Украинская армия: раздутый бюрократический аппарат и невозможность выполнения поставленных задач

Президенту Украины -
Верховному Главнокомандующему
Вооруженных Сил Украины В. А. ЮЩЕНКО
Уважаемый
Виктор Андреевич!
Согласно Указа Президента
Украины от 11 марта 2009 года № 149 «О проверке органов военного управления
Вооруженных Сил Украины» Инспекцией по вопросам контроля за деятельностью
военных формирований Главной службы политики безопасности и оборонной политики
Секретариата Президента Украины при участии работников Аппарата Совета
национальной безопасности и обороны Украины, Секретариата Кабинета Министров
Украины с 18 марта до 10 апреля 2009 года осуществлена проверка состояния
выполнения мер по оптимизации структуры Министерства обороны Украины (далее -
Министерство обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (далее -
Генеральный штаб), ее соответствия принципам развития Вооруженных Сил Украины.
Во время проверки инспекционная комиссия выявила серьезные просчеты в
деятельности Министерства обороны и Генерального штаба и пришла к таким выводам.
Руководство Министерства обороны существенно снизило контроль за ресурсным
обеспечением поддержания необходимого уровня боевой и мобилизационной
готовности, подготовки Вооруженных Сил Украины к выполнению возложенных на них
задач, не осуществляет надлежащим образом целенаправленную работу по выполнению
основных задач по участию в формировании и реализации государственной политики в
сфере обороны и военного строительства, координации деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления по подготовке государства к обороне.
Государственная программа развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 годы
(далее - Государственная программа) выполняется неудовлетворительно.
Министерство обороны и Генеральный штаб не принимают мер по дальнейшей
оптимизации системы органов военного управления. Вопреки положениям
Государственной программы реорганизуются существующие и создаются новые органы
военного управления.
Так, при общем сокращении численности Вооруженных Сил Украины в 4 раза
численность центрального аппарата Министерства обороны и Генерального штаба
увеличена на 2000 человек. Количество структурных подразделений центрального
аппарата Министерства обороны возросла с 24 до 33, а Генерального штаба с 13 до
35 подразделений.
Справка: численность управленческого аппарата достигла такого предела,
когда на одного «управленца» приходится 52 военнослужащих и работников
Вооруженных Сил Украины. Тогда как в вооруженных силах ФРГ такое соотношение
составляет 1:73, а в вооруженных силах Республики Польша - 1:82.
Безосновательно увеличена численность Главных и Центральных управлений
Генерального штаба на 20-30%, хотя мобилизационная потребность человеческих
ресурсов сократилась с 2 млн. лиц в 1997 году до 500 тыс. человек в 2008 году.
За счет численности Вооруженных Сил Украины в подчинении структурных
подразделений центрального аппарата Министерства обороны находится почти 38 тыс.
человек, из которых более 13,5 тыс. военнослужащих, что практически в 2 раза
превышает численность Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.
По сравнению с вооруженными силами других стран численность Генерального штаба с
подразделениями обеспечения превышена в 2,5 раза, что привело к неэффективному
использованию фонда денежного обеспечения. Так, начиная с 2005 года, на
содержание дублирующих органов военного управления использовано 112 млн. гривен.
Руководством Генерального штаба не разработано четкой системы всестороннего
обеспечения применения группировок Вооруженных Сил Украины. Попытки создать
организационно-штатную структуру по принципам НАТО без детальных научных
исследований и обоснований приводит к дезорганизации управления оперативным,
тыловых и техническим обеспечением операций группировок Вооруженных Сил Украины.
Справка: Генеральный штаб не способен в полном объеме обеспечить действия
войск (сил) во время выполнения заданий по назначению вследствие отсутствия
отдельных органов управления. Так, органы управления оперативным обеспечением
(инженерное, радиационной, химической, биологической защиты, радиоэлектронной
борьбы, топографические и т.п.) безосновательно переданы командованию сил
поддержки Вооруженных Сил Украины, которое не входит в состав Генерального
штаба.
В составе Генерального штаба не предусмотрено органов военного управления,
предназначенных для приема в подчинение соединений (воинских частей) других
военных формирований, правоохранительных органов. Государственной специальной
службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации
Украины, что может привести к потере взаимодействия с ними и несостоятельности
главного военного органа обеспечить планирования обороны государства в особый
период.
Вызывает обеспокоенность состояние системы связи Вооруженных Сил Украины,
которая не адаптирована к современным автоматизированным цифровым средствам
управления войсками (силами). При этом следует отметить, что до конца 2009 года
ОАО «Укртелеком» полностью переходит на цифровые средства связи и прекращает
использование аналоговых средств связи. Это может привести к изоляции системы
связи Вооруженных Сил Украины и невозможности выполнения ими задач по обороне
государства.
Справка: на сегодня система связи Государственной пограничной службы
Украины обеспечена цифровыми средствами связи на 97%, стационарная система связи
Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины - на 100%,
а система связи Вооруженных Сил Украины - на 2%.
Руководство Министерства обороны не приняло мер по выполнению решения СНБО
Украины от 26 сентября 2008 года «О неотложных задачах по повышению
обороноспособности Украины» (Указ Президента Украины от 10 января 2009 года № 2)
по усилению организационной структуры управления системой технического
обеспечения Вооруженных Сил Украины и проведения работ по ремонту вооружения и
военной техники, а также расширения возможностей восстановления их технической
исправности непосредственно в соединениях и воинских частях (приложение 4).
Должностные лица Министерства обороны не всегда придерживаются требований
законодательства по проведению конкурса во время осуществления закупок работ и
услуг по государственному оборонному заказу, не принимается достаточных мер по
выставлению штрафных санкций к субъектам хозяйствования за ненадлежащее
исполнение контрактов (приложение 5).
Министерство обороны продолжает выполнять несвойственные функции по управлению
государственными предприятиями. Промедление с реорганизацией системы управления
такими предприятиями приводит к снижению производственных показателей, рост
задолженности по заработной плате и углубления социальной напряженности среди
работников.
Кроме этого, на сегодня не определен перечень предприятий, которые необходимы
Министерству обороны для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Украины.
Продолжают находиться в функциональном управлении военного ведомства
предприятия, которые никоим образом не работают на Вооруженные Силы Украины, а
именно рестораны, гостиницы, военторги, военные лесхозы и совхозы и т.д.
(приложение 6).
Военным ведомством вопреки требованиям постановления Кабинета Министров Украины
от 2 апреля 2008 года № 313 «О мероприятиях по усовершенствованию управления
объектами государственной собственности» неоднократно принимались решения о
передаче военного имущества в уставные фонды государственных предприятий с целью
дальнейшего его отчуждения (приложение 7).
По мнению инспекционной комиссии, в оборонном ведомстве существует ряд
искусственно созданных субъективных проблем, которые препятствуют организации
питания военнослужащих. С 2007 года численность лиц, которые обеспечиваются
питанием с участием субъектов хозяйствования, сократилось на 14 тыс. человек.
Одновременно расходы Министерства обороны на оплату таких услуг выросли почти в
2 раза (приложение 8).
Жалобы Министерства обороны на недостаточное бюджетное финансирование вступают в
противоречие с необоснованными затратами средств Государственного бюджета на
содержание избыточного имущества и земель, государственных предприятий и
структурных подразделений, которые выполняют несвойственные для военного
ведомства функции.
Так, результаты ревизии Главного контрольно-ревизионного управления Украины
свидетельствуют о неэффективном использовании оборонным ведомством выделенных
бюджетных средств. Только во время проведения процедур закупки нефтепродуктов по
договорам, заключенным Министерством обороны в 2008 году, цены на
горюче-смазочные материалы завышены на 54,3 млн. грн. (приложение 9).
Во время строительства жилья для военнослужащих Министерством обороны нарушается
принцип социальной справедливости. Распределение средств между регионами
осуществлен без учета количества военнослужащих, находящихся на учете в очереди
(приложения 10, 11).
Таким образом, основные усилия руководства Министерства обороны и Генерального
штаба направлены на создание бюрократизированного органа военного управления с
максимальной централизацией функций в центре и необоснованное создание
дополнительных структур, которые не предусмотрены Государственной программой
развития Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 года.
Министерство обороны и Генеральный штаб с учетом существующих структур и
численности с неэффективными органами военного управления и экономически
обременительные для государства. Руководство Министерства обороны и Генерального
штаба на сегодняшний день не в состоянии в полном объеме влиять на состояние
Вооруженных Сил Украины, о чем свидетельствуют многочисленные недостатки, для
устранения которых не требуется значительных материальных затрат.
Непринятие мер по реформированию Министерства обороны и Генерального штаба может
привести к снижению качества управления войсками и возникновение серьезных
проблем, связанных с выполнением задач в особый период.
Учитывая изложенное, инспекционные комиссия считает, что работа руководящего
состава Министерства обороны и Генерального штаба имеет системные просчеты,
требует существенного улучшения и предлагает:
- тщательно проанализировать ситуацию, которая возникла, и безотлагательно
внести в установленном порядке изменения в Государственную программу развития
Вооруженных Сил Украины на 2006-2011 годы с учетом экономических возможностей
государства;
- с целью обеспечения рационального использования бюджетных средств
оптимизировать структуру Министерства обороны и Генерального штаба; сократив
численность центрального аппарата министерства до 800 человек и Генерального
штаба до 1300 человек (приложение 12);
- по результатам неудовлетворительной работы руководства оборонного ведомства и
Генерального штаба сделать строгие кадровые выводы.
Считаем целесообразным передать копию Акта проверки в Кабинет Министров Украины,
предложив Правительству тщательно проанализировать причины имеющиеся недостатки
и проблемы, принять все необходимые меры для их устранения и реализации
определенных в Акте предложений.
С уважением,
Глава Секретариата
В. Балога



 |