Евро-2012: Тарута получил от Тимошенко подряд на 900 миллионов
Евро-2012 становится все большим
испытанием для Украины и ее чиновником. В самом обозримом будущем страну ожидает
ряд коррупционных скандалов, связанных с распределением государственных средств
между «своими» компаниями. Экономический кризис и сжатые сроки подготовки к
чемпионату подталкивает чиновников к откровенным протекционистским шагам.
В конце января этого года комитет по подготовке инфраструктуры города Львова и
Львовской области к Евро-2012 принял решение объявить тендер для избрания
генподрядчика на строительство нового аэровокзального комплекса и реконструкции
Государственного предприятия «Международный аэропорт Львов».
Под председательством вице-премьера Ивана Васюныка комитет поручил Минтрансу
совместно с Минэкономики разработать соответствующие тендерные условия.

Объявление о начале приема тендерных
предложений появилось в Вестнике государственных закупок лишь через полтора
месяца - 10 марта.
В тендерный комитет аэропорта отправили свои письма четыре компании-претендента:
корпорация «Золотые ворота», ООО «Прогресбуд», ООО «Проектно-строительное
предприятие Азовинтекс» и компания-подрядчик работ в Донецком аэропорту,
название которого выяснить не удалось.
Но не прошло и недели, как события стали развиваться довольно странным образом.
17 марта министр транспорта Иосиф Винский подписывает Отдельное поручение с
пометкой «НЕМЕДЛЕННО!», в котором лично обращается к руководителю Львовского
аэропорта с требованием: «Осуществить все меры по отмене процедуры открытых
торгов на закупку работ по строительству и реконструкции аэродрома ГП
Международный аэропорт Львов».
Отменив открытый конкурс, министр транспорта тем же поручением требует
определить генерального подрядчика, применив специальную процедуру «закупки у
одного участника».
Самое интересное в письме то, что подписывая его, господин Винский кроме
«надлежащей подготовки к Евро-2012» ссылается на личное поручение
премьер-министра Юлии Тимошенко.

Согласно документа, 2 марта этого года Тимошенко подписала соответствующее
поручение к письму Министерства экономики от 26 февраля 2009 года №
3304-23/889-04.
Что содержится в этих документах – не известно. Но в любом случае отмена
открытого тендера на закупку строительно-монтажных работ для Львовского
аэропорта прямо нарушают несколько нормативных актов Кабинета министров и
Министерства экономики.
Согласно «Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные
средства», открытые торги могут отменяться в случае, если: подано менее двух
тендерных предложений, отклонены все тендерные предложения или к оценке допущены
тендерные предложения менее двух участников.
Ни на одно из этих условий ни Винский, ни Тимошенко сослаться не могли. Кроме
того, закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда государство может
применить подобную процедуру и ни один из них не попадал под эту ситуацию.
Однако в Кабмине и в Минтрансе не только не тратили время на изучение своего же
нормативного акта, но и спешили нарушить его в как можно более сжатые сроки:
поручение Винского было быть выполненным до 20 марта. Фактически это означало,
что в двухдневный срок тендерный комитет Львовского аэропорта должен единолично
и без конкурса выбрать генерального подрядчика на выполнение огромного объема
работ за государственные средства.
С первой попытки комитет не сумел распорядиться такой суммой и выполнить
«Отдельное поручение» Иосифа Винского. На заседании 18 марта не было кворума: из
семи членов комитета пришло только четверо, а заместитель председателя
Госавиаадминистрации Кирилл Полищук вообще отказался подписывать протокол с
таким решением.

Не хватало лишь одного голоса. И эта
проблема странным образом была решена. В протоколе от 18 марта говорится о том,
что один из членов тендерного комитета - некий господин Торонни находится в
отпуске. А уже на следующий день - 19 марта - это именно Торонни выходит на
работу и комитет, не имея потребности в подписи председателя
Госавиаадминистрации, пятью голосами поддерживает решение об отмене открытых
торгов.
Тендерный комитет работал четко, как часы. В тот же день сразу после заседания
всем участникам тендера рассылаются письма с уведомлением об отмене открытых
торгов согласно отдельного поручения министра Иосифа Винского.
Осталось только выбрать генерального подрядчика. Согласно документам,
компанию-счастливчика члены комитета определяли менее чем в течение одних суток,
включая ночь.


Победителем стала компания ООО "Проектно-строительное предприятие «Азовинтекс»,
которое принадлежит известному донецкому бизнесмену Сергею Таруте.
Согласно протоколу заседания комитета от 20 марта, такое решение было принято,
опираясь на заключение института гражданской авиации «Украеропроект» плюс личные
рекомендации мэра города Львов Андрея Садового.
Во-первых, не понятно, как в такой сжатый срок «Украеропроект» смог исследовать
возможности генерального подрядчика. Даже если такое возможно, неизвестно,
руководствуясь какими критериями, был обусловлен этот выбор.
Дело в том, что среди компаний претендентов, которые подавали свои предложения
на тендер, была более опытная в подобных работах киевская компания «Золотые
ворота», которая выполняла работы по восстановлению взлетной полосы аэропорта
«Борисполь». Кстати, сейчас эта компания выступает одним из субподрядчиков «Азовинтекса»
на площадке Львовского аэродрома.
Во-вторых, непонятно, какое отношение к принятию чисто профессионального
решения, что касается выполнения специфических строительных работ в аэропорту
областного центра, имеет городской голова Львова.
Впрочем, более тщательное изучение документации показывает удивительную
слаженность сотрудничества компании-победителя ООО «Азовинтекс» не только с
господином Садовым, но и с Министерством транспорта и связи.
Совпадение дат в протоколах и письмах просто поражает воображение:
- Отдельное Поручение об отмене открытого тендера по избранию генерального
подрядчика подписывается Иосифом Винским 17 марта 2009 года (Срок
исполнения - 20.03.2009 года);
- Наверное случайно в тот же день (!) 17 марта 2009 года ООО «Азовинтекс»
обращается к руководству Львовского аэропорта с предложением рассмотреть саму
себя в качестве генерального подрядчика строительно-монтажных работ аэродрома;
- 20 марта 2009 года мэр города Львов Андрей Садовый почему-то решает
направить в тендерный комитет Львовского аэропорта письмо с рекомендацией
избрать в качестве генерального подрядчика ООО «Азовинтекс»;
- И именно в этот день 20 марта 2009 года тендерный комитет объявляет
победителем ООО «Азовинтекс», поручая ей выполнение работ на общую сумму 887
миллионов 702 тысяч гривен.
Далее в слаженный механизм сотрудничества коммерческой структуры, городских
властей, Минтранса и вступает еще один игрок - Министерство экономики.
Согласно процедуре, тендерный комитет Львовского аэродрома обращается к министру
экономики Богдана Данилишина с просьбой согласовать применение процедуры закупки
у одного участника - ООО «Азовинтекс».
При этом комитет ссылается на то, что
такая процедура необходима в связи с «отсутствием конкуренции» и «насущной
потребности в осуществлении закупки».
Господин Данилишин думает только один день и 27 марта окончательно подписывает
Письмо-согласование, согласно которому генеральным подрядчиком работ по
строительству и реконструкции Международного аэропорта «Львов» определяется ООО
«Азовинтекс».

Потрясающая и подозрительная расторопность бюрократического аппарата по
назначению ООО «Азовинтекс» генеральным распорядителем почти миллиарда гривен
государственных средств могла бы остаться загадкой, если бы не один факт.

Компания ООО «Проектно-строительное
предприятие Азовинтекс» является владельцем 49,99% уставного фонда Корпорации
«Индустриальный Союз Донбасса».
Как известно, одним из совладельцев ИСД является руководитель группы советников
премьера Тимошенко - Виталий Гайдук. Другой совладелец ИСД - Сергей Тарута, а
его брат Александр официально занимает должность гендиректора «Азовинтекс».
|