Александр Шлапак: пенсионный фонд не сбалансирован, бюджет провален
«На сегодня мы имеем
несбалансированный бюджет Пенсионного фонда», - так прокомментировал состояние
наполнения Пенсионного Фонда Первый заместитель Главы Секретариата Президента - представитель
Президента в Кабинете министров Александр Шлапак.

Он указал на то, что по итогам 4 месяцев плановые показатели доходной части
Пенсионного фонда выполнены на 106,4%. Тем не менее, нормированного порядка
планирования показателей бюджета Пенсионного фонда нет. Таким образом, поскольку
нормативная база отсутствует, планы доходной части Фонда составляются
ориентировочно, без четких расчетов (за исключением показателей поступлений из
государственного бюджета). Соответственно, Пенсионный фонд на протяжении
текущего года несколько раз изменял прогнозные показатели поступлений.
Например, в январе 2009 года Пенсионным фондом был доведен плановый показатель
собственных поступлений в размере 6,7 млрд. грн., хотя в дальнейшем этот
показатель был скорректирован до 5,5 млрд. грн. Потом этот же показатель был
скорректирован до фактической его величины - 6,7 млрд. грн. В феврале текущего
года плановый показатель собственных поступлений апреля составлял 9,5 млрд. грн.,
а по скорректированным данным - 8,1 млрд. грн., то есть был уменьшен на 1,4
млрд. грн. (что дало возможность отчитаться о выполнении плана - 104,7%). При
этом Александр Шлапак обратил внимание на то, что последние изменения
существенно уменьшают доходную часть Фонда в апреле-августе текущего года -
более чем на 1 млрд. грн. в месяц, тогда как на октябрь-декабрь доходная часть
увеличена более чем на 1,5 млрд. грн. в месяц. Таким образом, констатировал он,
изменяя плановые показатели, Пенсионный фонд имеет возможность постоянно
рапортовать о перевыполнении поступлений в него.
Первый заместитель Главы Секретариата также указал на то, что бюджет Пенсионного
фонда построен на завышенных показателях фонда оплаты труда (ФОТ) на 2009 год, с
которого платятся взносы в Пенсионный фонд. По прогнозу, составленному
Пенсионным фондом, его ожидаемое годовое значение составляет 304,8 млрд. грн.
Однако при составлении прогноза не учтены следующие факторы формирования ФОТ. В
частности, средняя заработная плата работающих за январь-март текущего года лишь
на 5% превышает уровень, который наблюдался в соответствующем периоде
предыдущего года. Повышение минимальной заработной платы в апреле, июле,
октябре, декабре, учитывая влияние кризисных явлений, является слабым мотивом
для повышения работодателями ФОТ. Подтверждением этого является прошлый год,
когда существенное повышение минимальной заработной платы в октябре и декабре (с
525 до 605 грн.) не способствовало существенному росту ФОТ, наоборот, в декабре
(когда традиционно величина ФОТ возрастает) он был меньше, чем в октябре.
В январе-марте 2009 года наблюдается продолжение динамики, начатой в предыдущем
году относительно уменьшения численности штатных работников, ФОТ которых
составляет около 90% общей его суммы. Не предусматривается и существенного роста
заработной платы на протяжении 2009 года. По расчетам экспертов Секретариата,
сообщил Александр Шлапак, разница между рассчитанным Пенсионным фондом размером
ФОТ в 2009 году - 304 млрд. грн. и реальной его величиной, которая ожидается в
сумме 276 млрд. грн., составит 28,8 млрд. грн. В связи с этим дефицит
Пенсионного фонда за счет ошибочно прогнозируемой доходной его части составит
10,4 млрд. грн.
Первый заместитель Главы Секретариата также прокомментировал ситуацию с
выплатами пенсий: фактически выполнение обязательств по пенсионным выплатам
стало возможным за счет полученных Пенсионным фондом ссуд из государственного
бюджета. На покрытие дефицита Фонд получил из бюджета займы в сумме 13,2 млрд.
грн., а погасил, учитывая остаток долга предыдущего года (1,3 млрд. грн.) - 6,9
млрд. грн. По состоянию на 1 мая 2009 года его задолженность перед
государственным бюджетом за полученные ссуды составляет 7,6 млрд. грн. «Эта
тенденция, начатая в 2008 году, имела беспрецедентное последствие - Верховная
Рада Украины в законе о государственном бюджете по инициативе Кабинета Министров
списала непогашенную ссуду Пенсионного фонда», - сказал Александр Шлапак
(согласно статьи 81 Закона Украины «О государственном бюджете на 2009 год»
Пенсионному фонду будет списан непогашенный в 2008 году заем в сумме 4,7 млрд.
грн.). При этом он подчеркнул, что ситуация в этом году осложняется тем, что в
текущем году отсутствуют реальные источники для предоставления Фонду новых ссуд.
Александр Шлапак также обратил внимание на то, что постоянно возрастает недоимка
по страховым взносам в Пенсионный фонд - по состоянию на 01.04.2009 она
составила 2,7 млрд. грн. За 2008 год недоимка возросла на 54,3%, а за
январь-март на 24,8%. Из суммы недоимки по состоянию на 01.04.2009: на
экономически активных субъектов приходится 18% (481,9 млн. грн.); находящихся в
процедуре банкротства - 31,4% (840,3 млн. грн.); в отношении которых ограничены
меры взыскания - 48,3% (1294,3 млн. грн.). На протяжении 2005-2008 годов и
января-марта 2009 года растет удельный вес долга субъектов, в отношении которых
ограничены меры взыскания (предприятия с государственной долей собственности не
менее 25%, казенные и коммунальные предприятия) - с 6,5 до 48,3% от общей его
суммы. Также сегодня стремительно возрастает задолженность предприятий, которые
выплачивают заработную плату без уплаты страховых взносов (73,0 млн. грн. - за
2008 год, 106,5 млн. грн. - только в І квартале 2009 года, несмотря на принятый
в декабре 2008 года закон об усилении контроля за уплатой взносов во время
выплаты заработной платы).
Также Секретариат Президента
Украины проанализировал ситуацию с выполнением общего фонда государственного
бюджета и наполнением Пенсионного фонда, исходя из доступных оперативных данных.
Аналитическую информацию представил во время брифинга Первый заместитель Главы
Секретариата Президента - Представитель Президента в Кабинете министров
Александр Шлапак.
Так, по итогам 4 месяцев общий фонд госбюджет выполнен на 99,7% (поступило
48724,5 млн. грн. при уточненном плане в 48886,8 млн. грн.).
«Правительству рапортовать о выполнении и перевыполнении неуместно», - заметил
Александр Шлапак.
При этом он напомнил, что первый вариант росписи плана на январь-апрель -
48664,8 млн. грн. Во время уточнения плана Минфином, в частности, приближено с
июня на апрель поступление от превышения валовых доходов над расходами НБУ в
сумме 1002 млн. грн. Кроме того, в марте план уменьшен на 780 млн. грн.
Александр Шлапак подчеркнул, что без учета уменьшения плана процент выполнения
бюджета составлял бы 98,1%.
«Реальное выполнение бюджета за 4 месяца ниже, чем отчиталось правительство. Это
сделано не только за счет понижения плана на 780 миллионов, но и за счет
ускорения получения поступлений от Национального банка в сумме 2,4 миллиарда
гривен», - констатировал Александр Шлапак. Таким образом, при условии неуплаты
НБУ своих доходов выполнение общего фонда государственного бюджета составило
94,8%.
При этом для решения проблем бюджета применяются такие инструменты, как сбор
налогов наперед. Если к началу года переплаты в сводный бюджет составляли почти
9 млрд. грн., то на 01.05.09 уже 11,8 млрд. грн. (прирост на 2,8 млрд. грн., или
на 31,4%). Александр Шлапак заметил, что часть суммы переизбытка уплаченных
платежей вызвана наличием таких объективных факторов, как уплата налогов до
наступления даты окончательного срока расчетов с бюджетом за отчетный период,
авансовые платежи, в частности с акцизного сбора и др. Переплаченные платежи
(переплаты) в сводный бюджет за последний день апреля возросли на 459 млн. грн.,
а за весь апрель - на 758,9 млн. грн. Вместе с тем переплаты с НДС за 30 апреля
возросли на 535,5 млн. грн., а за апрель в целом на 955,4 млн. грн.
Другим рычагом выполнения бюджета стало использование правительством ресурса,
который должен быть направлен на возмещение НДС. Первый заместитель Главы
Секретариата привел данные, согласно которым невозмещенные денежными средствами
суммы за 4 месяца возросли на 704,4 млн. грн. (на 5,5%) и по состоянию на
01.05.09 составили 13,5 млрд. грн., против 12,8 млрд. грн. на начало года. За
январь-апрель объем просроченных невозмещенных сумм НДС вырос на 5,6 млн. грн.
(на 29,9%), и по состоянию на начало мая составил 3,9 млрд. гривен.
«Особенно беспокоит, что в структуре невозмещенного налога на добавленную
стоимость 20% составляют уже подтвержденные проверками просроченные суммы -
средства, которые, безусловно, полагается отдать нашим предприятиям», -
подчеркнул Александр Шлапак.
Он также обратил внимание, что в текущем году практически ежемесячно происходит
авральное наполнение бюджета в последние дни месяца. Так, в последний расчетный
день апреля было обеспечено 24,0% доходов общего фонда государственного бюджета
за месяц (в последний расчетный день января - 31,3%, в последний расчетный день
февраля - 24,3%, в последние два расчетных дня марта - 40,4%).
«С конца 2008 года в Украине начало активно применяться эмиссионное
финансирование государственного бюджета», - назвал Александр Шлапак еще одну
негативную тенденцию в государственных финансах. В условиях недостаточности
ресурсов правительство прибегло к увеличению в І квартале дефицита общего фонда
Государственного бюджета, который составил почти 49% годового плана, или 4,5
млрд. грн. В условиях значительного роста в прошлом году и в текущем году
внутреннего долга практически основным кредитором на сегодня по внутреннему
долгу стал Национальный банк Украины. При этом, если в начале 2008 года 61,3%
ОВГЗ владели коммерческие банки, 22,7% - нерезиденты и 16% - другие субъекты, а
в собственности НБУ совсем не было ОВГЗ, то на сегодня структура владельцев ОВГЗ
кардинально изменилась (НБУ - 64,1%, банки -24,6%, нерезиденты - 0,4%, другие
субъекты - 10,9%) - с рынка вышли нерезиденты, значительно сократилась доля
банков, а основным покупателем государственных облигаций стал НБУ. «Решение
бюджетных проблем также обеспечивается за счет проедания накопленных в
предыдущих периодах ресурсов», - сказал Александр Шлапак. Наблюдается негативная
динамика по снижению объемов средств на Едином казначейском счету с начала этого
года. Если в прошлом году среднедневное исходное сальдо ЕКС колебалось в
пределах 7,2 млрд. грн. - 17,7 млрд. грн., то на 6 мая этого года остаток
средств составляет 2,2 млрд. грн.
По его словам, текущего года изменилась тенденция относительно направлений
использования средств ЕКС для покрытия временных кассовых разрывов. Если в
предыдущие годы остатки средств государственного бюджета на ЕКС использовались
для кредитования местных бюджетов и Пенсионного фонда, то сегодня средства ЕКС
все чаще привлекаются для финансирования расходов общего фонда государственного
бюджета.
Первый заместитель Главы Секретариата также призвал обратить серьезное внимание
на тот факт, что бюджетная политика игнорирует проблемы НАК «Нефтегаз Украины»,
что может привести к банкротству компании. Так, кредиторская задолженность
компании в целом возросла за 2008 год более чем вдвое (на 29,5 млрд. грн.) и по
состоянию на 01.01.09 составила 56,2 млрд. грн.
«Выполнение бюджета, о котором сегодня рапортует правительство, сопровождается
рядом чрезвычайно опасных экономических и финансовых тенденций. Не обращать на
это внимание, а тем более активно использовать упомянутые инструменты - путь к
катастрофе. Поэтому Президент еще раз призывает вернуться к реальным
макроэкономическим показателям и осознать, что за первые четыре месяца в бюджет
недобрали более 4 миллиардов. Не обращать на это внимания - чрезвычайно
серьезная ошибка и заведение ситуации в тупик», - подытожил Александр Шлапак. |