Камень на шею банковской системе Украины

В начале текущей недели
отдельные украинские парламентарии поделились со СМИ своими новыми соображениями
на счет того, как улучшить «климат» в банковской системе Украины. Принимая во
внимание то, что у нас, решая вопросы улучшения работы чего-либо, обычно
предпочитают найти крайних, было не удивительным, что они нашлись и в данном
случае. «Козлами отпущения» оказались иностранные банковские учреждения – по
мнению некоторых нардепов именно в них кроется чуть ли не корень всех финансовых
бед нашей страны.
Народные депутаты Юрий Кармазин («Наша Украина–Народная самооборона»), Александр
Ситешенко и Юрий Прокопчук (БЮТ) подробно изложили свою радикальную по отношению
к иностранным банкам в Украине позицию в соответствующем законопроекте #4787-1
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно деятельности
НБУ». Одним из главных его пунктов является сокращение доли иностранного
капитала в украинских кредитных учреждениях с 36,9 нынешних процентов, до
«оптимальных» 15-ти, что, фактически, предполагает вытеснение половины банков с
иностранным капиталом с отечественного финансового рынка. Помимо этого, депутаты
предлагают еще и запретить владеть украинскими кредитными учреждениями вообще
каким-либо иностранным организациям - госбанкам, неправительственным
учреждениям, предприятиям, зарегистрированным в офшорных зонах.
Не менее радикален подход Кармазина, Ситешенко и Прокопчука к вопросу открытия
представительств иностранных банков в Украине. Нардепы уверенны - появления
филиалов заграничных финучрежедений в нашей стране нельзя допустить, так же, как
и назначения руководителями работающих в Украине кредитных учреждений
нерезидентов, лиц с двойным гражданством или без какого-либо гражданства. Такая,
показательно настроенная на поддержание «отечественного производителя» позиция
упомянутых нардепов, естественно, сразу же заставила подумать: увенчайся их идея
успехом – точно плакала пресловутая евроинтеграция Украины. Не говоря уже о
перспективах стабилизации работы банковcкой системы Украины в условиях
финансового кризиса, когда клиентские платежи являются настоящей головной болью
для украинских банкиров.
Следует заметить, что мысль о том, что принятие законопроекта #4787-1 может
навредить начинаниям нашей страны в деле продвижения в европейское сообщество,
была озвучена почетным президентом «Укргазбанка» Василием Горбалем сразу же
после его ознакомления с документом. Судя по тому, что со стороны самих
украинских банкиров изгнание иностранцев с финрынка Украины воспринимается не
лучшей идеей, Кармазин «и компания» точно хватили лишку в своих банковских
фантазиях. Выписывая откровенно дискриминационные по отношению к иностранным
банкам идеи, они совсем забыли, что со дня вступления Украины в ВТО появление в
нашей стране филиалов зарубежных банковских структур является абсолютно
законным, и одобряется НБУ. И как бы не мотивировали депутаты свои устремления
тем, что, якобы ожидаемого понижения кредитных ставок после прихода иностранных
банков на рынок Украины не произошло, и из страны тянут деньги «за бугор»,
платежеспособность и респектабельность солидных иностранных банков, все же, куда
более веский аргумент в их пользу.
Для того, чтобы убедиться в том, что в нынешние трудные для финансистов времена
именно банки с иностранным капиталом предоставляют клиентам большие гарантии
стабильных выплат, достаточно припомнить о причинах разрекламированной
рекапитализации государством трех проблемных украинских банков. Свежей
информацией для размышления в этом плане может послужить хотя бы вчерашний
случай с общественными беспорядками возле центрального отделения «Укрпромбанка».
Вкладчики этого учреждения провели акцию протеста с требованием вернуть им
вложенные средства. О масштабах неплатежей данного финучреждения
свидетельствовала, прежде всего, решительная агрессивная позиция недовольных
людей – они попытались перекрыть движение транспорта возле офиса «Укрпромбанка»,
да так разошлись в своем гневе, что их пришлось унимать бойцам «Беркута».
Примечательно, что до сих пор ни с одним из «банков-иностранцев» таких
осложнений не случалось. Проблемы же «Укропромабанка» начались после того, как
истек срок моратория НБУ на удовлетворение требования кредиторов. Люди пришли
забрать свои деньги, а у банка их-то и нет. И это у нашего – украинского банка,
на который, как и многие другие похожие на него, в случае вытеснения с рынка
иностранного конкурента, будет переложена вся нагрузка по обслуживанию
населения. Принимая во внимание нынешние проблемы с клиентами, сдается, что, не
имея альтернативы в виде стабильно рассчитывающихся по вкладам банков с
иностранным капиталом, украинцы попросту массово откажутся от услуг украинских
финучреждений. Деньги предпочтут держать в носке, под матрацом, в стеклянной
банке, но ни как не в украинских банках - там, где периодически деньги
«пропадают». В таком случае, фактически, работавшая в немалой степени за счет
стабильности нерезидентов банковская система Украины, возьмет и накроется
«медным тазом». В таком случае, любопытно, о чем думают нардепы, грубо говоря,
предлагая развалить отечественную банковскую систему?
Судя по еще одному изложенному в законопроекте #4787-1 предложению Кармазина и
«Ко», во время сочинения этого своего законодательного шедевра думали нардепы
вовсе не тем местом, которым следовало бы. Помимо принудительного изгнания
иностранных банкиров нардепы предложили увольнять главу НБУ и его заместителей,
если выполнение основных положений денежно-кредитной политики по итогам года не
обеспечивает стабильности национальной валюты. Стабильной гривну предлагается
считать при годовом изменении ее курса к основным иностранным валютам не более
чем на 10%. А если вдруг к нам «заглянет» Сорос и обвалит гривну, как он это
когда-то сделал с британским фунтом (а уж нашу нацвалюту завалить – как два
байта переслать)? И что, в этом Стельмах с Шаповаловым в этом будут виноваты?
Еще Кармазину, Ситешенко и Прокопчуку захотелось обязательного обнародования в
официальном издании Центробанка доходов и информации об имуществе и банковских
вкладах главы и членов правления НБУ.
Если последнее пожелание свидетельствует о банальном интересе нардепов
покопаться в карманах руководства Нацбанка, то первое просто не укладывается в
рамки здравого мышления. Как в условиях нестабильности банковской системы можно
рассчитывать на стабилизацию курса гривны? И как при осознании того, что падение
и рост национальной валюты зависит о множества объективных факторов (как
состояния экономики страны, так и тенденций на международном финансовом рынке),
можно требовать признавать в этом виноватыми только руководителей главного
финучреждения страны? НБУ – всего лишь регулятор финансовой деятельности в
стране, и не может предопределять ход всех событий на рынке, а тем более влиять
на них «по щучьему велению». Судя по всему, инициаторам внедрения практики
«линчевания» руководства НБУ стоило бы подналечь на изучение проблематики
мирового и отечественного финансовых рынков. Знай больше, может быть, и не
умудрились бы сочинить со всех сторон абсурдный законопроект. Если говорить о
перспективах узаконивания такого «чтива», обнадеживает, что уже сейчас многие
депутаты отнеслись к нему скептически и признаются, что вряд ли документ найдет
поддержку в парламенте.
Леся Жашкова |