Европейцы на Кавказе: "бюро добрых услуг" или ширма для
НАТО?
Россия выражает искреннюю
заинтересованность в усилении присутствия Европейского Союза на Кавказе в
качестве объективного и беспристрастного посредника, способного успокоить
ситуацию. Об этом свидетельствует как вывод российских миротворцев из "буферной
зоны" в соответствии с планом Медведева - Саркози (при этом бывшие
миротворческие посты сравниваются с землей, а затем сдаются непосредственно
грузинам) (1), так и недавние предложения Москвы по уточнению формата выполнения
европейцами своей миссии.
Международные наблюдатели, которые заменят в буферных зонах у Южной Осетии и
Абхазии российские миротворческие силы, должны быть вооружены для обеспечения
порядка и безопасности. Такое мнение высказал журналистам помощник президента РФ
Сергей Приходько. По его словам, Дмитрий Медведев сформулировал эту позицию
российской стороны еще на переговорах в Москве с Николя Саркози.
Д.Медведев на переговорах в Москве, отметил С.Приходько, не был против большего
числа наблюдателей. "Чтобы их больше было - еще лучше. У нас не только нет
аллергии, мы готовы там взаимодействовать", - сказал помощник российского
президента. Он добавил, что в настоящее время в буферных зонах на Кавказе между
сотрудниками международной миссии и российскими миротворцами установились "очень
корректные отношения", они взаимодействуют друг с другом.
"Из теоретических возможностей (помешать выводу миротворцев РФ) представляю
одну: что Европейский союз будет настаивать, чтобы они там задержались. Если
говорить серьезно - не говорю о плохом - но если что-то произойдет с
наблюдателями Европейского союза, что-то такое совсем нехорошее, и они попросят
нас там задержаться. Если рассуждать гипотетически, это единственная
возможность, потому что никакие провокации и никакие заявления грузин [нам не
помешают]", - сказал С. Приходько.
Однако возможное придание европейским наблюдателям в Грузии полицейских функций
- только одна сторона медали. С. Приходько также напомнил, что ЕС взял на себя
ответственность за безопасность в регионе, и теперь спрос за ее обеспечение
перекладывается с России на Евросоюз.
"Мы из тех, к кому обращаются, будем плавно перетекать в другое качество: будем
обращаться к Европейскому союзу с просьбой информировать нас, что там
происходит, обеспечиваются ли полицейскими необходимые условия безопасности", -
заявил он, добавив, что теперь ЕС несет ответственность за "любые возможные
провокации, за непредотвращенные теракты". "Мы эту ответственность, такой подход
приветствуем, но, подчеркиваю, будем с них спрашивать", - сказал помощник
президента РФ (2).
Получение информации (особенно, если она будет соответствовать действительности)
- это, конечно, хорошо. Правда, в чем будет заключаться ответственность
европейцев, остается неясным. Собираются ли подопечные господина Хабера, скажем,
в случае активизации диверсионно-террористической деятельности в прилегающих к
Абхазии и Южной Осетии районах признать провал своей миссии и досрочно передать
свои позиции российским миротворцам? Или же наоборот - будут настаивать на
усилении своей миссии тяжелой военной техникой или дополнительными
"миротворческими контингентами", скажем, под эгидой НАТО? Вспомним опыт Боснии и
Герцеговины начала 90-х: ООН-овские "миротворцы" вольно или невольно
способствовали разогреву ситуации, затем все дружно заговорили об их
"неспособности" прекратить столкновения (как будто им и ставилась задача
продемонстрировать свою "неспособность"), а на следующем этапе ООН-овские
"голубые каски" уступили место войскам США и НАТО, которые стали наносить удары
по позициям боснийских сербов.
В нашем случае роль Изетбеговича и Силайджича играют Саакашвили и компания,
осетины и абхазы являются "боснийскими сербами". России, разумеется, отведена
роль "большой Сербии", а миссия господина Хабера может стать аналогом миссии ООН
в Боснии и Герцеговине в начале 90-х, подготовившей почву для реализации
"дейтонского" и косовского сценариев с их "жестким миротворчеством"... Да и
ответ на вопрос, не окажется ли "европейское" оружие в руках атакующих Южную
Осетию и Абхазию грузинских боевиков, вряд ли так однозначен, как это может
показаться на первый взгляд.
По словам главного военного прокурора С.Фридинского, на некоторых образцах
изъятого в Южной Осетии оружия стояли формуляры производства 2008 г., что
говорит о том, что вооружение в Грузию поставлялось намеренно для ведения
военных действий. Кроме того, по словам С.Фридинского, получены документальные
подтверждения обучения грузинских миротворцев взрывному делу иностранными
инструкторами (3). В новой ситуации, сложившейся после 1 октября (начало миссии
ЕС), могут открыться дополнительные возможности: предполагать, что долгосрочные
планы наших западных "партнеров" в отношении Кавказа претерпели существенные
изменения, было бы полной наивностью...
Российская сторона уже начала задавать вопросы представителям ЕС. Глава МИД РФ
Сергей Лавров, например, направил послание президенту Швейцарии (sic!), в
котором обратил внимание на то, что Евросоюз "настаивал на быстром выводе
российских миротворцев из этих зон, а сейчас там рвутся фугасы". Очевидно,
имеется в виду инцидент, случившийся 6 октября: у границ Абхазии произошел
подрыв взрывного устройства перед колонной российских миротворцев, выводимых в
соответствии с планом "Медведева - Саркози" (4).
Представляется, однако, что рваться будут скоро не только фугасы, но и кое-что
посерьезнее. З августа в Цхинвале уже произошел теракт с использованием
начиненного взрывчаткой автомобиля. (Заметим в скобках, что именно такой способ
осуществления терактов был широко распространен в Ираке, где проходили - и
проходят - "обкатку" грузинские военнослужащие).
А вот вопрос о том, можно ли с Евросоюзом в его нынешнем состоянии вести
сколько-нибудь продуктивный диалог по Кавказу, остается открытым. Весьма
красноречиво на этот счет заявление министра иностранных дел Франции Бернара
Кушнера, сделанное 5 октября. Согласно сообщению Associated Press, Б.Кушнер
высказался в том смысле, что государства Европы заняли выжидательную политику и
ни по одному важному вопросу, среди которых конфликт на Кавказе, ситуация в
Афганистане и Ираке, не готовы сейчас принимать конкретных решений. Читай:
Европа не готова принимать решений по важным политическим вопросам до смены
власти в США. Глава французской дипломатии тем самым фактически признал
отсутствие у ЕС самостоятельной внешней политики (5).
Напомним, что в разгар кавказского кризиса тот же Кушнер обосновывал
необходимость вмешательства ЕС тем, что США, целиком и полностью поддержавшие
Тбилиси, являются стороной конфликта. А посол Франции в России, выступавший в
МГИМО в ходе очередного Конвента РАМИ 26 сентября удивлялся тому, что в Москве,
по его мнению, недостаточно оценили именно общеевропейское "измерение"
посредничества Николя Саркози в дни августовского конфликта. Соответствующую
проблему обрисовал и Владимир Путин. В интервью германскому телеканалу ARD (с
обнародованием его полной версии в кичащейся своей "свободой прессы" Европе
творились прямо-таки чудеса) глава российского правительства, проводя параллели
между позицией Европы в вопросе о территориальной целостности Сербии и реакцией
стран ЕС на события в Грузии, заметил: "Если европейские страны так и дальше
будут вести свою политику, то разговаривать о европейских делах нам придется с
Вашингтоном".
Намерения Вашингтона в отношении Кавказа достаточно хорошо известны.
Экономические проблемы в США способны на некоторое время оттянуть активную фазу
реализации этих намерений, но не более. Скорее наоборот, возрастет соблазн
"загрести жар" чужими руками, и здесь Евросоюз (ближайший политический союзник
США) представляется почти идеальным инструментом. Вот только к обеспечению
долгосрочной стабильности на Кавказе это имеет мало отношения.
Если предложения Москвы по
демилитаризации Грузии, введению эмбарго на поставки вооружений в эту страну при
создании соответствующей системы контроля за его соблюдением (включая порты
Поти, Батуми, воздушное пространство и т.д.) останутся без ответа, - новая война
станет лишь вопросом времени. России надо быть готовой к жестким вариантам
миротворчества, аналогичным тому, какой был реализован 8 августа. Иначе "творить
мир" будут другие, причем - по югославскому сценарию...
Андрей Арешев
комментировать новость
|