Вторая мировая - всегда с нами ("Time", США)
Фрэнк Триппет (Frank Trippett), 22 февраля 2008
Джонатан Свифт называл войну 'безумной игрой, которую так любит наш мир'.
Сейчас, когда она стала еще безумнее из-за угрозы ядерной катастрофы, мир
научился удовлетворять этот завороженный интерес человека к войне тем же
способом, что с таким успехом использовался в 'Илиаде' и Библии: вновь и вновь
'переигрывая' крупные конфликты на безопасной временной дистанции. И сегодня,
спустя 40 лет после начала Второй мировой войны и 34 года после ее окончания, -
капитуляции Японии - этот величайший конфликт в истории по-прежнему занимает умы
и воображение американцев.
Она становится темой все новых серьезных исследований, и неизменно вызывает
безграничный интерес у широкой публики. Вторая мировая стала настоящим 'рогом
изобилия' для индустрии развлечений, поставляя сюжеты для произведений любых
жанров, от туповатой комедии до высокой трагедии, 'ужасов', триллеров и даже
фантастики, для нескончаемого потока популярных исторических трудов, романов,
фильмов и телепередач. Более того, по словам экспертов, отслеживающих тенденции
в этой области, Вторая мировая война, хотя и не породила до сих пор своих
'Унесенных ветром', уже заменяет Войну между Севером и Югом в качестве того
конфликта, который наша страна наиболее пристально изучает, анализирует, и - не
станем кривить душой - смакует.
Конечно, в США всегда существовал живой интерес к Второй мировой войне, но в
последние годы аппетит наших соотечественников ко всему, что с ней связано,
приобретает уже попросту гомерические масштабы, а насыщают его так, как будто он
вовсе неутолим. К примеру, только одно издательство Bantam Books за последние
полтора года выпустило 31 научную и научно-популярную книгу о войне, причем 15
из них были выброшены на рынок одним 'залпом', в марте прошлого года; похоже
книгоиздатели поставили перед собой цель - постоянно заваливать полки магазинов
новыми названиями и переизданиями ранее вышедших трудов об этом конфликте. Ту же
тенденцию на рынке отражает и другой факт: количество подписчиков на серийное
издание TIME-LIFE Books о Второй мировой войне в 20 томах перевалило за 780000,
и подписка продолжается. А ведь один перечень уже вышедших книг об этом
конфликте занимает в Books in Print 12 страниц, отпечатанных мелким шрифтом. В
свете сказанного не стоит удивляться, что последний роман Германа Вука (Herman
Wouk) 'Война и память' (War and Remembrance) 44 недели продержался в списке
бестселлеров, а сюжет самой популярной книги этого года - 'Выбора Софи' (Sophie's
Choice) Уильяма Стайрона (William Styron) навеян Холокостом.
Впрочем, книжный мир - лишь одна из сфер, где проявляется обострившийся интерес
к войне. Такие романы, как 'Ребята из Бразилии' (The Boys from Brazil), 'Орел
приземлился' (The Eagle Has Landed) и 'Солдаты королевы' (Soldier of Orange),
уже экранизированы, а сейчас идут съемки фильма по роману Кена Фоллета (Ken
Follett) 'Игольное ушко' (Eye of the Needle) - автор между тем работает над
новой эпопеей о Второй мировой войне. Хотя фильмов об этом конфликте,
естественно, выходит меньше, чем книг, эти кинопроекты - с тех пор как в 1970 г.
по экранам страны триумфально прошел 'Паттон' (Patton) с Джорджем Скоттом
(George C. Scott) в главной роли - отличаются все большей зрелищностью и
амбициозностью. Сетка телевещания буквально забита документальными и
художественными фильмами о Второй мировой войне - от недавно показанной
шестичасовой биографической ленты о деятельности Эйзенхауэра в годы войны до
ежегодно повторяемых 'Командующих' (The Commanders). Документальная книга о
разведчиках 'Человек, которого называли бесстрашным' (A Man Called Intrepid) -
лишь одна из многих, экранизированных для телевидения. В сентябре прошлого года
80 телестанций по всей стране начали трансляцию 25-серийного фильма 'Дневник
солдата: хроника скромного героизма' (G.I. Diary, a journal of obscure heroism).
Впрочем, самой яркой из телепередач о Второй мировой войне стал документальный
блокбастер 'Холокост' (Holocaust) продолжительностью в 9,5 часов, показанный в
1978 г. Теперь, по словам Директора CBS по спецпроектам Мэй Холмс (Mae Helms),
все телеканалы 'пытаются сделать собственный 'Холокост''.
Тот факт, что страну захлестнул такой поток материалов о войне, не может не
удивлять. Конечно, отчасти интерес людей к этому периоду в объяснениях не
нуждается. В конечном итоге, американцы старше 34 лет были либо очевидцами, либо
участниками Второй мировой: она стала частью их собственной биографии. Есть,
однако, и иные, более конкретные причины сегодняшнего повышенного внимания к
этому конфликту.
Отчасти оно связано с тем, что в последние годы, в связи с рассекречиванием
архивных документов, в научный оборот был введен огромный массив новой
информации. Британия сняла гриф 'секретно' с материалов по этому периоду в 1972
г., в США аналогичная работа происходило поэтапно, и была закончена к 1975 г.
Естественно, ученые и писатели ринулись на поиски новых, неизвестных доселе
фактов. Одним из результатов стала изданная в прошлом месяце книга с рекордно
длинным названием: 'Операция 'Ультра': первый рассказ о величайшей тайне Второй
мировой войны, основанный на официальных документах' (Ultra Goes to War: The
First Account of World War II's Greatest Secret Based on Official Documents). В
чем состоит 'величайшая тайна'? В том, как союзники использовали - или не
использовали - данные, полученные за счет перехвата немецких шифровок.
Кроме того, переход США от конфронтации с России к нынешней политике разрядки
побуждает многих ученых к попыткам по-новому взглянуть на историю 'холодной
войны', которая, как известно, стала побочным результатом Второй мировой. Многие
из причин, обусловивших ее начало, связаны с решениями, принимавшимися еще в
ходе борьбы с нацистами. Так, решение союзного командования остановить танки
генерала Паттона, рвавшегося на Берлин, привел к изоляции германской столицы и
превратил ее в одну из главных 'горячих точек' конфронтации послевоенных лет.
Роберт Даллек (Robert Dallek), профессор истории из Калифорнийского университета
в Лос-Анджелесе, отмечает в этой связи: 'Нам надо оглянуться назад. Ситуация, в
которой мы оказались сейчас - прямой результат событий тех лет'. Даллек с
немалым удивлением рассказывает: его новая книга 'Франклин Рузвельт и
американская внешняя политика, 1932-45 гг.' (F.D.R. and American Foreign Policy,
1932-45) вышла в свет три месяца назад Ожидалось, что она заинтересует только
специалистов, но к сегодняшнему дню продано не несколько сотен, а целых 10000
экземпляров книги. Автору остается лишь констатировать: 'Популярная,
оказывается, тема'.
Популярна она еще и потому, что некоторое время назад нашими соотечественниками
овладело довольно специфическое настроение. Речь идет о смутном раздражении и
беспокойстве, которое часто приписывается травме, нанесенной стране Вьетнамской
войной, тревоге, вызванной разбродом и аморфно-равнодушным морального состояния
общества, явным отсутствием в сегодняшней Америке какого-либо объединяющего и
вдохновляющего начала. В этой атмосфере у старшего поколения проявляется
ностальгия, а у молодежи любопытство по отношению к легендарной эпохе
солидарности и единения ради общей цели. Чтобы осознать величие и героизм тех
лет, достаточно перечислить имена титанов - тогдашних лидеров и военачальников:
Рузвельта, Черчилля, Сталина, де Голля, Маршалла, Эйзенхауэра, Монтгомери,
Брэдли, Паттона, Макартура, Нимица. Такие же чувства навевает перечень важнейших
лозунгов и вех войны: требование о безоговорочной капитуляции агрессоров,
высадка в Нормандии, битва в Арденнах, высадка в Анцио, бои за Гуадалканал,
Хиросима, капитуляция Японии. Сегодня очень многие отправляются в
'паломничество' к тем безвозвратно ушедшим временам; среди тех, кто обратил на
это внимание - Роберт Кейн (Robert Kane), выпускник Вест-Пойнта, создавший в
1974 г. в Сан-Франциско издательство Presidio Press, специализирующееся по
военной литературе. Вот что он думает по этому поводу: 'Первая мировая война
никого не интересует. А Вторая мировая была последней войной за Отечество. На
нас напали. У нас были все основания, чтобы в нее вступить. Эта была абсолютно
справедливая война'.
Таким образом, многие американцы просто черпают вдохновение и энергию,
оглядываясь на эпоху, когда, как выразился Эрик Сиварейд (Eric Sevareid), 'было
понятно, где хорошие, а где плохие'. А поскольку сейчас большинство ветеранов
Второй мировой достигло того рубежа между зрелостью и старостью, когда
размышления о прошлом становятся настоятельной необходимостью, момент для такого
ретроспективного взгляда настал самый подходящий. Кроме того, их дети уже
достаточно повзрослели, чтобы всерьез заинтересоваться эпохой борьбы и
самопожертвования, пролитой крови и победной славы, о которой с гордостью
рассказывают их 'старики'.
В результате многие миллионы людей пытаются понять, по словам историка Фрэнка
Кулинга (Frank Cooling) из Института военной истории при Сухопутных войсках США,
что расположен в 'казармах Карлайл' (Пенсильвания), не только 'что я делал на
войне', но и 'что папа делал на войне'. Для Кулинга эти вещи не в новинку.
Институт, где он работает, тратит столько времени, собирая информацию обо всех
организациях историков-любителей, изучающих войну, что у его руководства
возникает опасение - не сорвется ли график систематизации материалов времен
второй мировой, сохранением которых это учреждение и призвано заниматься.
Трудно перечислить все возможные мотивы, побуждающие американцев окунаться в
историю Второй мировой войны. Читатели, которых сам этот конфликт не волнует,
могут заинтересоваться, к примеру, чудовищной фигурой Гитлера - в нашу эпоху
помешательства на психологии подобная личность, вероятно, вызывала бы
любопытство, даже если бы речь шла не о реальном человеке, а о выдуманном
персонаже. А бесконечное число людей, интересующихся Холокостом, должно быть
влечет к нему вопрос, в котором сплавились воедино ужас и отвращение,
любопытство и удивление - как люди могут делать такое с другими людьми? Нелегко,
а то и невозможно, определить даже гамму побуждений, движущих обычными
потребителями всей этой неисчислимой 'военной продукции'. Ясно, что люди,
включающие телевизор, чтобы в десятый раз посмотреть непритязательный комедийный
сериал 'Герои Хогана' (Hogan 's Heroes), отличаются от тех, кто сметает с полок
книжных магазинов 'Майн Кампф' или 'Взлет и падение Третьего Рейха' (The Rise
and Fall of the Third Reich) Уильяма Ширера (William Shirer).
Уже простого стремления отвлечься и развлечься достаточно, чтобы окунуться в
гигантский поток самой разнообразной художественной или документальной продукции
о Второй мировой войне. Так каждый найдет себе что-нибудь по вкусу: сражения на
суше и на море, приключения в воздухе и в подполье, жизнь людей в тылу, тактику,
стратегию, дипломатию, идеологию. А с выходом 'Отпрыска фюрера' (The Führer
Seed) - нового политического триллера Гаса Вайля (Gus Weill) - даже генетическая
тематика заняла свое место в этом ряду. Излюбленной темой, естественно, остаются
шпионские истории, но 'путевку в бессмертие' получает и военная техника: так,
недавно вышла подробная 'биография' танка 'Шерман', где за 45 долларов вы
найдете все, вплоть до технических характеристик. Нет недостатка и в 'военных
историях', которые военный аналитик Дрю Миддлтон (Drew Middleton) саркастически
обозначает одной фразой: 'Фифи Дюпон как раз стирала своим панталоны, когда в
город вошли американские танки'.
Нынешняя волна 'военной' продукции, должно быть, во многом напоминает старшему
поколению американцев период 1939-45 гг. Тогда война вошла в американскую
культуру - литературу, кино, драматургию, музыку - задолго до того, как страна в
нее вступила. К 1945 г., жаловался критик Бернс Мэнтл (Burns Mantle), посетители
бродвейских театров уже 'подустали от пьес о войне'; кинозрители должно быть
испытывали такое же чувство. Сразу после Пирл-Харбора Голливуд - об этом пишет
Ричард Лингман (Richard Lingeman) в своей книге 'Вы что не знаете - война идет?'
(Don't You Know There's a War On?) - бросился патентовать названия планируемых
фильмов о войне. Сегодня лишь немногие из тогдашних лент - таких как 'Инженерные
батальоны в бою' (The Fighting Seabees), 'Флот вступает в действие' (The Fleet's
In), 'Остров Уэйк' (Wake Island) - заинтересуют кого-либо, кроме киноведов, но
одна картина настолько любима зрителями и сейчас, что ее уже никто не
воспринимает как фильм о Второй мировой войне' - я говорю о 'Касабланке'
(Casablanca).
Лишь спустя годы после окончания войны начали появляться произведения такого
уровня, как 'Лучшие годы нашей жизни' (The Best Years of Our Lives) или 'Нагие и
мертвые' (The Naked and the Dead). Пока она шла, такой фильм, как 'Мост через
реку Квай' (The Bridge Over the River Kwai), проникнутый ощущением
бессмысленности происходящего, никогда не был бы снят, а циничный
экзистенциалистский гротескный роман вроде 'Уловки-22' (Catch-22) ни за что бы
не напечатали. Отстраненность достигается на расстоянии, и еще больший временной
отрезок нужен, чтобы появились самые лучшие произведения о войне - такие,
например, как исторические труды покойного Корнелиуса Райана (Cornelius Ryan),
неизменно пользовавшиеся широкой популярностью у американской аудитории. Можно
сказать, что именно мастерские произведения Райана, - и сами книги, и их
экранизации - 'Самый длинный день' (The Longest Day), 'Последняя битва' (The
Final Battle) и 'Далекая переправа' (A Bridge Too Far) - создали основу для
нынешнего повышенного интереса к Второй мировой, и прочно вошли в нашу
'общенациональную память' о том времени.
Пристальное внимание американцев к Второй мировой войне - не большая и не
меньшая загадка, чем вековечная завороженность человечества войнами вообще. Этот
феномен и понятен, и противоестественно загадочен - как сама человеческая
природа. Казалось бы, любой разумный человек должен стремиться как можно скорее
забыть кровавый лик войны. Тем не менее, людей всегда тянуло к войне, они
вспоминают ее, возвышают, ищут в ней вечные истины. В конце концов, ничто так не
обнажает суть вещей, как война - она выявляет, обостряет и усиливает любые
чувства и стремления - как хорошие, так и дурные.
Оскар Уайльд говорил: интерес к войне связан с тем, что в ней находят обаяние
порочности. Его гипотеза: 'Когда ее сочтут пошлой, она утратит свою
популярность'. Очевидно, пока пошлость войны не пересилила ее порочного обаяния,
или присущего ей элемента 'авантюрности', пусть и переживаемого вами
опосредованно, на чужом опыте. Но даже если оставить это за скобками, вторая
мировая еще долго будет оставаться в Америке популярной темой - хотя бы потому,
что миллионы людей по-прежнему считают ее 'звездным часом' истории нашей страны.

http://www.inosmi.ru/stories/05/07/29/3449/239794.html
|