БАНДЕРА: СИМВОЛ НАЦИИ?
Обе
стороны автомобильного пути
из Верховины к Львову пестрят
бил-бордами с фотографией Бандеры и лозунгом «Символ
нации». К Бандере я отношусь со сдержанной симпатией,
к бандеровскому движению - со
сдержанным сочувствием.
А вот к авторам таких лозунгов
сдержанности мне не хватает.
Я просто неудержимо хотел бы встретиться с автором этого лозунга (тайком лелея
надежду, что им является сам Виктор Андреевич Ющенко) и задать ему один вопрос:
какой именно нации символом является Бандера?
Однако надежды мои не слишком
велики. Я привык, что на этих просторах нас всегда провозглашали кем-то, не
особо спрашивая на то нашего согласия: то православным русским народом, то
крупным советским народом, то единственным украинским народом. Правда, мы,
галичане, всегда себя чувствовали как-то немного маргинесом
этих больших сообществ. Так и теперь - когда кто-то заявляет, что в этой стране
есть нация, символом которой является Бандера, я хотел бы поближе познакомиться,
что же это за нация такая?
Поэтому, не дожидаясь ответа «сверху», я сам начинаю искать ответ на свой вопрос.
Исходя из собственного почти десятилетнего опыта сосуществования с «східняками»
на их территории, а также из того, что подобные бил-борды я и все опрошенные
мною знакомые видели только на Западной Украине, делаю вывод, что речь идет о
какой-то нации, которая
сосредоточена в основном на запад от Збруча. Конечно, я
допускаю, что плакатов о «символе нации» я
недосмотрел где-то на Киевщине, но твердо знаю, что их не
может быть на Востоке и Юге-Востоке
нашего государства, потому что там даже забетонированые
металлические таблички с упоминанием о героях УПА не приживаются
и дня. Кроме того, я убежден, что отдельные представители этой загадочной
нации живут и в Киеве, и в Донецке, и в Харькове, и в Одессе, и даже в
Севастополе, но их численность балансирует на грани статистической погрешности.
Наверное, все же речь идет о какой-то западной нации.
Тут уже я начинаю активно протестовать, потому что хорошо знаю, из кого состоит
население Западной Украины.
Это свидомые
бойки и не свидомые гуцулы, урбанизированные галичане и
галичанизированые южные волиняки
и западные подоляки, закарпатские
русины с другими нацменьшинствами и
орусевшие буковинцы, переселенцы Лемки и приезжие
схидняки. Где же тут, простите, нация? Это во-первых. А
во-вторых, среди всех перечисленных народов далеко не все захотят признать своим
символом Бандеру. Ну, если их спросить, конечно.
Я спрашиваю, потому и знаю. Расспрашиваю различных гуцулов с бойками не для того,
чтобы как-то очернить Бандеру и бандеровцев, а чтобы
сопоставить человеческие истории с историей своей семьи.
Моя покойная бабка может и
считала Бандеру «символом нации» до того момента, когда в ее дом, где москали
поселили принудительно районного прокурора, бандеровцы метнули
гранату. НЕ учитывали, что там живет еще и какая-то бабка
- вдова, кстати, участника освободительной борьбы 1918-1919 годов - с маленькими
детьми.
Племянник моего деда,
а мой крестный, тоже не чувствовал особой гордости от
причастности к бандеровскому
движению, так как его забрали в лес насильно под страхом
наказания для него и семьи. Впрочем, семья и так свое заплатила - вывезли в
Сибирь за «сына-бандеровца».
Таких историй я мог бы
рассказать десятки, а люди, которые рассказали мне - сотни. Однако не это
является задачей этого текста, а попытка определить - кто в Украине согласится
определить Бандеру «символом нации». Впрочем, возможно, я зря
ограничиваюсь только жителями Украины. Сторонники такого лозунга, без
сомнения, есть и за пределами нашей страны. Видимо, немало их живет среди
диаспоры в США, Канаде, Великобритании и других западных странах. Кроме,
разумеется, потомков мельниковцев, бульбовцев,
умеренной интеллигенции, которых бандеровцы истребляли
как врагов и предателей. А еще хорошо знаю, что знак равенства между «бандера» и
украинцем охотно ставят те поляки, родные которых были жестоко убиты
на Волыни в 1943 году, и евреи, которые убеждены в причастности украинских
националистов к Холокосту.
"Ну чего ты прицепился к «символу
нации», - сказал мне знакомый, интеллигентный умеренный львовянин. - Ты
же знаешь, что нация все еще формируется и формироваться она должна на каких
символах. А Бандера принадлежит к числу «малых» символов, ибо великие
символы - Герб, Гимн и Флаг".
А я ему на это - «вот и
называйте себе «малым символом»
будущей нации, при условии, что она когда-нибудь все-таки будет создана».
Но знакомый? - Выпили по чарке и разошлись. А вот с автором лозунга я же хотел
бы пообщаться. Я бы ему сказал: «чувак (извините Виктор Андреевич за
панибратство), ну что ты плетешь? Бандера был радикальным
националистом-революционером, который
применял террористические методы в своей борьбе. Где есть нация
националистов-революционеров?
Выдвигая лозунг «Бандера -
символ нации», ты отсекает от такой виртуальной «нации» подавляющее большинство
жителей этой страны. Ну назови ты Бандеру символом эпохи,
символом борьбы, но не нации, потому что в ответ услышишь - нет такой нации,
символом которой был бы Бандера».
Владимир Павлов
Фотографии из личного альбома
Провидныка ЗЧ ОУН С.Ленкавського. Опубликованы
Вахтангом Кипиани.
Бандера на
отдыхе. Италия, Франция, Швейцария.






В это же время...
Из параллельной реальности.
Ликвидированные МГБ УССР участники бандеровских бандформирований.




Источник:
Олег Росов
комментировать новость
|