Д.Рогозин: "Мы ж просто беспокоимся за американцев. Они
беззащитные" ("Эхо Москвы", Россия)
Понедельник, 22.09.2008 17:08
Передача: Особое мнение
Ведущие: Ольга Бычкова
Гости: Дмитрий Рогозин
О.БЫЧКОВА: Добрый вечер и добрый день. Это программа 'Особое мнение'. В студии
прямого эфира телекомпании RTVi и радиостанции 'Эхо Москвы' Ольга Бычкова. С
особым мнением у нас сегодня постоянные представитель России в НАТО Дмитрий
Рогозин. Дмитрий Олегович, добрый вечер вам.
Д.РОГОЗИН: Здравствуйте.
О.БЫЧКОВА: Ну, давайте мы сразу начнем с обсуждения последних цитат. Вот
объясните, пожалуйста, что это за история, которую вы уже назвали в одном из
информационных агентств 'политическими погремушками'. Вот что это за предложение
американцев создать силу быстрого реагирования НАТО у российских границ? Это они
что хотят сделать?
Д.РОГОЗИН: Никто не знает. Ну, в реальности никто не знает, что в реальности же
они хотят. Вот смотрите - у нас в Афганистане было 120 тысяч военнослужащих. Мы
там пытались решать какие-то военные политические задачи, занимались
реконструкцией Афганистана. Оказалось, этого количества мало. У натовцев в
Афганистане около 50 тысяч. Самый главный контингент - американский, но есть и
союзники. И им этого явно не хватает. За каждую сотню солдат там идет борьба -
то канадцы выводят свой контингент, то кто-то вводит, и так далее. В Ираке -
такая же проблема. То есть у них не хватает солдат сейчас даже на решение тех
задач, которые более чем актуальны. Поскольку в Афганистане для НАТО все хуже и
хуже, а в Ираке вообще все кандидаты, серьезно ставящие вопрос о международном
положении, говорят о выводе американских войск из этой страны. Так из чего они
будут делать силы этого быстрого реагирования, развертывания? У них просто нет
сегодня таких возможностей. Поэтому для американцев, наверное, это была некая
идея, которую был бы смысл всерьез предложить на неформальной встрече министров
обороны, которая происходила 18-го числа в Лондоне. Гейтс, думаю, что скрепя
сердце предлагал эту идею, потому что американские военные вообще против какого
бы то ни было нагнетания страстей с Россией. Они просто считают, что это лишнее.
С точки зрения их интересов, это совершенно никому не нужно. Они заинтересованы
наоборот в нашей помощи по Афганистану. Поэтому это чистая политика в худшем
смысле этого слова. Это нагнетание страстей. Это предложение, которое, кстати
говоря, никем не принято среди министров обороны стран-членов НАТО, потому что
там было сказано - типа того, что 'посмотрим, обсудим, рассмотрим'...
О.БЫЧКОВА: Подождите - американцам не нужно, а они это предлагают.
Д.РОГОЗИН: Военным не нужно. Это администрация нужно, Белому Дому.
О.БЫЧКОВА: Всем остальным это тоже не нужно, но они это обсуждают.
Д.РОГОЗИН: Они это обсуждают. То есть они сказали бы - 'Да, мы согласны, мы
приступаем к немедленному развертыванию сил быстрого реагирования на границах с
Россией', и был бы реальный прагматичный ответ, если б они были к нему готовы. А
сейчас они говорят - 'Мы это рассмотрим, мы это обсудим'.
О.БЫЧКОВА: Так они к этому не готовы, просто потому что у них нету возможностей
таких физических или они не хотят этого делать по более высоким и разумным
соображениям?
Д.РОГОЗИН: Во-первых, они не хотят этого делать по политическим соображениям -
потому что считают, что не нужно сейчас так нервировать Россию. Так думают
европейцы, прежде всего. И они, конечно, я на 99% уверен, что они пойдут на
дальнейшее нагнетание напряжения с Россией. Что касается американских политиков,
администрации, Джорджа Буша, то они находятся в состоянии такого инерционного
падения, и до глубины своих угроз и своих претензий к России они еще не дошли. И
во многом это продиктовано внутриполитической борьбой в самих США. Потому что
нынешней администрации в Белом Доме крайне важно сохранить вот это состояние
конфронтации с Россией, потому что это дает поле для агрессивной риторики, в
котором преуспевает Маккейн. Поэтому в борьбе с Обамой Белый Дом готов пойти на
продолжение конфронтации с Россией, несмотря на то, что это прямо противоречит:
А - интересам их союзников в НАТО, Б - самим интересам самих же США.
О.БЫЧКОВА: Но ведь так ли важно на самом деле, что скажет сейчас Кондолиза Райс
или кто-то еще из нынешней администрации в Белом Доме, потому что все равно их
срок уже отмерян - полтора месяца или чуть больше, и все. А то, что начнет
делать Маккейн, никто не знает, потому что он все равно начнет делать с чистого
листа, и у него будут какие-то другие представления и другие реалии.
Д.РОГОЗИН: Да в том-то и дело. Как раз ваши слова подтверждают и мои слова. Я
думаю, что до момента выборов в США никаких серьезных решений, действий внутри
НАТО вообще принято не будет. Более того - вылетая сюда, в Москву из Брюсселя, я
могу сказать, я как бы на крыльях этого самолета привез если не дела какие-то
новые стран альянса, то точно - совершенно новые слова - слова гораздо более
примирительные, умиротворяющие. Что говорит о том, как я надеюсь, что высшую
точку конфликта в риторике мы прошли.
О.БЫЧКОВА: А что вы привезли на крыльях, расскажите.
Д.РОГОЗИН: Пока что, я еще раз говорю, мы словам не верим, слезам тоже...
О.БЫЧКОВА: Да, но тем не менее - вам же кажется важным, что эти слова были
произнесены. Правильно? Вы же их принесли на крыльях...
Д.РОГОЗИН: Ну да. Я, во-первых, думаю, что мы по крайней мере сейчас ожидаем,
что после получения в штаб-квартире НАТО информации, которой они ожидают по
выполнению всех пунктов плана Медведева-Саркози многими натовскими сотрудниками
секретариата, высокопоставленными сотрудниками это будет воспринято - как, еще
раз хочу оговориться, я надеюсь - как повод для того, чтобы превратить эскалацию
конфликта.
О.БЫЧКОВА: Это вы что имеете в виду? Что нужно выполнить? Россия должна
выполнить?
Д.РОГОЗИН: Все должны выполнить. Потому что не только Россия является участником
этого конфликта. Америка тоже является участником этого конфликта. США имеют не
только своих инструкторов до сих пор в грузинских вооруженных силах - они имеют
свои корабли в Черном море. Что делают их корабли около наших берегов? Это
хороший вопрос.
О.БЫЧКОВА: А разве там есть что-нибудь про американские корабли, в этом плане?
Д.РОГОЗИН: В этом плане про американские корабли нет, но я сейчас говорю о плане
умиротворения отношений, то есть успокоения отношений между Россией и НАТО. И в
этом вопросе фрагмент такой существенный - американского присутствия рядом с
нашими границами - конечно, присутствует. Поэтому мы и говорим о том, что если
бы американцы желали бы действительно такого быстрого поствоенного
урегулирования, им нужно оттуда уходить. Поэтому я им всегда шепчу в ухо и
говорю - 'Гоу хоум, плиз!'
О.БЫЧКОВА: А они что говорят?
Д.РОГОЗИН: Они говорят - 'Да-да, сейчас. Завтра'. Ну, у американцев есть не
только ограничения - сейчас или не сейчас. У них есть реальные ограничения,
связанные с т.н. конвенцией Монтре. Она была подписана в 36-м году, и она
ограничивает тоннаж и срок пребывания военных кораблей в Черном море тех стран,
которые не являются причерноморскими. Это 21 день, не более того, и тоннаж - 30
тысяч тонн.
О.БЫЧКОВА: То есть на них давить даже не надо на самом деле, они сами уйдут,
потому что такие их внутренние правила?
Д.РОГОЗИН: Они обязаны будут уйти. И это, кстати говоря, и позиция турок,
достаточно четко сформулированная. Они сами достаточно четко настаивают на том,
чтобы эта конвенция не нарушалась, и она никогда не нарушалась.
О.БЫЧКОВА: Так с этим проблемы нет, получается.
Д.РОГОЗИН: Ну, как... Проблема есть. Что там делает, допустим, около грузинского
берега, в 10 километрах уже от нашего, в 10 минутах подлета от нашего берега
корабли береговой охраны США? Где береговая линия США и где береговая линия
России? Поэтому я еще раз говорю - корабли береговой линии охраны должны
находиться у береговой линии США, чтобы охранять. Мы ж просто беспокоимся за
американцев. Все их корабли, которые...
О.БЫЧКОВА: Они беззащитные.
Д.РОГОЗИН: Да, они беззащитные, мы просто за них беспокоимся. Вдруг сейчас Бен
Ладен нападет? Поэтому надо скорее плыть к своим берегам, чтоб защищать свою
территорию.
О.БЫЧКОВА: Хорошо, давайте вернемся к тому, что вы принесли еще на крыльях из
Брюсселя. Важным условием, вернее, важным обстоятельством будет, вы сказали,
являться то, что наступит после выполнения плана Медведева-Саркози. Дальше?
Д.РОГОЗИН: Вот. Это главное. То есть мы ожидаем, что 15 октября начнутся уже
какие-то консультации в Женеве по статусу Абхазии и Южной Осетии, и мы ожидаем,
что с 1 октября в течение 10 дней произойдет приемка и сдача чек-пойнтс,
контрольно-пропускных пунктов, пунктов наблюдения, от российских миротворцев к
миротворцам европейским, ЕСовским. Они собираются пригнать около 200 человек, у
нас примерно 400 миротворцев в этих 19 КПП. Плюс - будут еще военные наблюдатели
от ОБСЕ, человек 100-150, примерно равноценные цифры, и мы говорим - пожалуйста,
разворачивайтесь, смотрите в сторону агрессора. Не надо смотреть в сторону
жертвы агрессора, смотрите в сторону агрессора.
О.БЫЧКОВА: Ну, может, они будут смотреть в обе стороны? или даже в большее
количество сторон?
Д.РОГОЗИН: Ну пожалуйста. Со стороны Абхазии и Южной Осетии они ничего не
увидят, никаких агрессивных планов. Речь идет о становлении двух молодых
демократий, как говорят наши американские коллеги, и мы будем пользоваться такой
же лексикой - у нас теперь есть две молодые демократии.
О.БЫЧКОВА: Это которые - американская и российская?
Д.РОГОЗИН: Абхазия и Южная Осетия. Поэтому мы должны их сейчас поддержать в их
процессе становления. Это сложный процесс, особенно в Южной Осетии. Поскольку
это процесс восстановления этих республик и их становления, он связан еще и с
экономическим восстановлением. И самое главное - с восстановлением психического,
психологического настроя людей, которые пережили войну, и им очень тяжело
оставаться на этой земле, где, в том числе, погибли их родственники. Ведь самый
главный план Саакашвили - насколько я его понимаю, почему он и Рокский тоннель
не разрушил, ему важно было ошеломить населения внезапным ударом, потрясти это
население и обратить его в бегство, не закрывая при этом этой дыры в Кавказском
хребте, чтобы то население, как в воронку, ушло бы на территорию России, и
дальше закрыть уже эту мышеловку. Поэтому если сейчас население Южной Осетии не
получит возможностей, в том числе экономических и социальных, чтобы сохранить
свое присутствие в Южной Осетии, то будем считать, что план Саакашвили
реализован полностью. Поэтому для нас сейчас очень важно укрепить чувство полной
безопасности населения Южной Осетии и Абхазии, чтобы не было вот этой этнической
чистки, уже даже не военным путем, а психологическим путем. Для этого мы имеем
гарантии Евросоюза, который нам дал председательствующий в Евросоюзе Николя
Саркози - это гарантия того, что Грузия не нападет вновь на Абхазию и Южную
Осетию - поскольку мы такие гарантии не получили и вряд ли можем получить от
официального Тбилиси, мы получили от Парижа и Брюсселя, хорошо, согласились.
Второй гарантией безопасности является расширение признания этих двух республик,
поскольку авторитет их повышает возможность - политически и экономически -
выхода на другие государства, привлечение инвестиций, а там есть куда
вкладывать...
О.БЫЧКОВА: Ну, как-то с этим не очень пока.
Д.РОГОЗИН: Ну, торопиться не надо. Как в том фильме, помните? Я вам скажу - США
признали Советский Союз в 33-м году, но от этого Советский Союз, в 24-м году
образованный, сильно не страдал.
О.БЫЧКОВА: Но, с другой стороны, когда, например, случилась вся эта история с
Косово, то вы помните - все стали признавать Косово, буквально посыпались все
эти признания, в первую неделю уже большинство государств признали.
Д.РОГОЗИН: Правильно. Но разница-то, понимаете, какая, да? существенная. Косово
признавалось быстро и несколькими десятками стран не потому, что все были в
восторге от признания Косова, а потому что в принципе все эти планы фактически
по подрыву резолюции 1244, которая оговаривала статус Косова внутри Сербии,
другие международные присутствия - все это было сделано изначально с пониманием
окончательной цели. Конечная цель - это действительно выделение Косова в
отдельное независимое государство. Поэтому все к этому и шло, и все на это
надеялись, и в этом - глубочайшая ошибка Запада - создание мины замедленного
действия внутри, под собственным мягким местом.
О.БЫЧКОВА: Ну хорошо, а вы сейчас рассчитываете, что кто сейчас в ближайшее
время признает Абхазию и Южную Осетию?
Д.РОГОЗИН: Оль, давайте я вам сначала объясню, почему мы признали.
О.БЫЧКОВА: Я знаю, почему мы признали. По крайней мере, я слышала такие
объяснения, но все-таки - на что вы рассчитываете сейчас, когда говорите о том,
что нужно расширить базу признания этих двух государств?
Д.РОГОЗИН: Я сказал не то, что это необходимо России. Это необходимо самим
республикам, это их задача, они должны этим заниматься - вести консультации,
переговоры, создавать институт консулов в том числе за рубежом. И я думаю, что
добрых два десятка стран в течение года наберется, которые признают...
О.БЫЧКОВА: Очень много...
Д.РОГОЗИН: Ну, это достаточно. А сколько признало Косово? Четыре десятка стран.
При том, что американцы всем выкручивали руки, занимались непосредственно,
используя весь свой политический, экономический, военный потенциал, чтобы
заставить признать Косово. А здесь никто никого принуждать не будет. Признание
Абхазии и Южной Осетии - факто свершившийся. Кстати говоря, я иногда шучу,
отвечая на вопрос, сколько стран признало Абхазию и Южную Осетию. Все почему-то
думают, что две страны - Россия и Никарагуа. А на самом деле три - они ж друг
друга тоже признали.
О.БЫЧКОВА: А, ну да, плюс один, называется. Понятно. Значит ли это, что сейчас
возникло некое ощущение такого совместного общего понимания ситуации, например,
между Россией и НАТО, в том, что происходит вокруг Абхазии и Южной Осетии?
Потому что из того, что вы говорите сейчас, просто хочется сразу сделать именно
такой вывод.
Д.РОГОЗИН: В НАТО происходит некая пока еще официально не признанная, но
реальная ползучая переоценка ценностей в отношении прошедшего конфликта.
Саакашвили совершил еще одну ошибку, когда он, приняв делегацию постпредов
натовских стран вместе с генеральным секретарем, господином Яап де Хооп
Схеффером, он их повез не только в Тбилиси, не только на шашлыки, но он их повез
в Гори себе на горе. Зачем он это сделал, я понять не могу. Но это реальная
ошибка, потому что англо-саксонские СМИ очень активно показывали, как разрушен
город Гори. Когда же там побывала делегация постпредов, вернувшись из Грузии,
они мне рассказывали, очень сильно удивленные, что город-то на самом деле на
месте, никаких видимых разрушений они там не нашли. Нет там ничего. Даже музей
Сталина с памятником товарищу Сталину стоит, как стоял. Они даже посетили этот
музей, некоторые. Разрушений там нет. Значит, врал господин Саакашвили нагло.
Там есть разрушенная военная база, есть штаб...
О.БЫЧКОВА: Много там кто врал в этой истории... Д.РОГОЗИН: Есть лагерь беженцев,
но этого никто не скрывал - беженцы, конечно, всегда есть. От войны в ту и в
другую сторону они уходят. Есть разрушенные объекты, потому что мы и говорили,
что будем бить по военной инфраструктуре. Но гражданских разрушений и массовых
жертв среди гражданского населения нет. И это очень серьезный момент, потому что
это означает, что Россия не врала все эти дни, когда говорила о том, что военные
стараются точно выполнить приказ верховного главнокомандующего, президента РФ об
ударе исключительно по военной инфраструктуре.
О.БЫЧКОВА: А скажите, пожалуйста, почему все-таки российские военные не дошли до
Тбилиси во время этой войны? Вот сейчас было бы все по-другому. Например, не
надо было бы ломать голову, чем закончится важное мероприятия НАТО в декабре и
дадут ли этот самый ПДЧ Грузии и Украине. Сейчас бы не надо было об этом думать.
Д.РОГОЗИН: Это разные операции, это разные цели операции. Если бы дошли до
Тбилиси и взяли бы т.н. ядерные территории Грузии, это была бы полномасштабная
оккупация страны с капитуляцией политического режима, со сменой этого
политического режима. Но никто таких задач не ставил. Реакция России не была в
виде подавления страны как таковой. Это была локальная операция военная,
достаточно изящно с точки зрения военного дела выполненная, несмотря на
некоторые ошибки, которые были совершены, все равно, я хочу еще раз сказать, что
операция даже по натовским лекалам была выполнена блестяще. Она была ограничена:
А - по времени, то есть все военные цели были достигнуты и после этого операция
была свернута, Б - операция была ограничена по масштабам, то есть по территории,
то есть проводилась она исключительно в зоне конфликта, в зоне агрессии со
стороны Грузии, преследуя конкретную цель - спасение населения от геноцида и
этнической чистки. И единственные цели, которые поражались за пределами этой
территории, это были цели, откуда производились обстрелы Южной Осетии. И третья
задача, самая важная, была решена: смысл этой операции был сугубо гуманитарный,
а гуманитарный смысл состоит в том, что Россия не могла сидеть молча и смотреть,
как мелкая державно-шовинистическая Грузия расправляется с маленьким народом -
там население-то всего тысяч 30. Поэтому цель была одна - спасение людей от
физического уничтожения. Кстати говоря, когда многие сейчас на Западе пытаются
спекулировать и говорят и о том, что, мол, Россия имеет сейчас большое
количество соотечественников, в том числе дает им второе гражданство за
пределами России, и это создает...
О.БЫЧКОВА: Что неправда...
Д.РОГОЗИН: Что неправильно, да.
О.БЫЧКОВА: Нет - что неправда, потому что никому ничего не дают.
Д.РОГОЗИН: Нет - правда. Более того - мало дает и несистематически. Надо делать
это систематически, надо своих защищать. А вы думаете, например, другие страны,
которые имеют свои диаспоры за пределами национальных границ, не делают то же
самое? Венгрия еще в конце 90-х годов приняла закон о зарубежных венграх, и она
наделяет всех венгров всеми политическими правами, как только они пересекают
границу Венгрии.
О.БЫЧКОВА: Давайте закончим с военной темой.
Д.РОГОЗИН: Польша раздает т.н. паспорта поляка, карту поляка, которая на Украине
создает не просто целую диаспору, а диаспору, обладающую политическими правами,
в том числе в самой Польше. Поэтому мы просто обязаны давать наше гражданство
тем, кто либо отказывается от нового гражданства, либо не имеет его вовсе - т.н.
лица без гражданства. А поскольку мы, РФ, являемся правопродолжателями
Советского Союза, это наша обязанность.
О.БЫЧКОВА: Вот Наталья из Москвы спрашивает: 'Не будут ли опять слабые
миротворческие силы в буферной зоне, если Саакашвили предпримет новый бросок?'
Понимаете, это же может продолжаться бесконечно. Теперь ситуация с НАТО и
вступлением Грузии в НАТО тоже осталась прежней, если не стала еще хуже для
России и ее интересов...
Д.РОГОЗИН: Я не думаю.
О.БЫЧКОВА: Почему нельзя было решить этот вопрос раз и навсегда, как предлагают
в Америке?
Д.РОГОЗИН: Вы меня хотите провоцировать, Оль. Зачем?
О.БЫЧКОВА: Нет, я вас спрашиваю.
Д.РОГОЗИН: Во-первых, еще раз хочу сказать - у нас не было цели ни смены
политического режима, нам Саакашвили сто лет может не нравиться, но это проблема
грузинского народа - они посчитали возможным иметь такого лидера, который
впервые обкорнал Грузию свою территориально и вообще наделал массу ошибок. Но
это их проблема, а не наша. Мы не собираемся менять никаких лидеров. Это вообще
не мы этим занимаемся. Есть одна страна, которая часто занимается сменой
политического руководства в других странах, но это точно не Россия. Что касается
нашей операции, еще раз говорю - это была не война полномасштабная с Грузией.
Когда мне говорят, что у России должен был быть пропорциональный ответ, я
спрашиваю - а вы знаете, что если бы у России был пропорциональный ответ, то
Тбилиси бы не было на месте просто как города. Поэтому наш ответ именно в этом
непропорциональный. Он очень узенький, очень кратковременный и ограниченный, как
я уже сказал, пространством, временем и гуманитарной целью самой операции. Мы
добились всего того, что ставили перед собой рано утром 8-го числа, желая прийти
на помощь маленькому народу, - мы его спасли от физического уничтожения. Других
задач у нас нет. Чужой земли нам не нужно. У нас ее много. Поэтому признание
Абхазии и Южной Осетии также является реальным примером отказа России от
аннексии этих территорий.
О.БЫЧКОВА: Хорошо. Мы продолжим программу 'Особое мнение' с Дмитрием Рогозиным
через несколько минут.
О.БЫЧКОВА: И мы продолжаем программу 'Особое мнение'. Дмитрий Рогозин,
постоянный представитель России при НАТО, сегодня у нас в студии прямого эфира
телекомпании и радиостанции. У меня тут много вопросов от наших слушателей и
зрителей. Например, Иван Юрьевич из Москвы: 'Не пора ли России подумать о
размещении военных баз на Кубе, Венесуэле, Боливии и в других странах, где
имеются жизненно важные интересы России?' Ну, в Венесуэле уже начали фактически.
Д.РОГОЗИН: Ну нет, там никакой базы, конечно, нет. Наши слетали туда... На
саамом деле, вы знаете, с какого года мы не летали?
О.БЫЧКОВА: Ой, давно как-то очень.
Д.РОГОЗИН: Я боюсь соврать, на один год могу соврать, но где-то года с 87-го не
летали наши стратегические бомбардировщики, не пересекали Атлантику. И это,
конечно, очень серьезно. И самолеты показали, что они могут быть использованы,
конечно, при замене авионики, ракет нового вооружения, но эти самолеты не имеют
аналогов в мире и они показали всю свою мощь. Это серьезная картина. Что
касается базы в Венесуэле, таких разговоров нет. Что касается военно-морских...
О.БЫЧКОВА: Почему нет?
Д.РОГОЗИН: Понимаете, вообще содержание военной базы должно иметь какую-то цель.
Вот зачем нам военная база в Венесуэле? Для того, чтобы кого-то...
О.БЫЧКОВА: Ну, у нас когда-то были военные базы на Кубе и в окрестностях, и этот
опыт очень хорошо себя показал.
Д.РОГОЗИН: Да, и я там был.
О.БЫЧКОВА: Да вы что?
Д.РОГОЗИН: Да, после 4-го курса Московского университета меня туда как раз с
испанским языком и отправили. Поэтому знаю картину хорошо. Но тогда была задача
- мы готовились к тотальной войне с США, восток против запада, запад против
востока. Нам нужны были там базы рядом.
О.БЫЧКОВА: Ну а показать им кузькину мать никогда не вредно.
Д.РОГОЗИН: Ну, кузькину мать при современных видах оружия можно показать и с
территории РФ, не обязательно для этого иметь базы. Ведь для сего базы нужны
американцам - не для того, чтобы использовать эти базы в какой-то тотальной
войне между востоком и западом, им эти базы нужны для проведения локальных
операций - таких, как они осуществляют в Ираке, в том же самом Афганистане. Для
этого им нужны, скажем, аэродромы подскока, какие-то авиационные базы, плавучие
базы, коими являются авианосцы. Авианосец как бы для этого и необходим. Это как
бы плавающий аэродром со всей флотилией, которая его охраняет. Но нам-то зачем
это нужно? У нас же нет таких экспансионистских планов - завоевать Америку или
Латинскую Америку или Африку. Мы, конечно, должны чувствовать под пиджачком
такую трехлитровую шишечку - бицепсы, трицепсы, и чтобы другие могли их
почувствовать, что мы готовы за себя постоять. Но для того, чтоб постоять за
себя, не нужно создавать базы по всему миру. Это дорого и глупо. Надо иметь
современные ракетные войска стратегического назначения, прежде всего, способные
преодолеть любую противоракетную оборону, и второе - надо иметь мобильные силы
для того, чтобы дать отпор таким гражданам, как господин Саакашвили. Вот, больше
нам ничего не нужно.
О.БЫЧКОВА: У нас есть целая группа вопросов о том, станет ли Россия членом НАТО
- да или нет, что нужно сделать, чтобы Россию приняли в НАТО, и можно ли будет
там занять доминирующую роль после упадка США, как, например, пишет Вячеслав
Голубчиков из Кемерово, и так далее.
Д.РОГОЗИН: Я думаю, что нам не нужно вступать в НАТО. Если вас интересует моя
личная точка зрения, она совпадает с точкой зрения нашего политического
руководства. Потому что НАТО - это организация не очень современная. И даже в
этом кризисе она себя продемонстрировала не с лучшей стороны, заняв более
одиозную позицию, чем Евросоюз, при этом не имея возможности реально влиять на
ситуацию. Поэтому если бы мы вступили в НАТО, мы были бы вынуждены
руководствоваться пятой статьей Вашингтонского договора, которая фактически
является круговой порукой. То есть если, допустим, наши американские друзья
влезают в какую-то очередную авантюру где-то в очередном Ираке или Иране, то мы
вынуждены будем посылать туда наши войска. А зачем нам подметать за американцами
их битую посуду?
О.БЫЧКОВА: А зачем мы сейчас подметаем за ними их битую посуду? Мы же им
помогаем в Афганистане в том же...
Д.РОГОЗИН: Там нет наших военных - ни в Ираке, ни в Афганистане. Нет, почему? Мы
достаточно прагматично себя ведем, например, в отношении Афганистана. Мы пошли
на то, чтобы согласиться открыть российскую железную дорогу для грузов
невоенного назначения в поддержку международных сил содействия безопасности в
Афганистане. Правда, они еще до сих пор не воспользовались такого рода
транзитом, потому что еще не урегулировали вопросы с Казахстаном и Узбекистаном,
которые тоже транзитные страны, но в целом - почему мы на это пошли? Мы не
участвуем здесь в военной операции, грузы невоенного назначения, но они важны -
вода, всякие тряпки и прочее. Почему мы помогаем? Потому что талибан там. Мы
говорим американцам - 'Вы влезли в Афганистан - уж милости просим, доведите,
пожалуйста, ситуацию до конца до логического'. А то они опять все горшки побьют
и уйдут, а потом проблема будет наша. Уж давайте, ребята, до конца трудитесь.
Да, страдайте. Мы там страдали же. Вы нам, правда, всем миром пакостили, когда
мы там были, в Афганистане. Теперь вам всем миром помогаете, но вы справиться не
можете. Поэтому мы идем на этот транзит по одной простой причине - потому что
действительно в Афганистане есть угроза общая - и для нас, и для американцев, и
для наших европейских партнеров.
О.БЫЧКОВА: Вот у меня тут есть еще такая группа мнений - насчет того, что Россия
проявляет слабость на самом деле, если НАТО и США вооружают Саакашвили и на это
не дается никакой ответ, все разговоры о том, что Россия выйдет из Совета НАТО,
это только разговоры, потому что никто ниоткуда не вышел. Ну вот нужно им выйти
из этого афганского, например, сотрудничества - нужно сделать что-то реальное.
Д.РОГОЗИН: А зачем? Ну зачем участвовать в чужих политических играх? Вот мне
объясните просто. Может, я чего-то не понимаю. Да, конечно, там несладко.
О.БЫЧКОВА: Можно говорить - мы проявляем слабость?
Д.РОГОЗИН: Да в чем эта слабость? В том, что мы сдержали НАТО от вторжения в
Грузию? В этом, что ли, наша слабость?
О.БЫЧКОВА: Это мы сдержали?
Д.РОГОЗИН: Безусловно. Если бы не было такого высокого уровня нашего
сотрудничества, которое было тяжело развалить за несколько дней, то конечно, я
уверен совершенно, что кто-нибудь, причем мы знаем, кто, точно бы влез в Грузию
со своими миротворцами так называемыми. Американцы те же самые. Не сомневаюсь
даже. Если б не было российского сдерживающего фактора. Политический диалог,
плох он или хорош, но если он есть, прерывать его нельзя. Потому что есть
вопросы гораздо более важные даже, чем то, что произошло в августе. Это вопросы
нераспространения ядерного оружия. Это вопросы борьбы с террористическим
подпольем. Это вопросы не военные, но рядом с военными - например, вопросы
преодоления массовых поставок героина того ж самого из Афганистана. Мы обязаны
сотрудничать здесь. Зачем же назло бабушке уши себе отмораживать? Вставать в
какую-то позу... Поэтому, я считаю, что то, что можно сохранить, мы это
сохранили. Мы сохранили, например, политический диалог на уровне послов. И он
продолжается, я встречаюсь на очень высоком уровне в Брюсселе и снимаю многие
вопросы.
О.БЫЧКОВА: А какие вы вопросы снимаете?
Д.РОГОЗИН: Ну, зачем я вам буду рассказывать?
О.БЫЧКОВА: Ну приблизительно. Намекните.
Д.РОГОЗИН: Ну да, интересные вопросы, связанные с национальной и международной
безопасностью. То, что поручает политическое руководство России, то мы и делаем,
творчески преломляя это на брюссельской почве. А если серьезно говорить, то есть
три направления сотрудничества с НАТО. Первое - это политический диалог, то, о
чем я говорил - обмен информацией, обмен мнениями, обмен позициями, и это
вопросы войны и мира в самой что называется гуще событий. Второе - это военное
сотрудничество, военные учения. Они сейчас приостановлены, но заседания в
рабочих группах по военному сотрудничеству продолжаются, в том числе по тем
вопросам, как нераспространение, чтобы не появлялись новые обладатели ядерного
оружия, борьба с террором, сотрудничество разведывательных сообществ. Это
продолжается. Третья корзина сотрудничества - это, как мы называем, треть
измерение: МЧС сотрудничает с аналогичными структурами по спасению, это спасение
на воде, подводные лодки, корабли, бедствия и так далее.
О.БЫЧКОВА: Я поняла вас. Но тем не менее - вот вопрос еще от одного из наших
слушателей: 'Какие домашние заготовки имеются у Кремля в том случае, если в
декабрьском саммите НАТО Грузия и Украина получат ПДЧ вопреки желаниям России?'
Д.РОГОЗИН: Я еще раз хочу сказать - никакого консенсуса в НАТО по поводу
предоставления ПДЧ, плана действия для членства то бишь, для Украины и Грузии на
сегодняшний момент нет. Более того - ощущения того, что этот консенсус появится
к декабрю, тем более нет.
О.БЫЧКОВА: То есть никакого ПДЧ не будет, вы хотите сказать?
Д.РОГОЗИН: Ну конечно. Зачем я буду сейчас обсуждать то, во что мы пока не верим.
Я думаю, что этого не произойдет. Представьте себе режим Саакашвили после того,
что он учудил, после того, как он обманул в том числе своих западных,
европейских прежде всего, союзников, после этого они берут и назло нам принимают
его в состав НАТО? Ну, слушайте, там люди - прагматики, серьезные и
ответственные граждане. И зачем им такие приключения? Как Турцию в Евросоюз
принимали десятилетиями, так они будут Грузию и Украину принимать в НАТО. Просто
они хотят, чтобы мы нервничали по этому поводу, переживали, с вами здесь
беседовали в студии и так далее, чтобы плохо спали.
О.БЫЧКОВА: То есть вы хотите сказать, что у России и НАТО на сегодняшний день
вообще нет никаких конфликтов и противоречий, что это прекрасные, любящие друг
друга союзники?
Д.РОГОЗИН: Нет, неужели я убедил вас именно в этом?
О.БЫЧКОВА: Да.
Д.РОГОЗИН: Да? ну мы, конечно, не любовники с НАТО, но по крайней мере отношения
если не партнерства, то собеседования продолжают развиваться. Есть вопросы,
которые мы не можем ставить под удар, по крайней мере на этом этапе развития.
Если вдруг я ошибусь и в декабре произойдет принятие Грузии и Украины в состав
альянса в виде стран-кандидатов, то конечно наши натовские коллеги должны будут
понимать, что вот такого даже прохладного мира не будет, сотрудничества не будет.
И они это понимают. Потому что есть все-таки в мировой политике красные линии,
за которые нельзя переступать. Это зона наших крайне важных национальных
интересов. И вступление Грузии и Украины в НАТО не прибавит безопасности ни
Украине, ни Грузии, ни НАТО, ни России, и трезвые люди на это никогда не пойдут.
О.БЫЧКОВА: Спасибо большое. Это был Дмитрий Рогозин - постоянный представитель
России при НАТО - в программе 'Особое мнение'.
|