Украина: стратегическое холуйство
«Україна та Російська
Федерація були і залишаються стратегічними партнерами у багатьох сферах, зокрема
енергетичній», — такими словами начиналась «Заява України стосовно
поставок і транзиту російського природного газу», подписанная 31 декабря
президентом Ющенко и премьер-министром Украины.
Но не только премьер с президентом. Спикер ВР Литвин за неделю до Нового года
тоже порассуждал на тему российско-украинского стратегического партнерства.
Выразив сомнение в том, что «Газпром» может 1 января прекратить поставки газа на
Украину, если до конца 2008-го не будет подписан газовый контракт между Россией
и Украиной, Литвин отметил: «Нужно исходить из того, что в условиях кризиса как
раз и можно познать, кто есть друг, кто является близким, и насколько это
позволяет обеспечить взаимную поддержку... это как раз тот случай, когда понятие
«стратегический партнер» должно наполниться конкретным смыслом. Очевидно, из
этого надо исходить. Более того, я в этом убежден, что на этом надо стоять» (УНИАН).
А 14 января секретарь СНБО Богатырева заявила: «Стратегическое партнерство — это
не просто межгосударственный договор, это миссия, где две стороны должны
инициировать дружественную политику, направленную на поддержку друг друга»
(«Интерфакс-Украина»).
Об украинско-российском стратегическом партнерстве вспомнили! Конкретным смыслом
решили наполнить! Точнее — дешевым газом. Чтобы окончательно не «легли»
украинская экономика и социально-экономическая сфера.
А где же было «стратегическое партнерство» между Украиной и Россией, скажем, в
августе прошлого года, в ходе событий на Кавказе? Разве можно считать
августовскую позицию официального Киева по отношению к Москве позицией
стратегического партнера?
Стратегический партнер, однозначно, с вызовом, принимающий сторону противника,
поставляющий последнему военную технику и снаряжение? Стратегический партнер,
пытающийся подорвать твои военные возможности (ситуация вокруг ЧФ РФ)?
Стратегический партнер, проводящий во внешней политике линию на дискредитацию и
изоляцию своего как бы партнера на международной арене?.. Партнер ли это?
Только 25 декабря под председательством секретаря СНБО Богатыревой состоялось
заседание недавно созданной президентом Межведомственной стратегической группы
по украинско-российским отношениям. Как сообщалось, обсуждались возможности
расширения взаимовыгодного сотрудничества с Россией, прежде всего в
экономической плоскости, было утверждено решение относительно организации
подготовки конкретных предложений в этой сфере для дальнейшего их представления
на рассмотрение президенту. Состоялся обмен мнениями относительно подготовки
проектов «Основ стратегии решения актуальных вопросов развития
украинско-российских отношений» и «Генеральных директив украинским делегациям на
переговоры с РФ»... Уж не в рамках ли этих «интеллектуальных наработок»
действовала украинская сторона, развязывая «газовую войну» с Россией? Выглядит
как насмешка. Или — как весьма своеобразный способ «улучшить
украинско-российское стратегическое партнерство».
Существует ли вообще стратегическое партнерство между Украиной и Россией? Не на
бумаге, де-юре, а на практике, де-факто?
Четкого определения понятия «стратегическое партнерство» нет. Но его можно
сформулировать в общих чертах, отталкиваясь от обеих составляющих —
«партнерство» и «стратегическое». Т. е. речь должна идти о взаимодействии
сторон, направленном на реализацию общих стратегических целей и интересов.
Очевидно, отношения стратегического партнерства должны базироваться на принципах
равноправия, учета интересов друг друга, последовательности и предсказуемости.
Можно ли говорить, что нечто подобное присутствует в отношениях между Украиной и
Россией после прихода к власти «оранжевого» режима?
Чтобы вести речь о стратегическом партнерстве, необходимо рассматривать весь
комплекс отношений — в экономической, политической, военно-политической,
энергетической, гуманитарной и других сферах. Диапазон отношений трудно
ограничить какой-либо одной областью. Ибо невозможно вывести их на уровень
стратегического партнерства в одной сфере при одновременном наличии конфликта
между сторонами в другой.
Наивно рассчитывать обнаружить стратегическое партнерство между Украиной и
Россией в нынешней ситуации, охарактеризованной российским президентом Дмитрием
Медведевым так: «Что же касается отношений в целом, то, еще раз подчеркиваю, к
сожалению, на мой взгляд, на более низкой стадии эти отношения за последние годы
не были ни разу. И это очень печально» (24.12.2008, kremlin.ru).
Действительно, все труднее становится найти украинско-российскую «игру с
положительной суммой». Тогда как конфронтацию и соперничество — вместо
партнерства — легко обнаружить едва ли не по всему периметру
украинско-российских отношений.
Например, особо чувствительны для Москвы вопросы обороны и безопасности. Россия,
оказавшись в сложном и уязвимом военно-стратегическом положении по итогам
«холодной войны» (включая распад ОВД и СССР), всеми силами пытается не допустить
нарушения и так изрядно подорванного баланса сил.
Россия выступает против расширения НАТО на Восток, приближения инфраструктуры
альянса к своим границам, появления в странах Центральной и Восточной Европы
американских военных баз, размещения американской ПРО в Европе и т. д. Россия
выступает за создание общеевропейской системы безопасности по принципу
«безопасность для всех» вместо реализуемого принципа «безопасность для избранных
за счет всех остальных».
Украина, напротив, — не только одобряет расширение НАТО, но и выступает за
форсирование этого процесса, стремясь как можно скорее обрести членство в
альянсе. Со стороны Киева не только не поступает возражений в ответ на
милитаризацию Центральной и Восточной Европы (в частности, создание американских
баз в Румынии и Болгарии), размещение позиционных районов американской ПРО в
Польше и Чехии, но и заявляется официальная поддержка указанных шагов.
При этом если Украина сотрудничает с НАТО, то, не являясь членом этой
организации, не принимая участия в выработке решений, становится «большим
натовцем, чем сами натовцы». Да еще и гордится этим: украинские чиновники
неизменно подчеркивают, что Украина — единственная страна — партнер альянса,
принимающая участие во всех без исключения миротворческих операциях под эгидой
НАТО (КФОР в Косово, «Активные усилия» на Средиземном море, Международные силы
содействия безопасности в Афганистане и т. д.) — даже в тех, в которых участвуют
не все члены НАТО. Ради чего?
И хотя формально, на уровне деклараций, Киев утверждает, что намерен
учитывать российские интересы и снимать российские озабоченности в вопросе своей
евроатлантической интеграции, по факту имеет место игра на обострение
украинско-российских отношений, выливающаяся в бесконечные политические и
дипломатические баталии.
Вместо выстраивания общей с Россией стратегии, направленной на поддержание
стабильности и безопасности в регионе Черного моря, с украинской стороны
искусственно обостряется вопрос базирования Черноморского Флота РФ в Крыму. И
можно ли назвать случайностью то, что попытки вытеснить российское присутствие
сопровождаются усилиями по увеличению присутствия американского? Что нашло свое
отражение, в частности, и в недавно подписанной украинско-американской хартии.
ГУАМ, ранее позиционировавшийся как экономический интеграционный проект, в
последние годы стал приобретать черты военно-политической организации. Получая
организационную, политическую и дипломатическую поддержку США, структура стала
превращаться в эдакое мини-НАТО на южных рубежах России.
С 2005 г. Москва и Киев все дальше расходились во взглядах на решение
«замороженных» конфликтов в СНГ. Понятна активность Украины в разрешении
приднестровского конфликта, к тому же она подкреплена наличием рычагов влияния
на ситуацию. Однако вовлечение (в том числе с подачи Запада, прежде всего США) в
ситуацию на Кавказе (вокруг Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха) — причем
с подчеркнуто антироссийских позиций — изначально делало Украину заложником
чужих интересов.
В подобной ситуации о каком украинско-российском взаимодействии, о каких общих
стратегических целях может идти речь?
Очевидно, что никакая реальная безопасность в Европе, и для Украины прежде
всего, недостижима, если не чувствует себя в безопасности Россия. Участвуя в
антироссийских сценариях, обслуживая чужие интересы, Украина оказывается «на
передовой» и подрывает прежде всего свою безопасность, игнорирует свои
собственные интересы по обеспечению национальной безопасности.
Это отражается как на всем спектре украинско-российских отношений в целом, так и
на частностях. Например, на урегулировании вопросов украинско-российской
границы. Не секрет, что торможение (со стороны России) процесса установления
морской границы в Азово-Керченской акватории обусловлено не только расхождениями
сторон по распределению морских экономических зон, но и вопросами безопасности.
Россия настаивает на присвоении Азовскому морю и Керченскому проливу статуса
внутренних вод двух государств, в том числе чтобы сделать невозможным
военно-политическое присутствие в данном регионе третьей стороны.
Экономические отношения между Украиной и Россией также трудно охарактеризовать в
категориях стратегического партнерства. Конечно, уровень по-прежнему высокий —
сказывается инерция прошлых лет. Однако тенденции таковы, что ведут к
накоплению, а не разрешению проблем и противоречий общеэкономического характера.
С 2005 г. Киев рассматривает любые экономические проекты не столько с точки
зрения экономической выгоды, сколько сквозь призму политики (в частности,
украинского курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию). Показательно,
что с 2005-го в любых документах, направленных на развитие экономических связей
между государствами, украинская сторона неизменно изымает термин «интеграция»,
заменяя его «партнерством» или «сотрудничеством».
Наиболее выпукло это проявилось в отказе от создания Единого экономического
пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном, а также от синхронизации
позиций по вступлению Украины и России в ВТО. «Оранжевыми» проводится курс на
институциональный подрыв украинско-российских экономических связей — в угоду
политическим задачам и интересам часто третьих стран.
Ведь и вступая в ВТО, Украина умудрилась принять такие дискриминационные
условия, на которых в эту организацию не вступали даже самые отсталые страны
мира — начиная от драконовских мер (в отношении себя самой) по защите
американской интеллектуальной собственности (вплоть до полного уничтожения
национального производства лазерных дисков) и заканчивая едва не полным
обнулением таможенных пошлин.
В перспективе позиция Киева ведет к сворачиванию полномасштабного
украинско-российского сотрудничества в энергетике, машиностроении, авиационной и
космической отраслях, оборонном комплексе и др. А в итоге — к потере российского
рынка (украинская позиция мотивирует Россию на создание собственных замкнутых
технологических циклов) и утрате производств в Украине. Рынки Европы и США, а
равно и любые другие, не могут полноценно заменить Украине российский рынок —
какие бы зоны свободной торговли с ними ни создавались.
Красочно нынешнюю ситуацию обрисовал экс-президент Кучма 28 ноября прошлого
года: «Я задаю вопрос — зона свободной торговли с ЕС. Чем мы там будем свободно
торговать? Чем?! Мы в ЕС продаем только чушки».
«Что, мы можем выйти на рынок ЕС с высокотехнологической продукцией? Так у нас
ее нет. Что, мы могли бы соревноваться в области авиации или космических слуг?
Сельское хозяйство — так нас туда не пускают и не скоро пустят. А Россия в
прошлом году обнулила наши поставки по мясу, молоку, и мы сразу почувствовали, —
ставил риторические вопросы Кучма. — Без России мы ноль.
...Россия, действительно, необъятный рынок. Почему Европа сегодня обнимается с
Россией, весь мир, а мы кричим, что нам туда нельзя, на нас будут плохо смотреть
в Брюсселе. А если на нас люди в Киеве будут плохо смотреть, что доведем страну
до коллапса?»
Или энергетика и актуальные
ныне вопросы поставки и транзита энергоносителей. Ни о каких общих стратегиях в
последнее время говорить не приходится. Начиная с 2005 г. под соусами
«избавления от энергетической зависимости» и «евроинтеграции» (и шире —
«евроатлантической интеграции») Украина делает все, чтобы разрушить наработанное
в прежние годы.
Т. н. «европейские» энергетические устремления Киева неизменно являются
конфронтационными по отношению к энергетическим интересам России. Особо
наглядно это проявляется в ходе регулярно проводимых энергетических саммитов при
участии стран, входящих в т. н. Балто-Черноморско-Каспийскую дугу (страны
Балтии, Польша, Украина, Грузия, Азербайджан), открыто позиционируемую как
Балто-Черноморско-Каспийское энергетическое пространство. Несмотря на
утверждения о том, что проект не является антироссийским, совершенно очевидно,
что он направлен на снижение влияния России, пытающейся упрочить свое положение
в Европе через энергетические проекты.
Показательна сопровождающая этот процесс лексика украинских представителей,
включая президента: «повышение энергетической безопасности Европы». Будто
Украине больше не о чем беспокоиться, как только о Европе. Впрочем, «Европа»
здесь часто выполняет функцию пропагандистской ширмы, за которой реализуются
интересы США. Не случайно главными спонсорами-кураторами «Балто-Черноморско-Каспийского
энергетического пространства» выступают США. И не случайно позиция Киева в
вопросах поставки энергоносителей в Европу оценивается Москвой как
противостоящая российским интересам в пользу США (и частично — Европы).
Одним из первых шагов «оранжевой» власти в 2005 г. стал отказ от создания
международного газотранспортного консорциума по управлению украинской ГТС.
Фактически это означало отказ от стратегических отношений в вопросах поставки
газа в Европу с Россией. Иное дело — допустить к украинской ГТС США! Пока в
качестве «инвестора для модернизации ГТС».
14 января украинский МИД признал, что это является одной из составляющих недавно
подписанной американско-украинской Хартии о стратегическом сотрудничестве.
Об этом заявил пресс-секретарь МИД Василий Кирилыч: «Украина заинтересована в
поиске инвесторов для модернизации ГТС, однако для нас важными и приемлемыми
являются инвесторы, которые не будут выдвигать никаких политических требований,
и не будут пытаться осуществлять политическое давление на Украину».
По словам Кирилыча, «...в Хартии действительно есть положения, которые касаются
привлечения США к модернизации украинской ГТС». Но не только это.
«В Хартии предусмотрены конкретные механизмы энергетического сотрудничества,
прежде всего — начало работы двухсторонней рабочей группы по вопросам
энергетической безопасности, а также углубление трехстороннего диалога в формате
Украина—США—ЕС по поводу усиленной энергетической безопасности», — отметил
пресс-секретарь МИД.
Кроме того, по его словам, стороны указали на важность эффективно
функционирующего энергетического сектора: «Стороны планируют тесно сотрудничать
по модернизации мощностей украинской ГТС, диверсификации, безопасности
источников украинского ядерного топлива, что уменьшит зависимость Украины от
иностранных источников ядерного топлива и мощностей для их сохранения»
(«Интерфакс-Украина»).
Всегда и во всех сферах экономически оправданна и эффективна схема:
производитель — доставка — потребитель. Все, кто пытается вклиниться в эту схему
по тем или иным причинам, — посредники, желающие снять сливки. А наша власть
убеждает нас, что США вложат деньги в модернизацию украинской ГТС, не сопроводив
свои инвестиции политическими требованиями. Цель, реализуемая США руками
«оранжевой» власти, прозрачна: недопущение России к участию в каких бы то ни
было энергетических проектах на Украине и с Украиной.
Казалось бы: какое отношение имеют США к украинско-российским или к
российско-украинско-европейским отношениям в газовой (энергетической в целом)
сфере? Ровным счетом никакого. Все задачи США — сугубо политического толка:
сорвать выстраивание стратегического сотрудничества между Украиной и Россией,
Россией и Европой. Ибо формат отношений в энергетической сфере окажет влияние и
на отношения в сфере политической. Не в интересах сегодняшней внешней политики
США сближение Европы и России, России и Украины.
Понятен и содержащийся в хартии эвфемизм об «уменьшении зависимости Украины
от иностранных источников» энергии. «Иностранный» здесь означает «российский».
Ибо также упомянутое в хартии ядерное топливо — «иностранное», «российское» — в
последние годы активно замещается таким же иностранным, но американским. Более
дорогим, для которого приходится менять технологический цикл на украинских АЭС,
соответственно — экономически невыгодным для Украины, но «политически
правильным» — по мнению «оранжевых» «партнеров» США.
В «оранжевые» годы были торпедированы абсолютно все проекты, реализация которых
позволила бы выстроить стратегическое партнерство между Украиной и Россией в
энергетической сфере — от провала идеи создания газотранспортного консорциума до
актуализации Киевом проекта аверса «Одесса—Броды» (в пику России), отказа от
российского предложения по стратегическому сотрудничеству в атомной энергетике в
виде восстановления технологического комплекса бывшего Минсредмаша СССР.
Поскольку Украина не желает иметь ничего общего с Россией, реализует свои
энергетические стратегии без учета интересов Москвы, а часто и в русле прямого
подрыва российских интересов, то и северный сосед ведет себя аналогично. Оно
и понятно: глупо рассчитывать на преференции для себя в энергетической (как,
собственно, и в любой другой) сфере на фоне предпринимаемых шагов по ослаблению
партнера и активных усилий по нанесению урона его интересам.
Россия форсирует процесс перехода на рыночное ценообразование при оплате
поставляемого на Украину газа. Москва, не договорившись с Киевом по
стратегическому сотрудничеству в вопросах транзита, строит обходные (мимо
Украины) газопроводы — «Северный поток», «Южный поток».
Россия ежегодно снижает объемы транспортировки нефти территорией Украины. 28
июля прошлого года замглавы СП Шлапак констатировал: Украина постепенно теряет
статус транзитного нефтяного государства.
«Из имеющейся возможности перекачивания 67 миллионов тонн нефти мы перекачиваем
еле 33», — указывал Шлапак, отмечая, что «Украина каждый год теряет по 5—10%
транзита по имеющимся сегодня маршрутам». Представитель Секретариата заявил о
том, что «соседи Украины, в первую очередь россияне, ведут чрезвычайно активную,
если не сказать агрессивную, политику относительно своих транзитных мощностей...
Цель россиян понятна с точки зрения их национальных интересов — контролировать
все энергоносители, которые поступают в Европу, через чьи бы государства ни были
проложены транзитные мощности, — объяснил Шлапак и добавил: — По моему глубокому
убеждению, сегодня Украина требует существенного переосмысления своей роли как
транзитного энергетического государства».
Видимо, в СП «переосмысляют» до сих пор, и «переосмысление» дается с трудом.
Ибо при сохранении нынешних тенденций Украина в среднесрочной перспективе вообще
утратит мало-мальски весомый транзитный статус. Последний прямо зависит от того,
будет ли Россия — ключевой поставщик энергоресурсов на европейский и мировой
рынки — в своих энергетических стратегиях исходить из транзитной роли Украины.
Для этого Москва должна быть соответствующе мотивирована. Однако в данный момент
мотивация России прямо противоположная — избавиться от транзитной зависимости от
Украины.
Таким образом в последние годы Украина и Россия в энергетических вопросах ведут
игру «с минусовой суммой» — там, где выигрывает одна сторона, проигрывает
другая. О стратегическом партнерстве между Киевом и Москвой говорить не
приходится.
Но, быть может, стратегическое партнерство установилось между Киевом и
Вашингтоном, в интересах и по подсказкам которого действовала Украина? Формально
США и Украина декларируют стратегическое партнерство. Но по сути имеет место
стратегическое холуйство по отношению к «старшему заокеанскому брату». Как иначе
назвать: неравноправное взаимодействие при полном доминировании одной из сторон
по достижению ее целей и интересов, в т. ч. за счет и в ущерб интересам
«холуйствующей» стороны!
Вашингтон руками Киева добивается для себя «положительной суммы» в игре по
сдерживанию России, но Украина неизменно получает от этой игры «минусовую
сумму».
Исполнив роль антироссийского инструмента в руках Вашингтона, Киев «добился»
увеличения цены на поставляемый в Украину газ, вдвое «облегчил» свой статус как
транзитера нефти, заложил основы для снижения своей роли как транзитера газа.
Очевидны негативные последствия для экономики и социально-экономической сферы.
При этом обещанной энергетической независимости Украины как не было, так и нет.
И в ближайшие годы не предвидится — зависимость от российских энергоносителей
никуда не исчезнет.
В последней «газовой войне» Киев (неизменно позиционирующий себя проводником
энергетических интересов Европы и борцом за ее (Европы) энергетическую
безопасность) мог удостовериться, что энтузиазма со стороны Брюсселя ожидать не
следует. Европа озабочена только собственными интересами: чтобы российский газ
прошел транзитом по украинской территории. А договариваться с Россией об
условиях поставки газа собственно Украине, равно и о ценах на транзит, Киеву
придется с Москвой один на один.
Так является ли Киев стратегическим партнером Европы?
Многое еще осталось за рамками данной статьи. Например, фактическое отсутствие
самостоятельной внешней политики Украины — с 2005 г. МИД официально обязался
присоединяться к заявлениям ЕС (т. е. позиции Европы, выработанной без
украинского участия и — соответственно — без учета ее интересов). Можно было бы
поговорить об отмене виз для представителей Европы, США, Канады и Японии,
осуществленной Украиной в одностороннем порядке, без каких-либо ответных шагов.
Или, скажем, остановиться на соглашении с ЕС о реадмиссии, которым Украине
навязана роль буфера и отстойника для нелегалов...
В заключение еще раз обратимся к стратегическому холуйству Украины перед США,
отраженному в хартии, почему-то названной документом «о стратегическом
партнерстве».
Например, лидер украинских коммунистов Петр Симоненко охарактеризовал этот
документ следующим образом: «Хартія Україна—США про стратегічне партнерство — це
фактично «дорожня карта» по остаточному знищенню України як суб'єкта міжнародних
відносин та перетворення її на «буферну» країну... Логіка цього документа
побудована таким чином, що всі відносини і спільні заходи здійснюються не на
паритетних, рівноправних засадах, а, як сказано в Хартії, «відповідно до
законодавства і процедур США» (! — Авт.).
В хартии нет и намека на совместную работу по улучшению законодательства США.
Зато, как отметил лидер коммунистов, «чітко визначені першочергові заходи
щодо встановлення контролю з боку Сполучених Штатів над прийняттям законів і
Кодексів України, контролю за процесом реформування оснащення та озброєння
української армії».
В разделе о сотрудничестве в культурной и социальной сферах хартия
предусматривает «посилене вивчення англійської мови» — и «жодним словом не
йдеться про вивчення мови української». «То де тут обмін — це експансія», —
резонно заключил Симоненко.
Банкротство «оранжевого» внешнеполитического курса — одновекторно
антироссийского в своей сути — очевидно. В т. ч. по степени доверия населения
его главному реализатору — президенту Ющенко, рейтинги которого не превышают
уровня статистической погрешности.
Главный итог «оранжевого» четырехлетия следующий: Украина практически потеряла
Россию как стратегического партнера, но и на Западе стратегических партнеров не
приобрела. Политика безоглядного вовлечения в западную (прежде всего —
американскую) орбиту превратила Киев не в стратегического партнера Запада, а в
стратегического подпевалу, обслуживающего чужие и чуждые Украине интересы.
Сергей ЛОЗУНЬКО, 2000
комментировать новость
|