Государственные финансы Украины: на грани коллапса?
Шок без терапии
Поиск эффективных путей выхода из кризиса невозможен без четкого представления о
реальном состоянии нашей экономики и финансов. А такое представление может дать
только беспристрастный анализ тенденций "до" и "после" финансово-экономического
кризиса, поскольку в прошлом году жизни страны и граждан разделились на эти два
принципиально разных периода.
Со своей стороны, целостное отражение реальной картины требует анализа, который
охватил бы все институциональные секторы украинской экономики и учитывал бы
динамичный мировой контекст, чего сегодня крайне не хватает. Поскольку картину
экономической действительности необходимо осознать уже сейчас, некоторые выводы
придется осуществлять на основе оперативной информации.
І. Сектор государственного управления
1. Финансы бюджетов Украины
С началом кризиса доходы государственного и местных бюджетов Украины уменьшились
как в номинальном, так и в реальном исчислении. Если в августе 2008 года во все
бюджеты Украины поступило 31,2 миллиарда гривен, то в феврале 2009 года - только
20,8 миллиарда гривен, что на треть меньше (график 1).
График 1
Доходы
бюджетов Украины, август 2008 - февраль 2009 года, млрд. гривен

Источник: ДКУ, Минфин. (Здесь и далее в графиках латинскими цифрами показаны
данные за соответствующие месяцы 2008-2009 годов)
Реальные доходы бюджетов, т.е. объемы доходов, скорректированных на уровне
инфляции, уменьшились еще в большей мере.
Если в августе 2008 года по сравнению с этим же месяцем 2007 года имел место их
рост на 24,4%, то в феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008 года -
падение на 23,3% (график 2).
График 2
Реальные
доходы бюджетов Украины, с август 2008 - февраль 2009
года, в % к соответствующему месяцу
предыдущего года

Источник: ДКУ, Минфин, Госкомстат, расчет
Таким образом, реальные "покупательские" возможности ресурсов бюджетов Украины в
феврале 2009 года были почти на четверть меньше, чем год назад и почти на
половину меньше, чем у "предкризисного" августа 2008 года.
Пока ситуация не улучшается, хотя темпы ухудшения несколько затормозились.
2. Пенсионный фонд Украины
Непосильные обязательства Пенсионного фонда стали сегодня главной проблемой
финансов Украины. (график 3).
График 3
Расходы
Пенсионного фонда Украины, 2004-2009 годы, миллиарды гривен

Источник: ПФУ, Минфин, Госкомстат, постановление Кабинета министров № 235 от
11 марта 2009 года
Начиная с 2005 года, произошло
резкое возрастание расходов Фонда. Если в 2004 году выплаты составили 36,2
миллиарда гривен, то в 2007 году - в 2,8 раза больше: 101,9 миллиарда гривен.
В бюджете Пенсионного фонда на 2009 год предусмотрено уже 164 миллиарда гривен,
что в 1,6 раза больше, чем в 2007 году и в 4,5 раза больше, чем в 2004 году.
Однако главная проблема лежит еще глубже. Вместе с увеличением расходов ПФУ, год
от года росли трансферты Пенсионному фонду из госбюджета.
Если в 2003 году объем этих трансфертов равен нулю, то в бюджете ведомства на
2009 год предусмотрено 48,9 миллиарда гривен (график 4), в том числе для
покрытия дефицита Пенсионного фонда - 13,1 миллиарда гривен.
График 4
Трансферты госбюджета Пенсионному фонду, 2003-2009 годы,
миллиарда гривен

Источник: ПФУ, Минфин, отчет об исполнении бюджета ПФУ за 2008 год
Постепенно объемы расходов Пенсионного фонда стали приближаться к уровню доходов
госбюджета (график 5). "Рубикон" был перейден в январе-феврале 2009 года, когда
расходы Фонда составили 101,5% доходов финансового плана страны, без трансфертов
в ПФУ.
График 5
Расходы
Пенсионного фонда Украины в сравнении с доходами госбюджета Украины *, 2004-2009
годы, %

Источник: ПФУ, Минфин, * доходы госбюджета без трансфертов ПФУ, 2009 год -
плановый бюджет ПФУ
Напряженность с исполнением обязательств по выплате пенсий началась в Пенсионном
фонде еще в конце прошлого года. Тогда собственных доходов ведомству в 102
миллиарда гривен вместе с трансфертом из госбюджета в сумме 41,4 миллиарда
гривен не хватило для выполнения обязательств по выплате пенсий.
Через нереформированность пенсионной системы, отсутствие
второго ее уровня - обязательной накопительной системы, слабую развитость
третьего уровня - негосударственного пенсионного обеспечения - сегодня все риски
обеспечения людей пенсией возложено лишь на государство.
На самом деле они должны быть разделены между государством, бизнесом и
гражданином, на что и направлена пенсионная реформа.
Как следствие, на начало 2009 года Пенсионный фонд вышел с непогашенным займом в
4,7 миллиарда гривен.
В январе-феврале ситуация усугубилась. Обязательства ПФУ по выплате пенсий на
эти два месяца составили 26,4 миллиарда гривен - по 13,2 миллиарда гривен в
месяц.
Доходы же ведомства за этот период составили лишь 20,4 миллиарда гривен, в том
числе 14,5 миллиарда гривен - собственные доходы и 5,9 миллиарда гривен -
плановые поступления из госбюджета.
Поэтому для выплаты в полном объеме пенсий Фонд позаимствовал в январе-феврале
"у государства" около 6 миллиардов гривен.
Как следствие, существенно уменьшилось исходное сальдо Единого казначейского
счета, которое показывает наличие "свободных денег" у государства на
определенную дату или за определенный период.
3. Исходное сальдо ЕКС
Суммы остатков средств - исходное сальдо - на Едином казначейском счету с июля
2008 до марта 2009 года видно на графике 6.
График 6
Средние
остатки средств на Едином казначейском счете, июль 2008 - март 2009 года,
миллиарды гривен

Источник: ДКУ, * на 18 марта 2009 года
Как видно из графика, больше всех "свободных" денег у государства было в
сентябре - в среднем 17,7 миллиарда гривен в день.
Затем начался процесс уменьшения их объема: 12,8 миллиарда гривен в декабре, 7,1
миллиарда гривен в январе, 4,8 миллиарда гривен в феврале.
А 18 марта 2009 года на ЕКС было лишь 1,4 миллиарда гривен, тогда как год назад
- 13,2 миллиарда гривен т.е. в 9,4 раза меньше. "Свободных денег" у государства
нет.
Таким образом, государственные финансы находятся сегодня в достаточно сложной
ситуации.
Доходы бюджетов, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года,
уменьшились.
Собственных поступлений Пенсионного фонда совместно с трансфертами из госбюджета
не хватает для выполнения обязательств по выплате пенсий. В связи с этим бюджет
ПФУ на 2009 год утвержден с дефицитом в 13,1 миллиарда гривен.
Вместе с тем обязательства государства, определенные законом о госбюджете на
2009 год - 267 миллиардов гривен, местными бюджетами - около 90 миллиардов
гривен, обязательными пенсионными выплатами - 164 миллиарда гривен, возвратом
НДС - 2,6 миллиарда гривен на 1 января 2009 года, должны быть выполнены.
При этом следует иметь в виду, что на 10 марта 2009 года 52 484 учреждения и
организации Украины были распорядителями и получателями бюджетных средств, а
количество пенсионеров на 1 марта 2009 года составляло 13,7 миллиона человек.
4. Государственный долг Украины
На начало марта государственный и гарантированный государством долг Украины
составил 28,7 миллиарда долларов, что на 4,1 миллиарда долларов больше, чем на
конец 2008 года. Темпы роста этих показателей в 2004-2009 годах показано на
графике 7.
График 7
Государственный и гарантированный государством долг Украины на конец года, млрд.
долларов

Источник:
Минфин, * на 1 февраля 2009 года, ** на 1 марта 2009 года
На обслуживание
государственного долга Украины за январь-февраль 2009 года было использовано 1,7
миллиарда гривен, что составляет 5% доходов госбюджета.
Учитывая небольшие объемы государственного долга Украины, особенно в сравнении с
другими странами, график 8, и относительно небольшие обязательства по его
обслуживанию в 2009 году, разговоры о государственном дефолте даже в нынешней
сложной ситуации выглядят частично преувеличенными.
График 8
Государственный долг на душу населения в Украине и в некоторых странах мира,
конец 2008 года, евро Украина, Великобритания, Германия,
Франция, США.

Источник: Минфин, "Инвестгазета"
II. Сектор финансовых корпораций
1. Доходы и активы
Кризис в Украине, как и во всем мире, начался прежде всего, как финансовый
кризис.
Поэтому субъекты сектора финансовых корпораций, к которым относятся банки,
инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды,
кредитные союзы, ломбарды и другие небанковские учреждения, первыми
почувствовали на себе его влияние.
Если по итогам 2007 года финансовые корпорации получили прибыли на 22,6
миллиарда гривен, то в 2008 году эта сумма уменьшилась до 18,8 миллиарда гривен,
или на 17%.
Наибольшая доходность упала в сентябре-ноябре 2008 года. Так, если в ноябре 2007
года доходы составили 2,2 миллиарда гривен, то в ноябре 2008 года - в семь раз
меньше: лишь 0,3 миллиарда гривен.
В стороне, ввиду особенности отчетности, стоит декабрь 2008 года, хотя по
сравнению с декабрем 2007 года снижение прибылей и в этом месяце составил 3,6
миллиарда гривен, или 48,6% (график 9).
График 9
Прибыли
финансовых корпораций, июль 2008 - январь 2009 года, млрд. гривен

Источник: Госкомстат
Активы коммерческих банков, даже в условиях кризиса, формально не уменьшились.
На конец 2008 года они составили 927 миллиардов гривен, на 1 марта 2009 года -
984 миллиардов гривен.
Однако такой результат больше связан с резкой девальвацией гривны и переводом
валютных активов в гривневые, нежели реальным ростом активов.
Активы институтов совместного инвестирования, негосударственных пенсионных
фондов, страховых компаний, кредитных союзов за период кризиса уменьшились.
Вместе с тем, такое снижение коснулось их по-разному: в большей мере - публичных
фондов совместного инвестирования, в меньшей мере - негосударственных пенсионных
фондов.
Фондовый рынок Украины своим падением отреагировал на начало финансового кризиса
еще в марте-апреле 2008 года. В целом же индекс ПФТС с 1174 пунктов, которые он
должен 1 января 2008 года, снизился до 301 пункта 31 декабря 2008 года, то есть
упал на 74,4%, а за январь-март 2009 года - еще на 32,2%. Это видно на графике
10.
График 10
Динамика индекса ПФТС,
2008-2009 годы, индексные пункты

Источник: ПФТС
Как следствие падения фондового рынка, капитализация представленных на нем
компаний снизилась с 551,3 миллиарда гривен на 1 января 2008 года до 181,3
миллиарда гривен на 31 декабря 2008 года, т.е. на 67,1%. А за январь-март, до 18
марта 2009 года - еще на 13,3% и составила 157,2 миллиарда гривен.
В октябре 2008 года, с началом "видимой" для рядовых граждан и бизнеса части
кризиса, начался массовый отток средств из банковской системы Украины.
С 1 октября 2008 года до 1 марта 2009 года физические лица "вывели" из
банковской системы 26,7 миллиарда гривен и 3,46 миллиарда долларов.
Всего же за это время из финансовой системы страны, по оценкам экспертов,
"вышло" около 80 миллиардов гривен. Для поддержания банковского сектора Нацбанк
с 1 сентября 2008 года до 1 марта 2009 года осуществил рефинансирование
финансовых учреждений на общую сумму свыше 70 миллиардов гривен.
На фоне девальвации национальной валюты, падение доходов населения, увеличение
суммы проблемных кредитов значительная часть банков оказалась в затруднительной
ситуации. НБУ был вынужден ввести временные администрации в десяти учреждениях,
еще в четырех введено кураторов НБУ.
В целом в условиях кризиса банковская система Украины столкнулась с двумя
ключевыми проблемами: первая - девальвация гривны, вторая - проблема доверия к
банковской и финансовой систем со стороны граждан.
2. Курс гривны
За 2008 год только официальный курс национальной валюты к доллару снизился с
5,05 гривни за доллар до 7,7 гривны за доллар, т.е. "официальная" гривна
девальвировала на 52,5 процента.
Понятно, что остановить девальвацию национальной валюты и стабилизировать ее
курс - ключевое задание. Без его решения не будет восстановлено доверие к
финансовой системе страны.
Вместе с тем, курсовое соотношение гривни к доллару в нынешней ситуации зависит
прежде всего от адекватности и реалистичности проведения антикризисных
мероприятий.
Сюда относятся стабилизация сальдо торгового и платежного балансов, создание
условий для возвращения инвесторов, уровня эмиссионных средств, которые будет
"вливать" НБУ через рефинансирование, объемы валютных резервов Нацбанка и умение
ими воспользоваться, продолжение сотрудничества с МВФ.
Еще одна сторона медали - это риски относительно самого доллара. Как только
мировая экономика начнет восстанавливаться, пойдут "вверх" и евро, и швейцарский
франк. Поэтому со временем доллар неизбежно будет падать.
Но как только он снизится относительно евро и других валют, и США получат
преимущества в экспорте, другие страны тоже начнут девальвировать свои валюты. В
этой ситуации курсовые риски гривны еще надолго останутся очень значимыми.
3. Доверие к банковской системе
На конец сентября 2008 года украинцы доверили банкам 213 миллиардов гривен своих
сбережений. Объем депозитов на банковских счетах составлял 126,6 миллиарда
гривен и 15,7 миллиарда долларов.
Однако уже через пять месяцев на банковских депозитах физических лиц осталось
99,9 миллиарда гривен и 12,2 миллиарда долларов. То есть, граждане выводили
средства из банковской системы Украины с "быстротой" 5,4 миллиарда гривен и 700
миллионов долларов в месяц.
Без честного профессионального ответа на вопросы, почему так произошло и почему
произошло так быстро, не обойтись. Тем более, что процесс "выхода" граждан из
банков, хотя и затормозился, все же продолжается.
По данным компании GfK Ukraine, количество украинцев, которые не планировали
продлевать сроки своих депозитов, увеличилось с 18% во втором квартале 2008 года
до 35% в четвертом.
При этом доля украинцев, которые предпочитают накопления "под матрасом",
возросло до 39%. Одновременно, с 6,9% до 4,2% упала доля граждан, имеющих
депозитные счета в банках.
В январе-феврале 2009 года 85% украинцев были убеждены, что сегодня плохое или
очень плохое время для одалживания денежных средств в банках. В январе-феврале
2008 года таких было 41%.
Как следствие такого падения доверия к банковской системе, значительные
сбережения населения имеют сегодня наличную внебанковскую форму.
Вместе с тем, в стране нормально функционирует достаточно крепкие банков,
инвестиционные и пенсионные фондов, которые не имеют проблем с ликвидностью и
своевременно выполняют свои обязательства перед клиентами.
Продолжение следует ...
Виталий Мельничук, народный депутат Украины первого созыва,
вице-президент ОАО «КИНТО»
|