НОВОСТИ УКРАИНЫ
СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире
Лента новостей Экономика Важно о важных Обзоры СМИ Аналитическая картина дня Досье миллионеров ТОП-100

Ежегодное послание Президента Украины Виктора Ющенко о внутреннем и внешнем положении Украины

Уважаемый Украинский народ,

Уважаемый господин Председатель Верховной Рады,

Уважаемая госпожа Премьер-министра,

Уважаемые народы депутаты,

Уважаемые члены Правительства,

Гости, дамы и господа,

Послание о внутреннем и внешнем положении Украины, прежде всего, адресую нашим людям, всем гражданам Украины и, безусловно, украинскому парламенту.

Сейчас непросто и в Украине, и в мире. Нам нужна спокойная оценка ситуации. Пусть меня услышит каждый, кто мыслит, и каждый, для кого Украина - не пожива и не временное пристанище.

Я имею право на эти слова.

Вам хорошо известно: я честно и твердо стою на главной позиции моей жизни - на позиции национальных украинских интересов. Нация и человек - их свободная жизнь, жизнь в единстве и демократии является важнейшим мерилом деятельности украинской власти.

Сто лет назад, первый руководитель независимого украинского парламента, а затем Глава государства Михаил Грушевский в статье «Основания Великой Украины» сформулировал главные принципы украинской демократии:

«Она должна заботиться об укреплении идеи украинской демократической государственности, ее распространении в гражданстве, воспитание его в чувствах долга перед ней, как наивысшего стимула общественной жизни, который должен объединить все общество, весь народ - в одном национальной порыве, преодолевая партийные разногласия и расхождения там, где начинаются основные интересы украинского государства».

Я обращаюсь сегодня ко всем - к каждому, кто поддерживает меня и кто выступает против, кто не теряет веры и кто отчаялся.

Я обращаюсь ко всему нашему великому украинскому народу.

На Украину должны посмотреть взглядом широким, искренним, преданным - и именно в этой преданности найдем настоящую национальное единство.

За последние пять лет Украина, безусловно, изменилась. Сдвинулись с места фундаментальные процессы. Наши главные магистрали - перед нами.

Мы утверждаемся как единая нация. Единственная украинская нация с выразительным характером, культурой и языком, традицией, историей, рожденная нашей землей. И, одновременно - как единая политическая нация, которая созидается без разделения на взгляды, веру, слово или происхождение. Мы способны на решения, суть которых - национальное достоинство. Мы подняли на общемировой уровень тему Голодомора. Мир услышал нас и понял. Мы все, несмотря на политические взгляды, и если искренние перед Богом и Украиной, осознаем вес создания единой поместной украинской церкви.

Это говорит нация. Это говорит наше достоинство. Мы учимся быть нацией - открыто, следуя совестью, несмотря на чужое недовольство, открывая себя перед собой - пусть сложно, пусть больно, но эта боль - жизни и здоровья, потому что наш дух и тело получили шанс выздороветь.

Мы стали свободным государством. С 2004 года именно народ является главным арбитром страны. Оппозиция дважды приходила к власти путем свободных и честных выборов. Уже четыре года для нас привычной нормой является свобода слова и выбора. Этого не было до сих пор. Сегодня это - естественно, как воздух.

Мы продолжили масштабный, исторический процесс объединения Европы. И за последние несколько лет достигли более, чем за предыдущее десятилетие. Не для кого-то. Для себя.

Наша интеграция до европейского и евроатлантического пространства - это уже не абстрактная цель. И, одновременно, это - не есть самоцель. Это практичные, современные инструменты, которые помогут нам принести благосостояние людям и гарантировать безопасность страны, нашего народа, наших детей и наших внуков.

Мы совершили большую, системную работу.

Как результат, Украина сделала или вплотную подошла к исключительным решениям, которые были невозможны еще 5 лет назад. Это объединение энергетических систем Украины и Европейского Союза и ближайшая перспектива подписания договора о энергетическом сотрудничестве, это соглашение о восточном партнерстве, это завершение работы над соглашением о совместном небе, это начало официальных переговоров о безвизовом режиме Украина - Европейский Союз, это переговорная работа по создания с ЕС зоны свободной торговли. Это беспрецедентное приближение к соглашению о политической ассоциации Украина - Европейский Союз, которое будет подписано в этом году.

Каждый упомянутый шаг - это реальное и достижимое возвращение Украины к европейскому миру.

Мы сосредоточились не на лозунгах, а на практических шагах.

Став членом Болонского процесса, мы вошли в единого европейского образовательного пространства.

Став членом Всемирной торговой организации, мы стали равноправными партнерами на европейском и мировом рынках.

Создав единый бизнес-план модернизации газотранспортной системы Украины, мы начали объединение наших газовых энергетических систем, что принесет нам не только экономическую выгоду, но и ограничит внешние воздействия.

Мы вернули к жизни «Одесса-Броды-Европейский Союз». У меня нет сомнения - он станет главной артерией для энергоносителей из Каспия в Европу.

Рядом с этим проектом, совместно с Польшей мы стали хозяевами Евро-2012. Это событие поддержит нашу экономику и шире откроет нам для Европы и всего мира.

Украина имеет все шансы стать другой.

За неполных пять лет жизни в стране произошло не поверхностные обновления.

Мы создали условия, позволившие остановить критические демографические процессы.

Разве не радостью, нормальной человеческой радостью является то, что в 2008 году родилось на 84 тысячи украинских младенцев больше, чем в 2004 году! Впервые за время независимости в трех наших областях рождаемость превысила смертность. И это - только что, убежден, начало.

Пусть постепенно, но все же мы начали больше заботиться друг о друге. В 2008 году каждый десятый украинский ребенок-сирота нашел свою семью. К тому же - примечательная черта: с 2006 года больше и активнее распространяется именно национальное, украинское усыновление.

А по сравнению с 2005 годом количество детей, устроенных в приемных семьях и семейных детских домов, выросла в 22 раза! Сегодня в очереди на усыновление стоят родители, а не дети, как еще три года назад.

Мы прекратили массовый отток людей за границу.

Если в 2001-2002 годах на каждого прибывшего в Украину два человека выбывали из страны, сегодня тенденция ровно обратная - люди возвращаются домой.

Мы сделали принципиальные шаги в реформе образования.

Впервые 425 тысяч детей поступили в высшие учебные заведения по новым правилам тестирования. По сути, мы очистились от старой коррупционной системы, которая сызмальства деморализовывала и родителей и детей. Это - первый шаг к формированию сознания новой украинской молодежи.

Мы начали реформу Вооруженных Сил и всего сектора безопасности. Произошли принципиальные изменения - от увеличения зарплат и выплат военнослужащим к сокращению срока службы до 12 месяцев. Несмотря на любые трудности, я уверен, что мы придем к созданию профессионального украинского войска.

В Украину поверили иностранные инвесторы. За последние 4 года объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил почти 27 млрд. долларов США, что втрое больше за все привлеченные внешние инвестиции со времени провозглашения украинской государственности.

Вспомню и то, что наш потенциал хорошо показывает один характерный факт: к моменту кризиса темпы роста украинской экономики достигали 6,5-7%, которые были одними из самых высоких в Европе. Я верю и убежден, что этот показатель будет восстановлено.

Таким образом, мы - не в пропасти и не на обочине.

Мы - посередине пути, который способен привести нас к действительно свободному, состоятельному, безопасному, лучшему обществу. Без пафоса и преувеличения.

Никто не перечеркнет наши результаты.

Но мы могли бы сделать в стократ больше, если бы понятие национального достоинства и единства стали общей основой для всех. И особенно для украинских политиков.

Наше нынешнее положение - не уникально.

Через подобные испытания проходили десятки других государств и народов - Германия, Польша, Испания, Чехия, США.

Ответ на вызовы всегда был один:

Единство. Независимость и национальное достоинство. Способность переступить через амбиции. Готовность жить своей жизнью и разумом, а не приказами из чужих столиц. Желание увидеть друг в друге важнейших партнеров, а не конкурентов, которых необходимо обыграть любой дорогой ценой.

Мы получили свободу.

Но свобода - не только фон. Ее главная цель - это наш прогресс.

Я прошу нацию, я прошу всех нас объединиться ради нашего общественного прогресса.

Объединиться там, где начинаются основные интересы государства, нации и украинского человека.

И в этом главная суть моего Послания.

Дорогие соотечественники,

Наше внешнее положение - безопасное, впрочем уязвимо к многочисленным новейшим рискам.

Основные угрозы исходят от коррозии международно-правовых стандартов, от общего ухудшения атмосферы мировых отношений, от энергетической зависимости Украины от опасных, разрушительных, недальновидных попыток использовать право силы в разрешении споров или конфликтов.

Наша единственно возможный, безальтернативный ответ на эти вызовы - строгое соблюдение международно-правовых норм и обязательств, осуществление конструктивного и сбалансированного внешнеполитического курса и твердость в отстаивании избранных, законодательно определенных национальных целей.

Внешнеполитические приоритеты Украины - выверенные. Европейская и евроатлантическая цель - неизменна, она неизбежно будет достигнута.

Еще раз подчеркиваю - это в интересах всех граждан Украины. Я выступаю за максимальное улучшения и исправления отношений с Российской Федерацией.

Я намерен сделать все возможное, чтобы перевернуть страницу недоразумений и обеспечить равный и доброжелательный диалог, который должен существовать между соседями. Круг наших межгосударственных приоритетов остается широким - от Вашингтона до Варшавы, от Лондона и Парижа до Пекина и Токио, от Сеула до Триполи.

Особенно в нынешних условиях мы обязаны существенно усилить присутствие на внешних рынках и наладить новые экономические связи.

Украина стремится жить и работать в безопасном региональном среде.

Мы должны в полной мере выполнить все национальные безопасности требования.

Наше внутреннее положение - сложное, впрочем, не катастрофическое.

Мы не перешли последней грани. Но уже сегодня непосредственно находимся перед лицом трех серьезных угроз - экономического упадка, углублением политического кризиса и масштабного социального протеста.

Основная причина экономического кризиса в Украине - убежден, не извне, а в неспособности государства на протяжении лет провести базовые необходимые структурные прежде всего экономические и социальные реформы.

Давно обещанный украинцам Налоговый кодекс уже 10 лет, как «Вымпел ударного труда», переходит из правительства в парламент.

Индивидуальная приватизация стратегических предприятий подменена обычными распродажами по правилам массовой приватизации, которые были актуальны еще в конце 1990-х годов.

О реформах в энергетике, аграрном секторе даже не идет.

Сегодня мы на последних местах в рейтингах, по которым оценивается предпринимательская среда.

Мы оказались не готов встретить в значительной части кризис.

А потому первый удар кризиса сразу стал болезненным и очень тяжелым.

Мы потеряли внешние рынки, на которые приходилось 60% украинского экспорта - от этих рынков зависела почти вся наша валютная выручка и занятость почти 2 миллионов человек в металлургии, химии и смежных отраслях.

Следствием этого стало замедление роста ВВП, которое в прошлом году составил 102,1% по сравнению с 106,7% в 2007 году и сокрушительное сокращение на 25-30% по результатам января-февраля текущего года. (Называю эти данные, несмотря на то, что их старательно «секретят»).

Все это, безусловно, ухудшило социальную ситуацию в Украине.

Долги по зарплате с октября 2008 по январь 2009 года почти удвоились и достигли в сумме 1,6 миллиарда гривен. С октября прошлого года вдвое выросло количество зарегистрированных безработных.

Впрочем, ограничьте этот ряд.

Уважаемые соотечественники,

Я пришел в этот зал не для того, чтобы описывать проблемы, которые характерны сегодня также для многих других стран, в том числе наших соседей.

Я пришел сюда, чтобы предложить способ и путь для выхода из кризиса.

Политический расчет на то, что удастся стороне переждать кризис, пересидеть ее - не оправдается.

Мы - на пороге совершенно новой экономики, другого мирового перераспределения труда и соотношения цен на ресурсы.

Я обращаюсь и к власти и к оппозиции. Миллионы людей хотят вернуть надежду.

Я хочу, чтобы вы услышали голос наших людей.

От имени миллионов украинских граждан обращаюсь ко всему украинскому политикуму.

Несмотря на все, вы способны перешагнуть через противоречия, осознавая остроту угроз.

Несмотря ни на что мы способны в критический момент стать вместе ради государства и нашего народа.

Наши первые консолидированные шаги уже дали результаты.

Мы восстанавливаем диалог с международными финансовыми организациями.

Мы спасли от падения банковскую систему. Каждая третья человеческая гривна убежала из банковской системы. Банковский сектор подвергся системной политической травле, что подорвало его ритмичную работу.

Такие удары вряд ли выдержала любая другая мощные банковская система, чем наша, однако наша - выстояла. Для того, чтобы она смогла продолжать выполнять свои обязательства, стали необходимыми свыше 70 миллиардов гривен рефинансирования национальной экономики.

Мы ввели постоянный антикризисный механизм сотрудничества и консультаций.

В духе этой работы обращаюсь к каждому, кто присутствует в зале Верховной Рады Украины.

Прошу унять политические страсти и наложить мораторий на конфликтное выяснение взаимоотношений.

Президентская кампания начинается за четыре месяца до выборов.

Итак приглашаю к сентябрю отложить любые рассчитанные на временные политические дивиденды действия.

Я прошу дать время государству выйти из самой острой фазы испытаний.

Я предлагаю единый национальный антикризисный план, который позволит спасти страну и защитить миллионы наших людей.

Он имеет две взаимосвязанные составляющие.

Экономическая программа и политические меры.

Первое. Экономика.

Подчеркиваю: мы - особенные, но не уникальные в этом кризисе.

Мир дает достаточно как успешных образцов, так и примеров неудачной политики в этом вопросе.

Исландия - развитая европейская страна, которая до недавнего времени имела 64 тысячи долларов ВВП на душу населения, потеряла свою экономику, валюту, банковскую систему.

Венгрия и Дания в условиях кризиса нарастили собственное производство и сократили безработицу.

И все это - при небольшой инфляции.

Способ - один: реальная программа действий. Следовательно, перебежать к конкретным шагам.

Прежде всего - надо восстановить финансовую стабильность в государстве.

Я неоднократно подчеркивал, что существующий Государственный бюджет на 2009 год является популистским, он искажает роль государственных финансов. Он является серьезной угрозой для стабильности национальных денег и цен.

Нам нужно максимально сократить все непроизводительные расходы и, наконец, начать жить по средствам.

Это касается всех и каждого - от государства в бюджеты предприятий и каждой украинской семьи.

Мы обязаны немедленно и кардинально пересмотреть Государственный бюджет на 2009 год.

При пересмотре бюджета настаивать на гарантированном финансировании защищенных статей, к которым следует отнести обеспечение социальных стандартов и расходов для минимального обеспечения функций государства.

В условиях колоссального дефицита ресурсов необходимо прекратить распыление ресурсов на 300 государственных целевых программ. Это - как пир во время чумы.

Следует вернуть стабилизационному фонду ту роль, которая закладывалась при его создании, - финансировать важнейшие государственные проекты, а не погашать задолженность по заработным платам. Это полный абсурд.

Нужно пересмотреть так называемый сбалансированный план НАК «Нафтогаз Украины».

Везде в мире такая монополия является процветающей. У нас это - скрытый и непрозрачный бюджет Правительства.

Сегодня компания находится в чрезвычайно трудном положении. Если безотлагательно не пересмотрено ее финансовый план, последствия для этой компании будут драматические.

Следует срочно внести реалистичные изменения в бюджет Пенсионного фонда. Его миллиардные дефициты покрываются за счет средств стабилизационного фонда. Эта политика приведет к коллапсу.

Нам нужна пенсионная реформа.

Я хочу спросить всех присутствующих:

Господа, разве нормальным является то, что бывший прокурор, который, кстати, продолжает работать, через суд устанавливает себе пенсию в 50 тысяч гривен в месяц?

Разве нормально, что депутаты, судьи, высокопоставленные чиновники получают пенсии по 15-20 тысяч гривен? Таких примеров тысячи.

Такое положение - это грубо неуважение к миллионам украинских людей. Это - суть социальной несправедливости.

Я требую отменить все специальные пенсии, введя единый критерий - зарплата и стаж.

Это должна сделать Верховная Рада и, прежде всего, коалиция.

Мы должны ввести налог на недвижимость для состоятельных слоев населения, что укрепит финансовую базу местного самоуправления.

С тяжелым сердцем, но прошу вас поддержать предложенное правительством повышение акцизов, расширение доходной базы Пенсионного Фонда. Это тот минимальный шаг, который необходим для поддержания ресурсов нашего государства.

Эти первоочередные шаги позволят нам спасти положение и, в том числе, укрепить сотрудничество с МВФ, который восстановит доверие к Украине.

Второе. Социальная ответственность.

Обязанность властей и работодателей - обеспечить занятость, в первую очередь квалифицированных кадров.

Я предлагаю создать систему прогноза развития трудовых ресурсов на территориях, чтобы не догонять спрос на рабочую силу, а упреждать его.

Нужно стимулировать мобильность рабочей силы внутри страны. Если нужный рабочий есть даже за десятки километров, ему нужно предложить место.

Так мы удержим занятость.

Далее - восстановление справедливости в социальной защите.

Это острейшая боль наших людей.

Вместе с тем, скажу предельно четко: социальная справедливость - это не патернализм и не уравниловка в советском его понимании.

Необходимо навести порядок в льготах, ведь в Украине 19,5 миллионов льготников. Это ли не половина населения - такого не выдержит ни одно государство.

Нынешняя система льгот является абсолютно несправедливой. Те, кого мы называем состоятельными людьми, получают больше всего дотаций от государства на оплату газа, электроэнергии - и этого нельзя ничем объяснить.

Социальная справедливость - это поддержка беднейших, наиболее незащищенных слоев населения.

Это - помощь тем, кто хочет работать.

И это - жесткое ограничение для каждого, кто стремится нажиться на бюджете.

Поэтому я призываю радикально уменьшить количество льгот, особенно по профессиональному признаку, персонализировать их и привести право на льготы в зависимость от финансового и имущественного состояния.

Третье. Надо исчерпывающе поддержать банковскую систему. Она - хребет экономики, который держит мышцы реального сектора.

Государство немедленно должна взять на себя ответственность за банки, которые находятся в затруднительном положении и влить в них капитал.

Мы имеем для этого ресурс - в бюджете предусмотрено 44 миллиарда гривен на осуществление рекапитализации банков.

Эта ответственность должна быть подкреплена полным контролем за такими банками.

Убежден, что быстрые действия государства приведут к восстановлению доверия граждан. Вернется она - вернутся инвесторы.

Но и банковская система должна повернуться лицом к гражданам - своего важнейшего партнера.

Я настаиваю на введении единого механизма, по которому каждый, кто оказался в затруднительном положении, получит банковскую поддержку, а не будет добит системой.

Нельзя допустить уменьшения финансирования работающих предприятий, на продукцию которых есть спрос.

Вопрос доверия касается и валютного курса. Сегодня мы уравновесили курс, обеспечив фактически нулевое сальдо по внешней торговле. Именно в отрицательном сальдо в торговле (12 миллиардов долларов США) был корень проблемы.

Почему же колебания продолжаются? К сожалению, это уже психология, следствие реакции людей.

В 1998 году Корея призвала своих граждан поддержать банки и люди понесли в них деньги и золотые украшения.

Я не призываю к этому.

Я ответственно прошу украинских граждан восстановить доверие к банкам, не забирать свои депозиты, не причинять вреда ни себе, ни государству и, в том числе, поддержать таких же людей, как вы, которые получили кредиты.

Четвертое. Поддержать каждого украинского производителя, на продукцию которого есть платежеспособный спрос.

Банковская система должна дать импульс для поддержания внутреннего спроса.

Критерий - один.

Ресурс должны получить те предприятия, на продукцию которых есть спрос. Точка.

Необходимо обеспечить все надлежащие кредиты для стратегических для государства проектов, осуществляемых частным капиталом - Евро-2012, развитие инфраструктуры, энергетики, связи, транспорта.

Для этого предлагаю разработать открытую инвестиционную программу рефинансирования банков Национальным банком.

И, наконец, пятое. Мы должны сосредоточить максимальное внимание на потенциальных точках роста украинской экономики.

Это - прежде всего, аграрная сфера и малый и средний бизнес.

В аграрной сфере в первую очередь нужно поддержать рыночное ценообразование на продукцию нашего производителя. Ведь никакие инвестиции не заменят тех потерь, которые несет село от административного вмешательства.

Прошлого года было заблокировано экспорт 6 миллионов тонн зерна. Более того - этим зерном были забиты все элеваторы, что не позволило принять новый урожай.

Зерно испортилось, конъюнктура стала невыгодной, крестьяне потеряли 2 миллиарда долларов США - это вдвое больше всей поддержки АПК, предусмотрена Государственным бюджетом. Это же касается и рынка мяса и рынка подсолнечника.

В результате село - бесправное и убыточное.

Значит, нужно раз и навсегда прекратить любое административное вмешательство в работу сельского хозяйства.

Отрасль следует немедленно защитить от некачественного и дешевого импорта. Я категорически возражаю против отмены Правительством надбавки к таможенного сбора с мясопродукции.

Крестьян необходимо обеспечить кредитно-финансовыми ресурсами по четким и понятным принципом: спрос на продукцию будет определять все.

Деятельность Аграрного фонда, Государственного резерва, ГАК «Хлеб Украины» должна обеспечить получение основного прибыли не посредниками, а крестьянами.

Государство одновременно обязано усилить поиск рынков для сбыта отечественной продукции и продвижение ее за границей.

И самое важное. Я требую наконец ввести свободную продажу земли.

Моратории, которые были наложены четыре раза подряд, является ничем иным, как новейшей формой крепостничества крестьянина.

Крестьянина нужно освободить и он спасет и накормит всю Украину, и не только Украину.

Малый и средний бизнес.

Это - наш главный партнер в сохранении занятости, обеспечении необходимыми товарами и услугами населения.

Речь идет о почти четырех миллионах наиболее экономически активных граждан.

Именно они могут быстро приспособиться к новым условиям деятельности и именно их предприятия станут основой для экономического роста.

Но для этого нужно предпринять ряд шагов - упростить регуляторные ограничения на создания, осуществления и прекращения бизнеса, сделать так, чтобы заработала законодательно установленная система проверок, в том числе налоговых.

Ни один регуляторный акт не должен выдаваться без чрезвычайной необходимости, а все ненужные акты должны быть немедленно отменены.

Украина является заповедником советской системы стандартизации и сертификации, что осталась только у нас среди всего постсоветского пространства.

Все необходимые законодательные изменения для этого внесены Президентом Украины на просьбу форума «Власть и бизнес - партнеры» и находятся в Парламенте.

Уважаемые соотечественники,

Народные депутаты, члены Правительства,

Эти шаги могут уже в ближайшее время исправить положение в национальной экономике и социальном состоянии.

Однако это - лишь часть работы.

Мы должны навести порядок не только в хозяйстве, но и во всем доме.

Итак - политический блок.

Скажу коротко: кардинальное изменение избирательной системы должна стать основой для качественного кадрового обновления власти как в центре, так и на местах.

Существующая закрытая пропорциональная система исчерпала себя, она разрушила эффективность властей и особенно - местное самоуправление.

При отсутствии должной культуры политиков, она скомпрометирована в глазах миллионов граждан.

О результатах прямо говорят люди: потеря профессионального уровня парламентом, обесценивания депутатского мандата, отсутствие связи между народным избранником и избирателем.

Добавлю к этому списку: заполитизированность местных советов вместо решения проблем территориальных общин, гипертрофированной роли руководителей партий и фракций, создание партий вождистского типа - все это последствия закрытой пропорциональной системы.
Гражданам Украины должно быть возвращено право персонифицированного выбора депутатов.

Парламент обязан как единый законодательный орган обеспечить осуществление реформы избирательной системы - переход к открытым избирательных списков на парламентских выборах и к мажоритарной системы на всех местных выборах.

Люди должны получить право голосовать не только за ту или иную политическую партию, но и за конкретного кандидата в депутаты.

Это исправит существующие негативные тенденции в партиях, а одновременно создаст условия для подлинной политической конкуренции, политической ответственности, обеспечит новое качество работы всех представительных органов в государстве.

Но только этого мало.

Мы должны без промедления перейти к созданию и внедрению модели управления государством, которая будет отвечать потребностям и ценностям Украины как европейского государства, современным вызовам.

Убежден, что это является делом наибольшего национального значения.

К этому нас побуждают очевидные недостатки нынешней организации публичной власти.

Они, прежде всего, обусловлены политически непродуманными и преждевременными изменениями Конституции в 2004 году.

Видимо неслучайно, Закон, который ввел политреформу, даже номер имеет аж «четыре двойки».

По сути, этими изменениями было искажены все основные составляющие организации власти:

Подменена природу местного самоуправления через введение выборов по партийным спискам, что уничтожило самоуправление.

Создан дуалистический гибрид в организации исполнительной власти, при которой влияние Президента Украины был ограничено, а полномочия Правительства не были уравновешены ответственностью перед парламентской коалицией и обоих вместе - перед народом;

В парламенте сосредоточено не только функции законотворчества и формирования исполнительной власти, но и формирование судебной власти и всех руководителей определяющих институтов в государстве.

Современная европейская правовая доктрина не приемлет такого сосредоточения власти в одном органе.

Подчеркиваю - общество имеет четкий запрос на единство действий власти при одновременном сбалансировании полномочий между ее ветвями.

Предложения, которые раздаются сейчас о переходе то ли к чисто парламентской или президентской формы правления - это очередная попытка переформировать власть под кого-то или же для кого-то.

Я отбрасываю любые проявления властного эгоцентризма и попыток узурпации власти.

Общество требует не сильной руки, как некоторые думают, а власти закона и порядка.

Время заложить понятные и честные критерии распределения власти. Мир уже наработал соответствующие модели, которые стоит внедрить в Украине.

Я предлагаю перейти к построению двухпалатного парламента с одновременным уменьшением общей численности народных избранников.

Кроме этого, должно быть наконец выполнена принципиальное требование людей - отмена неограниченной депутатской неприкосновенности.

Все условия - назрели.

Показательно, что большинство стран европейского континента, является унитарным, имеют двухпалатный парламент (примеры - Чехия, Польша, Франция).

Государству нужен парламент европейского образца - Национальные Собрание Украины, которые будут сочетать в себе и политическое, и территориальное представительство.

Нижняя палата - Палата депутатов - будучи избранной путем прямых выборов по пропорциональной системе, является органом политического представительства народа.

Кроме законодательной функции, в нижнюю палату парламента возлагается ответственность за формирование правительства и контроль за его деятельностью.

В дальнейшем, я глубоко убежден, Правительство не должно формироваться без программы его деятельности.

Неспособность назначить Правительство и утвердить его программу будет иметь следствие роспуск нижней палаты парламента и ее досрочные выборы.

Подчеркиваю, только палаты, а не всего парламента, который сохраняет свою дееспособность в любых условиях.

Верхняя палата - должна избираться прямыми выборами по мажоритарной системе и представлять общины и регионы.

Эта палата призвана взять на себя полномочия в отношении кадровых назначений, которые не являются государственными, а также одобрение всех решений Президента Украины в сфере обороны и безопасности.

Равное представительство в Сенате всех регионов Украины (по 3 сенатора от каждой области) будет выступать объединяющим фактором.

Этому будет служить и возрастной ценз депутатов верхней палаты.

В результате политическая турбулентность должна остаться исключительно в пределах нижней палаты с присущими для нее острыми формами политической конкуренции и состязательности.

Итак, мы сбалансируем и стабилизируем власть, расширим представительную демократию, усилит процессы децентрализации и повысим качество законотворческого процесса.

Относительно Президента Украины. По моему убеждению, необходимо сохранить общенациональный и прямой представительский мандат главы государства.

Ему соответствует конституционно-правовой статус Президента как гаранта государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины.

Задача Президента во взаимодействии с Верхней палатой - обеспечить институциональную стабильность государства, осуществления реформ, определение приоритетов государственной политики, которые должны обеспечить цивилизационный прогресс нации.



Вместе с тем, Кабинет Министров должен получить самостоятельность. Именно Правительство должно быть ответственно за обеспечение внешней и внутренней политики.

Дуализм исполнительной власти должен быть преодолен.

Я выступаю за сохранение парламентского способа формирования правительства без исключений и ограничений. Правительство необходимо формировать из одного источника.

Таким образом, победив на парламентских выборах, политические партии смогут определять состав правительства и проводить государственную политику, выполняя свои обязательства перед избирателями.

Необходимой составляющей конституционной реформы является реальное обеспечение местного самоуправления.

Основой местного самоуправления должно стать общество. Именно в общине должны предоставляться гражданам основные социальные услуги.

Должна выстраиваться четкая последовательная линия - от общины до района и региона.

Настало время принять решение о создании представительным органами - областными, районными советами своих исполнительных органов и предоставления им соответствующих полномочий.

Именно исполнительные комитеты советов должны отвечать за состояние дел в регионе, быть подотчетным депутатам представительных органов местного самоуправления и перед людьми.

На этом уровне должны создаваться подразделения территориальных органов центральных органов исполнительной власти.

Существующие государственные администрации должны быть выведены из системы исполнительной власти и превратиться в эффективные инструменты осуществления надзора за соблюдением Конституции, законов, прав и свобод.

Далее. Качественные изменения в местном самоуправлении невозможны без эффективной административно-территориальной реформы.

Нужно упорядочить существующее иррациональное устройстве Украины.

Далее. На очереди - судебная и правоохранительная реформы.

Дело исключительной государственной важности - вернуть доверие граждан к суду.

Ведь, как говорили выдающиеся философы права, именно правосудие является основой общественных добродетелей и гарантией демократических свобод.

Чтобы приблизиться к этой цели, я призываю Верховную Раду безотлагательно одобрить проект Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», который находится в парламенте.

Его принятие будет иметь важное значение, поскольку решит основные проблемы, установит прозрачный порядок отбора судей, повысит гарантии их независимости и усилит ответственность судей.

Дальше следующий шаг - кардинальные изменения в организации работы правоохранительной системы.

Наша задача - переориентировать эти органы по защите интересов власти на защите прав гражданина, а досудебное следствие лишить обвинительного уклона.

Мы должны ввести соревновательность и процессуальное равенство.

Мы должны обеспечить гарантии для государства на уголовное преследование. Существующая практика подмены судами этой функции должна быть ликвидированна.

Я призываю Украинский парламент ответственно отнестись к моим словам и, не теряя времени, принять новый Уголовно-процессуальный кодекс.

Эту работу необходимо начать уже сейчас действующим составом Верховной Рады Украины.

Нам нужны действительно судьбоносные изменения.

Эти изменения невозможны без системного обновления Конституции Украины.

Я призвал все парламентские политические силы к совместной и взвешенной работы.

Подтверждаю свое предложение.

Делаю это прямо и публично.

Я хочу, чтобы в нашем государстве появилась Конституция, созданная не под кого-то, не для политиков, а для нашего народа, нашего государства, нашей свободы, нашего прогресса.

Мы - посередине пути.

И именно в этот непростой момент мы должны принять новый Основной Закон.

Уважаемый Украинский народ,

Дамы и господа,

Я имею честь передать сегодня Председателю Верховной Рады Украины проект обновленной Конституции Украины, прошу рассмотреть как неотложный.

Уважаемые соотечественники,

Сегодня - наиуместнейшее время для действия.

Я готов к сотрудничеству с каждым, кто поддержит мою позицию и видение совместной антикризисной работы.

Вам хорошо известно, что я был прав, не раз предостерегая против непродуманных политических перемен и экономического популизма.

Вам хорошо известно, что я твердо стоял на защите национальных приоритетов.

Вам хорошо известно, что я следовал всех взятых обязательств.

Я призываю восстановить общую политическую культуру в Украине.

Перед нынешним составом Правительства и Парламента стоят особенно сложные задачи.

В ваших руках - судьба страны и скорость преодоления кризиса.

Неотложные антикризисные меры принимает каждая нация, которая мыслит о перспективе.

Я призываю вас поддержать мою программу действий и объединиться на общей экономической платформе.

Мои приоритеты - известны всем.

Это - единственная Украинская нация.

Это состоятельный средняя прослойка и защищенный украинский человек.

Это - здоровое общество, которое исповедует живые, нравственные, семейные ценности.

Это - безопасность человека и гражданина и гарантирована защита всех наших прав и свобод.

Это - стабильность бизнеса без изъятий и ограничений.

Это - безопасность государства как полноправного члена евроатлантической общности, равноправного партнера и активного участника международной жизни.

Я ни на йоту не отошел от этих принципов.

Я продолжаю и буду продолжать свою работу.

Я знаю, что неизбежно победит правда национальной позиции.

Испытания пройдут и мы расправы плечи.

В начале 20-х годов прошлого века, когда Европу захлестнул кризис, один испанский философ обратился к своим упавшим духом соотечественникам. Он сказал:

«Если Испания хочет возродиться, она должна воссоздать в себе мощный, неудержимый порыв к совершенству. Но одних политических реформ, безусловно, мало. Надо взяться за сложную работу и, прилагая все усилия, направить нацию на путь к совершенству ».

Дорогая Украина, мы - крупная, сильная и свободная держава.

Наша цель - сделать реальный, большой следующий шаг к лучшей жизни.

Мы - только на середине пути.

Надо собрать силы.

Надо верить в себя.

Надо идти вперед.

Слава Украине!

Благодарю за внимание.

Президент Украины,
Виктор Ющенко

 

комментировать новость

 
 
  

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz