Анализ реального состояния выполнения общего фонда Государственного бюджета и наполнения Пенсионного фонда
Вопросы исполнения бюджета и
состояния наполнения Пенсионного фонда находится под постоянным контролем
Президента Украины, особенно в условиях мирового финансово-экономического
кризиса, который негативно повлиял на экономику нашего государства и больно
ударил по каждому украинцу. Поэтому Секретариат Президента Украины осуществляет
ежедневный мониторинг наиболее чувствительных вопросов и считает, что открытое
их обсуждение общественностью позволит своевременно скорректировать политику и
принять необходимые меры для удержания ситуации и наработки действенных шагов
совместно с Правительством по выходу из кризиса.

Однако в этой работе в течение
последних месяцев Секретариат сталкивается с активным противодействием со
стороны Правительства по предоставлению полной информации в этом направлении.
Одновременно с победными реляциями обществу преподноситься вырванная из
контекста информация об очередной «победе» Правительства в направлении
выполнения бюджета и социальных обязательств. Складывается впечатление, что
Кабинет Министров Украины просто манипулирует общественным мнением.
Нижеизложенные факты наглядно подтверждают это.
Скрывая реальные причины информационной блокады, на обращение главы
государства и Секретариата Президента Украины возобновить предоставление и
обнародование информации о ситуации в бюджетной сфере чиновники реагируют
формальными отписками.
После прекращения с конца марта т.г. информирования Главы государства о
состоянии выполнения бюджетов Секретариат Президента Украины обратился в
Министерство финансов с письмом относительно обеспечения возобновления
предоставления соответствующей информации. Ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса
(пункт 1 статьи 58), по которым сведения, составления и предоставления
отчетности об исполнении государственного бюджета осуществляется Государственным
казначейством Украины, Минфин переадресовал указанное письмо Госказначейству.
Госказначейство, предоставив со значительным опозданием оперативную информацию
по выполнению общего фонда государственного бюджета за I квартал 2009 года,
сообщило, что в дальнейшем соответствующая отчетность будет предоставляться
только Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и
Министерству финансов Украины, как это предусмотрено в бюджетном Кодексе Украины
(статьи 59-61).
Президент Украины также отреагировал на существенное сужение Правительством
информации, которая публикуется в экономической и финансовой сферах, обратившись
с письмом к Премьер-министру Украины о принятии безотлагательных мер для
возобновления информирования общественности и Главы государства (письмо от
06.04.2009).
О своём мнении по затронутому вопросу Премьер-министр Украины сообщила
Президента Украины через месяц (05.05.2009). Глава Правительства считает, что
обнародование информации о выполнении государственного бюджета в соответствии с
Бюджетным кодексом Украины (статья 28) должен обеспечивать Минфин на
веб-страницах которого публикуется информация о развитии бюджетно-налогового
сектора экономики в соответствии со специальным стандартом распространения
данных по методологии МВФ.
Специальный стандарт распространения данных, утвержденный Исполнительным советом
МВФ, являются ориентиром для государств-членов (в частности, тех, которые имеют
или тех, которые стремятся получить доступ к международным рынкам капитала) в
сфере предоставления экономических и финансовых данных для общественности. Этот
стандарт является основой для составления надежной, согласованной во времени и
сопоставимой между странами статистики. Вместе с тем стандарт не устанавливает
ограничений относительно опубликования более детальной информации в
соответствующих сферах.
Налогово-бюджетная информация относительно операций Правительства, согласно
стандарту, должна публиковаться ежемесячно в течение месяца, следующего за
отчетным.
Вызывает тревогу не тот факт, что информация на сайтах Минфина иногда
публикуется с опозданием на несколько дней (например 7 апреля по итогам
января-февраля), а то, что она имеет общий не детализованный характер, не
позволяет выявить проблемные моменты в исполнении бюджета с целью своевременного
реагирования на них. Такой подход устраивает руководителей Правительства,
которые без внимания оставляют требования действующего законодательства.
Необходимо подчеркнуть, что решение об ограничении Президента Украины в
получении информации о состоянии дел в социально-экономических сферах жизни
государства является нарушением как положений статей 102, 106 Конституции
Украины, которые определяют статус и полномочия главы государства, так и норм,
предусматривающих права граждан, в том числе на социальную защиту (статья 46),
на достаточный жизненный уровень (статья 48) и т.д.
В своем решении от 10 апреля 2003 года № 7-рп/2003 Конституционный Суд Украины,
анализируя конституционные полномочия Президента Украины, указал на
невозможность установления законами дополнительных обязанностей (препятствий в
деятельности) Главы государства.
Поэтому обоснование некоторыми должностными лицами своих решений по созданию
препятствий в деятельности Президента Украины положениями Бюджетного кодекса
Украины прямо противоречит Конституции Украины.
Секретариат Президента Украины проанализировал ситуацию с выполнением общего
фонда государственного бюджета и наполнением Пенсионного фонда, исходя из
доступных оперативных данных, и публикует результаты этого анализа.
Состояние выполнения общего фонда
Государственного бюджета Украины за январь-апрель 2009 года
По итогам 4 месяцев общий фонд госбюджета выполнен на 99,7%. (поступило
48724,5 млн. грн. при уточненным плане в 48886,8 млн. грн.)
Справка. По первому варианту план на январь-апрель - 48664,8 млн. грн. При
уточнении плана Минфином, в частности, приближенно с июня на апрель поступления
от превышения валовых доходов над расходами НБУ в сумме 1002 млн. грн. Кроме
того, в марте план уменьшен на 780 млн. грн. Без учета уменьшения плана процент
выполнения составил бы 98,1%.
В общий фонд в январе-апреле мобилизовано:
- ГНА - 19146,3 млн. грн. или 104,3% планового показателя;
- Гостаможслужбой - 21980,6 млн. грн. или 88,2% плана;
План января-апреля по сбору основных налогов в общий фонд выполнен по:
- налогом на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров
(сальдо) на 113,4%. Мобилизовано 4789,0 млн. грн;
- налогом на прибыль предприятий на 111,6%. Поступило 8538,8 млн. грн;
- ввозной пошлиной на 141,6%. Поступило 139,2 млн. грн.
На протяжении января-апреля из государственного бюджета субъектам хозяйствования
возмещено 9856,8 млн. грн. НДС (выполнение плана 99,99%, отклонение - 0,8 млн.
грн), что составляет лишь 92,7% от фактически возмещенного налога за
соответствующий период прошлого года. В апреле возмещено 2782,3 млн. грн, или
102,2% планового показателя апреля 2009 года.
Из местных бюджетов изъято в государственный бюджет (официальные трансферты)
2129,4 млн. грн, что составляет 78,5% плана на период.
За 4 месяца осуществлены внутренние заимствования в общий фонд государственного
бюджета на сумму 5865,0 млн. грн, что составляет 40,6% планового показателя на
период.
Анализ факторов, которые влияли на наполнение бюджета, позволяет сделать
следующие выводы:
1. Реальное исполнение бюджета за 4 месяца - меньше, чем отчиталось
Правительство. Достигнутый уровень наполнения доходной части бюджета обеспечен
благодаря перечислению Национальным банком Украины в апреле годовой суммы
превышения сметных доходов над сметных затратами. При условии неуплаты НБУ свыше
плана на январь-апрель 2,4 млрд. грн. общий фонд государственного бюджета был бы
выполнен лишь на 94,8% (-2562,3 млн. грн).
За 4 месяца Нацбанк выполнил план на год на 109,9% и перечислил в
государственный бюджет 4404,1 млн. грн. (в январе - 1002,03 млн. грн, апреле -
3402,03 млн. грн.)
2. Для решения бюджетных проблем практикуется сбор налогов наперед (график
1).

Если на начало года переплаты в
сводный бюджет составили почти 9 млрд. грн, то на 01.05.09 уже 11,8 млрд. грн.
(прирост на 2,8 млрд. грн или на 31,4%). Часть суммы излишне уплаченных платежей
обусловлена наличием объективных факторов, таких как уплата налогов до
наступления даты конечного срока расчетов с бюджетом за отчетный период,
авансовые платежи, в частности с акцизного сбора и т.п. Однако такой
стремительный рост объема переплат, особенно в последние дни месяца,
свидетельствует об использовании Правительством указанного рычага для
обеспечения выполнения бюджета.
Справка. По оперативной информации ГНА, излишне уплаченные платежи
(переплаты) в сводный бюджет за последний день апреля выросли на 459 млн. грн, а
за весь апрель - на 758,9 млн. грн. Одновременно переплаты по НДС по 30 апреля
выросли на 535,5 млн. грн, а за апрель в целом на 955,4 млн. грн, в том числе по
г. Киеву соответственно на 695,1 млн. грн. и 770,4 млн. грн.
3. Другим рычагом исполнения бюджета стало использование Правительством
ресурса, который должен быть направлен на возмещение НДС (график 2).

Не возмещенные суммы за 4 месяца выросли на 704,4 млн. грн. (на 5,5%) и по
состоянию на 01.05.09 составили 13,5 млрд. грн, против 12,8 млрд. грн. на начало
года.
За январь-апрель объем просроченных не возмещенных сумм НДС вырос на 888,6 млн.
грн. (на 29,9%), и по состоянию на начало мая составил 3,9 млрд. гривен.
В структуре не возмещенных сумм 20,1% составляют уже подтвержденые проверками
просроченные суммы.
4. В текущем году практически ежемесячно происходит авральное наполнение
бюджета в последние дни месяца.
Так, в последний расчетный день апреля было обеспечено 24,0% доходов общего
фонда государственного бюджета за месяц (в последний расчетный день января -
31,3%, в последний расчетный день февраля - 24,3%, в последние два расчетных дни
марта -- 40,4%).
Справка: поступления в последний день января 2008 года составили 3,4%
поступлений за месяц, февраль - 9,2%, марте - 15,2%, апрель - 4,3%.
Всего 30 апреля в общий фонд государственного бюджета поступило 3425,8 млн. грн,
в частности:
налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров
(сальдо) в сумме 493,2 млн. грн. (если по состоянию на 30.04.09 выполнения по
этому налогу составляло 85,1%, то по состоянию на 1 мая - 139,5%);
налога на добавленную стоимость с ввезенных на территорию Украины товаров
в сумме 2320,5 млн. грн. (по состоянию на 30.04.09 выполнения - 45,1%, по
состоянию на 1 мая - 79,9%).
Справка. По оперативной информации, 1,8 млрд. грн. НДС с ввезенных на
территорию Украины товаров было перечислено 30 апреля в общий фонд НАК «Нафтогаз
Украины» по операциям по импорту газа. При этом более 1,3 млрд. грн. компанией
уплачено в бюджет за счет привлеченных кредитных средств.
5. С конца 2008 года в Украине начало активно применяться эмиссионное
финансирование государственного бюджета в условиях недостаточности ресурсов/
Правительство прибегло к увеличению в I квартале дефицита общего фонда
Государственного бюджета, который составил почти 49% годового плана, или 4,5
млрд. грн.
В условиях значительного роста в прошлом и текущем году внутреннего долга
(график 3) практически основным кредитором на сегодня по внутреннему долгу стал
Национальный банк Украины.

Если в начале 2008 года 61,3%
ОВДП владели коммерческие банки, 22,7% - нерезиденты и 16% - другие субъекты, а
в собственности НБУ совсем не было ОВДП, то на сегодня структура собственников
ОВГЗ кардинально изменилась (НБУ - 64 , 1%, банки - 24,6%, нерезиденты - 0,4%,
другие субъекты - 10,9%) - с рынка вышли нерезиденты, значительно сократилась
доля банков, а основным покупателем государственных облигаций стал НБУ.
6. Решение бюджетных проблем также обеспечивается за счет проедания
накопленных в предыдущих периодах ресурсов (график 4).

Наблюдается негативная динамика по снижению объемов средств на Едином
казначейском счету с начала этого года. Если в прошлом году среднедневные
исходное сальдо ЕКР колебалось в пределах 7,2 млрд. грн. - 17,7 млрд. грн, то на
6 мая этого года остаток средств составляет 2,2 млрд. грн.
В текущем году изменилась тенденция относительно направления использования
средств ЕКР для покрытия временных кассовых разрывов. Если в предыдущие годы
остатки средств государственного бюджета на ЕКР использовались для кредитования
местных бюджетов и Пенсионного фонда, то сегодня средства ЕКР все чаще
привлекаются для финансирования расходов общего фонда государственного бюджета.
7. Бюджетная политика игнорирует проблемы НАК «Нафтогаз Украины», что может
привести к банкротству компании (график 5).

Кредиторская задолженность компании в целом выросла за 2008 год более чем вдвое
(на 29,5 млрд. грн) и по состоянию на 01.01.09 составила 56,2 млрд. грн.
Таким образом, озвученный Правительством уровень исполнения бюджета за
январь-апрель т.г. был бы невозможным без использования крайне негативных
тенденций, имеющих место в экономической и финансовой политике. Среди них:
использование доходов будущих периодов, рост долгов бюджета перед предприятиями,
проедание накопленного ресурса, резкого роста внутреннего долга и эмиссионное
финансирование бюджета.
Вместе с тем, дальнейшее продолжение указанных тенденций, разбалансируют систему
государственных финансов, что вызовет неконтролируемую инфляцию, усиление
давления на валютный курс, торможение развития экономики.
Финансовое
состояние Пенсионного фонда Украины за январь-апрель 2009 года
По итогам 4 месяцев плановые показатели доходной части Пенсионного фонда
выполнены на 106,4% (поступило 46 138,8 млн. грн при плане 43 353,9 млн. грн), в
том числе: по собственным доходам на 109,9% (поступило 31 047,2 млн. грн при
плане 28 257 млн. грн); за поступлениями в бюджет на 100% (15 075 млн. грн); за
средствами из фондов социального страхования на 75,1% (16, 0 млн. грн и 21,3
млн. грн).
План по расходам выполнен на 100%, сумма которых составила 53 738,6 млн. грн и
превысила величину доходов на 7599,8 млн. грн, или на 16,5%. Остаток на конец
апреля составил 2 144,7 млн. грн.
Анализ состояния формирования Пенсионного Фонда позволяет сделать следующие
выводы.
1. Отсутствует порядок планирования показателей бюджета Пенсионного фонда,
что приводит к его ручному управлению. Поскольку нормативная база отсутствует,
планы доходной части Фонда состоят ориентировочно, без четких расчетов (за
исключением показателей поступлений из государственного бюджета).
Соответственно, Пенсионный фонд в течение текущего года несколько раз менял
прогнозные показатели.
В январе 2009 года Пенсионным фондом было выведен плановый показатель
собственных поступлений в размере 6,7 млрд. грн, хотя в дальнейшем этот
показатель был скорректирован до 5,5 млрд. грн. Это дало возможность доложить о
выполнении плана - 121,6%) . Затем этот же показатель был скорректирован до
фактической его величины - 6,7 млрд. грн. В феврале текущего года, плановый
показатель собственных поступлений апреля составлял 9,5 млрд. грн, а за по
скорректированным данным - 8,1 млрд. грн, т.е. был уменьшен на 1,4 млрд. грн.,
что дало возможность отчитаться о выполнении плана -- 104,7%).
Последние изменения существенно уменьшают доходную часть Фонда в апреле-августе
текущего года - более чем на 1 млрд. грн. в месяц, тогда как на октябрь-декабрь
доходная часть увеличена более чем на 1,5 млрд. грн. в месяц.
Таким образом, изменяя плановые показатели, Пенсионный фонд имеет возможность
постоянно рапортовать о перевыполнении поступлений в него.
2. Бюджет Пенсионного фонда является несбалансированном, поскольку он
построен на завышенных показателях фонда оплаты труда (ФОТ) на 2009 год, с
которого уплачиваются взносы в Пенсионный фонд.
По прогнозу, составленному Пенсионным фондом, его ожидаемое годовое значение
составляет 304,8 млрд. грн (график 1).

Однако при составлении прогноза не учтены следующие факторы формирования ФОТ.
Средняя заработная плата работников за январь-март текущего года лишь на 5%
превосходит уровень, который наблюдался в соответствующем периоде предыдущего
года (график 2).

Повышение минимальной
заработной платы в апреле, июле, октябре, декабре, учитывая влияние кризисных
явлений, являются слабым мотивом для повышения работодателями ФОТ.
Подтверждением этому является прошлый год, когда существенное повышение
минимальной заработной платы в октябре и декабре (с 525 до 605 грн.) Не
способствовало существенному росту ФОТ, наоборот в декабре (когда традиционно
величина ФОТ значительно возрастает) он был меньше, чем в октябре.
В январе-марте 2009 года наблюдается продолжение динамики, начатой в предыдущем
году относительно уменьшения численности штатных работников, ФЛП которых
составляет около 90% общей его суммы (график 3).

Не предусматривается рост заработной платы в течение 2009 года.
Это дает основания утверждать об отсутствии факторов для значительного повышения
ФОТ (с 25,5 млрд. грн - в сентябре до 36,3 млрд. грн - в декабре). Такой
динамики ФОТ за указанный период не наблюдалось в 2007-2008 годах, когда
стремительно росла заработная плата и наблюдалась динамика увеличения
численности занятых (в июле предыдущего года).
По расчетам экспертов Секретариата Президента Украины, разница между исчисленным
Пенсионным фондом размером ФОТ в 2009 году - 304 млрд. грн. и реальной его
величиной, которая ожидается в сумме 276 млрд. грн, составит 28,8 млрд. грн. В
связи с этим дефицит Пенсионного фонда за счет ошибочно спрогнозированной
доходной части составит 10,4 млрд. грн.
Кроме того, расходная часть бюджета Пенсионного фонда, утвержденная
постановлением КМУ от 11.03.2009 № 235, составляет 164,1 млрд. гривен, а не
162,8 млрд. гривен, как предусмотрено в прогнозных расчетах Фонда.
3. Фактически выполнение обязательств по пенсионным выплатам стало возможным
за счет полученных Пенсионным фондом ссуд из государственного бюджета. На
покрытие дефицита Фонд получил из бюджета ссуды в сумме 13,2 млрд. грн, а
погасил, учитывая остаток долга предыдущего года (1,3 млрд. грн) - 6,9 млрд. грн.
По состоянию на 1 мая 2009 года его задолженность перед государственным бюджетом
за полученные ссуды составляет 7,6 млрд. грн. (График 4).

Эта тенденция, начатая в
2008 году, имела беспрецедентное следствие - Верховная Рада Украины по
инициативе Кабинета Министров списала непогашенную ссуду.
Согласно статье 81 Закона Украины «О государственном бюджете на 2009 год»
Пенсионному фонду будет списано непогашенный в 2008 году заем в сумме 4,7 млрд.
грн.
Ситуация осложняется тем, что в текущем году отсутствуют реальные источники
для оказания Фонду новых ссуд.
4. Наблюдается тенденция к росту недоимки Пенсионного Фонда.
В текущем году задолженность по заработной плате возросла до 1723,1 млн. грн. -
Это около 550 млн. грн. взносов в Пенсионный фонд.
Сумма недоимки из страховых взносов в Пенсионный фонд по состоянию на 01.04.2009
составила 2,7 млрд грн. (График 5).

За 2008 год недоимка возросла
на 54,3%, а за январь-март на 24,8%. Из суммы недоимки по состоянию на
01.04.2009: на экономически активных субъектов приходится 18% (481,9 млн. грн);
тех, которые находятся в процедуре банкротства - 31,4% (840,3 млн. грн.) ; о
которых ограничено меры взыскания - 48,3% (1 294,3 млн. грн.)
В течение 2005-2008 годов и января-марта 2008 года растет удельный вес долга
субъектов, относительно которых ограничено меры взыскания (предприятия с
государственной долей собственности не менее 25%, казенные и коммунальные
предприятия) - с 6,5 до 48,3% к общей его суммы (график 6).

Стремительно растет задолженность предприятий, которые выплачивают заработную
плату без уплаты страховых взносов (73,0 млн. грн - за 2008 году, 106,5 млн.
грн - только в I квартале 2009 года, несмотря на принятый в декабре 2008 года
закон об усилении контроля за уплатой взносов во время выплаты заработной платы.
Законом Украины «О внесении изменения в статью 20 Закона Украины «Об
общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено усиление
контроля банками уплаты взносов в Пенсионный фонд в порядке, определенном
правлением Пенсионного фонда Украины по согласованию с Национальным банком
Украины и центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной
политики». Этот порядок не утвержден.
Таким образом, бюджет Пенсионного фонда построено на нереальной базе, он, по
экспертным расчетам, имеет скрытый дефицит в размере более 10 млрд. грн.
Исполнение его было бы невозможным без постоянной корректировки запланированных
показателей и кредитования со стороны Правительства. Ситуация усугубляется
ростом недоимки, которая усугубляется ростом задолженности по выплате заработной
платы, а также выплатой зарплаты без уплаты страховых взносов. Без принятия
действенных мер это приведет к разбалансированию пенсионной системы и
возникновения задолженности из пенсионных выплат в конце текущего года.
Следовательно, необходимо принятие законодательных актов относительно
сбалансирования Пенсионного фонда и урегулирования показателей его бюджета через
внесение изменений в Закон Украины «О государственном бюджете на 2009 год».
Источник |