НОВОСТИ УКРАИНЫ
СОБЫТИЯ В МИРЕ

Новости Украины, события в мире
Лента новостей Экономика Важно о важных Обзоры СМИ Аналитическая картина дня Досье миллионеров ТОП-100

Украина, банки, платежные системы: игра в дурака

В условиях кризиса международные платежные системы оказались не в состоянии обеспечить всем держателям платежных карт обещанные возможности по их применению.

банки платежные системы Новости Украины события в мире



Подкидные

"Каждая карта MasterCard принимается во всем мире… Это (MasterCard. - Ред.) возможность снимать деньги в банкомате и совершать покупки. Это 900 тыс. банкоматов во всем мире. Достаточно лишь иметь логотип Maestro или Cirrus на вашей карте", - говорится на сайте компании MasterCard WorldWide. "Вы можете пользоваться своей картой Visa как угодно, в любое время, там, где вам вздумается", - звучат аналогичные декларации компании Visa International на официальном сайте. Как оказалось на практике, международные платежные системы (МПС) только обещают столь широкие возможности (права), но не всегда гарантируют их. Сейчас почти 2 млн платежных карт в Украине (более 5% всего количества активных карт в обращении) - это карты, выпущенные банками, в которых введена временная администрация (ВА). С учетом карт финучреждений, в которых введены кураторы от НБУ, а также тех, которые обратились к государству за помощью в капитализации, эта цифра достигает 3 млн карт. В большинстве проблемных банков действуют жесткие ограничения на осуществление карточных операций. В частности, речь идет о лимитах на снятие наличных в банкоматах и кассах. Для банков с ВА они составляют 300-1000 грн. в сутки. При этом иногда временные администраторы могут устанавливать сумму, которая может быть направлена на обслуживание карточных платежей. К примеру, для Трансбанка этот лимит составляет 150 тыс. грн. в день. Примечательно, что украинские представители МПС, по сути, отказались комментировать сложившуюся ситуацию. Так, генеральный директор Visa в Украине и странах СНГ (не включая Россию) Сергей Равняго не решился отвечать на вопросы, вместо этого посоветовал обратиться в московский офис: "У нас процедура более сложная: нужно запрашивать, согласовывать, состыковывать и т.д.". Глава представительства MasterCard в Украине Любовь Деревянко также переадресовала БИЗНЕС на PR-офис: "Я бы не хотела играть с огнем, комментируя данную ситуацию. Ведь многое зависит от того, как данные комментарии будут истолкованы и опубликованы (а как будет истолкован отказ от комментариев? - Ред.)". На момент сдачи материала ответы так и не были получены. При этом Виктор Кравец, исполнительный директор НБУ по вопросам платежных систем и безналичных расчетов, временный администратор "Родовід Банка" (г.Киев; с 1991 г.; около 3,5 тыс.чел.), считает, что платежные системы до сих пор не выработали четкой позиции относительно того, как "разруливать" эту нестандартную ситуацию. "Все молча наблюдают за ситуацией, никто не хочет ни говорить, ни делать", - говорит г-н Кравец. "Мы не знаем, что делать. С одной стороны, при возникновении у банка малейших проблем мы требуем увеличить гарантийный депозит в расчетном банке системы, но с другой - мы тем самым усугубляем положение банка", - признался БИЗНЕСу на условиях анонимности представитель одной из МПС. А вот Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации банков - членов платежных систем (ЕМА; г.Киев; с 1999 г.; около 100 членов), говорит, что позиция платежных систем по отношению к отечественным проблемным банкам понятна и проста: "Платишь - работаешь, в противном случае - отключаем". Кстати, по его данным, в 2008 г. отечественные банки заплатили за услуги МПС в общей сложности $50 млн.

В то же время сами участники рынка уверяют, что платежные системы не в силах повлиять на взаимоотношения банков и их клиентов. "Банк на свои карты может устанавливать любые лимиты - это не регулируется правилами платежных систем. Этот вопрос регулируется законодательством и договорными отношениями между банком и клиентом. Карта является собственностью банка - это средство доступа к счету, поэтому банк имеет право ограничивать этот доступ", - уверен Антон Романчук, председатель правления Украинского процессингового центра (УПЦ; г.Киев; обслуживает 56 банков; собственная оценка доли рынка - 20-25%). Его поддерживает Александр Карпов: "Вопросы взаимоотношений банка-эмитента и держателя карты никоим образом не регламентируются МПС. Держатель карты проблемного банка может открыть карту в любом другом "здоровом" банке, если его что-то не устраивает". Вот только как быть держателю карты с остатком на карточном счете, "зависшем" в проблемном банке? Ранее аналогичную позицию озвучивала г-жа Деревянко. Она уверяла, что платежная система обеспечивает сервис (предоставляет услуги) в первую очередь для банков. В частности, система гарантирует, что если держатель карты проблемного банка снял деньги через банкомат "здорового" банка и проблемный банк отказался компенсировать (возмещать) снятую сумму, то это сделает платежная система. В то же время за клиентом остается право выбора финучреждения для обслуживания. По этому поводу есть и другое мнение. "МПС широко рекламируют свои продукты среди частных лиц напрямую, поэтому должны нести полную ответственность за банки, которые являются членами системы и, по сути, выступают в качестве ее агентов", - говорит руководитель карточного бизнеса крупного банка, пожелавший остаться неназванным.

Участники рынка допускают, что в дальнейшем многие проблемные банки будут минимизировать свои резервные обязательства перед МПС путем установления жестких лимитов на транзакции вне собственной терминальной сети. "Пока только один банк злоупотребляет такой возможностью, но, вероятно, и другие финучреждения будут минимизировать свои резервные обязательства подобным образом (устанавливая лимиты операций вне своей сети. - Авт.)", - предполагает г-н Карпов. В результате все больше держателей "пластика" МПС будут лишены возможности полноценного использования своих карт как для снятия наличных, так и для расчетов в торгово-сервисной сети. Это при том, что крупнейшие МПС - VISA и MasterCard (на их долю приходится почти 90% карт отечественных банков) - обещают всем держателям карт этих систем безусловную возможность свободно рассчитываться с их помощью в любом уголке Земного шара, в миллионах торговых точек и банкоматов, где есть наклейки с логотипами этих платежных систем.

Карта бита

Показательно, что МПС уже начали отключать отечественные банки от работы в своих сетях. Так, почти 0,5 млн держателей карт "Родовід Банка" уже месяц лишены возможности пользоваться своим "пластиком" в банкоматах и терминалах других банков (только в терминальной сети банка-эмитента). "Родовід Банк" отключен от системы VISA, так как израсходовал страховой резерв, а пополнить его было нечем - они (платежная система. - Авт.) взяли и отключили. Так что карточные операции осуществляются только внутри банка", - поведал БИЗНЕСу г-н Кравец. По словам чиновника, ежедневный объем внутри украинских транзакций по картам этого банка составлял в последнее время 1,2-1,5 млн грн., поэтому платежная система VISA хочет видеть резерв в размере пяти дневных оборотов, т.е. не менее 6 млн грн. Тогда как на корсчете у банка сейчас всего 14 млн грн., при нормативе в 80-90 млн грн.

Примечательно, что еще одно проблемное финучреждение - "Надра Банк", некогда один из лидеров рынка по эмиссии карт, - установило такие лимиты по операциям с использованием своего "пластика" через другие банки, что рассчитаться в торгово-сервисной сети "надровской" карточкой (где этот банк не является обслуживающим банком - эквайром) или снять деньги в "чужом" банкомате можно на сумму не более 50 грн. То есть фактически более 1 млн международных карт "Надра Банка" могут использоваться только в сети самого банка. Дело в том, что, согласно правилам МПС, банки должны формировать резервы для гарантирования карточных транзакций. В гарантировании нуждаются только те операции, которые осуществляются вне банка - эмитента карты, т.е. через другие финучреждения, также являющиеся членами МПС. Как уже упоминалось, величина резервов зависит от объема (оборота) транзакций с картами банка вне его собственной сети. По данным г-на Карпова, в 2008 г. отечественные финучреждения сформировали резервы под такие операции на общую сумму $200 млн, тогда как в 2007 г. гарантии составили $110 млн. По словам г-на Карпова, львиная доля этих резервов представлена не в виде депозитов (т.е. живых денег), а в форме банковских гарантий или аккредитивов. "Такой аккредитив может открыть именитый банк-корреспондент отечественного банка, которому доверяет расчетный банк платежной системы", - говорит г-н Карпов. При этом он отмечает, что проблемные банки вынуждены формировать резервы "живыми" деньгами, ведь гарантировать их платежи не берется ни один иностранный контрагент. Однако в условиях дефицита ликвидности крупному проблемному банку тяжело изыскать несколько десятков миллионов долларов для формирования гарантийного депозита. И, чтобы минимизировать эти обязательства, банки максимально ограничивают операции в "чужой" сети. "Ограничения по суммам карточных транзакций (по своим картам) через другие банки установлены не вчера, работа временной администрации в банке продолжается. Поэтому глубже (наверное, имелось в виду подробнее. - Ред.) комментировать эти вопросы не будем (временно)", - сообщили БИЗНЕСу в пресс-службе "Надра Банка".


Прикуп

Показательно, что крупные банки - владельцы POS-терминалов, установленных в торговых сетях, нередко отказываются обслуживать карты, эмитированные проблемными финучреждениями. "В некоторых крупных торговых сетях банки-эквайры не принимают к обслуживанию проблемные карты, так как не хотят иметь проблем. Кроме того, банкиры опасаются, что карточки проблемных банков будут обналичиваться в их банкоматах. Поэтому ограничивают такие операции как могут", - констатирует Виктор Кравец. Участники рынка признают, что такое поведение отдельных банков - грубейшее нарушение правил платежных систем. "По "чужим" картам банк не имеет права устанавливать ограничения. Это дискриминация, и такими действиями подрывается целостность платежной системы, - говорит г-н Романчук. - Поэтому платежные системы за этим строго следят и борются очень жестко, даже оштрафовали пару банков". Напомним: в начале кризиса (октябрь 2008 г.) "Надра Банк" и еще парочка банков отказывались обслуживать карты на то время проблемного Проминвестбанка. Тогда MasterCard предупредила нарушителей письмом, в котором пригрозила санкциями. Правда, участники рынка отмечают, что банкиры нередко сами провоцируют своих коллег на применение ограничений. "Некоторые банки в период паники клиентов урезали лимиты операций по их картам. В результате держатели карт вынуждены были опустошать "чужие" банкоматы", - напоминает г-н Романчук. Но и сейчас даже "здоровые" банки устанавливают ограничения на обналичивание карточных счетов своих клиентов. Банкиры не скрывают, что если до кризиса это делалось для обеспечения безопасности расчетов, то теперь - для минимизации оттока остатков с карточных счетов. Однако вряд ли подобные меры можно назвать эффективными. Только за январь-февраль 2009 г. с карточных счетов десятка крупнейших банков ушло примерно 1,5 млрд грн. Таким образом, остатки этого ресурса сократились до 11,5 млрд грн.

Вместе с тем тенденция снижения активности использования платежных карт, установившаяся с началом кризиса, продолжает усиливаться. Так, по данным УПЦ, в марте, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, было зафиксировано 1,5%-ное уменьшение количества карточных операций. Кроме того, сократилось количество транзакций в расчете на 1 карту. В текущем году каждой картой ежемесячно производится три операции, тогда как в I квартале 2008 г. - четыре. В то же время на фоне резкого уменьшения количества кредитных карт в обращении население активно использовало "старые" кредитные линии по платежным картам. По данным НБУ, в январе-феврале 2009 г. физические лица воспользовались карточными кредитами (овердрафтом) почти на 2,4 млрд грн. На момент публикации официальная карточная статистика по итогам I квартала еще не была обработана Нацбанком. Однако участники рынка заверили БИЗНЕС, что количество активных карт продолжает сокращаться - закрываются карты в проблемных банках, клиенты которых перераспределяются среди финучреждений, доминирующих на карточном рынке. Например, ПриватБанк по итогам I квартала прирастил количество активных карт в обращении на 200 тыс. штук.

В этой связи напомним, что в ближайшем будущем ожидается масштабный передел рынка платежных карт. Ведь правительство намерено перевести все "карточные" выплаты бюджетникам (зарплаты, пенсии, прочие социальные платежи) на обслуживание в госбанки - Ощадбанк и Укрэксимбанк. Кроме того, никто пока не отменял решение Минфина от 19 июня 2008 г., согласно которому выплаты бюджетникам могут осуществляться только через банки, которые являются членами Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП). Среди крупных банков - лидеров карточного рынка таких единицы, госбанки также не являются участниками НСМЭП. На выполнение этого требования банкам был отведен один год. В январе 2009 г. Антимонопольный комитет рекомендовал Минфину исключить пункт об обязательном членстве в НСМЭП из перечня требований к претендентам на обслуживание бюджетных выплат. Согласно законодательству, Минфин должен был изучить рекомендации и сообщить АМКУ свое окончательное решение. Однако, как говорится в письме АМКУ от 03.04.09 г. в адрес Ассоциации украинских банков, Минфин до сих пор так и не рассмотрел рекомендации антимонопольного ведомства.

комментировать новость
 
 
  

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz