Виктор Андреевич Ющенко: проект
импичмента
1 декабря 2004 года Виктор
Янукович заболел - у него поднялась температура до 38,7. В Киеве состоялся
второй круглый стол при участии европейских посредников, а дочь Леонида Кучмы
участники оранжевой революции заблокировали прямо на даче в Конча-Заспе.
В тот день произошло еще одно событие, которое создало прецедент на много лет
вперед. В Киеве бурлил Майдан, который требовал жертвы в лице Януковича. Как
предварительный шаг его решили уволить с должности премьер-министра. Однако
сделать это напрямую оказалось невозможным - еще за полгода до выборов
президента была одобрена программа действий правительства, которая давала
иммунитет Януковичу вплоть до весны 2005.
Тогда парламент пошел необходимым путем - отменил свое же голосования
многомесячной давности. Так одним постановлением Януковича лишили иммунитета и
отправили его в отставку. Синхронно со всеми депутатами-оппозиционерами
поддержал эти решения и Виктор Ющенко.
Такая практика понравилась молодому президенту. В дальнейшем, когда Ющенко не
мог освободить неугодного человека напрямую, он отменял акт о ее назначении.
Сначала таким образом он отправил в отставку членов Высшего совета юстиции
Гавриша и Задорожного, которые остались в президентской квоте в наследство от
Леонида Кучмы.
Потом, когда с первой попытки не удалось протолкнуть досрочные выборы-2007,
Ющенко также уволил Александра Медведько с генпрокурора, отменив указ о его
назначении. По аналогичной схеме был снят с должности судья Окружного
административного суда Киева Келеберда.
Не все эти указы дожили до сегодняшнего дня - некоторые из них были отозваны
самим Ющенко, некоторые аннулированы судом. Но ничего позорного в таком способе
решения кадрового вопроса президент не видел - по такой схеме попытались даже
уволить ректора Киевского национального университета Виктора Скопенко.
Все эти решения готовил главный юрист секретариата президента Игорь Пукшин, хотя
не все на Банковой поддерживали такое указотворчество. Николай Полуденный,
который был советником президента по юридическим вопросам, выступал против.
Главная проблема в таких случаях - что делать с тем массивом решений, которые
успели принять за время управления человека, впоследствии освобожденной таким
оригинальным способом - путем отмены акта о назначении. Имеют ли силу документы,
подписанные этим лицом? Ведь, по логике, если аннулируется назначения, то,
соответственно, и никаких вердиктов этот чиновник выносить не мог.
"Подобная практика отмены акта о назначении - не соответствует праву. Поэтому
невозможно установить правовые последствия таких решений", - считает Полуденный.
Во вторник судьба подтвердила Виктору Ющенко правило, что всякий бумеранг
возвращается и бьет по голове глупца, который его запускает.
Многомесячная война за Нацбанк не принесла Тимошенко практических результатов.
Несмотря на решение парламента, Ющенко не внес представление об отставке
Владимира Стельмаха - который, по Конституции, назначается и увольняется только
с согласия президента. Тогда Тимошенко пошла по дороге, проложенной для нее
Банковой.
По представлению депутатов БЮТ Верховная Рада приняла решение об отмене своего
постановления четырехлетней давности, согласно которому на должность главы НБУ
пришел Владимир Стельмах.
Даже сама Тимошенко признала это голосование "синтетическим путем, который не
дает ответа".
"Мы сейчас немного сняли главу НБУ", - нашла оригинальное объяснение Тимошенко.
В паре с этим решением также уходило отмены постановления 2004 года об
увольнении с должности главы НБУ Сергея Тигипко. Однако банкир, которого
связывают отношения и с Юлией Тимшенко, и Александр Шлапак, не захотел быть
разменной монетой политической войны на уничтожение. И от предложения отказался.
По большому счету, постановление Верховной Рады по Стельмаху не будет иметь
последствий. Однако вместе с этим решением было проголосовано еще одно - о
возложении на Ющенко ответственность за незаконную деятельность НБУ.
По замыслу организаторов, это является одним из шагов к началу процедуры
импичмента.
По данным источников, именно ситуацию с курсом гривни и газовый конфликт был
избран двумя основными темами, вокруг которых будут создавать информационный фон
обвинений Ющенко. На этих простых примерах гражданам будут разъяснять
необходимость устранения его с должности.
Вместе с тем формально соратники Тимошенко попытаются доказать состав
преступления в действиях Ющенко по другим эпизодам, где существует правовая
основа.
Юристы из блока Тимошенко и Партии регионов, которые вместе с Виктором
Медведчуком сосредоточились на этом вопросе, пошли дальше просто разговоров о
начале процедуры импичмента.
Таким образом и появился на белый свет проект представления об устранении
Ющенко с поста президента, в который свели пожелания обеих сторон.
По словам источников, это предварительный документ, который состоит из пунктов,
которые хотели бы видеть в представлении о начале импичмента как сторона
Тимошенко, так и их единомышленники в Партии регионов. Одновременно и редакция
проекта представления, который есть в нашем распоряжении, судя по содержанию,
еще не был согласован между переговорщиками со стороны Тимошенко и Януковича.
Например, на третьей странице проекта Ющенко обвинили в подписании указов о
роспуске Верховной Рады в 2007 году. "Издание таких актов стало безоговорочным
свидетельством намерения Ющенко В.А. неконституционным способом прекратить
деятельность высшего представительного органа, что привело к тяжелым
последствиям ..."
Этот пункт появился с подачи Партии регионов, однако он не был согласован с БЮТ,
поскольку именно Тимошенко была инициатором тех досрочных выборов. Поэтому
обвинять Ющенко в незаконности тех действий означает для БЮТ выпороть самих
себя. Как сказали информированные источники, БЮТ будет настаивать на исключении
этой части обвинений в адрес президента.
Ключевой пункт проекта представления - это незаконное увольнение Ющенко в 2007
году судьи Конституционного суда Сюзанны Станик. Поскольку на уровне Верховного
суда было установлено превышение президентом своих полномочий, то именно этим
фактом собираются воспользоваться инициаторы импичмента.
По Конституции, процедура импичмента предусматривает получения заключения
Верховного суда о том, что деяния, в которых обвиняется президент, содержат
признаки государственной измены или иного преступления ".
Поскольку Верховный суд 25 марта 2008 признал отставке Станик незаконной в
рамках судебного процесса, то, по мнению инициаторов, то же самое ВС будет
вынужден сделать и в случае начала импичмента в 2009.
С другой стороны, Ющенко ведь выполнил решение суда - он восстановил Станик и
тут же ... вторично освободил его под другим предлогом: неполномочное сложение
присяги. В 2004 году, когда Станик вступала в должность, в зале Верховной Рады
отсутствовал президент Кучма - хотя его присутствие при составлении присяги
является обязательным условием закона о Конституционном суде.
Второе обвинение Ющенко, на которое возлагают надежду в БЮТ - это
"безосновательная ликвидация" президентом Окружного административного суда Киева
(Хотя в представлении инициаторы импичмента запутались и ошибочно написали, что
президент ликвидировал Киевский окружной административный суд, который на самом
деле никто не распускал - он был создан для обслуживания Киевской области.)
Очевидно, авторы проекта представление об импичменте имели в виду события, когда
Окружной админсуд Киева в конце 2008 года приостановил действие указа Ющенко об
объявлении досрочных выборов, после чего президент попытался его расформировать
на Центральный и Левобережный окружные админсуды столицы.
Чтобы сорвать планы Ющенко, президиум Совета судей тогда постановил признать
указ президента незаконным и антиконституционным.
А, поскольку Совет судей значительной мере состоит из представителей самого
Верховного суда, то, по мнению инициаторов импичмента, они не смогут не признать
факт преступления в этих действиях президента, если начнется процедура его
устранения с должности.












Другие обвинения, изложенные в
проекте представления, имеют скорее морально-психологический характер, вроде: "О
инициированных президентом Ющенко неоправданных расходов, примером чего может
служить строительство памятника жертвам Голодомора, который является особенно
циничным, принимая во внимание огромный трагизм этой исторической темы. По
предварительным расчетам, стоимость строительства составляет около 750 миллионов
гривен, что почти в четыре раза дороже, чем памятник Холокоста в Берлине.
Начать сбор подписей под представлением о начале импичмента Юлия Тимошенко
планировала еще в конце 2008. И в проекте документа можно найти свидетельства,
что он писался еще в прошлом году. Затем работа по согласованию пунктов
обвинений была приостановлена.
Однако после атаки секретариата президента на газовые договоренности
Тимошенко-Путина премьер снова заговорила о возможном инициировании импичмента.
Часть окружения премьера, которая концентрируется вокруг Андрея Портнова, готова
взяться за реализацию замысла. Для этого под представлением необходимо собрать
226 подписей, которые теоретически могут легко только своими силами обеспечить
БЮТ и Партия регионов.
Хотя Янукович, чувствуя, что его втягивают в чужую игру, предложил другой
сценарий - одновременное голосование за импичмент и за вотум недоверия
правительству.
На самом же деле импичмент без принятия закона о специальных следственных
комиссиях реализовать невозможно. Конституция предусматривает необходимость
назначения специального прокурора и специального следователя, но эти понятия в
законодательстве отсутствуют.
Далее, по Конституции, выводы следственной комиссии по вопросам импичмента
должны рассматриваться на заседании Верховной Рады. Для обвинения президента
Украины необходимые 300 голосов, которые теоретически могут дать суммарно БЮТ и
Партия регионов. Однако на практике их может не хватить, потому что не поддержат
импичмент группы, ориентированные на Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. И
дефицит голосов не компенсируют даже коммунисты.
Только после того дело об импичменте должны оценить не только Верховный, но и
Конституционный суд. Если в Верховном суде Тимошенко добиться своего легче, то
способность КС вынести хоть какой вердикт минимальна. Судьи по улице Жилянской
любят, чтобы не брать на себя ответственность, впадать в ступор. Тем более о
каком импичменте может идти речь, когда Конституционный суд возглавляет близкий
друг Балоги Андрей Стрижак.
Окончательное решение об отстранении президента принимается Верховной Радой не
менее чем тремя четвертыми от ее конституционного состава, то есть 338 голосами,
аккумулировать которые невозможно.
В шансы реализовать импичмент слабо верят даже сами инициаторы. Но это - способ
снизить уровень легитимности Ющенко накануне выборов президента, особенно в
глазах силовиков. Проще говоря, сделать утку хромающей не на одну, а на две
лапы.
комментировать новость
|