НОВОСТИ УКРАИНЫ
СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире
Лента новостей Экономика Важно о важных Обзоры СМИ Аналитическая картина дня Досье миллионеров ТОП-100

Экспресс-анализ Конституции Ющенко

Итак, произошло. То о чем столько говорили большевики, свершилось (с). Виктор Ющенко представил свое видение основного закона – Конституции Украины. Документ еще будет тщательно изучаться правоведами, но кое-какие выводы можно сделать сразу же – по горячим следам.

Ющенко, требуя сохранить унитарность Украины, на деле осуществляет переход к федеральной системе. Для этого предлагается переформатировать высший законодательный орган – Верховную Раду, преобразовав ее в Национальное собрание. Состоящее из двух палат – депутатской и сенаторской. Избрание сената осуществляется по американской системе – с обновлением трети каждые 2 года. Это не единственное заимствование в зарубежных системах власти. В тексте нет речи о коалиции, зато есть итальянский вариант назначения правительства и Премьер-министра. Для этого Президент поручает партии, победившей на выборах сформировать правительство, а если этого сделать не получается (нет половины от состава нижней палаты и компромисс не найден с другими партиями), то партии, занявшей второе место. Если все варианты исчерпаны, следуют новые выборы.

В принципе, новый вариант Конституции, безусловно, усиливает роль Президента. В чем это выражается. Парламент перестает быть контролируемым политическими силами. Теперь есть верхняя сенаторская палата. Причем, сенаторы избираются без учета численности населения областей – по 3 от каждого региона. Как проводятся местные выборы, мы наглядно увидели на примере Тернополя. Полагаем, не возникнут вопросы в отношении аналогичных процессов на Востоке и Юге. Плюс, учтите, что сенаторами будут выдвигать наиболее значимых людей регионов – из числа элиты. А значит местных «хозяев жизни». С ними договориться всегда будет можно.

Сенат получает огромные полномочия. Законы, принятые нижней палатой обязательно одобряются сенаторами. И это при том, что право вето никуда не уходит и остается за Президентом.

Именно сенат участвует вместе с Президентом в управлении ЦИК, СБУ, ГПУ и таким новым органом, о котором много уже говорилось, как НБР. Опять же сенат рассматривает предложение Президента о введении чрезвычайного положения или объявления мобилизации.

Если распускается нижняя палата, то сенат все равно остается и, фактически, исполняет роль законодательного органа.

Еще за Президентом сохраняется влияние на МИД и армию. Новые управленческие черты приобретает такая хорошо известная структура, как СНБОУ. Разумеется, Совбез полностью контролируется Президентом.

Отдельно следует рассматривать усиление влияния на судебную систему. Но об этом отдельный разговор.

Избавиться от Гаранта досрочно становится практически невозможно. Ибо теперь, после выводов следственных комиссий, расследования специального прокурора и следователей, требуется не только поддержка двух третей от нижней палаты, но и одобрение 2/3 сената.

В общем, если вам вдруг показалось, что предложения Президента – это новый шаг к парламентской республике, то вы ошиблись. Новая Конституция, если она, разумеется, будет принята – это шаг к тому, о чем так долго мечтал Леонид Кучма. К чему, в принципе, он подводил всех квази-референдумом 2000 года.

Виктору Ющенко будет весьма сложно протащить эти изменения. Против выступит и ПР и БЮТ. Даже Арсений Яценюк уже успел выступить данной инициативы. Впрочем, и Тимошенко и Янукович люди очень ненадежные и могут пойти на сепаратные переговоры.

Но самый большой вопрос – для чего с конституционной инициативой выступил Виктор Андреевич. Что это? Технология привлечения к себе внимания народа? Организация референдума и откатка «технологий» в преддверии выборов в рамках всей Украины? Трудно сказать. Все может быть, особенно в Украине.
 

Антон Сидихин

комментировать новость

 
 
  

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz