Украинская оппозиция: одна булава - дюжина гетманов
Избрание президентом Януковича, формирование при
его непосредственном участии Кабинета Министров Азарова актуализировали процесс
выдвижения громких заявлений лидеров политических сил, которым не достался кусок
властного пирога, о переходе в оппозицию и формирования оппозиционного
(теневого) правительства.
Оппозиционная деятельность является обычным явлением в политическом процессе.
Сам термин "оппозиция" происходит от латинского "oppositia" и буквально
переводится как "противопоставление".
Политической оппозиции, исходя из этого, можно трактовать как способ
противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим
политическим взглядам и действиям. Часто под ней понимают меньшинство, которое
стремится к власти, чьи взгляды отличаются от взглядов и целей большинства,
которое находится у власти.
В условиях демократической системы оппозиция является важной составляющей
политического процесса, что вызывает постоянную конкуренцию и периодическую
ротацию элит в условиях их неэффективности или неспособности больше
соответствовать запросам общества.
Кроме критики в адрес властей, оппозиция выполняет и важную конструктивную роль
- разрабатывает и предлагает свои программы действий, пытаясь показать, по их
мнению, наиболее оптимальный и эффективный путь решения проблем и дальнейшего
развития.
Оппозиция, как и разделение ветвей власти, гражданское общество сдерживает
власть от узурпации и обеспечивает функционирование системы сдержек и
противовесов. Как следствие, во многих странах статус и права оппозиции
закреплены законодательно.
В Украине статус и права оппозиции регламентируются в частности в 13 разделе
закона о Регламенте Верховной Рады.
Так, согласно статье 68, оппозиционной в парламенте считается Депутатская
фракция, численный состав которой насчитывает более половины народных депутатов,
которые не вошли в состав коалиции, и председатель или заместитель председателя
которой на пленарном заседании Верховной Рады объявил заявление об
оппозиционности к политическому курсу коалиции и / или сформированного ею
Кабинета Министров Украины.
Вместе с тем, по этой же статье в Верховной Раде может быть только одна
оппозиционная депутатская фракция (объединение депутатских фракций), которая
(который) является парламентской оппозицией, именно которая и имеет право
создать оппозиционное правительство. Также лишь один.
Данный закон был поддержан конституционным большинством - за него проголосовало
368 из 430 присутствующих на сессии депутатов. Возможно, не поддержали бы этот
нормативно-правовой акт и больше депутатов, однако некоторые из них, в частности
Яценюк, во время голосования в сессионном зале были вообще отсутствовали.
Таким образом, депутаты из-за своей недальновидности сами загнали себя в угол в
нынешней борьбе за право создавать оппозиционное правительство.
По большому счету, принятие данного закона было выгодно двум крупнейшим в
парламенте фракциям - БЮТ и Партии регионов, которые в случае поражения на
президентских выборах и переформатировании коалиции, обеспечивали себе право на
официальную оппозиционность и подталкивали другие фракции к объединению вокруг
себя.
На сегодняшний день оппозиционную нишу стремится единолично закрепить за собой
Тимошенко.
Ее уже провозгласили лидером "объединенной" оппозиции, в который сегодня вошли
протимошенковские ориентированные лидеры вместе со своими политическими
проектами: Тарасюк (НРУ), Луценко ("Народная Самооборона"), Соболев (Партия
Реформы и Порядок), Стретович (Христианско-демократический союз), Кармазин
(Партия защитников Отечества), Катеринчук (Европейская партия), Шустик
(Украинская социал-демократическая партия) и конечно сама Тимошенко со своей
политсилой.
Однако, все они уже давно ориентированы на Юлию Владимировну, и теперешний союз
является ни чем иным как браком по расчету в надежде на очередные должности и
попадания своих представителей в проходную часть списков на следующих выборах.
Как отдельные проекты эти структуры, в условиях существующей политической
конъюнктуры, обречены на политическую смерть.
Для Тимошенко быть лидером оппозиции - значит остаться на первых ролях в
политике и на глазах у общества продолжать борьбу за отвоевание утраченного
электората и осуществлять постоянное делегитимизирующее влияние на Януковича и
его команду.
Кроме того, для Тимошенко важно сохранить контроль и консолидировать вокруг
своей личности депутатов и спонсоров своей фракции, которые все чаще начинают
заглядывать в сторону регионалов.
Привлечение к своей оппозиции других сил, в частности неподконтрольной ей части
фракции НУНС, стало бы дополнительным фактором, который засвидетельствовал бы
позиции Тимошенко.
Впрочем, возможно ли формирование единой оппозиции в стране? Вряд ли.
О своей оппозиционности и желании создать теневое правительство среди
парламентариев заявил Яценюк. Не склонный к очередному союзу с Тимошенко и
Кириленко с подконтрольной ему группой "За Украину", и бывший президент Ющенко,
который также сохраняет влияние на часть НУНСа.
У всех трех сложились довольно плохие отношения с Тимошенко. Кроме того, многие
помнят как летом прошлого года политик, который претендует на роль лидера
оппозиции, едва не осуществила конституционный переворот в тандеме с Партией
регионов во главе с Януковичем.
Из названных оппозиционных групп, Януковича наибольшей степени не воспринимает
Кириленко. Вместо этого Яценюк едва не стал премьером в новом правительстве и
объявил о своей оппозиционности лишь после неудачного завершения переговоров.
Ющенко же вообще превратили в главного виновника победы Януковича. Разговоры о
его возможном премьерстве также ходили, однако если бы это стало реальностью, то
общество восприняло бы это как доказательство сотрудничества между двумя
Викторами.
Сейчас самым важным для обеих является поднятие своего личного рейтинга, во
многом за счет электората Тимошенко, и развитие собственных политических
организаций с прицелом на возможные парламентские перевыборы.
Разница заключается в том, что если Ющенко это будет вынужден делать вне стен
парламента, то Яценюк делает ставку на формирование "теневого" правительства и
позиционирования себя как лидера оппозиции.
Не является проблемой для Яценюка и то, что в его кабинете может не набраться
элементарного количества депутатов для формирования полноценного правительства.
Кроме того, о своей оппозиционности заявляет и сейчас внепарламентская
"Свобода". Представители этого объединения призывают к национальной оппозиции
антиукраинскому коммуно-олигархическому режиму с его прокремлевской ориентацией
и оперируют, прежде всего, на духовном поле, вопросах исторического прошлого и
национальной справедливости.
В данном контексте хочется привести таблицу, которая демонстрирует единение
оппозиционно настроенных политиков в 2004 и в сегодняшних условиях.


Как видим, за 6 лет ситуация кардинально изменилась. Если в 2004 все так
называемые лидеры национально-демократических сил были консолидированы вокруг
Ющенко, как единого кандидата в президенты, и выступали единой силой в борьбе
против «сфальсифицированных выборов» и «режима Кучмы», то впоследствии Ющенко
перестает быть фактором консолидации.
Постоянные противоречия, отсутствие общей позиции и партикулярные меркантильные
интересы выступают фактором конфликтности и дезинтеграции.
В 2010 наблюдаем наличие как минимум пяти фигур, которые стремятся занять
самостоятельную нишу и объединить вокруг себя других. Однако, определенных
успехов удалось добиться пока только Тимошенко.
Единственное, что объединяет всех, кто объявил о переходе в оппозицию - методы
ведения оппозиционной деятельности. Как правило, они состоят в популизме и
жесткой критике любых действий властей. Именно такие методы были характерны для
предыдущих отечественных оппозиций после оранжевого периода.
На сегодняшний день во всех ключевых политических игроков отсутствует четкое и
системное видение реформирования государства, нет основательно разработанных
программ развития, которые бы могли выдвигаться в противовес правительственным в
будущем.
Политические субъекты уже давно привыкли прокладывать себе дорогу к власти,
спекулируя на таких болезненных для общества вопросах как язык, НАТО,
Черноморский флот, проблемах исторического прошлого и т.д.
Таким образом, политическая оппозиция в украинских условиях в преобладающих
случаях возникает только как шумное самоназвание определенной группы
политических маргиналов, придерживающихся, по их мнению, демократических
ценностей и либеральных свобод, деструктивным образом влияя на политическую
систему, и манипулируя сознанием граждан ради одной цели - получения власти, а с
ней и доступа к перераспределению материальных благ.
Получив власть, Януковичу удалось не только ее консолидировать, но и расколоть
потенциальную оппозицию, ослабить ее и тем самым облегчить себе процесс
управления.
Очередное объединение оппозиционных сил в целом возможно. Однако, лишь на
кратковременных и меркантильных условиях ради получения власти и во многом
зависеть от успешности правления тандема Янукович-Азаров.
Игорь
Дыбенко |