НОВОСТИ УКРАИНЫ
СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире
Лента новостей Экономика Важно о важных Обзоры СМИ Аналитическая картина дня Досье миллионеров ТОП-100

Анализ реального состояния выполнения общего фонда Государственного бюджета и наполнения Пенсионного фонда

Вопросы исполнения бюджета и состояния наполнения Пенсионного фонда находится под постоянным контролем Президента Украины, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который негативно повлиял на экономику нашего государства и больно ударил по каждому украинцу. Поэтому Секретариат Президента Украины осуществляет ежедневный мониторинг наиболее чувствительных вопросов и считает, что открытое их обсуждение общественностью позволит своевременно скорректировать политику и принять необходимые меры для удержания ситуации и наработки действенных шагов совместно с Правительством по выходу из кризиса.

Ющенко анализ бюджета Новости Украины, события в мире

Однако в этой работе в течение последних месяцев Секретариат сталкивается с активным противодействием со стороны Правительства по предоставлению полной информации в этом направлении. Одновременно с победными реляциями обществу преподноситься вырванная из контекста информация об очередной «победе» Правительства в направлении выполнения бюджета и социальных обязательств. Складывается впечатление, что Кабинет Министров Украины просто манипулирует общественным мнением. Нижеизложенные факты наглядно подтверждают это.

Скрывая реальные причины информационной блокады, на обращение главы государства и Секретариата Президента Украины возобновить предоставление и обнародование информации о ситуации в бюджетной сфере чиновники реагируют формальными отписками.

После прекращения с конца марта т.г. информирования Главы государства о состоянии выполнения бюджетов Секретариат Президента Украины обратился в Министерство финансов с письмом относительно обеспечения возобновления предоставления соответствующей информации. Ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса (пункт 1 статьи 58), по которым сведения, составления и предоставления отчетности об исполнении государственного бюджета осуществляется Государственным казначейством Украины, Минфин переадресовал указанное письмо Госказначейству. Госказначейство, предоставив со значительным опозданием оперативную информацию по выполнению общего фонда государственного бюджета за I квартал 2009 года, сообщило, что в дальнейшем соответствующая отчетность будет предоставляться только Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины, как это предусмотрено в бюджетном Кодексе Украины (статьи 59-61).

Президент Украины также отреагировал на существенное сужение Правительством информации, которая публикуется в экономической и финансовой сферах, обратившись с письмом к Премьер-министру Украины о принятии безотлагательных мер для возобновления информирования общественности и Главы государства (письмо от 06.04.2009).

О своём мнении по затронутому вопросу Премьер-министр Украины сообщила Президента Украины через месяц (05.05.2009). Глава Правительства считает, что обнародование информации о выполнении государственного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Украины (статья 28) должен обеспечивать Минфин на веб-страницах которого публикуется информация о развитии бюджетно-налогового сектора экономики в соответствии со специальным стандартом распространения данных по методологии МВФ.

Специальный стандарт распространения данных, утвержденный Исполнительным советом МВФ, являются ориентиром для государств-членов (в частности, тех, которые имеют или тех, которые стремятся получить доступ к международным рынкам капитала) в сфере предоставления экономических и финансовых данных для общественности. Этот стандарт является основой для составления надежной, согласованной во времени и сопоставимой между странами статистики. Вместе с тем стандарт не устанавливает ограничений относительно опубликования более детальной информации в соответствующих сферах.

Налогово-бюджетная информация относительно операций Правительства, согласно стандарту, должна публиковаться ежемесячно в течение месяца, следующего за отчетным.

Вызывает тревогу не тот факт, что информация на сайтах Минфина иногда публикуется с опозданием на несколько дней (например 7 апреля по итогам января-февраля), а то, что она имеет общий не детализованный характер, не позволяет выявить проблемные моменты в исполнении бюджета с целью своевременного реагирования на них. Такой подход устраивает руководителей Правительства, которые без внимания оставляют требования действующего законодательства.

Необходимо подчеркнуть, что решение об ограничении Президента Украины в получении информации о состоянии дел в социально-экономических сферах жизни государства является нарушением как положений статей 102, 106 Конституции Украины, которые определяют статус и полномочия главы государства, так и норм, предусматривающих права граждан, в том числе на социальную защиту (статья 46), на достаточный жизненный уровень (статья 48) и т.д.

В своем решении от 10 апреля 2003 года № 7-рп/2003 Конституционный Суд Украины, анализируя конституционные полномочия Президента Украины, указал на невозможность установления законами дополнительных обязанностей (препятствий в деятельности) Главы государства.

Поэтому обоснование некоторыми должностными лицами своих решений по созданию препятствий в деятельности Президента Украины положениями Бюджетного кодекса Украины прямо противоречит Конституции Украины.

Секретариат Президента Украины проанализировал ситуацию с выполнением общего фонда государственного бюджета и наполнением Пенсионного фонда, исходя из доступных оперативных данных, и публикует результаты этого анализа.

Состояние выполнения общего фонда Государственного бюджета Украины за январь-апрель 2009 года

По итогам 4 месяцев общий фонд госбюджета выполнен на 99,7%. (поступило 48724,5 млн. грн. при уточненным плане в 48886,8 млн. грн.)

Справка. По первому варианту план на январь-апрель - 48664,8 млн. грн. При уточнении плана Минфином, в частности, приближенно с июня на апрель поступления от превышения валовых доходов над расходами НБУ в сумме 1002 млн. грн. Кроме того, в марте план уменьшен на 780 млн. грн. Без учета уменьшения плана процент выполнения составил бы 98,1%.

В общий фонд в январе-апреле мобилизовано:

- ГНА - 19146,3 млн. грн. или 104,3% планового показателя;
- Гостаможслужбой - 21980,6 млн. грн. или 88,2% плана;

План января-апреля по сбору основных налогов в общий фонд выполнен по:

- налогом на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (сальдо) на 113,4%. Мобилизовано 4789,0 млн. грн;

- налогом на прибыль предприятий на 111,6%. Поступило 8538,8 млн. грн;

- ввозной пошлиной на 141,6%. Поступило 139,2 млн. грн.

На протяжении января-апреля из государственного бюджета субъектам хозяйствования возмещено 9856,8 млн. грн. НДС (выполнение плана 99,99%, отклонение - 0,8 млн. грн), что составляет лишь 92,7% от фактически возмещенного налога за соответствующий период прошлого года. В апреле возмещено 2782,3 млн. грн, или 102,2% планового показателя апреля 2009 года.

Из местных бюджетов изъято в государственный бюджет (официальные трансферты) 2129,4 млн. грн, что составляет 78,5% плана на период.

За 4 месяца осуществлены внутренние заимствования в общий фонд государственного бюджета на сумму 5865,0 млн. грн, что составляет 40,6% планового показателя на период.

Анализ факторов, которые влияли на наполнение бюджета, позволяет сделать следующие выводы:

1. Реальное исполнение бюджета за 4 месяца - меньше, чем отчиталось Правительство. Достигнутый уровень наполнения доходной части бюджета обеспечен благодаря перечислению Национальным банком Украины в апреле годовой суммы превышения сметных доходов над сметных затратами. При условии неуплаты НБУ свыше плана на январь-апрель 2,4 млрд. грн. общий фонд государственного бюджета был бы выполнен лишь на 94,8% (-2562,3 млн. грн).

За 4 месяца Нацбанк выполнил план на год на 109,9% и перечислил в государственный бюджет 4404,1 млн. грн. (в январе - 1002,03 млн. грн, апреле - 3402,03 млн. грн.)

2. Для решения бюджетных проблем практикуется сбор налогов наперед (график 1).

Информация о уплате налогов наперед Новости Украины, события в мире

Если на начало года переплаты в сводный бюджет составили почти 9 млрд. грн, то на 01.05.09 уже 11,8 млрд. грн. (прирост на 2,8 млрд. грн или на 31,4%). Часть суммы излишне уплаченных платежей обусловлена наличием объективных факторов, таких как уплата налогов до наступления даты конечного срока расчетов с бюджетом за отчетный период, авансовые платежи, в частности с акцизного сбора и т.п. Однако такой стремительный рост объема переплат, особенно в последние дни месяца, свидетельствует об использовании Правительством указанного рычага для обеспечения выполнения бюджета.

Справка. По оперативной информации ГНА, излишне уплаченные платежи (переплаты) в сводный бюджет за последний день апреля выросли на 459 млн. грн, а за весь апрель - на 758,9 млн. грн. Одновременно переплаты по НДС по 30 апреля выросли на 535,5 млн. грн, а за апрель в целом на 955,4 млн. грн, в том числе по г. Киеву соответственно на 695,1 млн. грн. и 770,4 млн. грн.

3. Другим рычагом исполнения бюджета стало использование Правительством ресурса, который должен быть направлен на возмещение НДС (график 2).

Динамика невозмещенного НДС Новости Украины, события в мире

Не возмещенные суммы за 4 месяца выросли на 704,4 млн. грн. (на 5,5%) и по состоянию на 01.05.09 составили 13,5 млрд. грн, против 12,8 млрд. грн. на начало года.

За январь-апрель объем просроченных не возмещенных сумм НДС вырос на 888,6 млн. грн. (на 29,9%), и по состоянию на начало мая составил 3,9 млрд. гривен.

В структуре не возмещенных сумм 20,1% составляют уже подтвержденые проверками просроченные суммы.

4. В текущем году практически ежемесячно происходит авральное наполнение бюджета в последние дни месяца.

Так, в последний расчетный день апреля было обеспечено 24,0% доходов общего фонда государственного бюджета за месяц (в последний расчетный день января - 31,3%, в последний расчетный день февраля - 24,3%, в последние два расчетных дни марта -- 40,4%).

Справка: поступления в последний день января 2008 года составили 3,4% поступлений за месяц, февраль - 9,2%, марте - 15,2%, апрель - 4,3%.

Всего 30 апреля в общий фонд государственного бюджета поступило 3425,8 млн. грн, в частности:

налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (сальдо) в сумме 493,2 млн. грн. (если по состоянию на 30.04.09 выполнения по этому налогу составляло 85,1%, то по состоянию на 1 мая - 139,5%);

налога на добавленную стоимость с ввезенных на территорию Украины товаров в сумме 2320,5 млн. грн. (по состоянию на 30.04.09 выполнения - 45,1%, по состоянию на 1 мая - 79,9%).

Справка. По оперативной информации, 1,8 млрд. грн. НДС с ввезенных на территорию Украины товаров было перечислено 30 апреля в общий фонд НАК «Нафтогаз Украины» по операциям по импорту газа. При этом более 1,3 млрд. грн. компанией уплачено в бюджет за счет привлеченных кредитных средств.

5. С конца 2008 года в Украине начало активно применяться эмиссионное финансирование государственного бюджета в условиях недостаточности ресурсов/ Правительство прибегло к увеличению в I квартале дефицита общего фонда Государственного бюджета, который составил почти 49% годового плана, или 4,5 млрд. грн.

В условиях значительного роста в прошлом и текущем году внутреннего долга (график 3) практически основным кредитором на сегодня по внутреннему долгу стал Национальный банк Украины.

Динамика государственного долга Новости Украины, события в мире

Если в начале 2008 года 61,3% ОВДП владели коммерческие банки, 22,7% - нерезиденты и 16% - другие субъекты, а в собственности НБУ совсем не было ОВДП, то на сегодня структура собственников ОВГЗ кардинально изменилась (НБУ - 64 , 1%, банки - 24,6%, нерезиденты - 0,4%, другие субъекты - 10,9%) - с рынка вышли нерезиденты, значительно сократилась доля банков, а основным покупателем государственных облигаций стал НБУ.

6. Решение бюджетных проблем также обеспечивается за счет проедания накопленных в предыдущих периодах ресурсов (график 4).

Динамика средств на едином казначейском счету Новости Украины, события в мире

Наблюдается негативная динамика по снижению объемов средств на Едином казначейском счету с начала этого года. Если в прошлом году среднедневные исходное сальдо ЕКР колебалось в пределах 7,2 млрд. грн. - 17,7 млрд. грн, то на 6 мая этого года остаток средств составляет 2,2 млрд. грн.

В текущем году изменилась тенденция относительно направления использования средств ЕКР для покрытия временных кассовых разрывов. Если в предыдущие годы остатки средств государственного бюджета на ЕКР использовались для кредитования местных бюджетов и Пенсионного фонда, то сегодня средства ЕКР все чаще привлекаются для финансирования расходов общего фонда государственного бюджета.

7. Бюджетная политика игнорирует проблемы НАК «Нафтогаз Украины», что может привести к банкротству компании (график 5).

Объемы задолженности НАК НАФТОГАЗ Новости Украины, события в мире

Кредиторская задолженность компании в целом выросла за 2008 год более чем вдвое (на 29,5 млрд. грн) и по состоянию на 01.01.09 составила 56,2 млрд. грн.

Таким образом, озвученный Правительством уровень исполнения бюджета за январь-апрель т.г. был бы невозможным без использования крайне негативных тенденций, имеющих место в экономической и финансовой политике. Среди них: использование доходов будущих периодов, рост долгов бюджета перед предприятиями, проедание накопленного ресурса, резкого роста внутреннего долга и эмиссионное финансирование бюджета.

Вместе с тем, дальнейшее продолжение указанных тенденций, разбалансируют систему государственных финансов, что вызовет неконтролируемую инфляцию, усиление давления на валютный курс, торможение развития экономики.


 

Финансовое состояние Пенсионного фонда Украины за январь-апрель 2009 года

По итогам 4 месяцев плановые показатели доходной части Пенсионного фонда выполнены на 106,4% (поступило 46 138,8 млн. грн при плане 43 353,9 млн. грн), в том числе: по собственным доходам на 109,9% (поступило 31 047,2 млн. грн при плане 28 257 млн. грн); за поступлениями в бюджет на 100% (15 075 млн. грн); за средствами из фондов социального страхования на 75,1% (16, 0 млн. грн и 21,3 млн. грн).

План по расходам выполнен на 100%, сумма которых составила 53 738,6 млн. грн и превысила величину доходов на 7599,8 млн. грн, или на 16,5%. Остаток на конец апреля составил 2 144,7 млн. грн.

Анализ состояния формирования Пенсионного Фонда позволяет сделать следующие выводы.

1. Отсутствует порядок планирования показателей бюджета Пенсионного фонда, что приводит к его ручному управлению. Поскольку нормативная база отсутствует, планы доходной части Фонда состоят ориентировочно, без четких расчетов (за исключением показателей поступлений из государственного бюджета). Соответственно, Пенсионный фонд в течение текущего года несколько раз менял прогнозные показатели.

В январе 2009 года Пенсионным фондом было выведен плановый показатель собственных поступлений в размере 6,7 млрд. грн, хотя в дальнейшем этот показатель был скорректирован до 5,5 млрд. грн. Это дало возможность доложить о выполнении плана - 121,6%) . Затем этот же показатель был скорректирован до фактической его величины - 6,7 млрд. грн. В феврале текущего года, плановый показатель собственных поступлений апреля составлял 9,5 млрд. грн, а за по скорректированным данным - 8,1 млрд. грн, т.е. был уменьшен на 1,4 млрд. грн., что дало возможность отчитаться о выполнении плана -- 104,7%).

Последние изменения существенно уменьшают доходную часть Фонда в апреле-августе текущего года - более чем на 1 млрд. грн. в месяц, тогда как на октябрь-декабрь доходная часть увеличена более чем на 1,5 млрд. грн. в месяц.

Таким образом, изменяя плановые показатели, Пенсионный фонд имеет возможность постоянно рапортовать о перевыполнении поступлений в него.

2. Бюджет Пенсионного фонда является несбалансированном, поскольку он построен на завышенных показателях фонда оплаты труда (ФОТ) на 2009 год, с которого уплачиваются взносы в Пенсионный фонд.

По прогнозу, составленному Пенсионным фондом, его ожидаемое годовое значение составляет 304,8 млрд. грн (график 1).

Динамика наполнения пенсионного фонда Новости Украины, события в мире

Однако при составлении прогноза не учтены следующие факторы формирования ФОТ.

Средняя заработная плата работников за январь-март текущего года лишь на 5% превосходит уровень, который наблюдался в соответствующем периоде предыдущего года (график 2).

Динамика средней заработной платы Новости Украины, события в мире

Повышение минимальной заработной платы в апреле, июле, октябре, декабре, учитывая влияние кризисных явлений, являются слабым мотивом для повышения работодателями ФОТ. Подтверждением этому является прошлый год, когда существенное повышение минимальной заработной платы в октябре и декабре (с 525 до 605 грн.) Не способствовало существенному росту ФОТ, наоборот в декабре (когда традиционно величина ФОТ значительно возрастает) он был меньше, чем в октябре.

В январе-марте 2009 года наблюдается продолжение динамики, начатой в предыдущем году относительно уменьшения численности штатных работников, ФЛП которых составляет около 90% общей его суммы (график 3).

Динамика средней численности сотрудников предприятий Новости Украины, события в мире



Не предусматривается рост заработной платы в течение 2009 года.

Это дает основания утверждать об отсутствии факторов для значительного повышения ФОТ (с 25,5 млрд. грн - в сентябре до 36,3 млрд. грн - в декабре). Такой динамики ФОТ за указанный период не наблюдалось в 2007-2008 годах, когда стремительно росла заработная плата и наблюдалась динамика увеличения численности занятых (в июле предыдущего года).

По расчетам экспертов Секретариата Президента Украины, разница между исчисленным Пенсионным фондом размером ФОТ в 2009 году - 304 млрд. грн. и реальной его величиной, которая ожидается в сумме 276 млрд. грн, составит 28,8 млрд. грн. В связи с этим дефицит Пенсионного фонда за счет ошибочно спрогнозированной доходной части составит 10,4 млрд. грн.

Кроме того, расходная часть бюджета Пенсионного фонда, утвержденная постановлением КМУ от 11.03.2009 № 235, составляет 164,1 млрд. гривен, а не 162,8 млрд. гривен, как предусмотрено в прогнозных расчетах Фонда.

3. Фактически выполнение обязательств по пенсионным выплатам стало возможным за счет полученных Пенсионным фондом ссуд из государственного бюджета. На покрытие дефицита Фонд получил из бюджета ссуды в сумме 13,2 млрд. грн, а погасил, учитывая остаток долга предыдущего года (1,3 млрд. грн) - 6,9 млрд. грн. По состоянию на 1 мая 2009 года его задолженность перед государственным бюджетом за полученные ссуды составляет 7,6 млрд. грн. (График 4).

Динамика дефицита Пенсионного фонда Новости Украины, события в мире

Эта тенденция, начатая в 2008 году, имела беспрецедентное следствие - Верховная Рада Украины по инициативе Кабинета Министров списала непогашенную ссуду.

Согласно статье 81 Закона Украины «О государственном бюджете на 2009 год» Пенсионному фонду будет списано непогашенный в 2008 году заем в сумме 4,7 млрд. грн.

Ситуация осложняется тем, что в текущем году отсутствуют реальные источники для оказания Фонду новых ссуд.

4. Наблюдается тенденция к росту недоимки Пенсионного Фонда.

В текущем году задолженность по заработной плате возросла до 1723,1 млн. грн. - Это около 550 млн. грн. взносов в Пенсионный фонд.

Сумма недоимки из страховых взносов в Пенсионный фонд по состоянию на 01.04.2009 составила 2,7 млрд грн. (График 5).

Динамика недоимки Пенсионного фонда Новости Украины, события в мире

За 2008 год недоимка возросла на 54,3%, а за январь-март на 24,8%. Из суммы недоимки по состоянию на 01.04.2009: на экономически активных субъектов приходится 18% (481,9 млн. грн); тех, которые находятся в процедуре банкротства - 31,4% (840,3 млн. грн.) ; о которых ограничено меры взыскания - 48,3% (1 294,3 млн. грн.)

В течение 2005-2008 годов и января-марта 2008 года растет удельный вес долга субъектов, относительно которых ограничено меры взыскания (предприятия с государственной долей собственности не менее 25%, казенные и коммунальные предприятия) - с 6,5 до 48,3% к общей его суммы (график 6).

Динамика задолженности по страховым вносам в Пенсионный Фонд Новости Украины, события в мире

Стремительно растет задолженность предприятий, которые выплачивают заработную плату без уплаты страховых взносов (73,0 млн. грн - за 2008 году, 106,5 млн. грн - только в I квартале 2009 года, несмотря на принятый в декабре 2008 года закон об усилении контроля за уплатой взносов во время выплаты заработной платы.

Законом Украины «О внесении изменения в статью 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено усиление контроля банками уплаты взносов в Пенсионный фонд в порядке, определенном правлением Пенсионного фонда Украины по согласованию с Национальным банком Украины и центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики». Этот порядок не утвержден.

Таким образом, бюджет Пенсионного фонда построено на нереальной базе, он, по экспертным расчетам, имеет скрытый дефицит в размере более 10 млрд. грн. Исполнение его было бы невозможным без постоянной корректировки запланированных показателей и кредитования со стороны Правительства. Ситуация усугубляется ростом недоимки, которая усугубляется ростом задолженности по выплате заработной платы, а также выплатой зарплаты без уплаты страховых взносов. Без принятия действенных мер это приведет к разбалансированию пенсионной системы и возникновения задолженности из пенсионных выплат в конце текущего года.

Следовательно, необходимо принятие законодательных актов относительно сбалансирования Пенсионного фонда и урегулирования показателей его бюджета через внесение изменений в Закон Украины «О государственном бюджете на 2009 год».

 

Источник

комментировать новость
 
 
  

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz