ФРС США: схема Понци

В обзоре за май/июнь "Решение
... это проблема", мы обсуждали, насколько американское правительство должно
увеличить свои обязательства для того, чтобы сбалансировать бюджет на 2009
финансовый год. Мы рассчитали, что казначейству будет необходимо продать 2,041
триллиона долларов дополнительного долга - то есть, почти в три раза больше
нового долга, чем было выпущено в 2008 финансовом году.
В качестве условного эксперимента, мы распределили всех держателей казначейских
обязательств США на категории и спросили наших читателей, может ли, по их
мнению, каждая из этих групп сможет позволить себе увеличить в 2009 году покупку
облигаций на 200 процентов. В конце концов, мы предположили, что большинство из
этих групп - не смогут, и посоветовали нашим читателям готовиться к худшему.
Почти семь месяцев, однако, на фронте государственного долга США ничего особо
плохого не произошло. Не было ни проваленных аукционов, ни суверенного дефолта,
ни понижения рейтинга, ни существенного увеличения ставок ... ни более легкой
«икоты» на рынке казначейских обязательств. Зная все то, что мы обсуждали в
июне, пришлось спросить себя - как все могло пройти настолько гладко? В конце
концов - ведь было совершенно очевидно, что покупательского спроса для
удовлетворения всех аукционов при "нормальных" обстоятельствах - недостаточно.
В последнем Бюллетене Казначейства, опубликованном в декабре 2009 года, данные о
владельцах показывают, что государственный долг США увеличился в 2009 финансовом
году на 1.885 триллиона долларов (1). Так кто же выкупил все эти новые бумаги
казначейства, профинансировав значительно увеличеные расходы? Согласно этому же
отчету, было три разные группы, которые покупали больше, чем в 2008 году.
Первая - это «Иностранные и международные покупатели», которые выкупили
облигаций на 697.5 миллиарда долларов, что оказалось на 23% больше, чем их
покупки в 2008 году.
Вторую группу представил сам Федеральный резерв. Согласно балансу, его авуары в
облигации казначейства увеличились на 286 миллиарда в 2009 году, что составило
увеличение на 60% по сравнению с предыдущим годом (2). Это увеличение кажется
непосредственным результатом объявленной Федеральным резервом в марте «программы
количественного смягчения». Большинство других установленных покупателей в
Бюллетене казначейства были или нетто-продавцами, или покупали немного в 2009
году. Хотя данные за четвертый квартал еще недоступны, данные за первые три
квартала наводят на мысль, что правительства и штатов и графств, и американские
сберегательные общества окажутся нетто-продавцами государственных облигаций в
2009 году, в то время как пенсионные фонды, страховые компании и депозитарные
институты увеличат свои покупки лишь на пренебрежительно малую величину.
Так кто же был третьим крупным покупателем? Барабаны, пожалуйста ... им
оказались «Другие инвесторы»!
В 2008 году эта группа выкупила облигаций на 90 млрд долларов, а за три первых
квартала 2009 года уже на 510.1 миллиарда свежевыпущенных казначеек. В годовом
выражении это может составить 680 миллиардов долларов в этом году - иначе
говоря, более чем в семь раз больше, чем в 2008 году. Несомненно, именно эта
группа сделала возможным преодолеть дефицит США в этом году. Но кто же они?
Бюллетень казначейства определяет, в группу «Другие инвесторы» входят Частные
лица, Организации, спонсируемые государством (GSE), брокеры и дилеры, Частные
фонды и тресты, корпоративные и некорпоративные предприятия.
Частные лица и Другие
инвесторы?!
Хм ... Думаете ли вы, что у кого-нибудь из этой группы было почти 700 млрд для
инвестиций в рынок государственных ценных бумаг в 2009 финансовом году? Мы тоже
не думаем. Для дальнейшего рассмотрения, мы обратились к данным отчета «Движения
фондов» совета руководителей Федерального резерва, который предоставляет
детальные данные по владельцам государственных облигаций на третий квартал 2009
года (3). В этой группе GSE оказались покупателями на небольшую сумму в 5
миллиардов (4), Брокеры и Дилеры - продавцами на сумму в 80 миллиардов (5),
коммерческие банки - покупателями на 80 млрд (6), корпоративный и
некорпоративных бизнес, сгруппирован вместе, купил на 11.6 миллиарда (7). Вместе
нетто-покупок - на 16.6 миллиарда долларов.
Так кто же действительно заплатил по счету? К нашему удивлению, единственная
группа, которая действительно существенно увеличила покупку облигаций в 2009
году, определена в отчете как «Сектор домохозяйств». Эта категория покупателей
выкупила государственных облигаций на 15 млрд в 2008 году, но к 3 кварталу 2009
года она выкупила их на ошеломляющую сумму в 528.7 миллиарда долларов. В конце
третьего квартала эта категория уже владела большим объемом облигаций, чем сам
Федеральный резерв (8).
Подведем итоги.
Основными покупателями казначейских ценных бумаг в 2009 году были:
- Иностранные и международные покупатели, которые выкупили на 697.5 миллиардов.
- Федеральный резерв, который выкупил на 286 млрд.
- Сектор домохозяйств, который выкупил на 528 млрд за первые три квартала - что
дает основания ожидать покупки на 704 млрд. долларов в 2009 финансовом году.
Необходимо признать, что мы были удивлены, узнав, что «домохозяйства» купили так
много облигаций в 2009 году. Они выкупили государственные долги на сумму в 35
раз большую, чем в 2008 году! Принимая во внимание финансовые обстоятельства
среднего домохозяйства в 2009 году, осмыслить это невозможно. Имея рекордные
уровни безработицы и выселений, кто может позволить себе увеличивать инвестиции
в облигации в такой мере? Для более проницательных наших читателей - эти
огромные «домохозяйские» инвестиции были сделаны не инвестиционными фондами, не
взаимными фондами, не страховыми компаниями, не пенсионными фондами, которые
учитываются в отчете отдельно (9). Это оставляет нас наедине с очень важным
вопросом - из чего же складывается этот сектор домохозяйств?
На удивление, оказалось, что категория "Сектор домохозяйств" - это сборная
солянка. Она представляет покупателей, которые не попали ни в одну из других
групп. Для большинства категорий финансовых активов и обязательств значение
"Сектора домохозяйств" исчисляются как остаток. То есть, значение по другим
категориям вычитаются из известных суммарных значений, и остаток приходится на
"Сектор домохозяйств". Согласно прямой цитате из руководства по отчету о
движении денежных средств: «Например, сумма казначейских ценных бумаг, которая
принадлежит всем секторам, получена из данных об активах, которые
предоставляются компаниями и институтами, вычитается из суммы долговых
обязательств к выплате, полученной из ежемесячного отчета казначейства о доходах
и расходах, и баланс присваивается "Сектору домохозяйств"»(10).
Так как же ответить на вопрос - что есть "Сектор домохозяйств"? Это ФАНТОМ. Его
не существует. Он просто служит для баланса в гроссбухах отчета Федерального
Резерва.
И теперь мы обеспокоены тем, что это начинает напоминать одну гигантскую
пирамидальную схему. Мы все знаем, что ФРС был активным на рынке государственных
облигаций. И как вы можете видеть из таблицы А, в соответствии с "программы
количественного смягчения", он выкупил почти 50% новых облигаций, выпущенных во
втором квартале, и почти 30%, выпущенных в третьем. Не следует забывать, что
весь смысл продажи новых облигаций казначейства США заключается в привлечении
внешнего капитала для финансирования дефицита, или для выплаты существующего
долга, у которого наступил срок погашения. Тем не менее, теперь мы в ситуации,
когда ФРС печатает деньги для покупки облигаций, с тем, чтобы создать
впечатление о способности Казначейства привлечь внешний капитал. Если наш анализ
говорит о чем-нибудь, так это о том, что обычные покупатели долга США больше его
не покупают, и нас просто удивляет способность США успешно выпускать рекордное
количество облигаций в этих обстоятельствах, без малейшей «икоты» на рынках.

Возможно, наиболее удивительный пример новой динамики спроса на казначейские
бумаги США демонстрирует Билл Гросс, содиректора PIMCO, и, вероятно, один из
наиболее мощных инвесторов мира. Мистер Гросс недавно признал, что его
облигационный фонд уменьшил авуары государственного долга США и повысил уровень
вкладов в наличности до самых высоких уровней с 2008 года (11). Ранее в этом
году он отзывался о США как об «экономике стиля финансовой пирамиды», и
рекомендовал инвесторам опередить Дядю Сэма в бегстве от всех долговых
инструментов во всех их формах (12). Тот факт, что он сейчас продает облигации
США, не предвещает ничего хорошего.
Иностранные собственники долга тоже выражают беспокойство по поводу новых
покупок облигаций. В недавней дискуссии о глобальной роли доллара США, Чжу Минь,
заместитель председателя Народного банка Китая, сообщил академической аудитории,
«В мире нет столько денег, чтобы покупать облигации США» Он продолжил: «США не
могут заставить иностранные правительства повысить их вложения в облигации ...
Удвоить вклады? Это решительно невозможно!» (13).
Судя по этим заявлениям, кажется очевидным, что США не может ожидать того, что
иностранцы будут продолжать поддерживать рост их долга в этих новых
экономических реалиях. Вследствие того, что потребители в США покупают меньше
иностранных товаров, у иностранцев оказывается меньше свободных долларов для
покупки облигаций Казначейства. Иностранцы - это крупнейший источник внешнего
капитала, которое может быть четко определено по данным Казначейства США. Если
их поддержка ослабнет в 2010 году, США потребуется значительная внутренняя
поддержка для финансирования будущих заимствований. Комментарий мистера Гросса
свидетельствует, что внутренняя поддержка, возможно, уже ослабла.
Как все мы могли видеть в течение последнего года, все пирамиды в конце-концов
разрушаются под тяжестью собственного веса. Махинация с долгом США - не
исключение, 2009 год был свидетелем потрясающих государственных интервенций
почти на всех уровнях экономики. Эта поддержка требует внешнего капитала, и
зависит от способности правительства США получать деньги на долговом рынке. Тот
факт, что Федеральный резерв и Казначейство США не могут определить второго
крупнейшего покупателя государственных ценных бумаг в этом году, говорит о том,
что традиционные покупатели не могут угнаться за уровнем дефицита правительства
США. Что заставляет нас поставить вопрос - не является ли все это - схемой Понци?
СПРАВКА:
Чарльз Понци (3 марта 1882 года,
город Луга недалеко от Равенны, на севере Италии — январь 1949 года,
Рио-де-Жанейро) — итальянский пирамидостроитель, основатель «схемы Понци».
В юношестве эмигрировал в США, создав одну из самых хитроумных и оригинальных
финансовых пирамид, которая потом была названа в его честь. О детстве и
юношестве известно мало, и информация крайне противоречива. В 1903 году Понци
отправляется за океан, по пути проиграв все свои деньги. При въезде в Америку у
него оставалось всего 2,5 доллара. Попытки заработать хоть какие-то деньги
оставались без успеха вплоть до 1919 года, когда Понци на одолженные у знакомого
мебельного торговца Дэниелса 200 долларов создал фирму.
Компания регистрируется в Бостоне и называется «Компания по обмену ценных бумаг»
(«The Securities Exchange Company»). Компания занималась арбитражными сделками.
Компания
выдавала долговые расписки, в которых обязывалась выплатить на каждую
полученную 1000 долларов 1500 долларов через 90 дней. Весной 1920 Понци передал
управление компанией 18-летней Люси Мартелли. А сам, купив дорогой особняк в
банковском квартале, наслаждался богатством.
Пирамида рухнула летом 1920 года вследствие иска Дэниелса, который, несмотря на
отданные 200 долларов, захотел 50 % прибыли от компании Понци. По тогдашнему
законодательству данный иск разрешал заморозить средства Понци, которые
находились на счетах в банках. Также 26 июля Понци объявляет о временной
приостановке приёма вкладов в связи с проверками налоговиков. Это было ошибкой,
вкладчики побежали толпой забирать деньги. 12 августа 1920 года Понци был
задержан в связи с результатами проверки, выявившей задолженность в 7 млн, а
средств на счетах 4 млн 25 октября 1920 года фирму Понци признают банкротом, а
30 октября Чарльза Понци осуждают на 5 лет.
Отсидев 5 лет, Понци всё равно продолжает заниматься финансовыми махинациями, и
в 1934 году его депортируют на родину. Там он становится переводчиком с
английского. Позже переезжает в Рио-де-Жанейро работать представителем «Итальянских
авиалиний».
Умер Чарльз Понци в благотворительном отделении больницы в Рио-де-Жанейро,
оставив после себя $75, на которые и был похоронен.
ИСТОЧНИКИ:
1. Department of
the Treasury (December 2009) Treasury Bulletin. Ownership of Federal Securities
p48. Table OFS -2 - Estimated Ownership of U.S. Treasury Securities .. Retrieved
on December 20, 2009 from: fms.treas.gov
2. Federal Reserve
Statistical Releases H.41. Release September 25, 2008 and Release September 24,
2009. Retrieved on December 20, 2009 from: federalreserve.gov/releases
3. Federal Reserve
Statistical Release Z.1 Flow of Funds Accounts of the United States (December
10, 2009) Flow of Funds Accounts of the United States Flows and Outstandings
Third Quarter 2009. Table L.209 Treasury Securities pg.89. Board of Governors of
the Federal Reserve System. Retrieved on December 20, 2009 from:
federalreserve.gov
4. Flow of Funds
Accounts of the United States Flows and Outstandings Third Quarter 2009. Table
L.209 Treasury Securities pg.89, Line 29.
5. Flow of Funds
Accounts of the United States Flows and Outstandings Third Quarter 2009. Table
L.209 Treasury Securities pg.89, Line 31.
6. Flow of Funds
Accounts of the United States Flows and Outstandings Third Quarter 2009. Table
L.209 Treasury Securities pg.89, Line 13.
7. Flow of Funds
Accounts of the United States Flows and Outstandings Third Quarter 2009. Table
L.209 Treasury Securities pg.89, Line 8 and 9
8. Flow of Funds
Accounts of the United States Flows and Outstandings Third Quarter 2009. Table
L.209 Treasury Securities pg.89. Line 12 Monetary Authority had a Treasury
Securities balance of $ 769.2 billion and Line 5 the Household Sector held a
balance of $ 801.6 billion
9. Flow of Funds
Accounts of the United States Flows and Outstandings Third Quarter 2009. Table
L.209 Treasury Securities pg.89, Lines 25, 26, 28, 21, 22, 23, 24, 27 ..
10. Guide to the
Flow of Funds Accounts, Volume 1, page 170. Retrieved on December 20, 2009 from:
federalreserve.gov/releases/z1/fofguide.pdf
11. Goodman, Wes.
(December 17, 2009). Pimco's Gross Boosts Cash to Most Since Lehman
Failed.Business Week Retrieved on December 20, 2009 from: businessweek.com
12. Gross, Bill
(January 2009). Andrew Mellon vs. Bailout Nation. Investment Outlook. Retrieved
on
December 20, 2009 from: pimco.com
13. Xin, Zhou and
Jason Subler (December 18, 2009). Harder to buy US Treasuries. Shanghai Dialy.
Retrieved on December 22, 2009 from: shanghaidaily.com
Эрик Спротт,
Дэвид Франклин |