Юлия Тимошенко: «врагу не сдается наш гордый Варяг»

Все последние дни после второго тура президентских выборов от журналистов,
дипломатов и зарубежных коллег я получаю одни и те же вопросы: "Почему она
молчит?" ( в первые дни после второго тура), "Почему она не признает результаты
выборов?"
Не трудно догадаться, что речь идет о Тимошенко. Действительно, почему?
Послевыборное поведение Юлии Тимошенко для большинства внешних наблюдателей
стало загадкой. Оно не вписывается в каноны западной политики и не очень похоже
на повторение Майдана.
Чего добивается Тимошенко, оспаривая результаты президентских выборов, но без
особых надежд на кардинальное изменение политической ситуации в свою пользу?
Можно выдвинуть несколько возможных объяснений такого поведения Юлии Тимошенко.
При этом надо принимать во внимание национальные особенности и особую логику
украинской политики, а также специфику политического стиля Тимошенко.
Политические действия Юлии Владимировны далеко не всегда вписываются в картину
рациональной политики. Очень часто она действует иррационально, полагаясь на
интуицию и одну ей ведомую логику. Несмотря на внешнюю алогичность многих своих
действий, она нередко добивалась желаемого результата.
Это на цивилизованном Западе можно вежливо поздравить конкурента с победой. У
нас - в стране полудикого капитализма и недоразвитой демократии - это сочтут
признаком слабости и выражением капитуляции.
Тимошенко не капитулировала ни перед кем. И уж тем более не может позволить себе
такого позора в отношениях с Януковичем.
Признать победу Януковича означает посеять настроения неопределенности и даже
деморализованности среди союзников в НУНС и в собственной фракции. Поддержкой
послевыборного сопротивления можно подпитывать боевой дух соратников, не давать
им расслабляться, удерживать хотя бы на время формальное единство фракции и
остатков коалиции.
Перебежчики все равно появятся. Но в условиях политического противостояния, и
пока Тимошенко остается премьером, их будет меньше, да и сам процесс "сдачи на
милость победителя" будет не таким интенсивным и не таким масштабным.
Сопротивление Тимошенко ломает игру формального победителя президентской гонки и
его команды.
Регионалы уже в предвкушении возвращения к власти. А тут приходится отвлекаться
на послевыборные разборки. И с формированием коалиции во главе с Партией
регионов пока не очень складывается. Потенциальные сторонники коалиции НУНС и
Партии регионов колеблются и торгуются, в том числе и потому, что Тимошенко
продолжает сопротивление.
Почему она не выводит своих сторонников на улицу? Скорее всего, потому, что в ее
команде достаточно реалистично оценивают нынешнюю общественно-политическую
атмосферу в стране. Повторить Оранжевую революцию сейчас не возможно, а
демонстрировать жалкую копию Майдана-2004 не хочется, да и не очень
целесообразно с точки зрения сохранения политической репутации Тимошенко.
К тому же уличные акции БЮТ будут отзеркалены и нейтрализованы такими же акциями
регионалов. Возможно, и мобилизационная готовность БЮТ к проведению масштабных
уличных акций находится сейчас не на самом высоком уровне.
Команда Тимошенко избрала тактику судебного оспаривания результата президентских
выборов. 40-страничный иск с 9 томами дополнений, представленный Андреем
Портновым от имени Юлии Тимошенко в Высший административный суд Украины (ВАСУ),
предъявляет достаточно аргументированные претензии по поводу бездеятельности
Центральной избирательной комиссии, а также противоправности отдельных ее
действий и решений.
Вот только удастся ли добиться решения о переголосовании второго тура
президентских выборов, как и в 2004 году? Откровенно говоря, шансов на это не
очень много.
Руководство ВАСУ после известного конфликта по поводу продолжения полномочий
Пасенюка на посту руководителя этого суда скорее испытывает симпатии к Партии
регионов, нежели в адрес БЮТ и Портнова, добивавшегося ухода Пасенюка на пенсию.
Во-вторых, претензии предъявляются не только в связи с нарушениями закона о
выборах президента Украины, но и по поводу использования отдельных норм этого
закона для манипуляции избирательным процессом - голосование на дому без
подтверждающих документов, замена членов избирательных комиссий накануне дня
голосования. А раз прямого нарушения закона нет, то ВАСУ подобные претензии
может не принять во внимание.
Похожая ситуация возникает и в связи с обвинениями в массовом подвозе
избирателей к избирательным участкам без соответствующих решений избирательных
комиссий.
Явка избирателей во втором туре голосования в некоторых регионах явно
поднималась искусственно. Например, в Донецкой области по сравнению с первым
туром активность избирателей выросла на 7%, в Крыму - на 4%. Правда, явка
избирателей во втором туре заметно выросла и в некоторых западноукраинских
регионах (Ивано-Франковская и Тернопольская области) - на 4,5%.
Где закон нарушался, а где нет, не берусь судить. Это дело судей. Но вот что
касается массового подвоза избирателей к избирательным участкам, то эта
претензия скорее должна быть обращена к законодателям, которые не удосужились
урегулировать данную проблему, несмотря на многочисленные конфликтные ситуации и
упреки в нечистоплотности этой практики.
Так что многие обвинения, содержащиеся в иске Тимошенко в ВАСУ, могут быть
отклонены по той простой причине, что они касаются действий, не являющихся
формальным нарушением закона.
Третье, и самое главное. В 2004 году Верховный суд Украины принимал решение о
переголосовании второго тура выборов в революционном Киеве, хотя бы косвенно
учитывая настроения и волю более чем миллионного Майдана, да и саму политическую
атмосферу в стране. Сейчас и Майдана нет, и авторитет судебной власти упал ниже
плинтуса.
Если ВАСУ не примет решение о переголосовании второго тура президентских
выборов, в его адрес последует обвинение в политической заангажированности.
Возможно, будет предпринята попытка перенести рассмотрение дела в Верховный суд
Украины, который возглавляет выходец из БЮТ Онопенко. Против этого категорически
будут возражать регионалы.
В лучшем для Тимошенко случае послевыборная ситуация зайдет в политико-правовой
тупик, из которого придется искать компромиссный вариант выхода. Но, скорее
всего решение Центризбиркома о результатах президентских выборов останется в
силе.
На стороне Януковича - и большинство членов Центризбиркома, и симпатии
руководства ВАСУ, и поддержка неофициального, пусть и ситуативного, но все-таки
большинства депутатов Верховной Рады, координируемого спикером парламента.
Более того, уже состоялась внешняя легитимизация результатов президентских
выборов в Украине. Международные наблюдатели единодушно отметили отсутствие
существенных и масштабных нарушений во втором туре президентских выборов. Лидера
Партии регионов уже поздравили с избранием на пост президента Украины
руководители многих государств мира, в том числе наиболее влиятельных западных
стран.
Может быть, именно этот факт поспешной благожелательной реакции международного
сообщества на исход президентских выборов в Украине стал самым неприятным
сюрпризом для Тимошенко.
Но что поделаешь... Запад так устал от политического хаоса в Украине, что готов
принять практически любой вариант политической стабилизации у нас в стране при
отсутствии явных и неоспоримых нарушений демократических стандартов
избирательного процесса.
Через судебное оспаривание результатов президентских выборов Тимошенко как раз и
хочет показать и международному сообществу и украинским гражданам массовость
нарушений этих самых демократических стандартов избирательного процесса.
Судебный конфликт по поводу результатов президентских выборов после их признания
международным сообществом становится этакой "шпилькой" своим западным коллегам
от оскорбленной и обиженной главной Статс-Дамы Украины.
Если не удастся добиться решения о переголосовании второго тура президентских
выборов, то как минимум будут посеяны зерна сомнений в чистоте и легитимности
победы Януковича. Возможно, ставка сделана именно на демонстрационный эффект
этого судебного конфликта.
В конечном итоге послевыборное сопротивление Тимошенко дает ей возможность
побороться за сохранение премьерского статуса, а если и придется оставить
"господствующие высоты", то с боями, изматывающими противника, сохранив при этом
политическое лицо и поддержку своих избирателей.
Уже пошли аналогии с "Бородино", "битвой под Москвой" и т.п. И процесс в данном
случае важнее результата - он дает надежду сторонникам Тимошенко, дисциплинирует
ее соратников и позволяет решать многочисленные тактические задачи.
Оспаривание результатов выборов Юлией Тимошенко имеет неоднозначное и
парадоксальное значение с точки зрения интересов развития демократии в Украине.
С одной стороны подобные действия подрывают институциональную стабильность,
которая выражается в том числе и в неконфликтной передаче власти в результате
выборов.
Нынешний послевыборный конфликт бьет и по легитимности института выборов, и по
авторитету институций президента Украины, Центральной избирательной комиссии,
судебной власти. В результате это только усугубляет институциональные проблемы
молодой, но болезненной украинской демократии.
С другой стороны, послевыборное сопротивление Тимошенко существенно ограничивает
возможности быстрой и чрезмерной концентрации власти в руках победителя
президентских выборов. А это уже работает в пользу перспектив украинской
демократии.
Наблюдая за послевыборными действиями Юлии Тимошенко, почему-то вспоминаешь
слова из легендарной песни: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" ...
Наш "Варяг" не только не сдается, но и погибать не собирается.
Владимир
Фесенко |