Юрий Крук: порт «Южный»

Самый резонансный конфликт
этого года в транспортной отрасли между портом «Южный» и ООО «Трансинвестсервис»
в очередной раз показал несостоятельность кадровой политики Минтранссвязи,
начатой давно. В частности, назначение в декабре 2007 г. начальником порта Юрия
Крука-младшего показало, что в реальной жизни, кроме молодости и фамилии,
руководитель такого уровня должен был бы обладать и некоторыми иными качествами.
Даже правительство признает
большое значение «роли личности на транспорте». Так в Стратегии развития морских
портов до 2015 г. отмечено: «Система государственного управления деятельностью
морских торговых портов остается неизменной в течение двадцати лет. На порты, в
частности, возложены надзорные и регистрационно-разрешительные функции, что
существенно влияет на принятие администрациями таких портов решений в отношении
других субъектов хозяйствования».
Но если, например, в соседнем Одесском порту, где работают десятки частных
компаний, начальник порта Николай Павлюк находит со всеми общий язык, то этого
не скажешь о порте Южный. Не зря за Юрием Круком уже закрепились прозвища
«человек-конфликт» и «Юра-шлагбаум».
Своим трудоустройством в порту Южный 29-летний на тот момент Юрий Юрьевич Крук
обязан своему папе - народному депутату Юрию Борисовичу Круку-старшему.
Произошло это знаменательное для всей морской отрасли событие 29 декабря 2007 г.
Для Винского это стало первой «пробой сил» по демонстративному игнорированию
украинского трудового законодательства. А для Ю.Б.Крука уже второй попыткой
трудоустройства младшего сына. За месяц до этого провалилась попытка назначить
его начальником порта по линии концерна «Укрморпорт». Ради этого Крук-старший
дважды (!) отзывал свою подпись под коалиционным соглашением, в то время, когда
у ЮВТ был каждый штык на счету. Оперативно получив гарантии трудоустройства сына
при правительстве Тимошенко, Юрий Борисович все-таки вступил в коалицию. Юлия
Владимировна точно не забыла этот факт биографии своего новоявленного
однопартийца.
Для того, чтобы назначить Ю.Крука и.о. начальника порта, министр И.Винский
предыдущим приказом уволил с этой должности Александра Гондзу – второй раз за
три месяца. Первый раз это произошло, в сентябре 2007 г. по линии того самого
подконтрольного «донецким» концерна «Укрморпорт». Однако Гондза оспорил свое
увольнение в суде и именно 28 декабря Апелляционный суд Киева принял решение о
незаконности увольнения и восстановлении старого начальника в должности. Кстати,
уже в 2009 г. А.Гондза успешно оспорил и второе свое незаконное увольнение и в
любой момент может правомерно потребовать восстановления в должности.
Эта ситуация показывает, что и уже списанный премьер-министром в расход как
«коррупционер» И.Винский, и пока еще ее «товарищ по партии» Юрий Крук-старший
имеют много общего.
Впрочем, нарушением законов в нашей стране удивить кого-либо сложно. Оправданием
для этого могло бы быть назначение действительно достойного опытного портовика,
имеющего авторитет в отрасли, благо такие были. Чего никак нельзя было сказать о
29-летнем Юрии Юрьевиче.
Да и все предыдущие ступеньки кадрового роста опять же были пройдены благодаря
папе. Приведем биографию.
Крук Юрий
Юрьевич родился в Одессе в 1978 году. Окончил магистратуру факультета морского
судовождения Одесской государственной морской академии, а также Одесскую
национальную юридическую академию. В 1999-2001 годах работал заместителем
директора крюингового агентства ПП «А1 Маяк Черного моря». В 2001 году начал
работать в Одесском морском торговом порту на должности коммерческого директора
экспедиторской компании ООО «Интер-контейнер» (связана с бывшим депутатом от БЮТ
Александром Единым, соратником Крука-старшего по транспортному комитету ВР,
исключенным в 2007 г. из фракции лично Юлией Владимировной, а в настоящее время
успешно работающим на свое благо в Партии Регионов). В том же году вошел в
состав основателей ООО «Украинская национальная транспортная компания». С 2002
года и судя по официальному сайту – по настоящий момент является коммерческим
директором ООО «Украинская национальная транспортная компания». С 2003 года
является главой совета ООО «Украинская национальная стивидорная компания». В
2004 году награжден Почетной грамотой Государственного департамента морского и
речного транспорта Украины за «многолетнюю добросовестную работу, высокий
профессионализм, успешное выполнение производственных задач».
С 1998, в течение трёх лет, был помощником народного депутата Украины Олега
Шевчука, первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам
строительства, транспорта и связи.
А с 2002 года — помощником народного депутата Украины, члена комитета Верховной
Рады по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и
связи, председателя подкомитета по транспорту Николая Павлюка.
Как видим, «человек-конфликт» с
22 лет в собственном клановом бизнесе, ибо в Одессе хорошо известно, кому
принадлежат компании УНСК и УНТК. Двойное же пребывание на «полставки» в
качестве помощника народных депутатов, зависящих от папы по комитету ВР, тем
более не дало профессиональных знаний. А полученная в 25 лет почетная грамота
«за многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм, успешное
выполнение производственных задач» явно выглядит откровенным издевательством над
системой государственных наград.
По существующей в Минтрансе процедуре к конкурсу на замещение вакантных
должностей уровня начальника порта допускают по двум главным критериям: наличию
профильного высшего образования и опыту успешной работы на профильных
руководящих отраслях не менее пяти лет. Даже по формальным признакам Ю.Крук не
соответствует этим критериям. Высшее образование, вернее даже два – есть, но
одно из них – судоводительское, а другое – юридическое, в то время как требуется
иметь специализацию инженера-эксплуатационника или экономиста на морском
транспорте (до некоторого времени еще допускалось иметь диплом инженера по
механизации портов). И даже целый семилетний (!) опыт не работы, но комфортного
пребывания в клановом бизнесе, допущенном благодаря политическим договоренностям
в Одесский порт, в компаниях, состоящих из стола и стула, по определению не
может сравниться с опытом любой реальной работы в морских портах с
многотысячными коллективами. Не говоря уже о полном отсутствии работы на низовых
должностях, который бы дал настоящее понимание того, что такое причал, грузовой
район и в чем состоят интересы трудового коллектива. Ни на одной начальной
должности «молодой специалист» не трудился ни дня – усаживаясь сразу в
директорское кресло, благо связи папы позволяли.
Что имеем в итоге? Скандал с назначением на должность. Скандал с «отражением
рейдерской атаки» путем бегства в Киев «для доклада министру», а на самом деле
под защиту папы. Скандал с приписками объемов перевалки. Невиданное в отрасли
обложение всех экспедиторов в порту данью в 2 доллара с тонны на свои оффшорные
счета. Шокировавшие даже видавших виды финансистов расходы на ремонт своего
кабинета, украшенном теперь даже персидскими коврами – 23 тысячи долларов за 1
квадратный метр! Скандальное противодействие строительству причала компанией «Бориваж»
в конце прошлого года. Безумное размещение огромных депозитов государственных
средств в тонущих, но клановых банках под мизерные проценты. Возмутившая даже
мэра Одессы покупка личного участка земли на престижнейшем Французском бульваре
за 2 миллиона долларов наличными. Содействие своим доверенным лицам в краже 24
гектаров (площади, вдвое превышающей все склады порта!) из состава земель,
которые должны были стать залогом развития государственного порта. Теперь за их
использование, уже в качестве собственности частного «инвестора», придется
расходовать средства этого самого государственного предприятия.
В этом году - скандал с крупнейшим морским инвестором Украины, попытки силового
давления, использование админресурса, вовлечение правоохранительных органов,
криминальные разборки, двойное завышение расходов государственных средств на
дноуглубление и строительство причалов, блокада работы крупнейшего зернового
терминала страны, недопущение субъектов внешнеэкономической деятельности к
офисам государственных органов, расположенных в порту – таможни и пограничников,
недопуск судов к причалам порта, фактический срыв программы дноуглубления
Аджалыкского лимана, фантастические траты государственных средств на
распространение заказных сюжетов в СМИ, блокирование строительства крупнейшего в
стране контейнерного терминала, и опять – приписки, приписки, приписки.
Да и вообще, в какой еще стране можно представить ситуацию, когда министру
транспорта приходится проводить совещание, на котором убеждать начальника порта
пустить судно в государственный порт и получить за это деньги на счета
государственного предприятия? Именно, такое совещание провел 4 сентября и.о.
министра Василий Шевченко. Сам факт такого совещания уже является дикостью по
любым стандартам.
Кроме того, Ю.Крук поставил в очень неудобное положение своих коллег из других
государственных портов. Вынужденное приводить аргументы в свою защиту
руководство частной компании привело шокирующие факты, показывающие, что частная
компания работает гораздо более эффективно, чем соседний государственный порт,
да еще и объявивший себя лидером отрасли. И речь идет не только о том, что
руководство порта утверждает завышенные вдвое, по сравнению с частником,
расходы, но в том, что огромное государственное предприятие на самом деле
является убыточным по своей основной деятельности – перевалке грузов, и только
дотации государственных средств в виде целевых портовых сборов спасают его от
банкротства. Это и есть истинная цена управленческим качествам юного
«руководителя». Средства, по праву принадлежащие учителям, врачам, пенсионерам и
военным – идут на покрытие прорех в бюджете государственного предприятия,
управляемого Круком-младшим. В масштабах отрасли каждый год теряется до 2
миллиардов гривен – почти 10% бюджетного дефицита на 2010 г! Неслабая цена за
эксперименты клана Круков и их подельников на государственном имуществе.
Понятно, что на недавнем совещании в Одессе Юлии Тимошенко не с руки было
поднимать эти проблемы. Перед выборами ей крайне невыгодно сердить портовское
лобби показательными порками. Тем более, что если такова ситуация в самозваном
«лидере отрасли», то где гарантия, что в других портах она иная? Хотя уже скоро
ситуация поменяется.
Но, без сомнения, Юлия Владимировна, понимает, что происходит. Она не забыла ни
публичное унижение себя со стороны Крука-старшего в 2007 г., ни унижение ее
Одесской партийной организации со стороны Крука-сына, ни настойчивое тяготение
клана Круков к собственной Партии Зеленых, ни демонстративное игнорирование ими
потребностей предвыборной кассы БЮТа. Именно это понимание и проявилось в ее
отповеди на жалобы Крука-младшего на совещании в Одессе: «Теперь я понимаю,
почему каждый раз, когда я приезжаю в Одессу, меня встречают демонстрации с
лозунгами, направленными против вашей деятельности». И это радует.
Осталось дождаться, когда скорая на расправу премьер перестанет ограничивать
себя условностями предвыборной лояльности и вспомнит циничный, но эффективный
принцип прагматичного политика – «Бей своих, чтоб чужие боялись». Да и какие
Круки ей свои? Они всегда были своими, собственными.
Показательная чистка партийных рядов, наведение порядка в огромной отрасли,
выведение из тени миллионов долларов, присваиваемых сегодня коррумпированными
чиновниками, снятие рогаток на пути инвестиций – это именно то, чего ждут от нее
десятки тысяч людей, занятых в отрасли и сотни тысяч, связанных с ней. Они
поддержат премьера, если премьер поддержит их.
Эдуард Ерохин
Дополнительные материалы по теме:
Юрий Крук - младший ворует
будущее развитие у порта «Южный»,
Пир Круков во время чумы за
счет порта «Южный» |