Барак Обама ориентируется на Рузвельта

Многие государства мира борются с экономическим
кризисом одинаковым образом: они расходуют бюджетные средства на поддержку
национальных экономик. Именно этот путь избрал президент Барак Обама.
В начале 2009 года им была предложена программа «План американского
восстановления и реинвестирования», предназначенная для того, чтобы в
краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной
– обеспечить продолжительный экономический рост. Основа программы заключается в
комбинации двух методов: адресного сокращения налогов и масштабных бюджетных
инвестиций в экономику, в основном, за счет реализации инфраструктурных
проектов. Сегодня Обама выступил с речью, в которой подтвердил свою
приверженность ранее избранному курсу.
Логика подобных действий достаточно проста: во времена, когда компании сокращают
инвестиции, а потребители перестают покупать, кто-то должен занять их место и
стимулировать спрос и, соответственно, создавать рабочие места. Эта концепция
была разработана в начале 1930-х годов британским экономистом Джоном Мэйнардом
Кейнсом. Именно Кейнс был одним из идеологов «Нового курса» – серии реформ,
которые проводились в США во время Великой Депрессии президентом Франклином
Рузвельтом. По рецептам Кейнса действовали практически все государства Европы в
1930-е годы. Кейнс утверждал, что увеличение государственных расходов позитивно
влияет на экономику. По его мнению, тогда, когда потребители и бизнесмены
чрезмерно осторожны в своих тратах и инвестициях, государство обязано брать
инициативу на себя.
Великая Депрессия была крупнейшим в истории США кризисом, который затронул
практически все страны мира. Она началась в 1929 году. В 1932 году президентом
стал Франклин Рузвельт, который привлек на помощь больной экономике США Джона
Кейнса. При Рузвельте США первыми в мире начали проводить крупномасштабную
кампанию поддержания занятости. В частности, безработных привлекали для
строительства дорог, возведения дамб и плотин, благоустройства парков и пр.
Уровень безработицы в условиях Великой Депрессии был намного выше нынешнего
(современный рекорд был установлен в октябре 2009 года, когда без работы
оказались 10,6% трудоспособных американцев). Для сравнения, в 1929 году (до
начала Депрессии) он составлял с 3,2%, в 1930-м – 8,7%, в 1931-м – 15,9%, в 1932
–м – 23,6% (приход к власти Рузвельта), в 1933-м (начало реализации «Нового
курса») – 24,9%. В 1934-м году уровень безработицы впервые за годы кризиса
несколько сократился – до 21,7%. Великая Депрессия официально закончилась в 1939
году – ее окончание совпало с началом Второй мировой войны. Тогда уровень
безработицы в США составлял 17,2%. В последующие полтора десятилетия в США
наблюдался дефицит не рабочих мест, а рабочих рук.
Идеи Кейнса были крайне популярны и широко востребованы до начала 1970-х годов,
когда серия экономических кризисов доказала, что они не полностью соответствуют
экономическим реалиям: государства продолжали активно тратить деньги, дефициты
государственных бюджетов росли, однако результатом этого стала высокая инфляция
и резкое снижение уровня занятости. В результате, кейнсианство сменила идеология
монетаризма, одним из создателей которой был нобелевский лауреат Милтон Фридман.
Фундаментальное различие во взглядах Кейнса и Фридмана заключалось в следующем:
Кейнс считал, что главной причиной Великой Депрессии были действия участников
рынков – Фридман доказывал, что корень зла заключался в ошибках государственной
политики.
На сегодняшний момент невозможно определить какая из теорий правильная. Дело в
том, что для доказательства требуется провести эксперимент, по меньшей мере, в
двух совершенно одинаковых государствах, столкнувшихся с одинаковыми
экономическими проблемами, одно из которых сделало бы ставку на реализацию
методик Кейнса, а другое – на действия по схемам Фридмана. По очевидным причинам
подобный опыт невозможен.
Кевин Хассет, научный сотрудник Института американского предпринимательства,
отмечает, что свет в конце тоннеля для экономики США может быть уже заметен.
Дело в том, что пик уровня безработицы был отмечен в октябре 2009 года – в
ноябре он несколько снизился. Во время рецессий 1975 и 1982 годов пик уровня
безработицы был зафиксирован за 1-2 месяца до окончания рецессии – после этого
уровень безработицы стабильно снижался на протяжении пяти (в 1970-е) – восьми
лет (в 1980-е). Эти рецессии были самыми мощными после окончания Второй мировой
войны. Милтон Фридман сравнивал этот процесс с гитарной струной – чем сильнее
дернуть струну в одну сторону, тем дальше она отлетит в другую.
Окончание кризиса отнюдь не означает окончания массовой безработицы. По данным
Национального бюро экономических исследований, опыт предыдущих рецессий
показывает, что рынок труда восстанавливается намного медленнее, чем экономика.
Так рецессия, начавшаяся в 1990 году, продлилась 8 месяцев. При этом сокращение
рабочих мест продолжалось 11 месяцев. На полное восстановление рынка труда, то
есть для возвращения уровня безработицы к дорециссионным уровням потребовалось
30 месяцев. Рецессия 2001 года также продлилась 8 месяцев. Сокращения рабочих
мест продолжались 32 месяца, а восстановление докризисного статус-кво заняло 48
месяцев. Нынешняя рецессия – самая продолжительная за последние полвека, она
продолжается уже более двух лет и неизвестно, когда закончится.
По данным Министерства труда, с декабря 2007 года США потеряли более 8 млн
рабочих мест. Ныне без работы 15,4 млн человек (то есть, 10% трудоспособного
населения), причем почти 5,9 млн американцев не имеют работы более полугода. Еще
17,2 млн. жителей США заняты не полный рабочий день. У 21% американских семей
один из кормильцев не имеет работы. Чтобы восстановить уровень занятости,
существовавший в США до начала рецессии, требуется создать 10,9 млн рабочих
мест.
Опрос службы Gallup, проведенный в конце ноября, показал, что большинство (18%)
американцев считают лучшим способом борьбы с безработицей – сохранение рабочих
мест в сфере промышленного производства. 14% считают наилучшим лекарством от
безработицы снижение налогов, 12% – помощь малому бизнесу, 10% – реализацию
инфраструктурных проектов. |