении деятельности Коммунистической партии
занимает Игорь Григорьевич, говорит совершенно беспрецедентный даже в наше
циничное политическое время ультиматум, который выдвинула КПУ правительству
Азарова. Прямым текстом фракция КПУ заявила: если пост главы таможни не будет
отдан конкретно Калетнику, они выйдут из правительственной коалиции. Коммунисты
открыто показали то, что лежит в основе интересов всех наших политических сил —
наши партии и фракции работают не на получение достойного места во власти, а
ради получения доходного «удела для кормления» конкретных людей. Под таким
давлением «донецкие» сдались, и «винницкий» Калетник получил назначение.
Впрочем, Игорь Григорьевич на таможне и в налоговой имеет крепкие связи и
профессионально подготовлен. Вот только сможет ли он выполнить финансовый план в
бюджет, который теперь ежемесячно увеличен, на 1,8 миллиарда гривен!
Видимо, для помощи в выполнении этой задачи Калетнику без его ведома Азаров
назначил его первым заместителем Анатолия Гутника. Еще одним замом на таможню
был назначен Виталий Щербань — такова цена лояльности к правительственной
коалиции депутата БЮТ Игоря Рыбакова, известного своим пристальным интересом к
растаможке грузов на Одесской таможне.
Отношение к другим руководителям таможни также весьма показательно: ставленник
БЮТ, близкий к группе А.Турчинова А.Мухин был отправлен в отставку, несмотря на
отпуск; а протеже Ю.Луценко И.Пиковский был отправлен в отставку, находясь на
«больничном».
А вот другим зампредам дали время на «творческие поиски». Написали заявления об
отставке Т.Козак, человек В.Медведчука, и П.Онопенко, брат председателя
Верховного суда. Сами уходить они не хотят, и их высокопоставленные покровители
ищут способы договориться с «донецкими» чтобы сохранить своих людей.
Источники, близкие к руководству Партии регионов, говорят, что перспективы
Калетника на новой должности весьма шаткие. Если Партии регионов удастся
реализовать планы по созданию внефракционной группы депутатов в поддержку
правящей коалиции и получить таким образом устойчивое большинство, которое будет
немонолитно и которым будет легко управлять без участия фракции коммунистов, то
руки по реализации собственной кадровой политики будут у команды Януковича
полностью развязаны.
Пока же те методы комплектации правительственной команды, которые демонстрирует
новая власть, говорят о том, что от практики «приватизации» отдельных лакомых
ведомств правительству Азарова избавиться не удалось.
В условиях, когда легальный сектор экономики выжат до предела, когда экономика
не получила никаких стимулов, когда нет никаких изменений в законодательстве,
когда методика налогообложения и сбора налогов осталась неизменной, увеличение
плана выглядит нереальной задачей. Нереальной не потому, что эти деньги нельзя
выбить. У нас возможно все. Нереальность заключается в том, что эти планы
приведут в результате к еще большему уходу в тень тех, кто еще работает «в
белую». И потому ближайшие перспективы экономической политики не выглядят
радужными. Нельзя еще раз не отметить, что методика определения плана сбора
налогов Минфина сама по себе является фикцией. В разработке этого плана не
принимает участие Министерство экономики — та структура, которая, по идее, и
должна определять пульс экономической жизни и ту долю, которую государство
должно забирать в бюджет, чтобы не остановить легальную деловую активность.
Напомним, что налоговая нагрузка на предприятия, которые производят
невысокодоходные подакцизные товары и не занимаются внешнеэкономической
деятельностью с возвратом НДС, в Украине составляет 50%! То есть половину чистой
стоимости товара в Украине образовывают налоговые отчисления! О какой
конкурентоспособности, протекционизме, реформах, налоговых каникулах может идти
речь? Кроме того, огромные накладные расходы на производство вынуждает
содержание целой армии юристов и бухгалтеров, способных разобраться в тысячах
нормативных актов и разъяснений по налогообложению. Предельно
забюрократизированная система таможни и отсутствие механизмов защиты внутреннего
рынка создают условия, благоприятные скорее для контрабандистов и производителей
контрафактной продукции. Без решительного сокращения аппарата фискальных
органов, без централизации управления снизить коррупцию, как к этому призывает
премьер-министр, просто невозможно.
Пока нет системных реформ, направленных на снижение «человеческого фактора» и
автоматизацию процессов сбора налогов, до тех пор любые перестановки кадров в
фискальных органах будут сродни перестановкам мебели.
Юрий
БУТУСОВ |