Новости Украины,
события в мире
 

Найти: на:

Тендерная палата-2

 Уже несколько пленарных недель подряд на повестку дня заседаний Верховной Рады выносится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам аудиторской деятельности». Документ с безликим названием, но глубоким коммерческим смыслом, предполагающим создание довольно влиятельного органа, сопоставимого по значению с некогда незаменимой Тендерной палатой, потерялся в вихре политических событий. И лишь потому не был поддержан во втором чтении. Однако его лобби представлено во всех фракциях и не зависит от целостности коалиции, а потому перспектива стать действующим законом у этого проекта достаточно велика.


ЧУДЕСА ЛОББИСТСКОЙ ТЕХНИКИ


Изначально идея разработанного Кабмином законопроекта сводилась к обычным техническим правкам: правительство предложило привести термины, используемые в действующих нормативах, в соответствие с терминологией новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности», вступившего в силу летом 2007 года. «Однако на этапе подготовки ко второму чтению члены экономического комитета внесли в документ ряд правок, что в корне изменило суть текста», — объясняет «k:» президент Гильдии профессиональных внутренних аудиторов Украины, член Аудиторской палаты Украины Александр Редько. По словам заместителя руководителя главного юридического управления Верховной Рады Владимира Милованова, «концепция документа кардинально изменилась, как результат — парламент с ней не знаком».


Ореол тайны окутывает и авторов этого текста. Формально разработчиком по-прежнему значится Кабмин в лице экс-премьер-министра Виктор Януковича. По действующей процедуре все законопроекты, не принятые парламентом предыдущего созыва, автоматически отзываются. Однако по чьей-то неведомой протекции Кабмин Юлии Тимошенко подтвердил его актуальность. Соавторы документа, переделавшие его до неузнаваемости, безымянны — в его паспорте значатся «члены экономического комитета». Впрочем, все это мелочи по сравнению с сутью законопроекта.


СТАРЫЕ СХЕМЫ НОВЫХ ИДЕЙ


Для начала авторы законопроекта предлагают перевести всю отчетность, в том числе финансовую, налоговую и статистическую, в электронную форму. Однако главное кроется даже не в этом, а в желании изменить саму процедуру подачи отчетности. Предполагается, что контролировать прохождение отчетных документов, обрабатывать, хранить и оберегать их будут специальные «операторы документооборота» — новые структуры, создание которых предполагает законопроект.
Участников рынка напугала эта инициатива. Председатель комиссии Аудиторской палаты Украины по внешним связям и информационному обеспечению аудита Алексей Гачковский считает, что создание новой инфраструктуры по внедрению электронной отчетности лишит украинских аудиторов независимости. «А это, в свою очередь, нарушит концепцию независимого финансового контроля, принятого в международной практике. Вывод украинского аудита из поля международных стандартов прямо противоречит евроинтеграционной политике Украины», — говорит Гачковский. Не в восторге от предложений и президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. «Требования подачи всех видов отчетности в электронном виде приведет к коллапсу, тем более что в документе отсутствует механизм исполнения этой идеи. Мы еще не освоили электронную отчетность по НДС, инициируемую налоговой администрацией, а нам суют новую порцию сомнительных идей», — говорит он. Впрочем, дальше — еще интереснее.


Авторы законопроекта предполагают создать при Госкомитете по вопросам информатизации новый Совет по вопросам информатизации бухгалтерского учета и электронной отчетности. Этот орган собираются уполномочить предоставлять «выводы, решения, разъяснения, обязательные к исполнению пользователями финансовой отчетности, адресатами отчетности и операторами электронной отчетности», а также лицензировать и утверждать лицензионные условия работы новых операторов. Кроме того, совету предлагается передать от Госкомитета по вопросам информатизации полномочия регистратора специализированного программного обеспечения и операторов электронной отчетности. Другие функции и полномочия этой структуры будут определены в отдельном положении, который должен утвердить он сам. «По сути и организационной работе совет является полным аналогом Тендерной палаты. Не будучи самостоятельным субъектом власти, ему предоставляются государственно-властные полномочия. Он никому не подотчетен, а мера ответственности не просматривается. По задумке, совет самостоятельно формирует требования к провайдеру услуг и выбирает фирму, которая будет разрабатывать программное обеспечение для подачи отчетности в электронном виде. Каждый субъект предпринимательской деятельности купит это ПО даже за небольшие деньги, а потом будет регулярно платить за обслуживание. Затем возникнет соблазн постоянно обновлять и менять правила. Где-то мы это уже видели», — в интервью «k:» говорит гендиректор Бюро социальных и экономических технологий при СКМ Валерий Гладкий. Свои аналоги имеют и «операторы документооборота» — суть их работы очень напоминает нашумевшее Европейское консалтинговое агентство (структуру, которая была избрана Тендерной палатой для обслуживания госзакупочного интернет-ресурса). По словам Валерия Гладкого, лоббистов Тендерной палаты окончательно выдает норма законопроекта, предлагающая главе экономического комитета Верховной Рады (ныне — коммунист Александр Ткаченко, почетный президент Тендерной палаты) делегировать в состав совета пять представителей своего комитета. «Это выше полномочий главы комитета и не соответствует статусу и задачам комитетов ВР. Замечание касается и положения пункта 20, где авторы предлагают организовать представительство экономического комитета ВР в составе квалификационной комиссии при Аудиторской палате», — подчеркивает Владимир Милованов. «Если этот законопроект будет принят, себестоимость услуг и товаров существенно возрастет, — прогнозирует вице-президент Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко. — Простой пример. Предприятие коммунальной сферы — ЖКХ. Для заключения контракта в рамках госзакупок каждого контрагента такой закупки необходимо проаудировать, значит стоимость услуг ЖКХ, а соответственно и стоимость коммунальных услуг, возрастет».


Несмотря на всю опасность документа, у лоббистов идеи есть все шансы провести его через парламент. О «злой» сути текста не подозревает даже большая часть членов профильного экономического комитета, сопровождающего его. «Мне казалось, этим ведает комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. На заседание нашего комитета текст не выносился, о чем он — мне сложно сказать», — подтвердил информацию «k:» член экономического комитета Дмитрий Шлемко. Ничего не знают о новациях в тексте и в исполнительной власти. «Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку как государственный регуляторный орган на рынке капитала Украины тоже официально не получала такой законопроект к обсуждению», — отметила представитель ГКЦБФР Елена Величко. Иными словами, сейчас может повториться все то, что страна уже проходила с Тендерной палатой, которую сперва наделили невиданными властными полномочиями, а потом долго боролись с ее засильем и коррупционными схемами.

Светлана Крюкова

 

 
  Rambler's Top100  


Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz