Толстоухов: «Боюсь, что Фирташ может поломать свои ножки в желании довести партию до ручки!»
Пока коалиция занимается
большими кадровыми перестановками в исполнительной власти, для Партии регионов
наступает момент истины.
Ведь даже сидеть на дереве, ожидая, пока «тигры» внизу перегрызутся, нужно с
какой-то целью. Да и сидеть-то там до бесконечности тоже невозможно…
Понятно, что участвовать в симулякре, называемом кадровой ротацией в
исполнительной власти, Партии регионов не пристало, да и не с руки – зачем? Она
ждет, когда в руки упадет более «годный» предмет – например, союз с БЮТ,
более-менее внятные договоренности на тему изменений в Конституцию,
президентских выборов, наконец… Именно в нынешней бессмысленной, казалось бы,
возне закладываются семена возможных сценариев и политических альянсов на
ближайшую и более отдаленную перспективу. И вопрос месяца-двух, взойдут эти
зерна или нет. Правда, ПР в этих процессах занимает пока все ту же пассивную
позицию – на дереве…
«Если кадровая ротация в КМУ не состоится, еще можно ожидать попытки
формирования конституционного большинства»
Анатолий Владимирович, что происходит с кадровой ротацией в правительстве,
каковую намеревается провести коалиция и премьер, и какова вероятность их
осуществить? Ведь этот процесс откровенно затянулся…
Ситуация, в общем-то, проста и понятна: в постели украинской политики лежат
бессильная власть и еще не проснувшаяся оппозиция. Поэтому не удивительно, что
некоторое время никто даже секса не увидит, не говоря уже о большем…
Ведь, по большому счету, мы живем в мире системы кризисов – политического,
финансового и, в общем, цивилизационного. Эти кризисы - большая угроза, но
одновременно – и реальный шанс для того, чтобы Украина наконец-то испытала то,
что на философском языке звучит как акт единства бытия и начало целостного
развития. До тех пор, пока мы это состояние не испытаем, о перспективе можно
говорить, но реально мы ее не увидим…
В принципе, мы уже находимся в этом состоянии и проходим это испытание:. Другое
дело – к чему идем? Если идем к консолидации общества, к повышению эффективности
власти, быстрее ощутим желаемый результат. Я, например, все эти годы именно под
таким углом зрения смотрю на процессы, происходящие в украинской политике…
Возвращаясь к вашему вопросу: может ли быть ротация? Да, может. Она необходима
по той простой причине, что сегодня мы реальной коалиции не имеем, правительство
с точки зрения Конституции и регламента Верховной Рады – это
правительство-призрак, дитя умершей коалиции, которое еще не почувствовало
прикосновения руки якобы существующей коалиции. Поэтому, понятное дело, долго
это продолжаться не может!
У Тимошенко, если говорить откровенно, есть два пути: либо пытаться проводить
кадровую ротацию в исполнительной власти, либо делать предложение Партии
регионов. Почему? И потому что выборы неизбежны, и потому что время уходит, и
потому что жизнь может поставить на повестку дня горячие вопросы уже весной… Но
одно дело, если мы из выборов, которые еще недавно были объявлены и самыми
демократичными, и ударом по коррупции, и очередным шагом к европейским
стандартам, шагнем в новые выборы – и тогда как объяснять все это? Либо нужно
искать что-то реальное, промежуточное, чем может стать политическая реформа,
которая, опять-таки, так или иначе неизбежна. Будет попытка провести ее до
выборов или реальные шаги по ее осуществлению начнутся после них, но мы от этого
никуда не денемся.
Сегодня, по большому счету, в локомотиве политического процесса есть три
вагончика: выборы, политреформа и протест, который, может сбросить этот
«локомотив» или заставит формировать состав по-другому. В зависимости от
действий власти, оппозиции и ее лидеров он и будет формироваться.
Значит ли неуспешность попыток поменять состав правительства, что Тимошенко
все ближе к решению идти на союз с Партией регионов? В каком формате возможен
такой союз, и какие цели при этом будут стоять перед его участниками?
Я глубоко убежден, что никакая кадровая ротация эффективности исполнительной
власти не добавит – даже если туда придут люди с опытом, системным подходом,
вроде Тигипко, Ярошенко или Гайдука. Никто не сомневается в их профессионализме,
опытности и так далее. Но точно так же, как сегодня не может быть монополии
какой-то политической силы в украинской власти, точно так нельзя даже командой
сильных профессионалов сделать что-то, когда власть развалена…
А монополия двух политических сил возможна? Вот взять власть, да и поделить
на двоих по-братски…
Ну, если их две, то о монополии уже речь не идет: в таком случае можно говорить
о доминировании, господстве этих сил. Если они, кроме всего прочего, будут, как
минимум, умно себя вести, - Партию регионов жизнь уже должна была этому научить,
а БЮТ еще придется эти уроки пройти. Крайне важно создавать внепарламентскую
коалицию, коалицию сил поддержки, чтобы между властью, которая нелюбима и
которой предстоят трудные экзамены, и людьми, которые ее выбирают, образовались
механизмы взаимодействия, обратная связь. Что такое гражданское общество в
практическом смысле этого слова - вот над чем следует задуматься власти.
Что может объединить Партию регионов и БЮТ, учитывая, что каждой из этих
политических сил нужна власть? Как провести политреформу, чтобы ни ПР, ни БЮТ не
были обижены?
Власть и оппозиция – это две стороны одной медали. В Украине по сей день
оппозиция и власть – две противоборствующие стороны, противостоящие баррикады.
Но время идет, и сегодня оно привело и власть, и оппозицию к тому, что, по
большому счету, они призваны решать тождественные задачи - совершенствование
системы власти (в этом смысле можно говорить о политической реформе),
модернизация своих политических сил и перманентная готовность к выборам, в
результате которых они могут поменяться местами. То есть впервые объективно
создалась ситуация, когда между непримиримыми сторонами возможен компромисс.
Давайте зададим себе вопрос: этот компромисс может наступить во имя Украины? Я
бы хотел сказать – да, но не могу. Потому что идеологически и с точки зрения
внешней ориентации украинские политические силы – как орлы, которые смотрят в
разные стороны, как два брата, один из которых служит в Советской Армии, а
другой в ОУН-УПА. Возникает вопрос: если они не могут объединиться, а жизнь
вывела их на поле решения соответственных задач, что должно произойти? Они могут
объединиться против а) либо наибольшего зла в системе власти, б) либо против
самого слабого звена во власти, в) либо против общей опасности, которая в равной
степени угрожает всем…
Против чего с наибольшей вероятностью объединятся эти «орлы»?
На сегодня реально имеем и наибольшее зло во власти, и ее слабое звено, и
опасность. Самое слабое звено – Президент, растерявший союзников, доверие и даже
собственную партию. Самое уязвимое звено – правительство. Президент, даже будучи
обессиленным, способен распустить парламент и объявить Кабмин политическим
банкротом. Все основания для этого есть. В силу этих обстоятельств и может
состояться союз БЮТ и ПР, открывающий путь к политической реформе. Не делать
этого – вместе творить зло.
ПР и БЮТ будут пытаться убрать «слабое звено»?
Нужно определиться, что имеется в виду – институт или определенное имя? Если об
институте президентства, то в государстве, которое стремится к демократии,
должна существовать и такая процедура, как импичмент. В Украине она практически
неосуществима. Но импичмент как механизм должен работать – не потому что это
Ющенко, а для укрепления демократии! К тому же по отношению к Ющенко конкретно
во временном пространстве, которым располагают его оппоненты, реализовать его
будет практически невозможно. Но с точки зрения того, что Конституция должна
реально работать, а механизмы демократии должны быть не музейными экспонатами, а
политическим инструментарием, процедура импичмента должна быть осуществимой!..
Но зачем Партии регионов этим сейчас заниматься, если все понимают, что
никакого импичмента не будет? Создается впечатление отвлечения на негодный
предмет от чего-то другого – того же союза с БЮТ, например…
Почему негодный? Партия регионов находится в оппозиции, во власти – «помаранчевая»
команда, которая уже разбилась на несколько лагерей, то враждующих между собой,
то пытающихся договориться. Как вести себя оппозиции? Оппозиция должна сказать –
эта власть должна уйти!
Какой лозунг, с моей точки зрения, является на сегодня главным? Это недоверие
Президенту, правительству, Верховной Раде, то есть власти в целом. Что означает
это недоверие в переводе на язык демократии? Это смена власти – Президента,
правительства, парламента. Есть два пути: либо в процессе политической
(конституционной) реформы, либо через выборы.
Партия регионов конкретно говорит о том, что мы – за процедуру импичмента,
которая должна быть действенной, и за выборы Президента. Потому что чем дальше
страна сползает в ситуацию, когда Президент и премьер говорят о безвластии,
простите, кто-то за это должен отвечать! У нас никто никак отвечать не
собирается…
Далее: сформирована новая коалиция. Кто подавал после этого кандидатуру
премьера, представил новое правительство? Никто ведь не представил! Оно
виртуально, и, следовательно, должно уйти! Я же не против, чтобы если будет
заключен союз с БЮТ «Регионами» или этот союз будет более широким, Тимошенко в
силу разных обстоятельств снова стала премьером! Но тогда это будет законное
премьерство.
Вы считаете, что такой поворот еще возможен – переформатирование коалиции,
новое правительство и т.д.?
А иначе невозможна политическая реформа! Я не верю в политическую реформу путем
круглого стола, за которым договорятся! Я даже не верю, что, как это было
раньше, придут студенты или кто-то другой под стены парламента, скажут:
«Депутаты, на выход!», и это заставит парламент собрать вокруг себя Президента,
правительство и подписать какой-то меморандум, обозначающий сроки досрочных
выборов – 94-й год уже невозможен. Но то, о чем мы говорим, жизнь заставит
делать!
Ну, политреформа – одна из любимых, правда, недолгоиграющих игрушек
политических элит… У всех в загашниках лежат свои, как правило,
взаимоисключающие, проекты новой Конституции или ее редакций…
Лучше всех с этой «игрушкой» сыграл Леонид Данилович…
Да, у него был очень хороший помощник в этой игре – Виктор Медведчук, который
сейчас, говорят, помогает Юлии Владимировне в деле конституционной реформы…
Ну, помощников у него, на самом деле, было много… Большим помощником в той
ситуации, чтобы вы понимали, выступила НДП, которая летом 2002-го и предложила
идею политической реформы. А в августе месяце, в разгар акции «Украина без
Кучмы» - и в этом уже заслуга Виктора Владимировича – прозвучало то, что сделало
Президента Кучму ключевым игроком: он перешел в наступление, а до этого
находился в глухой обороне. Казалось, в сетку президентских ворот назабивают
столько голов, что ого-го-го! Но мячик оказался на другой стороне, а потом в
центре поля, и пошла игра…
У кого сейчас конституционный «мяч»?
Сейчас мячей на поле много: выбросил свой «мяч» Президент, ударил по «мячу»
глава Верховной Рады… Юлия Владимировна пыталась кричать с трибуны уже давно,
что институт президентства стране не нужен – и это тоже своеобразная заявка на
политическую реформу… Партия регионов понимает, что общество требует
кардинальных изменений в политической системе, и в начале работы этого созыва ВР
предлагала свои решения…
Поэтому вопрос конституционной реформы не просто витает в воздухе – мы уже этим
дышим, и жизнь заставит что-то делать. Как? Ведь все прекрасно понимают, что для
внесения изменений в Конституцию нужно конституционное большинство в парламенте:
это две или три политические силы, но, в любом случае, это Партия регионов и БЮТ.
Что может стать толчком для начала этой «ядерной реакции»?
Скорее лакмусовой бумагой. Ею станет или не станет кадровая ротация в
правительстве. Если она произойдет, это будет означать, что колонны выстроились
и двинулись навстречу выборам – каждая своей дорогой. Если же кадровая ротация
не состоится, еще можно ожидать попытки формирования конституционного
большинства. Опять же, не берусь говорить, договорятся по этому поводу или нет…
Но осенью, в любом случае, мы будем собирать политический урожай…
Вы привязываете эту политреформу к президентским выборам, которые
предварительно должны пройти в январе 2010 года? Ее нужно провести до них?
Это нужно пытаться делать, чтобы не прыгать из пустоты в пустоту… Но такого, как
в 2004-м, уже не будет: тогда у Президента Кучмы была игра и был план. А здесь
шансов нет – не будет одного сценария! Поэтому нужно будет либо договариваться,
либо кому-то объединяться для того, чтобы сказать – у нас есть законные
конституционные основания считать именно этот сценарий оригиналом реформы…
«Не думаю, что Президент, избранный в парламенте, может играть меньшую роль,
нежели президент, избранный народом»
Возможно ли перенесение президентских выборов в парламент в результате этой
реформы?
Это один из вариантов, который работает в мире, работает в Европе – он может
быть приемлем и для Украины. Пока мы с вами говорим об этом как об идее – как
идею я это принимаю. Но чтобы говорить об этом практически, нужно понимать, о
каких полномочиях президента будет идти речь, будет ли это эффективно для
баланса сил во власти или получится, как с пропорциональными выборами – сначала
практически все были в восторге, что мы в демократию рванули, а теперь кричат о
том, чтобы немедленно вернуть мажоритарку... А где гарантия, что через два года
точка зрения снова не поменяется? Опыт показал, что все, что у нас делается
силой, ночью и впопыхах, потом оказывается неэффективным…
Но выборам президента в парламенте, так или иначе, должен будет
предшествовать очень конкретный и взаимозависимый договор на предмет этих
выборов между лидерами договаривающихся политсил – Тимошенко и Януковичем…
Ну, вы же понимаете, что действующий Президент будет категорически против этого…
Найдется очень много субъектов политического процесса в Украине, которые будут
кричать, что выборы в парламенте – это прямое удушение демократии, потому что
людей лишают права избирать того, кто будет осуществлять свои конституционные
обязанности гаранта соблюдения прав и свобод. Думаю, и на Западе этому не
возрадуются…
С другой стороны, было время, когда в Украине института президентства вообще не
было, президент был главой системы исполнительной власти. Сегодня время, когда
между Президентом, парламентом и правительством ладу нет, а оппозицию и в расчет
не принимают. Поэтому давайте смотреть не на Президента, правительство и
парламент, а на власть в целом. Нужна власть, которая обеспечит развитие этой
страны: какую роль и какой объем полномочий будут иметь ее институты – второй
вопрос. Я не думаю, что Президент, избранный в парламенте, может играть меньшую
роль, нежели президент, избранный народом – все зависит от калибра личности и от
того, что он делает…
Слишком многое действительно зависит от калибра личности. И сейчас очень
многие боятся прихода к власти Тимошенко, у которой заметны авторитарные
замашки…
А что, у Ющенко их нет? Знаете, при Кучме искусственно сложилось такое понятие
как «режим Кучмы». Так вот, я скажу, что с точки зрения действий и стремлений
гораздо правильнее было бы говорить о режиме Ющенко – с той лишь разницей, что
Кучма не пытался насаждать свой режим, а у Ющенко это не получится, даже если он
захочет…
А у Тимошенко?
Думаю, что не получится и у Тимошенко – по той простой причине, что монополии
одного человека или политической силы уже быть не может. Не нужно думать, что «помаранчевая»
идея умерла – она просто переживает свой последний этап, суть которого сводится
к тому, что разрушение революцией должно закончиться…
И наступит время Партии регионов? Насколько она заслужила, чтобы «медаль
власти» перевернулась в ее пользу? Разве ПР была эффективной оппозицией и имеет
право поменяться с властью местами?
Эффективной нашу оппозиционную линию назвать нельзя. Цивилизованной – можно. По
большому счету, мы – оппозиция европейского образца: законно послушная и
конструктивная. До нее были другие типы…
А может, Партия регионов просто не может быть эффективной в оппозиции, не
умеет ею быть? Ведь ПР – это крупный бизнес и бывшая власть…
Ну вот я, например: я по натуре своей оппозиционер? Нет. И подавляющее
большинство в ПР тоже! Возникает вопрос, почему у нас все происходит именно так,
как происходит? Потому что власть в Украине стоит на голове, но в таком
положении адекватно отображать действительность можно только через поле абсурдов
и парадоксов, в котором мы и живем сейчас. Те, кто должен быть в оппозиции,
находятся во власти, а те, кто должен быть во власти, чтобы созидать, а не
разрушать, - в оппозиции…
Извините, но при этом многие в ПР решали и решают свои проблемы благодаря
хорошим отношениям с Банковой и не скрывают этого: сначала это была группа
Ахметова-Колесникова, сейчас там лучший друг – Фирташ… Какая оппозиция из партии
крупного бизнеса?
Скажите, пожалуйста, а что, те, кто пришли в парламент, кроме коммунистов, не
имеют никакого отношения к крупному бизнесу, а крупный бизнес не имеет отношения
к ним? Ну, вот у меня нет крупного бизнеса, и таких в ПР большинство! Какая
партия крупного бизнеса? Можно говорить, что стратегию партии определяет крупный
бизнес, что он влияет на принятие решений, но не более того.
Лидер, крупный бизнес и политическая конъюнктура – вот три ключевых момента,
которые определяют стратегию и тактику любой парламентской политической силы в
Украине…
«На данном этапе другой фигуры, которая в ПР сможет сменить Януковича, нет»
Какова сейчас стратегия и тактика ПР, учитывая, что внутри ее идет
откровенная борьба между группами влияния? Многие, в том числе и в ПР, говорят,
что Фирташ доведет партию до ручки…
А я другую точку зрения выскажу: боюсь, что Фирташ может поломать свои ножки в
желании довести партию до ручки! Уверен, у нас гораздо больше тех, кто хочет,
чтобы она реализовала свои возможности... Потому что два раза мы их
демонстрировали, но результат отнимали. Думаю, третья попытка должна быть
успешной, потому что, как и в спорте, четвертую дают только для установления
рекорда. А политика – это все-таки не спорт…
Есть ли в ПР альтернатива Виктору Федоровичу на президентских выборах?
Нет. Ни объективно, ни субъективно на сегодня ее нет. И не нужно ее сегодня
искать. Нужно думать о завтрашнем дне, исходя из простых вещей, о которых, может
быть, не говорят вслух. Если партия проиграет, Янукович сам должен будет уйти.
Если он становится президентом, то, понятное дело, в партии открываются
«вакансии» на роль лидера партии и потенциально на премьера, спикера… За эту
перспективу, по большому счету, плюс политическую конъюнктуру сегодняшнего дня и
идет война, борьба, возня – каждый называет по-своему…
А что, в среде ПР есть фигура, которая в перспективе сможет сменить
Януковича?
На данном этапе другой фигуры нет.
С другой стороны, в ПР громко заговорили о необходимости модернизации. Как и
кто это будет делать?
Это не может делать лидер – он может только возглавлять этот процесс. Партия
должна быть работающей корпорацией, политико-идеологическим производством. У нас
в Украине все партии – от прошлого, партии для будущего еще должны родиться в
политическом процессе, который мы сегодня реально переживаем. Поэтому будут и
новые лидеры, и другого качества общественные и политические организации, и
новые формы работы и сотрудничества, в том числе и внешнего… Ведь ни одна из
нынешних политических партий не занимается международной деятельностью в полном
смысле этого слова…
Хочу повторить: любая серьезная партия, если она думает о будущем, должна решать
триединую задачу – совершенствование системы власти, модернизация партии и
перманентная готовность к выборам. Кто под эти задачи подводит стратегию и
тактику, человеческий, финансовый и материально-технический ресурс, тот
приближается к тому, что в спорте называется финишной прямой, на которой он
может победно вскинуть руки или увидеть на табло свой реальный результат.
Вот давайте посмотрим на выборы в Тернопольской области: понятно, что это был
полигон для «Единого центра», который готовился не один месяц. Очевидно, что там
в полной мере был использован административный ресурс и другие технологии в
пользу «ЕЦ». Результат мы увидели. Кто-то скажет сегодня, что прогнозировал
такой результат для «Свободы» Тягныбока? В это трудно поверить. Такие результаты
сложились вследствие обвала БЮТ и потери доверия к Ющенко. Это объективный
процесс.
Результат Партии регионов в Тернополе в большей степени случился, чем сложился .
Даже в западных областях Украины у людей сегодня есть возможность сравнить, что
практически делалось правительством «регионалов» и что делается сейчас. Я могу
это подтвердить на уровне личного общения – людям уже все равно, какая
политическая сила придет к власти, важно, чтобы результат был! И чтобы этот
результат был в интересах людей и страны!
Вы хотите сказать, что Тернополь – это показатель для электоральной ситуации
во всей стране?
Да! Тернополь – это сигнал к тому, что сегодня политические силы должны
задуматься: что поставить в качестве «вагончика» первым. Я не думаю, что после
Тернополя Юлия Тимошенко закричит, что давайте досрочные выборы по всей стране,
а вот Партия регионов может сказать – да, чем скорее, тем лучше! А Ющенко должен
задуматься, на кого ему опираться – на «Единый центр» или на всех вместе с
«Нашей Украиной»? А как же они будут вместе, если «Наша Украина» на «Единый
центр» такое катила, что вряд ли они помирятся? И теперь, после Тернополя, «ЕЦ»
вполне может сказать – хотите быть вместе, так теперь вы к нам вступайте и
вливайтесь! Вы можете сказать, что из всего этого получится? Я не могу…
В ПР так уверены в победе Януковича? Ведь рейтинги – настоящие, а не
«утешающие» - свидетельствуют, что у всех нынешних топ-политиков пошел спад
поддержки, и Янукович – не исключение…
Прошу прощения, но у Януковича и у ПР все эти годы был достаточно высокий и
стабильный рейтинг, не опускавшийся ниже 20%, причем у Януковича персонально он
всегда был выше, чем у партии. Другие политики и партии все это время были как
на «качелях» - это и Ющенко касается, и Тимошенко, и очень многих! И это лишнее
доказательство того, кто может и должен быть одним из стержней украинской власти
– Партия регионов! И с этой точки зрения ее пребывание во власти более
естественно, нежели в оппозиции!..
Вам не кажется, что вы повторяете ошибку 2004-го – излишнюю самоуверенность
тогдашней власти, что проиграть невозможно…
Вы имеете в виду Януковича? Знаете, Янукович в 2004 году не был властью – он, в
определенной степени, был ее ставленником. И в этом качестве его на выборы вели
так, как быка ведут на бойню… Простите за сравнение. Да, ему дали шанс, но и
обставили этот шанс так, что воспользоваться им было практически невозможно…
И сделал это Виктор Владимирович Медведчук, как после выборов заявил Виктор
Федорович?
Знаете, я как-то задал Леониду Даниловичу один вопрос, когда он ставил под
сомнение, является ли Виктор Федорович самым оптимальным кандидатом от власти:
«Леонид Данилович, вы были президентом десять лет. Кто мешал вам за эти годы
вырастить преемника, которого вы бы показали всей стране и с гордостью и верой в
завтрашний день сказали – вот этому человеку я желаю успеха на выборах?».
И что он вам ответил?
Он больше промолчал, соглашаясь с этим… По большому счету он приложил руку к
тому, чтобы вырастить и Ющенко, и Тимошенко, и Януковича… Поэтому мы и имеем
сегодня «сказочную» ситуацию: вместо украинского богатыря во власти трехглавого
Змея-Горыныча. Народ на Змея еще никогда не ходил, значит, победит одна из
голов…
Оксана Козак
комментировать новость |