Дмитрий Выдрин: ударим кризисом по яйцам?

Помнится, еще старина Конфуций
говорил, что три самые увлекательные и даже завораживающие вещи в мире – это
смотреть на пылающий огонь, на текущую воду и на то, как работают другие.
Жаль, что великий философ не знал еще об одном значительно более мощном,
впечатляющем, завораживающем мегазрелище – смотреть, как работает украинское
правительство.
А это зрелище, на мой взгляд, именно мегамасштаба, поскольку все наши маленькие
частные работы и работенки – будь мы бизнесмены, чиновники, ученые или врачи –
зависят от громадной, титанической работы нашего Кабмина.
Поэтому я постоянно наслаждаюсь работой правительства во всех его проявлениях.
Меня впечатляет даже его виртуальная деятельность, обильно представленная на
сайте Кабмина. Последние дни, например, я с упоением читаю бесчисленные
телеграммы, которые приходят с мест в адрес Кабмина с горячей поддержкой его же
варианта нового "Бюджетного кодекса".
Сладкой советской истомой и ностальгией веет от этих наивных, но искренних
текстов, всемерно и единодушно одобряющих и поддерживающих деятельность
правительства.
Самое трогательное – это лаконичность содержания телеграмм. Простые труженики,
видимо, еще не овладели искусством витиеватой многоречивости наших политиков,
поэтому они пишут четко и лаконично. Например: "Юлия Владимировна, все, что вы
предлагаете, здорово и разумно".
Я думаю, что это действительно серьезная моральная поддержка правительству
Украины.
Поскольку, как сказано на сайте, подобных телеграмм тысячи.
И я уверен, что завтра их будет десятки тысяч. А точнее – одиннадцать тысяч
шестьсот. Поскольку по новому "Бюджетному кодексу" планируется, что именно
столько местных бюджетов будет разрабатываться и приниматься в Кабмине и,
соответственно, столько местных громад будет зависеть не от собственной смекалки
и трудолюбия, а от щедрости киевских правительственных чиновников.
Конечно, завтра эти громады не будут уже захлебываться от восторга, а будут
отправлять правительству (если будет на что) телеграммы с просьбами и мольбам.
Но это будет завтра. А пока все "здорово и разумно".
Впечатляющая работа!
Конечно, кабминовский виртуал – это "жесть". Но еще круче кабминовский реал в
виде непосредственных, "вживую" заседаний Кабмина. Пусть на меня не обидится
"великий украинец", но Кабмин-лайф – это посильнее не только доктора Фауста, но
даже Шустер-лайфа.
Хотя и там, и там практически одни и те же действующие лица, но режиссура,
конечно, разная.
Почему круче?
Во-первых, потому что длиннее. И даже такой великий телемарафонец как
Савик не может соревноваться по длительности своих передач с кабминовскими
заседаниями.
Во-вторых, явно тематически богаче. Если у Савика проговаривается сразу
10-20 тем, то на одном заседании Кабмина легко "поднимают" и тридцать, и сорок,
и пятьдесят: причем самых разных по уровню и содержанию, и никак системно не
связанных друг с другом.
В-третьих, на Кабмин-лайфе, в отличие от Шустер-лайфа, отсутствуют всякие
там "регионалы" и коммунисты, и поэтому никто не отвлекает главную ведущую -
Юлию Владимировну – разными дурацкими вопросами, репликами и комментариями.
А в-четвертых, и это самое впечатляющее, формат и состав обоих "лайфов"
идентичный, но второй проходит почему-то без самого Савика. И ничего,
справляются!
Впрочем, я увлекся формальными вещами. А суть, конечно, в содержании. И
содержание замечательно!
Хотя бы тем, что на каждом Кабмине говорится о перевыполнении бюджета,
перевыполнении поступлений в пенсионный фонд и т.д. Проверить это все равно
нельзя, поскольку Кабмин засекретил экономическую статистику.
Но все равно приятно, поскольку правительство, видимо, нашло какие-то свои
эффективные, но пока еще, может быть, секретные способы и пути преодоления
кризиса. Наверное, это какие-то дерзкие, необычные и смелые инновации.
Меня, в частности, на последнем Кабмине поразила отчаянная, по своей
политической смелости и государственной дерзости попытка нашего премьера
практически с голоса, после пятиминутной компьютерной презентации, получить
поддержку своего правительства на выдачу госгарантий на 400 миллионов долларов
под кредиты для молодой фирмы, производящей яйца. (Сразу скажу, чтобы отмести
ненужные, грязные инсинуации и ассоциации, не перепелиные яйца, а обычные –
куриные).
Почему меня зацепила и восхитила именно эта инновационная и антикризисная тема?
Просто я, как политолог, много лет с удивлением наблюдаю некую мистическую
сакральную роль яиц в украинской политике.
Это и бронебойное яйцо, остановившее в свое время железную поступь одного из
кандидатов в президенты.
Это и "дорогие яйца" Еханурова, фактически стоившие дорогого ему поста министра
обороны.
Это и футбольный удар министра Луценко - по сами понимаете чему у киевского
мэра…
В свое время я даже изобрел загадку: что общего между кексом, сексом и
украинской политикой? – с простым логичным ответом: везде замешаны яйца.
И вот опять, теперь уже на Кабмине, я в подтверждение своей гипотезы увидел
крутой антикризисный яичный замес: почти на полмиллиарда "зеленых". Правда, с
первого раза замес не состоялся, поскольку на вопрос приглашенному главе яичной
фирмы от и.о. министра финансов: "А чем фирма будет гарантировать возврат
кредита?", тот не решился озвучить подсказку одного из сидевших рядом
чиновников: "Собственными яйцами".
И поэтому вопрос пока завис в воздухе. Хотя я уверен, что в ближайшее время
будет решен положительно, поскольку и проект действительно интересный, и схема
его реализации, предложенная на Кабмине, отработанная и стандартная: пройтись по
всем заинтересованным министерствам и ведомствам и договориться.
А мы ведь знаем, что договариваться бизнесмены с чиновниками у нас умеют.
Уверен, что все наверняка будут довольны.
Хвала яйцам!
Так что, еще раз повторюсь, все у нас в правительстве "здорово и разумно". Есть,
правда, одно маленькое "но".
Я понимаю, что правительству нельзя рассекречивать все их антикризисные
заготовки, может быть, кроме "яичных". Но мне, как человеку много лет
занимавшемуся методологическими проблемами, хотелось бы все-таки - хоть в
виртуальном режиме, хоть в реале – получить от правительства хотя бы намек на
его стратегию выхода из кризиса.
Уже абсолютно очевидно для большинства экспертов, что наш украинский
экономический кризис, хотя и связан с общемировым, но имеет, в принципе, иную
природу.
Если мировой кризис был сдетонирован в основном дисбалансом между финансовыми и
реальными секторами экономики, то наш кризис - это, прежде всего, кризис
рентабельности всей украинской нереформированной экономики.
Многие годы наша многострадальная экономика поддерживала свое относительно
нормальное существование и даже некоторый рост не за счет модернизации,
повышения своей эффективности и производительности труда. А за счет в основном
трех внешних факторов: 1) низкой ценой на энергоносители; 2) низкой цены труда;
3) внешних и внутренних кредитов.
Когда все эти три факта зашатались, а первый вообще завалился, тогда,
собственно, и начался специфический украинский системный экономический кризис.
Неудобно подсказывать нашему просвещенному правительству банальные и очевидные
вещи, но выход из системного кризиса возможен только системный. Достаточно также
очевидны и те системные ходы, действия, способы, которые сегодня должны быть
основой антикризисной программы.
Во-первых, это радикальное и стремительное усиление конкуренции. Добиться
этого можно ликвидацией всех существующих в стране монополий, а в идеале – и "олигархатов",
поскольку в наших условиях олигархи как раз и являются чаще всего монополистами
целых громадных отраслей – от трубного производства до громадных земельных
латифундий.
Пока же мы видим, что правительство действует строго наоборот. Монополии не
разрушаются, а создаются – в энергетической, транспортной и так далее сферах.
Более того, само правительство становится монополистом. Например, в сфере
финансовых услуг избранным банкам и избранным производителям.
Во-вторых, это борьба с коррупцией. Если в некризисные периоды коррупция,
как это ни дико звучит, может даже выполнять какие-то почти позитивные функции,
выступая чем-то типа "смазки" в быстром принятии решений, то в кризисном периоде
– все наоборот.
В периоды кризисов, тем более системных, коррупция – это своего рода
"контрольный выстрел" в голову едва дышащей экономике.
Сегодня в типично коррупционной связке "законодатели выделяют - чиновники
осваивают" теряется от 10 до 50 процентов финансовых ресурсов.
То есть если раньше у нас был налог на Чернобыль в несколько процентов, который
существенно тормозил экономическое развитие, то своего рода "налог на коррупцию"
в десятки процентов просто добивает нашу экономику.
Поэтому вопрос сегодня стоит очень жестко: либо выжигание коррупции любыми
способами дотла (включая, прежде всего, политическую реформу, которая должна
трансформировать и очистить главные центры коррупционной эмиссии – парламент и
политические партии), либо страна просто не выйдет из кризисного пике.
В-третьих, как это не антилиберально звучит, но на определенном этапе
необходим контроль над нормой прибыли ведущих экономических игроков.
(Наверное, не совсем правильно, когда в тяжелый период для всей страны отдельные
счастливчики, близкие к госзаказам, получают прибыль и 50, и 100, и более
процентов).
Еще раз извиняюсь за банальность, но даже в тех постсоциалистических странах,
где эти меры начали применять быстро и системно, сразу ощутили реальный
результат.
Ну и, конечно, само собой, – это жесткая экономия и концентрация средств. То
есть не распылять деньги, а концентрировать их на наиболее перспективных
направлениях.
Не так давно я с одним ведущим мировым экспертом сделал небольшую поездку по
регионам Украины, где мы смотрели правительственные проекты по производству так
любимого премьер-министром биотоплива.
Когда этот американский эксперт осматривал полуразрушенные районные масло-жир
заводики, в которые правительство планировало вложить по несколько миллионов
гривен для перепрофилирования их на биотопливо, он смеялся до слез. (Как смеялся
американский водитель в фильме "Брат-2", когда смотрел на купленный за 500
долларов "Кадиллак").
А дело в том, что подобные заводы становятся рентабельными только при
определенной технологической оснастке и мощности. Во что, кстати говоря, надо
вложить хотя бы по полмиллиарда евро в одну производственную единицу.
А распылять и так скудные бюджетные деньги на сотни мелких "самогонных
аппаратов" – это все равно, что когда-то неуклюже пытался сделать Китай,
создавая тысячи сельских доменных печей и потерпев, в конце концов,
сокрушительное фиаско…
Хотя, может быть, я слишком строг в своем правительственном критицизме. Ведь
системные реформы - это вещь достаточно заумная, и даже абстрактная. Систему
ведь руками не пощупаешь. Другое дело – яйца!
Дмитрий Выдрин
|