Облигационные памперсы и должности для банкиров
Адская машина нагнетания
процентных ставок по ОВГЗ начинает давать сбои. Переход летом на краткосрочные
ОВГЗ привел к тому, что уже сейчас Минфину приходится платить колоссальные суммы
по долгам текущего 2009 года (!). Самая крупная выплата за последние недели – в
1 млрд. грн. приходится на 28 октября. С каждым днем в банковских кругах
нарастают слухи о добровольно-принудительной реструктуризации. В связи с этим
даже при 27%-ой доходности Минфин не может продать запланированное количество
облигаций...

Честно говоря, глядя на все происходящее в сегменте внутреннего государственного
долга, я думаю: настанут ли времена, когда кого-то за ЭТО посадят, или нет? Ведь
никаким кризисом планомерное и сознательное убийство экономики на перспективу
оправдать невозможно. Просто так удобнее правительству – делать ничего не надо,
а деньги всегда под рукой. Пока.
Ведь что, собственно, получается? Задача банковской системы в обществе – это
снабжать экономическую систему деньгами. Под проценты, под залоги, но снабжать.
Другими словами – давать кредиты.
Когда разразился кризис, банкиров начали жестко ругать за бездумное и
беспредельное по своим масштабам потребительское кредитование. На машины,
квартиры и бытовые прихоти были розданы взятые под проценты на Западе валютные
кредиты. Это, конечно, неправильно. В погоне за «розничной прибылью» банки не
кредитовали экономику в полном объеме, сосредоточившись лишь на самых прибыльных
отраслях: строительство, торговля, немного – сырьевой экспорт. Долгосрочные,
длительно окупаемые проекты, типа замены инфраструктуры, энергосберегающих
технологий, модернизации производства финансировались слабо. Главным образом
потому, что государство не настаивало и не стимулировало банки в этом
направлении.
Кризис вроде бы как дал повод власти и банкам задуматься. А затем – провести
работу над ошибками. Разные неглупые экономисты высказывали вполне здравые идеи
о том, что спадом мировой экономики надо воспользоваться для перевооружения
своей, смены векторов и приоритетов. В общем, для работы на будущее. Но для
этого нужны мозги и ресурсы. А у нас и то, и другое сосредоточилось на «долговой
виртуальщине», которая несется со скоростью обезумевшей карусели.
Возможность получать высокую доходность и официальные льготы на операциях с
правительственными долговыми расписками в условиях проблематичности кредитования
экономики поставила банковскую систему страны с ног на голову. Банкиры потеряли
всякий интерес к работе с клиентом. А зачем, если есть ОВГЗ?
Минфин чуть ли не ежедневно повышает доходность своих ценных бумаг. Сейчас по
ним предлагается 26-27% годовых, завтра будет еще больше. Ситуация полностью
напоминает события 1996-98 гг., когда Нацбанк во главе с Виктором Ющенко
нагнетал ставки по ОВГЗ, ублажал высокими процентами нерезидентов, а затем вся
эта пирамида с треском рухнула. И пришлось долго ползать на коленях перед
иностранными кредиторами, уговаривая их согласиться на реструктуризацию наших
обязательств.
Сейчас происходит дежа вю в полный рост. На рынок внутренних ОВГЗ (внешние
евробонды у нас раскупаются плохо) ринулись инвесторы-нерезиденты с тем, чтобы
получить, как говорят специалисты, «полностью хеджированный доход в иностранной
валюте при вложении в государственные облигации Украины». Другими словами,
наварить спекулятивные капиталы на вынужденной щедрости Минфина.
А чего отказываться? Им что, экономика наша нужна? Или они тут жить собираются?
Перспективы их наши тревожат? Не смешите дедушкины тапочки: пацаны заработали и
ушли. А нам крутить карусель, потому что один долг производит другой, и этот
процесс бесконечен.
Понятно, что совсем без долговых инструментов правительству не обойтись, а
стране не выжить. На выплату внешних займов деньги дает МВФ, причем неизвестно,
кто больше заинтересован сотрудничестве – Фонд или мы. Часть банковских кредитов
удалось реструктуризировать. Остальные помогает выплатить МВФ.
Но есть один нюанс, касающийся ныне выплачиваемых правительственных займов: их
брало еще правительство Виктора Януковича (у более «свежих» долгов выплаты в
основном впереди) под ОЧЕНЬ НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ – от 4,95% годовых. Точные цифры
назвать сложно, так как все займы привлекались под плавающую ставку по схеме –
шестимесячный LIBOR+ небольшой процент годовых. Но срок погашения там
закладывался вполне приличный – на 7-10 лет. Это нормальная мировая практика,
все так живут.
А что происходит сейчас? В агонии из-за отсутствия денег Минфин активно
размещает так называемые короткие облигации со сроком обращения 3-6 месяцев.
Чтобы погашать их, правительству приходится привлекать на рынке новые
заимствования по более высокой цене и со скоростью продавца мороженого жарким
летом на набережной Ялты.
Неудивительно, что еще 7 октября замминистра финансов Андрей Кравец заявил, что
Минфин собирается удерживать ставки по госбумагам на уровне 21-22% годовых. А
уже через несколько дней правительство, опровергнув его слова, подняло
процентную ставку на пару пунктов. А в настоящий момент банкиры лениво
отмахиваются от предложения купить 8-месячные бумаги с доходность 27% годовых,
что на 4 п.п. выше, чем неделей ранее. Ждут, пока будет 30%.
Так, на первичном аукционе по размещению ОВГЗ, состоявшемся 20 октября, Минфин
смог привлечь только 453 млн. грн. Это в 2,6 раза меньше, чем неделей ранее. И
это несмотря на повышение доходности гособлигаций на 2-5 процентных пунктов.
Еще меньшей популярностью пользуются бумаги со сроком обращения 11 месяцев: мало
кто верит, что через год исполнительная власть вспомнит о своих обязательствах.
В результате 20 октября 11-месячных облигаций удалось разместить только на 141
млн. грн. Хотя их доходность была повышена сразу на 5,5 п.п.
«Длинные» ОВГЗ с погашением в апреле 2012 года и доходностью 27% годовых
заинтересовали украинских банкиров еще меньше. Таких бумаг Минфин продал всего
на 69 млн. грн., и это несмотря на то, что ставки по долгосрочным ОВГЗ по
сравнению с предыдущим размещением выросли на 1,5 п.п.
Полное равнодушие проявляют банкиры и к целевым ОВГЗ – под финансирование
Евро-2012 под 20% годовых. И это несмотря на то, что к этим бумагам
«прилагаются» льготы: НБУ разрешил банкам учитывать данные ОВГЗ во время расчета
суммы разбалансированности между активами и пассивами со сроком обращения больше
года. Также эти облигации можно зачислять для покрытия обязательных резервов (не
более 20%).
Кстати, сомнения в том, что власть выдержит взятый темп повышения процентов по
облигациям, являются вторым, после банальной жадности, сдерживающим фактором,
из-за которого банкиры не спешат покупать ОВГЗ до 28 октября.
С одной стороны, с такими темпами к новому году Минфин будет занимать деньги под
50% годовых. И если немного подождать, можно прикупить долги на гораздо более
выгодных процентных условиях.
С другой – всем интересно, насколько у Минфина хватит «дыхания»? Вогнав себя в
гонку «взял-отдал» на коротких «дистанциях», он сделал так, что в
октябре-декабре текущие выплаты по ОВГЗ, включая и расчеты по коротким «летним»
облигациям, составят около 4 млрд. грн. Только 28 октября сумма выплат составит
1 млрд. грн.
В деловых кругах поговаривают, что сейчас идут активные переговоры
представителей Кабмина с конкретными банкирами, которым должны послезавтра
выплачивать деньги. Их уговаривают отложить получение миллиарда, в обмен на
поствыборные преференции, вплоть до кадровых назначений во власти. По некоторой
информации, переговорщиком от Тимошенко является бывший зампред НБУ Александр
Савченко.
«Если договоренности состоятся, – говорит информированный источник в банковской
«тусовке», – можно будет констатировать два новых фактора. Во-первых, будет
иметь место теневой дефолт власти по внутренним обязательствам. Во-вторых, не
имея возможности выплатить долги деньгами, правительственная команда попробует
отдать их обещаниями кадровых назначений. Учитывая темпы заимствований Минфина,
боюсь, что к 17 августа все привлекательные должности среднего звена во всех
интересных ведомствах будут «проданы» за долги. Причем, по три раза…».
Что тут еще добавить? Юлию Владимировну можно понять – ей бы до нового года
продержаться, да еще до второго тура достоять. А там – хоть трава не расти. Но
что будет с экономикой, лишенной кредитов и с заигравшейся в облигационную
пирамидку банковской системой?
Сравнение напрашивается весьма специфическое. За границей уже много лет модно
держать детей в памперсах до средней группы детсада. Одна моя знакомая живет в
Германии, и у нее 11-летний сын. В детском садике он по графику ходил в
памперсах до 3-х лет. Потом «заботливая мамаша», чтобы упростить себе жизнь,
продлила памперсный период еще на год-полтора. А дальше… Рефлексы великая штука.
С большим трудом мальчика отучили мочиться в штанишки только год назад. Удастся
ли отучить украинские банки зарабатывать только на ОВГЗ, я не знаю.
Галина Акимова
|