Тендерная палата-2
Уже несколько пленарных недель подряд на
повестку дня заседаний Верховной Рады выносится законопроект «О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам аудиторской
деятельности». Документ с безликим названием, но глубоким коммерческим смыслом,
предполагающим создание довольно влиятельного органа, сопоставимого по значению
с некогда незаменимой Тендерной палатой, потерялся в вихре политических событий.
И лишь потому не был поддержан во втором чтении. Однако его лобби представлено
во всех фракциях и не зависит от целостности коалиции, а потому перспектива
стать действующим законом у этого проекта достаточно велика.
ЧУДЕСА ЛОББИСТСКОЙ ТЕХНИКИ
Изначально идея разработанного Кабмином законопроекта сводилась к обычным
техническим правкам: правительство предложило привести термины, используемые в
действующих нормативах, в соответствие с терминологией новой редакции Закона «Об
аудиторской деятельности», вступившего в силу летом 2007 года. «Однако на этапе
подготовки ко второму чтению члены экономического комитета внесли в документ ряд
правок, что в корне изменило суть текста», — объясняет «k:» президент Гильдии
профессиональных внутренних аудиторов Украины, член Аудиторской палаты Украины
Александр Редько. По словам заместителя руководителя главного юридического
управления Верховной Рады Владимира Милованова, «концепция документа кардинально
изменилась, как результат — парламент с ней не знаком».
Ореол тайны окутывает и авторов этого текста. Формально разработчиком
по-прежнему значится Кабмин в лице экс-премьер-министра Виктор Януковича. По
действующей процедуре все законопроекты, не принятые парламентом предыдущего
созыва, автоматически отзываются. Однако по чьей-то неведомой протекции Кабмин
Юлии Тимошенко подтвердил его актуальность. Соавторы документа, переделавшие его
до неузнаваемости, безымянны — в его паспорте значатся «члены экономического
комитета». Впрочем, все это мелочи по сравнению с сутью законопроекта.
СТАРЫЕ СХЕМЫ НОВЫХ ИДЕЙ
Для начала авторы законопроекта предлагают перевести всю отчетность, в том числе
финансовую, налоговую и статистическую, в электронную форму. Однако главное
кроется даже не в этом, а в желании изменить саму процедуру подачи отчетности.
Предполагается, что контролировать прохождение отчетных документов,
обрабатывать, хранить и оберегать их будут специальные «операторы
документооборота» — новые структуры, создание которых предполагает законопроект.
Участников рынка напугала эта инициатива. Председатель комиссии Аудиторской
палаты Украины по внешним связям и информационному обеспечению аудита Алексей
Гачковский считает, что создание новой инфраструктуры по внедрению электронной
отчетности лишит украинских аудиторов независимости. «А это, в свою очередь,
нарушит концепцию независимого финансового контроля, принятого в международной
практике. Вывод украинского аудита из поля международных стандартов прямо
противоречит евроинтеграционной политике Украины», — говорит Гачковский. Не в
восторге от предложений и президент Союза налоговых консультантов Леонид
Рубаненко. «Требования подачи всех видов отчетности в электронном виде приведет
к коллапсу, тем более что в документе отсутствует механизм исполнения этой идеи.
Мы еще не освоили электронную отчетность по НДС, инициируемую налоговой
администрацией, а нам суют новую порцию сомнительных идей», — говорит он.
Впрочем, дальше — еще интереснее.
Авторы законопроекта предполагают создать при Госкомитете по вопросам
информатизации новый Совет по вопросам информатизации бухгалтерского учета и
электронной отчетности. Этот орган собираются уполномочить предоставлять
«выводы, решения, разъяснения, обязательные к исполнению пользователями
финансовой отчетности, адресатами отчетности и операторами электронной
отчетности», а также лицензировать и утверждать лицензионные условия работы
новых операторов. Кроме того, совету предлагается передать от Госкомитета по
вопросам информатизации полномочия регистратора специализированного программного
обеспечения и операторов электронной отчетности. Другие функции и полномочия
этой структуры будут определены в отдельном положении, который должен утвердить
он сам. «По сути и организационной работе совет является полным аналогом
Тендерной палаты. Не будучи самостоятельным субъектом власти, ему
предоставляются государственно-властные полномочия. Он никому не подотчетен, а
мера ответственности не просматривается. По задумке, совет самостоятельно
формирует требования к провайдеру услуг и выбирает фирму, которая будет
разрабатывать программное обеспечение для подачи отчетности в электронном виде.
Каждый субъект предпринимательской деятельности купит это ПО даже за небольшие
деньги, а потом будет регулярно платить за обслуживание. Затем возникнет соблазн
постоянно обновлять и менять правила. Где-то мы это уже видели», — в интервью «k:»
говорит гендиректор Бюро социальных и экономических технологий при СКМ Валерий
Гладкий. Свои аналоги имеют и «операторы документооборота» — суть их работы
очень напоминает нашумевшее Европейское консалтинговое агентство (структуру,
которая была избрана Тендерной палатой для обслуживания госзакупочного
интернет-ресурса). По словам Валерия Гладкого, лоббистов Тендерной палаты
окончательно выдает норма законопроекта, предлагающая главе экономического
комитета Верховной Рады (ныне — коммунист Александр Ткаченко, почетный президент
Тендерной палаты) делегировать в состав совета пять представителей своего
комитета. «Это выше полномочий главы комитета и не соответствует статусу и
задачам комитетов ВР. Замечание касается и положения пункта 20, где авторы
предлагают организовать представительство экономического комитета ВР в составе
квалификационной комиссии при Аудиторской палате», — подчеркивает Владимир
Милованов. «Если этот законопроект будет принят, себестоимость услуг и товаров
существенно возрастет, — прогнозирует вице-президент Союза аудиторов Украины
Михаил Крапивко. — Простой пример. Предприятие коммунальной сферы — ЖКХ. Для
заключения контракта в рамках госзакупок каждого контрагента такой закупки
необходимо проаудировать, значит стоимость услуг ЖКХ, а соответственно и
стоимость коммунальных услуг, возрастет».
Несмотря на всю опасность документа, у лоббистов идеи есть все шансы провести
его через парламент. О «злой» сути текста не подозревает даже большая часть
членов профильного экономического комитета, сопровождающего его. «Мне казалось,
этим ведает комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. На заседание
нашего комитета текст не выносился, о чем он — мне сложно сказать», — подтвердил
информацию «k:» член экономического комитета Дмитрий Шлемко. Ничего не знают о
новациях в тексте и в исполнительной власти. «Комиссия по ценным бумагам и
фондовому рынку как государственный регуляторный орган на рынке капитала Украины
тоже официально не получала такой законопроект к обсуждению», — отметила
представитель ГКЦБФР Елена Величко. Иными словами, сейчас может повториться все
то, что страна уже проходила с Тендерной палатой, которую сперва наделили
невиданными властными полномочиями, а потом долго боролись с ее засильем и
коррупционными схемами.
Светлана Крюкова
|