Уроки информационной войны на Кавказе ('BBCRussian', Великобритания)
Любая современная
война ведется не только чисто военными, но и информационными средствами.
Началось это еще с войны вьетнамской - именно она впервые показала, насколько
сильным может быть телевидение на общественное мнение.
Американские военные до сих пор
уверены, что эта война была проиграна не ими, а журналистами, которые создали
отрицательный образ Америки во всем мире.
Сейчас, сразу по окончании очередного военного конфликта на Кавказе, все чаще
делаются попытки осмыслить, как велась информационная война с обеих сторон -
российской и грузинской. Анализу информационной составляющей - агитации и
пропаганде - этого конфликта посвящен этот материал BBCRussian.com.
ЗАПРЯГАЛИ МЕДЛЕННО
Если в целом российская
пропагандистская машина разворачивалась довольно медленно и неуклюже, то
грузинская действовала динамично и изобретательно. Это отмечает большинство
западных наблюдателей. У них складывается впечатление, что первоначальной целью
информационной поддержки действий России на Кавказе стала внутренняя, чисто
российская аудитория. И лишь во вторую очередь стали решаться задачи воздействия
на западное общественное мнение.
В первые дни боевых действий
российские военные западных журналистов в Цхинвали не допускали, что произвело
резко отрицательное впечатление во всем мире. И только спустя дни после начала
конфликта в российском министерстве обороны стали проводиться регулярные
брифинги для журналистов. Российских официальных лиц, разъясняющих позицию
страны, было в первые дни в эфире очень мало, а вот президент Грузии развернул
самое настоящее информационное наступление.
Он пригласил к себе в резиденцию западных корреспондентов, раздавал
многочисленные интервью, причем говорил на приличном английском языке. Он сразу
выехал вместе с журналистами в сторону зоны военных действий, охотно позировал
на фоне разрушенных домов в Гори. Эту PR-акцию пришлось срочно прервать -
бледного грузинского президента в бронежилете внезапно затолкали в гражданскую
машину и отвезли в Тбилиси. Это произвело совершенно разное впечатление на
российскую и западную телеаудитории - российские телезрители еще раз убедились,
что Саакашвили - жалкий трус, а на Западе многие сочли этот эпизод
подтверждением российской агрессии. Впрочем, сразу же в ряде СМИ, например, в
эфире британского канала Sky, появились сообщения о том, что никаких самолетов в
небе не было - что, в глазах России, в очередной раз показало неадекватность
действий президента Грузии.
СААКАШВИЛИ И ЯЗЫК ПУРИТАН
Кроме того, Саакашвили
пользовался в своих обращениях к американской аудитории заведомо понятными ей
романтическими образами. Он сравнил, например, Грузию с "городом на холме", то
есть с идеальным государством, которая была мечтой американских
отцов-основателей, где царят закон и благополучие. Эта "пуританская" риторика, с
упором на ветхозаветные образы, имела большой успех в Америке.
Еще один важный эпизод случился в самом начале вооруженного конфликта. Когда на
телеэкранах мира замелькали первые кадры разрушенных домов в Цхинвали,
российские политики, начиная от Владимира Лукина и кончая Сергеем Лавровым,
вдруг стали произносить название города Цхинвали на осетинский манер - Цхинвал.
Это сразу указало, на чьей они стороне.
С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?
Ну, а дальше, уже после того,
как приутихли пушки, последовали довольно демонстративные пропагандистские
действия и с российской, и с грузинской стороны. Российское телевидение показало
концерт под управлением Валерия Гергиева, данный им в Южной Осетии. Это был
глубоко символический жест - ведь хорошо известно, как музыка воздействует на
эмоции людей, особенно в дни войны.
Причем многие британские газеты, как, например, Times, отмечали, что в отличие
от знаменитого дирижера Даниэля Беренбойма, который часто выступает перед
палестинской аудиторией со своим оркестром, куда входят и израильские, и
палестинские музыканты, Гергиев явно декларировал свою пророссийскую позицию в
этом конфликте.
Грузинские средства массовой информации отвечают на такие пропагандистские акции,
за которыми явно стоит мощная государственная информационная машина, подчеркнуто
популистскими телепрограммами - тут и репортажи с националистических митингов в
Тбилиси, и многочисленные интервью с жертвами российского вторжения.
Срывы, которые иногда случаются, не играют особой роли. Известный эпизод с
интервью осетинской девочки, показанным по американскому телеканалу Fox, в
котором она неожиданно заговорила о грузинском нападении и о том, что войну
начал Саакашвили, был сразу превращен российским телевидением в вопиющий пример
тенденциозности американских средств массовой информации (беседа с девочкой
довольно скоро была прервана на рекламную паузу).
ЭЛЕКТРОННАЯ ВОЙНА
Информационная война ведется не
только на телевидении, но и в интернете. Хакерский взлом сайтов грузинского
правительства и парламента был воспринят многими на Западе резко отрицательно и
породил предположения, что Россия активно готовится к электронной войне в
будущем.
Грузины ответили на это атакой на интернет-сайт англоязычного российского
телеканала Russia Today, единственного с российской стороны, который давал
репортажи из Южной Осетии на английском языке. Одновременно грузинская сторона
перекрыла доступ к российским телеканалам и, по данным корреспондента РИА
Новости на 9 августа, и сайтам.
ПСИХИАТРЫ И ПАРАЛЛЕЛИ
В этой войне, как и в реальной
жизни, все средства хороши. Российское телевидение демонстрирует интервью с
психиатром из института Сербского о том, что Саакашвили страдает от стресса и
вообще не совсем адекватен, подтверждая это кадрами, на которых грузинский
президент жует свой галстук.
А грузинские политики вспоминают в ответ советские танки, вошедшие сорок лет
назад в Прагу и растоптавшие свободу Чехословакии и надежды на либерализацию (параллели
также проводились с Венгрией и Афганистаном). И в том, и в другом случае
любопытно эхо прошлого - еще не совсем забылись диагнозы института Сербского
советским диссидентам, которые объявлялись больными "вялотекущей шизофренией", а
"танки идут по Праге" - тоже достаточно мощный образ в сознании, в том числе и
бывших советских людей.
ВТОРОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФРОНТ
Как показывают проведенные на
днях опросы среди российских телезрителей, обращенная к ним пропаганда оказалась
действенной.
Газета Financial Times писала, что, по данным ВЦИОМ, более трети россиян в 42
городах страны требуют более жесткого ответа от президента Медведева на действия
Грузии. В этом смысле, считает обозреватель газеты, Россия выиграла
информационную схватку с Грузией - на внутреннем рынке.
Однако другие британские газеты отмечают, что Россия часто подчеркнуто
игнорировала западное общественное мнение, проигрывая информационное сражение на
рынке внешнем. Газета Guardian указывала на информационный вакуум, который
возник в первые часы конфликта, и который был быстро заполнен грузинской
стороной.
Александр Журавлев
|