Утром мне позвонила Татьяна
Монтян: «Посмотри на
последний пост в моем ЖЖ! Наш Ющенко, кроме того, что на каждом шагу
демонстрирует признаки собственного кретинизма (далее был перечень еще менее
похвальных характеристик президента) - еще и ксенофоб! Интересно, чем он думал,
когда это сказал?» На блоге Монтян я увидела ролик - нарезку из новостей СТБ.
Ющенко стоял с указкой в руках и показывал аудитории на графике как у нас
ежедневно растет процент жиров в масле взаимосвязь между импортом свинины и
состоянием поголовья свиней. И вдруг президент заметил, что изображение
проектора чуть кривоватое, и попросил его исправить. И взволнованный работник,
вместо проверить проектор, подошел к Ющенко и начал поправлять экран. И тут наш
лидер выдал сакраментальную фразу. "Ну, ты как молдаванин", - раздраженно
бросил президент. По всем законам жанра, следующим событием после такого
откровенного "ляпа" должна была бы стать немая сцена. Но нет - аудитория, вместо
того, чтобы пытаться овладеть мимикой и подобрать челюсти с пола, жизнерадостно
расхохоталась.
Уже через несколько секунд Ющенко понял, что таки сел в лужу. Чтобы исправить
свою ошибку, он не нашел ничего лучшего, кроме как сказать: «Вы не подумайте,
это я не про нацию, конечно».
И вот эта последняя фраза как раз и заставила меня задуматься. Интересно, а что
же имел в виду наш благородный правитель? Очевидно, он хотел намекнуть на
анекдотичный образ молдаван, которые прикручивают лампочку впятером: четверо
крутят табуретку, а один стоит на ней и держит лампочку. Ну ладно - предположим,
что президент хочет разнообразить свое красноречие, взывая к аудитории древними
байками. Но как он отнесся бы к тому, если бы президент Воронин, например,
сказал: «Ой, как мне надоели эти хохлы со своими глечиками и трипольской
культурой! Ну зачем вы мне их все время парите»? И был бы прав: Ющенко со своим
пристрастием к пчелам и глечикам, а также странными переодеваниями в кирзачи и
фуфайки во время разгребания навоза в хлеву на даче - действительно ходячий
анекдот. Правда, если идти дальше, юмора остается чуть меньше.
Если идти дальше, можно представить такую ситуацию: президент Воронин узнал об
этом незначительном эпизоде, и возжелал через своих дипломатов объяснений от
украинского правителя. Что скажет Ющенко - что он пошутил? А вот интересно - что
думать после этого о Ющенко молдаванам по национальности, которые всю жизнь
живут в Украине? Насколько правомерны такие шутки для первого лица государства?
Давайте уж тогда шутить про недотёп чукчей, пьяниц-москалей, жидов пархатых,
макаронников и лягушатников - почему нет? О этих народах также ходит немало
анекдотов - то почему бы президенту-оратору не пользоваться этим сомнительным
юмором и далее? Тем более, что вряд ли кто сейчас по-настоящему проучит Ющенко -
не думаю, что молдавские дипломаты узнают про этот нелепый эпизод.
В журнале «Неделя», который некогда был очень толковым, я как-то наткнулась на
статью Анатолия Бондаренко. Он сделал интересную попытку психологического
анализа действий президента. Еще тогда автор заметил, что пренебрежение к другим
- одна из характерных свойств Ющенко. Если позаимствовать у Бондаренко его идею
и воспользоваться психоанализом сейчас, можно легко прийти к выводам, что Ющенко
уже окончательно «вознесся»: он не только считает людей ниже себя, и не только
мыслит распространенными стереотипами. Он еще и допускает публично эксплуатацию
этих стереотипов через неудачные шутки - и это его, конечно, не красит. Если
идти дальше, то можно поинтересоваться: а почему наш гарант именно сейчас
вспомнил про молдаван? Очевидно, лишь неделю назад он рассуждал о ситуации в
Молдове. И поскольку молдаван он упомянул в негативном контексте - похоже, те
события, во время которых президенту соседнего государства таки пришлось
несладко, ассоциируются у нашего гаранта с его собственным положением. Похоже,
жареный петушок уже не раз клевал его в темечко ...
В конце концов, все это – лишь догадки, ибо кто его знает, чего там на самом
деле намешано в голове нашего гаранта. Единственное, что очевидно - эта оговорка
на камеру свидетельствует о том, что все разговоры президента о «толерантности»
и «европейскости» - лишь разговоры, за которыми скрываются его гордость,
высокомерие и неспособность распрощаться с жлобскими стереотипами.