Ловушка двадцать два: революционная логика
власти
Виктор Никазаков, адвокат, специально для «ТЕМЫ»
Революция пожирает своих детей. И те из них, кто
своевременно не успевает понять эту грустную истину, зачастую становятся ее
первым жертвами. Это в полной мере касается Виктора Ющенко. Ведь герой майдана
одним из первых был поставлен перед выбором: кем быть. Читатель помнит, что этот
нелегкий вопрос в свое время вынужден был разрешать один из пелевинских героев.
И выбор перед ним стоял такой: «стать пидарасом у клоунов» или же «клоуном у
пидарасов». (Для тех, кто не знаком с творчеством знаменитого писателя, поясню,
что речь идет вовсе не о сексуальной или профессиональной ориентации, а скорее о
человеческом достоинстве и способности нести крест ответственности. В силу
присущей ему нерешительности несостоявшийся «лидер нации» так и не сделал своего
выбора, а его политический труп на глазах у этой нации поедают черви недоверия и
скептицизма сограждан.
Наиболее продвинутые аналитики утверждают, что
следующей крупной жертвой революционного людоеда, как ни странно это может
прозвучать сегодня, станет Юлия Тимошенко. Но пока Газовая Принцесса еще
купается в складках своей харизмы и мечет инвективы во врагов. Тем временем
революционная зачистка прямо коснулась Киевского городского головы, этого не
совсем законно рожденного ребенка минувшей революции.
Я помню, как в канун Нового 2005 года на заседание ЦИК по поводу установления
результатов третьего тура президентских выборов Леонид Михайлович явились
самолично и сейчас же привлекли всеобщее внимание. С блуждающей улыбкой на
помятом лице, политический деятель нетвердой походкой продвинулся по
центральному проходу большого зала заседаний вплотную к трибуне членов ЦВК,
затем скрестил руки в приветственном пожатии над головой и в манере, ныне
известной уже всей стране, растягивая и неуверенно выговаривая слова несколько
раз прохрипел: «Слава ЦВК!» И тотчас ретировался, так же торжественно, загадочно
и неспешно, временами раскланиваясь по пути перед ожившей публикой. Мощный
палаточный отряд «Посольства Божьего» тогда составлял одну из боевых единиц
«полевой армии майдана», а сам Черновецкий твердо и непререкаемо считался членом
команды Ющенко. Поэтому никому из соратников и в голову не пришло обратить
внимание на ту злополучную неадекватность, о которой сейчас нам прожужжали уши.
Я не говорю о том, что революционную выходку будущего мэра Киева тогда не
решился продемонстрировать ни один телеканал, хотя камер в зале было около
десятка. Этим, полагаю, журналисты оказали медвежью услугу городу-герою Киеву и
его жителям.
При наличии желания нынешние ведущие актеры политической топ-сцены Украины могли
проглотить Леонида Михайловича, как «енерал вустрицу» - тот бы и пикнуть не
успел. Но, похоже, для этого набожного человека уготован иной ритуал. Нет, он
никак не связан с мучительныме религиозным жертвоприношением: отход Черновецкого
в политическое небытие будет разыгрываться по всем правилам игры в украинского
политического подкидного дурака.
О способах досрочного отстранения Черновецкого специалисты и дилетанты
рассуждают давно, но прийти к единому мнению, по обычаю, не удается. Говорить
обо всех приемлемых способах сейчас не имеет смысла, поскольку Юлия Тимошенко
уже избрала свой способ - весьма отличный от других. Назвать его незаконным -
значит ничего не сказать. Лучше всего данный способ можно охарактеризовать по
лагерной фене. Короче, Белая Леди «пошла по полному беспределу». Но прежде, чем
оценивать факты, попробуем их изложить.
Сначала в недрах (то ли кабмина, то ли БЮТ) был создан боевой и особо
засекреченный эскадрон (не лично же ЮВ собирала, систематизировала и
квалифицировала обширный компромат). Эскадрон в сжатые сроки подготовил
внушительный раппорт о многочисленных проделках господина мэра. Тотчас этот
серьезный документ на 84 страницах от имени Кабмина был отослан Президенту с
требованием уволить Черновецкого. Балога (в смысле президент) сначала
поартачился, мол незаконно это, а потом 13 марта все же издал указ (сам
президент в это время был за кордоном) об отстранении Черновецкого от исполнения
обязанностей в должности главы КМГА и о проведении служебного расследования. При
этом Балога (в смысле президент) сделал любопытную ссылку на ст. 22 Закона «О
государственной службе».
На самом деле Балога, отстраняя Черновецкого и назначая служебное расследование,
пошел на прямое нарушение закона, Конституции и предписаний украинского суда,
имеющих законную силу. Дело в том, что упомянутая ст. 22 ЗУ «О госслужбе»
позволяет проводить служебное расследование в порядке, установленном Кабинетом
Министров. Такой порядок установлен постановлением КМУ № 950 от 13 06 2000,
которое подписано по иронии судьбы самим Ющенко в его бытность премьером.
Согласно п. 2 Порядка проведения служебного расследования, - решение о
проведении расследовании принимается высшими должностными лицами (здесь и везде
выделено автором) государства, первым вице-премьером Украины, руководителем
государственного органа (должностным лицом), который назначил на должность
государственного служащего, относительно которого проводиться служебное
расследование, руководителем органа, в котором работает государственный
служащий.
Примечательно упоминание должности первого вице-премьера: оно указывает на
историческое время, в которое принимался документ: хитроватый и боязливый
Ющенко, будучи премьером, предпочитал все неприятные миссии поручать своему
первому вице-премьеру, до тех пор, пока Юлию Владимировну не отправили в СИЗО.
Сейчас их роли поменялись, и уже Тимошенко подсовывает гадость президенту. Ведь
черным по-белому записано, что и сама она, без помощи президента, как высшее
должностное лицо исполнительной власти, вправе возбуждать служебное
расследование. Более того, этим инструментомв Тимошенко уже воспользовалась еще
месяц назад, возбудив 6 февраля служебное расследование против главы
Госимущества Валентины Семенюк. Правда, на защиту последней стал Ющенко и
остановил действие распоряжения Тимошенко относительно главы ФГИУ. Но попробовал
бы он сделать это относительно Черновецкого – тут же стал бы врагом №1 для
большинства киевлян.
Но это не все. Да, в Конституции записано, что президент - глава державы. Но там
не содержится фразы о том, что президент - должностное лицо, а без этого статуса
возбудить служебное расследование невозможно.
Но и это еще не все. Дело в том, что более двух лет назад, а именно 3 марта 2006
года тройка судей Шевченковского райсуда Киева (дело № 2а- 917\06) установила,
что Президент Украины не является должностным лицом. А в то время Ющенко при
исполнении служебных обязанностей беззастенчиво вмешивался в выборы в Верховный
совет и занимался неприкрытой агитацией. Когда же оппоненты подали иск в суд, по
настоянию самого Ющенко (в смысле его доверенного лица) суд принял это
«соломоново» решение, чтобы развязать руки надежде нации для дальнейших
нарушений закона. Автор этих срок представлял в суде оппонентов Ющенко и пытался
образумить доверенное лицо президента, доказать суду, что не может глава
державы, верховный главнокомандующий и глава СНБ не быть должностным лицом, но
суд остался непреклонен. В угоду Ющенко суд применил «специальную логику», и
некоторые ее фрагменты заслуживают быть приведенными здесь на языке
первоисточника.
«Відповідно до ст. 6 Конституції України державна влада в Україні здійснюється
на засадах її поділу на законодавчу, виконавчу та судову. Органи законодавчої,
виконавчої та судової влади здійснюють свої повноваження у встановлених цією
Конституцією межах і відповідно до законів України.
Згідно ст. 102 Конституції України Президент України є главою держави і виступає
від її імені.
Згідно частини 4 ст. 103 Конституції України Президент України не може обіймати
посаду в органах державної влади.
Таким чином, оскільки Президент України не належить до жодного з перелічених
органів та не є посадовою особою жодного з цих органів, до того ж, його не
включено до переліку органів та осіб, передбаченого ст. 71 виборчого Закону,
відносно яких встановлені обмеження щодо ведення передвиборної агітації…»
Это решение было оставлено в силе во всех инстанциях и отменить его сейчас
практически невозможно. Это решение абсурдно, но оно имеет силу преюдициального
факта (факта, не требующего доказательств) для всех последующих решений в
порядке административного производства. По этой причине Леониду Черновецкому не
стоит опасаться никаких выводов следственной комиссии, созданной указом
президента, признанного судом не должностным лицом ни одной из действующих в
Украине ветвей власти (sic!). И выводы, если они и последуют, должны считаться
юридически никчемными и никаких правовых последствий иметь не могут.
Вряд ли Тимошенко знала что-нибудь об этом решении, ей удалось нанести удар
Ющенко и без этого знания. Но, как опытный стратег Тимошенко понимает, что война
никогда не является изолированным актом, как и то, что война не состоит из
одного удара, не имеющего протяжения во времени. Следующую атаку Юлия
Владимировна намерена нанести Верховной Раде и сделает это завтра. При этом
оглашенные Тимошенко «юридические заготовки» еще менее, чем прежде страдают
зависимостью от предписаний законов и Конституции. Но это тема для отдельной
публикации.
|