О великой стране, которой не было! ("Грузия online", Грузия)
Когда говорят: "Развалили
великую страну!", невольно задаешься вопросом: "Это что за страна такая великая
была? СССР что ли?" Да я, оказывается, жил в великой стране. Но почему-то не
чувствовал ее величия, когда стоял в очереди за гнилой картошкой или дохлыми
курами в магазине, носил дерьмовую одежду и ел бананы и мандарины только на
Новый год.
Не может называться великой страна, где половина населения живет в паршивых
бараках и домах без канализации; где большинство заводов и фабрик выпускают
вооружения, а обыденные вещи и продукты достают по блату; где за дерьмовой
машиной нужно стоять в очереди 10 лет; откуда не съездить за границу, так как
великая страна опасается, что ее граждане оттуда не вернутся; где граждане
ограничены в выборе работы и места нахождения (вспомните прописку); где паспорта
крестьянам начали выдавать только при Хрущеве. Можно продолжать до
бесконечности.
Когда смотришь старые американские фильмы, становится горько. В 50-х годах
молодые люди могли купить дом, машину, телевизор и холодильник, иметь хорошую
одежду, ездить заграницу. Вспомните, как мы жили в это время и потом? Чем же мы
хуже? Такие же люди. Так что не надо про великую страну. Посмотрите на Северную
Корею и Кубу - они все еще в социализме. Мы сейчас смотрим на эту бедноту только
с огромным сочувствием. И думаем - слава Богу, что мы не живем больше в "великой
стране"!Нужно перестать оглядываться назад, а строить новую Россию, где люди
будут жить достойно. Где заводы будут выпускать нормальные автомобили, бытовую
технику, в торговле и бизнесе будет конкуренция и сервис. Сейчас положение
немного поменялось. У нас в стране образовалось, наконец, потребительское
общество, которое ощутило всю прелесть цивилизованной жизни.
Однако в экономике по-прежнему не так все хорошо, как уверяет нас правительство.
Многие экономисты, да и простые граждане, понимают что, вся экономика и бюджет
держится на экспорте нефти и газа! Тяжелое машиностроение не развивается, а его
производственные мощности не на что модернизировать. В итоге наши самолеты и
автомобили по-прежнему не конкурируют на мировом рынке.
Такая же ситуация в судостроении: в гражданском судостроении наша страна никогда
не была в лидерах, в военном же строительство и замена устаревших судов идет
крайне медленно из-за недостатка финансирования. В итоге флот устаревает
быстрее, чем модернизируется. Уже сейчас 60% имеющихся подводных лодок не
пригодны для боевых действий, потому как устарели и выведены из строя. Остальная
же продукция "Росвооружения" - надводные корабли и бомбардировщики - продается в
страны Азии не так эффективно, как, например, у тех же стран Запада. Индия и
Китай не торопятся покупать наши военные корабли и истребители. На этом рынке
много конкурентов, это и объясняет многие провалы и неудачи по контрактам.
Еще хуже обстоят дела в потребительском секторе и легкой промышленности.
Производство бытовой техники находится на таком незначительном уровне, его
техническое несовершенство, не соответствие мировым стандартам, отсутствие
высокотехнологичного, серийного производства компьютерной и оргтехники говорит о
том, что это производство, как и раньше, не на высоте.
Легкая промышленность - это вообще отдельная больная тема. Она была больной еще
для советских руководителей во времена СССР, так как считалась не столь
обязательной, как военное производство и другие секторы экономики. Однако даже
сейчас, после 17 лет развития свободного, казалось, бизнеса, мало кто желает
открывать швейные и обувные фабрики. Оно и понятно: бюрократическая волокита,
порождающая коррупцию и налоги, задавит это производство.
В пищевой промышленности положение вроде бы наладилось после голодных 90-х.
Однако это та же больная тема. Не надо забывать, что здесь мы очень сильно
зависим от импорта. И доля импортного продовольствия до сих пор очень высока. У
нас, как и при советском режиме, не развито сельское хозяйство, животноводство.
От этого цены на отечественные продукты гораздо выше, чем на импортные. Они выше
не только из-за общепринятых компонентов экономики - это налоги, цены на бензин,
запчасти и оборудование. Но и еще от того, что сам процент сельскохозяйственного
и фермерского производства у нас весьма незначителен. К примеру, в такой стране
как Канада сельское хозяйство и фермерство куда более развито, чем в России.
Хотя Канада - тоже северная страна, и в четыре с половиной раза меньше России по
населению!
Поднять уровень производства, а также организовать обеспечение населения
отечественными товарами нынешней политической верхушке до сих пор не удается. И
вряд ли удастся при существующей системе управления. Деньги в Стабфонде лежат
мертвым грузом и не вкладываются в какие-либо высокотехнологичные проекты,
производства и модернизацию существующих промышленных мощностей! Вместо этого
Кремль продвигает расточительные, амбициозные и ненужные проекты. Такие как
Олимпиада-2014 года в Сочи, а также саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, которые не
принесут развитию российской экономике ничего перспективного. Наоборот, приведут
к растрате большой суммы государственных средств, и в конечном итоге оттока их
из бюджета в целом.
Коснусь лишь второго амбициозного проекта - саммита АТЭС-2012 во Владивостоке,
который так громко освещается в прессе в последнее время. Мало кто верит, что
все те объекты инфраструктуры, которые намечены, будут построены в отведенный
срок. А также сомневается в их необходимости региону и без того с низким уровнем
промышленности и производственных мощностей. Скорее всего, сюда не удастся
привлечь и иностранные инвестиции, развить туризм. Причина всему -
неповоротливая бюрократическая система управления, не совершенное
законодательство, отпугивающая потенциальных инвесторов. А также климатические
условия, не позволяющие развивать туризм в Приморье. В итоге многие уже сейчас
относятся скептически к этой затее. Что будет с выстроенными гостиницами и
остальной инфраструктурой?
И все это на фоне того, что 30 процентов населения живут в ветхом жилье, в
сельских районах - ужасающая безработица и нищета, коммунальное хозяйство многих
городов времен 60-х годов, давно выработавшее свой ресурс и разваливается.
Мизерные зарплаты для большинства граждан и пенсии.
Сложная ситуация остается и с ипотекой, которой также грозит кризис вслед за
американской. Но если Америка выйдет из него более мягко, потому как ее
экономика это позволяет, ее ВВП выше, чем в России, уровень доходов и
производства не сравнить с российским, то в России этого не произойдет. Люди,
которые взяли кредиты, просто не смогут платить по счетам, так как высокая
инфляция и повышение цен съедают все доходы и заработки. Это коснулось уже не
только среднего класса но и людей с довольно высокими доходами. Все это приведет
к снижению стоимости жилья, потому как уже не будет такого количества
покупателей. Эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО)
считают, что рынок жилья в России может обрушиться еще до конца 2008 года. При
этом падение цен может составить 50% от существующего уровня.
Многие невольно задаются вопросом: что будет, если упадут цены на нефть и газ?
Или, к примеру, появятся альтернативные нефтепроводы в Европу в обход России?
Один из таких уже построен - транскавказский, "Баку-Тбилиси-Джейхан", который
проходит по территории Грузии и Турции, что очевидно повышает уровень экономики
этих стран. Что будет, если ЕС и США построят нефтепровод из Саудовской Аравии в
Европу, через территории Иордании, Сирии и Турции? Ведь строить нефтепровод в
пустыне не так сложно, чем прокладывать его по дну моря!
К тому же, один такой нефтепровод давно уже есть, который проходит от Абкайка
(Саудовская Аравия) до Дамаска (Сирия). От него не сложно проложить нефтепровод
на северо-запад по территории Турции в Европу! Непонятно, почему этот проект до
сих пор не имеет поддержки в Европе. Наверное, скорее всего, потому, что в
единой Европе не все так едины во мнениях.
Например, ЕС уже увеличил объемы газа, закупаемого у Норвегии, урезав при этом
повышение российских закупок. Если в 2000 году на Россию приходилось 49
процентов импорта в ЕС, а на Норвегию - 21 процент, то к 2006-му доля России
упала до 42 процентов, а Норвегии - поднялась до 24 процентов. Запасов в
распоряжении Норвегии достаточно, чтобы и далее наращивать объемы поставок в
Европейский Союз. Кроме того, Европа активно ищет газ в Северной Африке. Уже
сегодня она получает его по двум трубопроводам из Алжира и одному - из Ливии;
прорабатываются планы постройки еще одного газопровода из Алжира в Италию.
Правда, ставка на Ливию остается весьма рискованной, так как об истинных объемах
ее запасов судить трудно.
Естественно, что российской экспорт энергоносителей в Европу окажется под
закрытием и полным сворачиванием такового! Конечно, существуют другие
направления рынка нефти и газа, такие как Китай, Индия, но Китай - не Европа!
Китай не будет покупать нефть по европейским ценам, разница в экономических
соотношениях и уровне жизни между Китаем и Европой не позволяют выстраивать
единую ценовую политику.
В результате российская экономика сильно осядет и начнется сползание. Тогда уже
не будет гарантии от кризисов и дефолтов! Вся российская экономика обвалится,
правительство не сможет содержать свою армию, социальную систему, многие
намеченные экономические проекты будут сорваны, в стране начнется большой
экономический кризис.
Александр Мельник
комментировать новость
|