Ющенко собирается сломать схему Тимошенко и Газпрома

Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО намерен
приостановить действие постановления Кабинета Министров Украины о проведении
расчетов между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» за полученный в 2009 году
природный газ авансовыми платежами за его транзит в случае опубликования данного
постановления.
Об этом сообщил руководитель главной службы социально-экономического развития
Секретариата Президента Украины Роман ЖУКОВСКИЙ сегодня на брифинге в Киеве.
«Если постановление будет принято, Президент приостановит его и обратится в
Конституционный Суд. По мнению Президента, необходимо, чтобы правительство
оценило, какие изменения следует внести в финансовый план «Нафтогаза», – сказал
он.
При этом Р.ЖУКОВСКИЙ отметил, что данный вопрос будет вынесен на «антикризисное
совещание», которое проведет в понедельник, 18 мая, Президент Украины.
По словам Р.ЖУКОВСКОГО, целью данного постановления фактически является
легализация того, что уже реализовано. «Это постановление свидетельствует о том,
что «Нафтогаз Украины» не может аккумулировать деньги с рынка», – сказал он.
Также Р.ЖУКОВСКИЙ отметил, что, согласно одобренному на заседании Кабмина 13 мая
проекту данного постановления, «Нафтогазу» будет предоставлена отсрочка на 60
месяцев по уплате налога на прибыль в размере 6,7 млрд. грн.
По его данным, в этом году НАК «Нафтогаз Украины» закачал в подземные газовые
хранилища (ПХГ) около 620 млн. кубометров газа - по цене примерно 270 долл. за 1
тыс. куб. м это получится около 170 млн. долл.
Кроме того, по его информации, «Нафтогаз Украины» в апреле т.г. заплатил за
российский газ около 620 млн. долл., фактически же перечислил около 200 млн.
долл., а 420 млн. долл. уже уплачены авансом за транзит газа.
Вчера Виктор Ющенко прокомментировал своё
видение энергетических проблем и путей их решения:
Нам надо серьезно отнестись к усовершенствованию
решений, достигнутых в январе об условиях поставок газа в Украину и обеспечении
надежного транзита в Европу. Те договоренности серьезно подорвали энергетическую
безопасность страны. Они не привели к формуле, которая могла бы политическую
модель организации отношений сделать более прагматичной. Мы не имеем
симметричных договоренностей, не имеем этапного их внедрения.
В Европе любая компания, хоть национальная, хотя транснациональная, отказалась
бы осуществлять транзит газа за $1,7 за тысячу кубов. В то же время Украина
поставлена перед ситуацией, когда при согласии определенного руководства эти
условия были приняты и сегодня государство осуществляет убыточную деятельность
по транзиту. Это плата за политические уступки. Украина не имеет гарантированных
объемов транзита российского газа на 2010, 2011, 2012 годы, но имеет гарантии на
закупку 40 миллиардов объема российского газа по принципу «бери или плати». Уже
в этом году 7 миллиардов не знаем, как выплатить, за непотребленный газ. Такие
парадоксальные ошибки неприемлемы ни в одной стране, кроме Украины. Я не говорю
уже о формуле цены. Почему она у нас вдвое выше, чем в Германии, почему у нас
стоит вся химическая промышленность? Потому что за $358 за тысячу кубов газа ни
один завод в Европе не работает. Это тяжелая расплата за такие некомпетентные
договоренности.
Я мягко хочу сказать: эти принципы не надежны ни
для России, ни для Европы, ни для Украины. Это неудачное временное политическое
урегулирование. И чем скорее мы от него откажемся и перейдем к более
урегулированному варианту, тем лучше для всех. А продуманный вариант - это
рыночный, который базируется на принципах формирования цены на услуги по
транзиту, собственно цене на газ, который в Европе стоит уже вдвое дешевле, чем
в Украине, договоренности о взаимных гарантиях. Другими словами, чем четче будут
выписаны принципы, тем меньше будет маневров для политиков, которые через газ
создают спекуляции и демагогию.
В этом плане, конечно, очень важен проект по модернизации украинской
газотранспортной системы. Все понимают, что Украина транзитирует 82% российского
газа в Европу. В этот комплекс вложены десятки миллиардов долларов, и его надо
таким образом осовременить, чтобы интегрироваться в европейский газовый рынок.
Поэтому договоренность, которая была достигнута в марте с ЕС о модернизации
линейной системы ГТС Украины, генераторного хозяйства, формировании
метрологического института, формировании входного контроля на восточной границе
Украины, конечно принесет многое в изменение функционирования этой системы.
Качественно важная работа сегодня проводится с точки зрения вхождения Украины в
Европейское энергетическое агентство. Эти шаги формируют новую идеологию
энергетической политики. Не только, я бы сказал, национальные, но и
региональные. Договоренности, которые мы достигли в Брюсселе, подводят нас
напрямую к реформированию газового сектора.
Этот проект предусматривает интеграцию украинской энергетической системы в
европейскую. Наш следующий шаг - договор, над которым сегодня мы работаем, об
объединении энергетических систем Украины и Европы. Переговоры, которые я вел в
Беларуси, это одна из частей наших договоренностей о том, как Украина на
конкурентных началах может получить белорусский рынок.
Но в целом важно найти механизм экспорта нашей электроэнергии в Западную Европу.
Когда мы говорим о расширении этого рынка, это чрезвычайно знаковая вещь.
Важный пакет шагов, которые находятся на повестке дня, - это транспортировка
каспийской нефти в ЕС. 24 апреля 2009 года Международный консорциум принял
соответствующее технико-экономическое обоснование, которое дало ответ на очень
многие вопросы. ТЭО утверждает, что первая проблема каспийского региона - это
проблема транзита.
До 2015 года, при действующей системе нефтепроводов, этот регион не будет иметь
ответа на транзит 80-100 миллионов тонн. Развеян миф о том, что не стоит этим
проектом заниматься, так как нет ресурса. Наоборот. Ресурс нефтепровод «Одесса-Броды»
- составляющая этого проекта. Это самый рентабельный проект. Среди политических
прожектов, которые запущены для блокады нашего нефтепровода «Одесса-Броды», не
существует аналога, который бы реально заменил его. Он уникально эффективный.
Если взять действующую систему транзита, то цена на «Одесса-Броды» и дальше до
ЕС будет меньше на $1 от аналогичных нефтепроводов.
Кроме того, сделано обоснование использования трех направлений, начиная с
Европы, а также северная и восточная версии. То есть мы получаем проект, который
серьезно изменяет энергетическую карту Европы. Причем, что важно, что первый
этап, по сути говоря, не требует никаких серьезных затрат.
Реализация Россией проектов «Северный поток» и
«Южный поток» - это политические проекты. Учитывая экономические аспекты
абсолютно необоснованно тратить $12-15 миллиардов, (очевидно не своих), на
строительство этих проектов, отказавшись от современной ГТС на 50-60 миллиардов
кубических метров.
Модели разделения рынка на производство, добычу, потребление уже не эффективны.
Время комплексных решений, в которых каждая сторона - добытчик, транзитер и
потребитель будет иметь свой интерес. Именно интегральный подход позволит
подойти к формированию надежного рынка, например, как рынок электроэнергии в
Западной Европе.
Ведь в Европе объединенного рынка газа нет. Этот рынок осуществляется через
двустороннюю плоскость, что делает невозможным общую концепцию. Формировать
такой чувствительный рынок, как газовый, на упомянутых принципах глубоко
ошибочное решение.
Отсутствие общей идеологии отношений в сферах добычи, транзита и потребления
газа порождает разные прожекты: то южный, то северный, то восточный, то еще
какой-то «поток». Я не исключаю, что будет положено очень много денег для того,
чтобы его реализовывать. Но это не добавляет безопасности и стабильности Европе.
Пресс-служба Президента
Украины Виктора Ющенко
|