Крымские татары: Крым – наша земля, наше будущее - в составе Украины - Time, США
Собаки лают, а караван идет,
говорят крымские татары. Несмотря на все провокации, произвол силовиков и
строителей и нарушения их прав, татары упорно осваивают землю, которая им
некогда принадлежала. И видят свое будущее в составе Украины, - пишет Джеймс
Марсон в американском еженедельнике Time.

Когда Шевкет Османов переехал на родину своего рода в 1987 году, после того как
провел всю жизнь в Узбекистане, его приветствовали здесь отнюдь не бурно. "Люди
нас боялись, - рассказывает Османов, который во время перестройки в конце 1980-х
был в первой волне возвращения крымских татар на Крымский полуостров, на
черноморском побережье Украины. - За десять дней до Эйд аль-Ада [мусульманский
праздник Офира] они закрыли все школы, потому что были слухи, что мы собираемся
принести в жертву детей ".
После того, как Сталин обвинил их в колаборационизме с нацистскими захватчиками,
все крымскотатарское население было погружено в поезда и депортировано в
Центральную Азию лишь за каких-то три дня в мае 1944 года. В следующий год почти
половина из них умерла. Через двадцать лет после начала возвращения в Крыму
насчитывается более 250 тысяч татар, около 13% населения полуострова.
Хотя с возвращением беды татар не закончились. Дома, которыми многие некогда
владели или были у них, теперь заняты русскими поселенцами. "Я приехал и увидел
в отцовском доме старых супругов, - говорит Османов в старом татарского квартале
Симферополя, столице Крыма. - Я не мог их выселить. Ибо не было ли бы это тем
самым, что произошло в 1944 году? "
На сегодня правительственные схемы приватизации земли, призванные предоставить
татарам справедливую долю, провалились. Некоторые, чтобы построить дома,
прибегли к захвату земли. Эти часто несчастные поселки разместились на пустырях
по всему Симферополю, и их сразу узнают по маленьких каменным домикам и общей
схожести временных строений. "Мы не просим сделать нам услугу, - говорит Рустем
Халилов, житель поселения Яны-Кирим, который был построен 2006 году на
захваченной земле в Симферополе и является домом для 80 семей. - Мы просто хотим
где-то жить. Если бы нам дали землю, нам не пришлось бы ее захватывать. По
словам жителей Яны-Кирим, они уже, было, достигли договоренности с министерством
обороны, которому принадлежала земля, и здесь вступила местная власть от имени
строительной компании, которая тоже выдвинула претензии на собственность. И
компания обвинила поселенцев в незаконном присвоении земли и политизации
правового вопроса.
Местное правительство, с его контролем за распределением земли, многие считают
движущей силой коррупции, которая калечит Крым.
"О том, что депутаты Крымского парламента - преступники, не знают разве что
младенцы", - однажды заметил Геннадий Москаль, бывший представитель Президента
Украины в Крыму. В прошлом между силовыми органами и татарскими поселенцами
происходили стычки с применением насилия. И напряжение вокруг Яны-Кирим чуть не
вскипело в январе, когда, как рассказывают жители, они узнали о решении милиции
штурмовать поселок и 3000 татар организовали на несколько дней лагерь, чтобы в
случае необходимости помочь. "Мы будем защищать свои дома и семьи", - говорит
Халилов. И не только от милиции. В 2007 году украинские масс-медиа сообщали о
столкновении строителей с местными татарами.
Потомки монгольских орд, которые промчались территориями нынешних Южной России и
Украины в ХIII веке, мусульманские татарские ханы правили Крымским полуостровом,
пока его в 1783 году не аннексировала Россия. Место летнего отдыха в советские
времена и до сих пор база российского Черноморского флота, Крым многим россиянам
кажется частью их страны - факт, что так тревожит татар.
И если бы это было единственной проблемой края! При том, что местные русские
часто говорят с уважением о предпринимательском таланте и рабочей этике татар,
как говорит Халилов, его не допускали к собеседованиям по приему на работу,
только видели, что он татарин. "Я не расист, но я бы их не брал", - заявляет
Владимир, русский моряк в отставке и местный бизнесмен, который отказался
называть свою фамилию.
В негативном отношении к себе некоторые татары также усматривают религиозный
элемент. В апреле 2008-го были осквернены мусульманские могилы, а последние 5
лет татары безуспешно пытаются добиться выделения земли на строительство
центральной мечети в Симферополе. Группа татар, которая занимается мечетью,
дважды, каждый раз по два года, тщательно собирала необходимые бюрократические
разрешения и даже получила определенную поддержку в суде, однако ей до сих пор
упорно отказывают в предоставлении участка. "Они просто на просто не хотят
давать землю мусульманам", - говорит Джемиль Бибишев, член комитета по
возведению мечети.
Локальные СМИ, фокусируясь на захвате земли татарами, зачастую игнорируют то,
что землю регулярно незаконно присваивают и не татары. "Мы выступаем не против
обычных людей, а против действующей власти, - говорит Халилов, и в его голосе
слышится одновременно ярость и разочарование. - Город в ужасном состоянии,
поэтому они придумывают другие проблемы, чтобы отвлечь людей. Они используют
татар в роли врага. Действительно, в старый миф о татарской "измене" во время
Второй мировой войны и до сих пор широко верят.
Татарские лидеры не сомневаются в том, кого они считают причастным к провокации
конфликтов и нестабильности в Крыму. "Не думаю, что Россия рассчитывает на
возвращение себе Крыма, но для нее важно поддерживать здесь постоянную
напряженность, - говорит Мустафа Джемилев, депутат украинского парламента и
глава неофициального татарского парламента Меджлис. - Некоторые российские
газеты [в Крыму] пишут настолько примитивные бессмыслицы о татарах. Против нас
устраиваются провокации, и не в нашей культуре ответить на это насилием.
Джемилев, который в советские времена провел 15 лет в лагерях за защиту прав
татар, утверждает, что Россия выдает в Крыму российские паспорта и может
попытаться спровоцировать татар, чтобы создать предпосылки для "защиты" россиян,
как она это сделала в прошлом году в грузинском регионе Южная Осетия. Это
вторжение дало многим политическим аналитикам повод предположить, что следующей
мишенью России станет Крым с его значительной степени пророссийским населением.
Татары, с другой стороны, громко поддерживают тесные отношения с Европой.
"Многие в Крыму хочет быть частью России, но мы видим свое будущее в составе
Украины", - говорит Джемилев.
Даже спустя 20 лет непрекращающейся борьбы за свои права татары сохраняют веру в
лучшее, мирное будущее. "Собаки лают, а караван идет, - цитирует Османов
арабскую пословицу. - Мы добьемся своего, несмотря на эти проблемы. Бог все
видит, и в конце-концов расставляет все на свои места ".
Джеймс
Марсон, Time (США)
|