Последний удар Буша по Кавказу и Европе
Две платформы
Мировой финансовый кризис - последний и самый чувствительный удар уходящей
администрации Джорджа Буша по системе международной стабильности. Разрушительные
последствия политики США в последнее десятилетие делают тщетными надежды на
прежнюю американскую глобальную власть. Каждая попытка выправить ситуацию путём
пересмотра решений администрации Буша приведет к ещё более сложным последствиям.
Так, анонсированный вывод американских войск из Ирака, который в дальнейшем
обязательно потребует ухода из Афганистана, взорвет ситуацию в этом регионе,
положит начало войны "всех против всех" в самом Ираке, в трансграничные
конфликты втянутся Иран, Турция и плод усилий США - Курдистан. Это, в свою
очередь, повлечёт ослабление региональных позиций Пакистана, Иордании и Израиля.
Последним аргументом Тель-Авива останется оружие массового поражения. "Доверие к
США подорвано окончательно", - говорит премьер-министр России Владимир Путин,
понимающий, что развал мировой политической архитектуры, наступивший после
признания Косово, и коллапс финансовой системы актуализировали юмористическую по
форме, но трагическую по содержанию формулу: "спасение утопающих - дело рук
самих утопающих". А пока "специалист" по России Кондолиза Райс на обломках
собственной теоретической империи от Тенгиза до Плоцка всё ещё выстраивает
страны и народы в новые "оси" и комбинации, разворачивается международная
дискуссия о создании платформ безопасности в Европе и на Кавказе.
8 октября на Конференции по мировой политике в Эвиане президент РФ Дмитрий
Медведев озвучил пять принципов нового Договора о европейской безопасности.
Впрочем, призыв Москвы переформатировать систему европейской безопасности был
вынесен на международную повестку еще до войны на Кавказе, в частности им был
сопровожден выход России из ДОВСЕ.
Несущими элементами европейской инициативы Москвы являются гарантии обеспечения
равной безопасности государств (недопустимости обеспечения своей безопасности за
счет других, действий в рамках любых военных союзов или коалиций и развития этих
союзов в ущерб безопасности других участников договора), а также установление
базовых параметров контроля над вооружениями. Инициатива России резко
диссонирует с процессами на Украине - узловой с точки зрения европейской
безопасности стране. Намерение Киева обеспечить свою безопасность в ущерб
России, то есть за счет расширения НАТО - лишь деталь в общей стратегии подрыва
российских позиций.
Старт масштабной политической дестабилизации на Украине был дан после
интенсивных консультаций в Вашингтоне. Президент Виктор Ющенко посетил США
дважды за короткий период времени, после чего подписал закон о роспуске
парламента и досрочных выборах. Важно отметить, что Ющенко нарочито увязывает
свои решения с якобы внешними угрозами безопасности и территориальной
целостности Украины. В основу публичных обвинений украинского президента в адрес
украинского же премьер-министра легли "грузинские мотивы" (впрочем, они
оказались скандально ущербнее для президента), Черноморский флот и отношения с
Россией.
В унисон Ющенко действуют националистические организации Украины, уверенно
анонсирующие войну в Крыму, а также представители США и НАТО, говорящие об
"угрозе" увеличения числа российских граждан на полуострове (но игнорирующие при
этом геометрический рост числа граждан Румынии на украинской Северной Буковине и
в Молдавии). Таким образом, очевидно, что внутриполитическая дестабилизация на
Украине будет сопровождаться попытками перекинуть кризис за пределы страны. И
вряд ли кто верит, что такое безумие могло родиться на Украине без помощи
советологической акушерки. "Война в Крыму обязательно будет", - отвечает на
стабилизирующую инициативу Медведева лидер радикальной партии "Братство" Дмитрий
Корчинский. "Мы будем наблюдать то, что мы наблюдали в Абхазии, Приднестровье,
Южной Осетии", - говорит он. МВД Украины заявляет о существовании плана
дестабилизации ситуации в Крыму, который носит условное название "300
спартанцев" и направлен против Черноморского флота России. Как заявил глава МВД
Юрий Луценко, он разработан консультантом Секретариата президента Ющенко. Усилия
Ющенко по привязке кавказского кризиса к Украине вовсе не случайны и давно
спрогнозированы. События в Грузии не могли не отразиться на Украине, точно так
же, как падение первой кости в аккуратно выстроенной ленточке домино -
обязательно ведет к падению второй. На наших глазах "линия сдерживания"
становится линией агрессивного наступления.
Между тем, выдержавшая подчеркнутый нейтралитет в период военных действий в
Южной Осетии, Турция выступила с инициативой создания пятисторонней (Турция,
Россия, Грузия, Азербайджан, Армения) Платформы стабильности и безопасности на
Кавказе. Инициатива была озвучена турецким премьер-министром и лидером правящей
партии Реджеп Тайип Эрдоганом в Москве и получила одобрение последней.
Осторожность, проявленная турецкой стороной в вопросе развертывания
американского военного присутствия в бассейне Черного моря, вызвала мгновенную
реакцию США. Американский аналитик Зейно Баран - супруга представителя Райс в
этом регионе Мэтью Брайзы - со страниц The Wall Street Journal оформила в адрес
Турции следующий вопрос: "Поскольку сегодня все больше американских кораблей на
полных парах идет в сторону Черного моря, приходит время выбора для Турции -
станет ли Анкара на сторону своего союзника по НАТО США, пропустив
дополнительное количество американских боевых кораблей в Черное море на помощь
Грузии, или она предпочтет Россию?". Перед лицом российско-турецкого компромисса
Зейно Баран вспоминает армянский геноцид и "аннексию" Азербайджана Советами (но
забывает упомянуть предшествовавшую ей фактическую аннексию Азербайджана Турцией
и Великобританией).
Сам Брайза, уступавший после уничтожения Цхинвала по активности пропаганды
грузинского взгляда на вещи разве что Михаилу Саакашвили, продолжает активно
играть на стороне Азербайджана в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Глобальные разногласия между США и Россией, давшие повод для разговоров о
кончине Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта,
только активизировали работу американского сопредседателя в этом совместном с
Россией посредническом формате. На фоне тотального молчания российского партнера
Брайзы Юрия Мерзлякова позиция США в карабахском урегулировании формирует
стержень переговорного процесса, прямо конкурируя с турецкой платформой.
Два посредника
Война в Южной Осетии и итоги этой войны не только не способствовали разрядке
ситуации, но и укоренили разделительные линии на Южном Кавказе, остро обнажив
еще одну угрозу - возможность армяно-азербайджанского конфликта с участием
России и Турции. Важно подчеркнуть, что, отягощенные историческими и
юридическими обязательствами, Москва и Анкара лишены возможности в случае войны
самоустраниться из процесса так, как США сделали это в момент разгрома
построенных на их деньги вооружённых сил Грузии.
На сегодняшний день вокруг карабахского процесса наблюдаются две тенденции -
активизация Турции и затухающая и оттого предельно прямая и крайне агрессивная
линия США.
Активность Турции (визит турецкого президента Абдуллы Гюля в Ереван)
удостоилась, мягко говоря, глухого молчания Азербайджана, всегда ревностно
воспринимающего любое известие о возможности потепления армяно-турецких
отношений. Именно на стороне Баку и выступил американский сопредседатель МГ ОБСЕ
и главный адвокат Саакашвили Мэтью Брайза. В интервью BBC он заявил, что в
процессе урегулирования карабахского вопроса осталось несколько "мелких
проблем". При этом Брайза подчеркнул, что "с юридической точки зрения, по
закону, Нагорный Карабах является частью Азербайджана", призвав Армению
согласиться с этим. Остается только догадываться, какие еще проблемы останутся
после того, как Ереван последует совету Брайзы и признает принадлежность
Нагорного Карабаха Азербайджану. О чем вообще будут говорить после этого
стороны? И останется ли какой-либо смысл для существования Минской группы? Или
ей надо будет последовать за своим сопредседателем - и сложить полномочия перед
новой администрацией США?
Провокационная откровенность Брайзы столь же не случайна, как и статья его
супруги о турецком выборе. США предлагают Азербайджану страховку на случай
турецко-российского консенсуса, однако в Баку не могли не заметить, чем
завершилась американская опека для Грузии. Вместе с тем, своим признанием Брайза
априори сжимает маневр Еревана исключительно до пределов капитуляции.
Говоря о нескольких "мелких проблемах", стоящих на пути урегулирования
нагорно-карабахского конфликта, Брайза фактически вторит министру иностранных
дел России Сергею Лаврову, который после посещения Анкары и Еревана также
выступил с рядом тезисов. С тем лишь отличием, что Лавров детализирует одну из
таких "мелких" проблем: "прежде всего, речь идет о Лачинском коридоре". Детально
описав все "ужасы", которые терпит Армения в результате блокады со стороны
Турции (собственно, независимая Армения с её стороны никогда и не знала ничего
лучше блокады, а хуже - знала), Лавров заявил: "как только нагорно-карабахское
урегулирование станет фактом, Турция готова будет помочь Армении установить
нормальные связи с внешним миром". Глава МИД России считает, что проблемы,
которые испытала Армения в ходе кризиса вокруг Южной Осетии, прежде всего
трудности с бесперебойным транзитом через Грузию, показывают абсолютную
необходимость и срочность скорейшего урегулирования карабахского конфликта.
Итак, роли поменялись. Если раньше за скорейшее налаживание отношений между
Турцией и Арменией выступали США, - прямо и жёстко лоббируя открытие
армяно-турецкой границы на любых турецких условиях - сегодня это делает Россия.
Налаживание это видится главе МИД РФ следующей стадией после решения
нагорно-карабахского конфликта. В этом собственно и состоит суть турецкой
платформы - сначала урегулирование конфликта, затем платформа безопасности в
виде налаживания дипломатических отношений, открытия границ и восстановления
сообщения. Однако глава российской дипломатии забыл уточнить, кто будет
гарантировать безопасность всей этой схемы - Турция, Россия, или, может быть,
США? Если Армения согласится не трогать проблему статуса Нагорного Карабаха в
ближайшие десять-пятнадцать лет, в условиях долгосрочной коммуникационной
изоляции России от Южного Кавказа (вот уже несколько лет Россия не открывает
сухопутное сообщение с регионом через грузинские КПП, а после войны не действует
и паром "Кавказ-Поти"), турецкое влияние здесь будет волнообразно нарастать.
Лаврова такая перспектива вовсе не пугает. В интервью "Российской газете" он
отмечает: "турки, по-моему, очень своевременно поняли уникальность этого
момента, уникальность, которая позволяет им обозначить свое присутствие в этом
регионе. Они непосредственные соседи Кавказа и одновременно сторона, которая
имеет хорошие отношения практически со всеми странами Кавказского региона (в
отличие от России? - так и хочется здесь договорить этот странный, по крайней
мере, в части турецко-армянских отношений, комплимент Лаврова Турции - В.А.).
Турецкая идея о том, чтобы именно странам региона подумать сообща о некоей
платформе стабильности и сотрудничества на Кавказе, отражает опытность турецкой
дипломатии". С последним тезисом вряд ли согласятся в Иране, для которого
опытная турецкая дипломатия не нашла места среди стран региона.
Действительно, с главой МИД РФ хочется согласиться. Взаимоотношения Турции с
Азербайджаном иначе как братскими не назовешь, да и грузинская армия окрепла и
окрылилась во многом благодаря поддержке Анкары. Этот факт в последнее время в
Москве стараются особо не акцентировать, демонстрируя на выставке грузинских
трофеев из Южной Осетии лишь постный турецкий военный хлеб. Но кто может
гарантировать армяно-турецкую дружбу после того, как Ереван сдаст все свои
оборонные и стратегические позиции? Собственно и ведут её к этому шагу не путём
взаимного разблокирования границ, а наоборот, принуждая к односторонним
уступкам, в чем и состоит реальный смысл турецкой платформы. Главное, о чём так
и не сказал в своём интервью "Российской газете" Лавров: отдавая дипломатическую
инициативу Турции, кому именно предлагает он отдать российскую военную базу в
Гюмри, российскую собственность в энергетике, технологиях и коммуникациях
Армении?
Две России
Генеральная доверенность на патронаж над регионом, которую Сергей Лавров выписал
Турции, открывает перед армянской стороной вполне прогнозируемые и отнюдь не
радужные перспективы. С другой стороны, в свете предстоящего визита президента
РФ Дмитрия Медведева в Ереван вырисовывается не вполне понятная повестка -
неужели Москва и Ереван будут обсуждать стабилизирующую роль Анкары в проблеме
Нагорного Карабаха? Здесь стоит напомнить формулировку, которую неоднократно и
очень четко озвучивал сам президент России. В его видении, Москву устроит такое
решение карабахской проблемы, которое устроит все стороны конфликта -
Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах (подпись представителя Степанакерта
стоит практически под всеми документами, подписанными в процессе примирения
сторон).
Ясно, что предел уступок Еревана ограничивается отказом от пояса безопасности -
азербайджанских районов, граничащих с Нагорным Карабахом - взамен признания
права армянского населения края на самоопределение. Кроме того, в официальной
позиции Армении закреплена невозможность вертикального подчинения Степанакерта
Баку, наличие сухопутной границы между Арменией и Нагорным Карабахом (та самая
"мелкая" проблема Лачинского коридора), а также безопасность населения края.
Брайза, призывающий Ереван признать, что Нагорный Карабах является территорией
Азербайджана, и Лавров, ставящий перспективу разблокирования Армении в прямую
зависимость от статуса Лачинского коридора, лишают армянскую сторону всяческого
маневра. Вряд ли кто-нибудь в Армении видит Турцию гарантом безопасности армян в
Нагорном Карабахе. Не в поисках ли отдушины премьер-министр Армении Тигран
Саркисян направляется в Вашингтон, где проводит переговоры с патентованным
американским русофобом и "ястребом", автором новой фултоновской речи в Вильнюсе
Диком Чейни?
Миротворческая активность Турции может быть приемлема для Армении исключительно
в условиях активного гарантирующего и корректирующего участия России. В любом
ином виде она может привести армянский народ к катастрофе. Обрисовывая
перспективы армяно-турецкого примирения, любой представитель России просто
обязан максимально подробно и четко оговорить роль Москвы в этом процессе,
описать будущие задачи российской военной базы и российских пограничников,
оберегающих мир и спокойствие в этом регионе. Специально по этому поводу должна
быть оговорена гарантирующая функция ОДКБ. Здесь важно дать знать, что успешное
отражение грузинской агрессии может и должно стать не причиной для отступления
из Армении, а наоборот - прелюдией к цементированию здесь своей позиции.
В свою очередь, Армения после президентских выборов в Азербайджане и нового
электорального триумфа Ильхама Алиева рискует оказаться в цейтноте. Активность
Турции не оставляет места внешнеполитическому лавированию между США и Россией,
заставляя разве что настаивать на участии в региональной платформе Ирана. Давно
и самостоятельно вычленив Нагорный Карабах из связки с Абхазией и Южной Осетией,
Ереван лишил себя права пользоваться "косовским прецедентом". Вместо этого
сегодня Армения пытается поменять "шило на мыло" - грузинский транзит на
турецкий, но уже только при дополнительных уступках транзитеру. Уступив Грузии и
не признав Южную Осетию и Абхазию (иначе и быть не могло), Армения оказалась
перед перспективой уступки Карабаха (а это - вряд ли приемлемая для неё
перспектива). Поэтому признание Нагорного Карабаха до запуска турецкой платформы
и без предварительных условий - единственный способ не потерять его в будущем. В
этом сценарии Ереван может смело апеллировать к прецеденту, созданному США и
Европой в Косово, поддержанному Россией в Абхазии и Южной Осетии. В
противоположном случае карабахская проблема будет решаться в "приднестровском"
режиме - максимум сторон-участниц при минимуме возможностей для реального
диалога.
Виген Акопян
комментировать новость
|