Новости Украины,
события в мире
 

Найти: на:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ДНЯ 25 августа 2008 года


СЕМЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР, И ТАКИ ПЕРЕВЕРНУЛИ ЕГО

 

Цели США на Кавказе.

Отвлечёмся от стратегии США в Евразии и рассмотрим тактические задачи, стоящие перед ними на Кавказском ТВД. Основная задача - взятие под полный контроль всего Южного Кавказа (Грузии, Армении и Айзербайджана) и максимальная дестабилизация обстановки на Северном Кавказе. Решение данной задачи лишает Россию всякого воено-политического контроля над собственно Кавказом, и, с потерей Армении, над Турцией, Северным Ираком и северо-западом Ирана ("Курдистан"). Внимательное рассмотрение положения региона приводит к несколько странному выводу - данная задача по большей части выполнена:

  • Грузия находится под полным контролем США.

  • Айзербайджан находится под всё усиливающимся экономическим, а стало быть, и политическим контролем Британии (т.е. США).

  • Политическая элита Армении всё быстрее выходит из-под контроля России, по причине невозможности последней облегчить экономическую блокаду страны, т.к. все рычаги находятся под контролем США, а также активного участия Штатов во внутриполитической жизни страны.

Таким образом следует признать, что при сохранении текущей обстановки Южный Кавказ автоматически переходит под контроль США без каких-либо дополнительных усилий с их стороны.

Но ситуация имеет ряд обусловленных внешними причинами особенностей:

  • Постоянное экономическое и политическое усиление России, никак не связанное с ситуацией на Кавказе (российский Северный Кавказ де-факто изолирован от остальной территории страны и не мешает её развитию). Другими словами, усиление США на Кавказе не приводят автоматически к ослаблению России.

  • Постоянное экономическое ослабление Штатов, не позволяющее им спокойно ожидать на берегу реки проплывающий мимо трупа врага. При этом ключём к возможности влиять на Россию является Каспийский регион.

Необходимость проведения военной операции определяется исключительно отсутствием у США времени - Кавказ это локальная цель на пути к полному доминированию в Евразии.

Постановка задачи.

При рассмотрении деталей планирования военной операции Штатов стоит, на мой взгляд, называть вещи своими именами - анклавы на территории Грузии не пророссийские, а антигрузинские. Рассмотрим их подробнее.

Абхазия мечтает о полном суверенитете и, следует заметить, имеет для этого основания:

  • Выход к морю, позволяющий заниматься собственной неконтролируемой политической и экономической деятельностью.

  • Климатические и географические особенности территории позволяют, кроме сельского хозяйства, заниматься довольно прибыльным туризмом, т.е. делают Абхазию привлекательной для внешних инвестиций.

  • Былые связи с Басаевым серьёзно дискредитируют руководство Абхазии и её население в глазах России.

  • Небольшое население, позволяющее (на крайний случай) дёшево продаться богатому сюзерену (США, ЕС).

Возможностей у руководства Грузии на восстановление суверенитета над Абхазией очень мало (не выдержит конкуренции с США, ЕС и Россией), но абхазский "суверенитет" объективно никак не мешает США.

Южная Осетия, в силу своего расположения, на самостоятельность рассчитывать не может ни при каких обстоятельствах - никакая экономическая деятельность в данном анклаве невозможна без связей с основной территорией Грузии, т.к. сельское хозяйство в регионе со столь сложными логистическими условиями невыгодна, а промышленности нет и не предвидится (по тем же причинам).

Таким образом, российское присутствие в ней определяется только национальными связями с Северной Осетией (читай: очень шаткое - знаем мы эти братские связи) и, если бы руководство Грузии вело более разумную внутреннюю политику, потеря Южной Осетии Россией была бы только вопросом времени (и никакой стрельбы). Но вот военно-стратегическое положение Южной Осетии, а она контролирует центральную Грузию, объективно создаёт угрозу транспортным проектам США и вынуждает Штаты выдавить российские силы из Южной Осетии, путём ликвидации самого анклава, в обязательном порядке и побыстрее. Фактически Южная Осетия является единственным препятствием развитию планов США в регионе.

Исходя из всего вышеперечисленного, военная задача США в регионе состоит из двух подзадач и выглядит следующим образом:

  • Грузинская: ликвидировать плацдармы России в Грузии - основу военно-политической неопределённости ситуации на Южном Кавказе.

  • Армянская: взять под свой контроль Армению и получить тем самым дополнительный рычаг давления на Айзербайджан, да и весь регион в целом. Данная подзадача, вернее её решение, неразрывным образом связана с решением грузинской составляющей и, после выполнения последней, переходит в разряд "рабочих вопросов".

В результате успешного проведения операции США получают массу призов и дополнительных бонусов.

Призы (прямая выгода):

  • Стабильный транспортный коридор из зоны Каспия.

  • Полный контроль над Арменией и контроль её вооружённых сил. Следует обратить внимание на то, что формированием и финансированием их занималась Россия, причём совсем недавно в Гюмри были выведены российские силы и техника с базы под Алхалкалаки. Другими словами, США удваивают военный кулак на Кавказе за счёт России.

  • Дополнительный рычаг влияния на Францию через её крупную и влиятельную армянскую диаспору.

  • Полный контроль над границами "Курдистана" и создание, тем самым, дополнительного рычага управления регионом.

  • Внутрирегиональные ресурсы США и сателлитов высвобождаются для выполнения других оперативных задач.

  • Защищённый тыл для операций на Каспии.

Бонусы (т.е. непрямые выгоды):

  • Ликвидация "пророссийских" анклавов будет трактоваться всеми участниками и свидетелями событий как военное поражение России, причём независимо от того захочет (успеет) она вмешаться или нет.

  • Серьёзное, если не фатальное, снижение политического авторитета России.

  • Дискредитацию военного потенциала России и, тем самым, косвенное влияние на её потенциал экспорта вооружений (а это не только деньги).

  • Дискредитацию России, как сюзерена, другими словами, подавление её потенциала по организации крупных экономических проектов (транспортных, экономических...), т.е. российский бизнес всех форм собственности де-факто лишается защиты.

  • Вследствие всего вышеизложенного, снижение, возможно кардинальное, интереса к России со стороны всех свидетелей событий по всем направлениям экономического и политического сотрудничества.

  • Фактическую делигитимизацию власти Кремля на Северном Кавказе по факту неспособности оказать противодействие ликвидации "союзников".

  • Дополнительную дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе и улучшение доступа к нему для проведения диверсионной деятельности.

  • Серьёзное снижение авторитета Кремля в глазах остального населения России и начало "разброда и шатаний" в стане политической элиты страны, собранной с таким трудом.

Если коротко, то вся восьмилетняя деятельность Владимира Путина на посту президента превращается в пыль.

Оперативный фон.


Северный Кавказ.

Серьёзная дестабилизация обтановки, обусловленная как внутренними причинами, так и внешним воздействием. Как то:

  • Тяжёлая военно-политическая обстановка в Дагестане, обусловленная активным восстановлением монополии России на власть и взятием под государственный (де-факто) контроль всей экономической деятельности в республике. Процесс сопровождается серьёзным усилением межнациональных конфликтов и милитаризацией всего процесса.

  • Усиление межклановой борьбы за власть в Чечне, обусловленная усилением анти-Кадыровской группировки. Процесс протекает под мягким контролем Москвы.

  • Серьёзное усиление активности кремля в Ингушетии с активным выдавливанием национальных идеологов за рубеж.

Южный Кавказ.

Айзербайджан. Усиление экономической и политической деятельности, неконтролируемой Россией (конфликты по поводу транзита айзербайджанской нефти через территорию России, усиление альтернативного транспортного потока с вводом в строй трубы Баку-Джейхан).

Армения. Усиление неконтролируемой Россией политической деятельности (см. хронологию событий).

Грузия (США). Усиление разведактивности и диверсионной деятельности на Северном Кавказе, с начала 2007 г. Постоянное усиление давления на российский миротворческий контингент в анклавных территориях. Ускореная милитаризация Грузии в целом и зоны, прилегающей к анклавам, в частности.

Просчёты планирования и реализации.

Активная подготовительная фаза началась в 2007 г. с вербовки российских военнослужащих из числа этнических грузин (возможно, не только грузин), с целью получения доступа к оперативно-тактической информации из контролируемого Россией района (вдобавок к имеющимся уже каналам информации в грузинской диаспоре). Топорность исполнения задачи грузинскими спецслужбами поражает воображение (грубое силовое давление, в т.ч. на родственников, физическое и психологическое воздействие) и обусловлена, на мой взгляд, двумя факторами:

- Отдача данной задачи в руки грузинских спецслужб из-за элементарного недостатка у США свободных ресурсов.

- Попытка задействовать национальный фактор (фигурант может согласиться на сотрудничество с Грузией и не согласиться на сотрудничество со Штатами).

Таким образом, факт оперативной разработки направления стал известен российской контрразведке (понятно, что и без этого знали, но всё же).

Планирование операции США проводили скурпулёзно, в полном соответствии с американскими наставлениями по ведению войн. Расчитывалось всё вплоть до метров и минут - составлялось детальное расписание прохождения Цхинвалского укрепрайона и выхода к Рокскому туннелю с последующей его ликвидацией. И несмотря на все усилия план рухнул. Давайте рассмотрим его недостатки подробнее.

Что хотели достичь США.

  • Прорыв через Цхинвалский укрепрайон с одновременным связыванием боем обороняющих его сил.

  • Выход к Рокскому туннелю.

  • Ликвидация чёрного хода на территорию Грузии через Рокский туннель. Конец "стремительной" фазы операции. Дальнейшие задачи можно выполнять в спокойном режиме, не опасаясь более России.

  • Полный охват и последующая ликвидация Цхинвалского укрепрайона.

  • Ликвидация незаконных вооружённых Южной Осетии.

  • Ликвидация Абхазского анклава и ликвидация незаконных вооружённых бандформирований Абхазии.

  • Восстановление прогрузинского руководства анклавов.

  • Отзыв российских миротворческих сил с территории Грузии, ввиду прекращения конфликта и достижения согласия между руководством национальных образований и центральных властей Грузии по-поводу дальнейшей совместной жизни.

Предполагалось, что Рокский туннель будет уничтожен через 14-20 часов после начала. Стремительность была абсолютно необходима для ликвидации возможностей России поучаствовать в процессе.

Что получилось рассмотрим позднее, а сейчас разберём просчёты планирования.

Военные просчёты:

  • Неправильная оценка оборонительного потенциала сил противника (осетинских и миротворческих) и его боевого духа. Следует пояснить, что Цхинвал - это город-форт. Его жители являются по совместительству и его защитниками. Солдаты несут боевое дежурство в ста метрах от собственных домов и обедают в кругу семьи. Одно из ярко выраженных психологических свойств всех жителей Кавказа - один из наивысших жизненных приоритетов у семьи и родственных связей. Грех этим не воспользоваться. США выбрали в качестве дополнительного средства поражения установки залпового огня - в расчёте на то, что осетинские защитники города, наплевав на воинскую дисциплину, станут в первую очередь спасать свои семьи. В противном случае трудно объяснить пренебрежение элементарной собственной безопастностью в случае провала операции (что, собственно, и произошло - Штаты получили обвинение в геноциде мирного населения). Неясно, правда, что они собирались делать со свидетелями в т.ч. российскими миротворцами, но ответ уже не интересен.

  • Завышеная оценка собственного наступательного потенциала, приведшая к неспособности выдержать временные рамки "стремительной" фазы.

  • Неправильная оценка скорости реакции России (судя по всему, предполагалось, что Россия просто не успеет вмешаться).

  • Неправильная оценка степени реакции России ("непропорционально завышеной" и жёсткой) и, соответственно, отсутствие резервов.

  • Всё вышеизложеное привело к отсутствию планов по купированию проблем, как военных, так и политических. На самом деле, планы, конечно, наличествовали, но совершенно не соответствовали складывающейся ситуации и были непригодны к использованию, а это уже просчёт стратегического планирования.

Политические просчёты:

  • Неправильный выбор даты нападения - конец недели и начало Олимпиады. Это не позволило задействовать весь спектр возможного военно-политического воздействия одновременно и дало России фору по времени на информационном фронте. Кроме того, совпадение даты начала операции с началом Олимпиады выглядит вызывающе цинично и оскорбительно по отношению к Китаю и мировому Олимпийскому движению (очень серьёзная политическая ошибка). Я считаю данную ошибку не ошибкой США, а следствием контригры России. Более правильная дата 10.08.08 - возможен синхронный залп пушек, СМИ и фондового рынка России.

  • Неправильная оценка реакции на события со стороны "мирового сообщества". Э, да что там! Даже реакция стран-членов НАТО была просчитана неправильно.

  • Неправильная оценка направления политического манёвра России и полная к нему неготовность (обвинения в геноциде).

  • Неправильная оценка пропагандистского потенциала России (одна из самых примечательных ошибок).

  • Неправильная оценка готовности России к эскалации конфликта по всем направлениям военному, политическому, экономическому и информационному.

 

В общем и целом - это просто караул. США и их союзники оказались слабее противника абсолютно по всем направлениям развития событий, при изначальном впечатлении о полном доминировании на всех направлениях.

 

Маленькая победоносная война.

Глядя на списки геополитических плюсов для США и ошибок планирования операции трудно отделаться от впечатления, что готовили её дилетанты. И в самом деле - проигрыш в этой войне практически неизбежно приводит к тяжелейшим, если не фатальным, стратегическим потерям проигравшей стороны.

Для США это перекрытие доступа в Каспийский регион - предельно уязвимая с военной и экономической точки зрения зона России. Доступ в этот регион означает возможность полного охвата так беспокоящего Штаты Ирана, возможность доступа к богатым месторождениям газа в Туркмении, возможность проведения политики дальнейшего продвижения на направлении Каспий-Средняя Азия-Монголия и создание серьёзнейшей военной угрозы России в Поволжье. Да, всё это достижимо не на следующий день после победы, но в среднесрочной перспективе (2-3 года) вполне.

Для России это означает полную (в перспективе) изоляцию от всей Срдней Азии, потерю Туркменского газа (уже учтённого в долгосрочных контрактах Газпрома) и настоятельную необходимость перегруппировки вооружённых сил для парирования угрозы (Европа будет довольна - Россия опять начнёт соблюдать "ДОВСЕ").

Я предлагаю сразу отмести идею об отделе стратегического планирования США, состоящего из даунов, как маловероятную. Да и общий масштаб планов США на континенте к этому не располагает.  Военные США, несмотря на несколько двусмысленную позицию в Ираке, свой профессиональный уровень вполне оправдывают и этот уровень не согласуется со списком ошибок.  Неверная оценка возможностей России? Это предположение несколько противоречит понятию "профессионализм".

Остаётся единственное разумное, на мой взгляд, предположение - Россия переиграла Штаты

Если отвлечься от реального развития событий и взглянуть на ситуацию свежим взглядом, то становится совершенно очевидно, что Россия банально спровоцировала США на действия, автоматически приводящие к потере контроля над регионом. Самое смешное то, что Россия была абсолютно честна с противником:

  • говорила о неприемлимости для неё силового решения вопроса;

  • обещала не сдавать союзников в регионе;

  • демонстрировала свои интересы (весьма значительные) в регионе;

  • и даже демонстрировала свой военный потенциал.

Таким образом, на практике была доказана справедливость изречения: "Если хочешь обуть партнёра по-крупному - будь с ним предельно честен".

Состояние дел на данный момент.

  • Политический статус анклавов не изменился.

  • Потенциальные плацдармы России на территории Грузии мало того, что не ликвидированы, но и наоборот расширены и "углублены" и фактически превращены в Российские военные базы.

  • Наиболее подготовленная часть грузинской армии уничтожена, остальная рассеяна и деморализована.

  • Вся военная инфраструктура уничтожена.

  • Военная техника, накапливавшаяся годами, частью уничтожена, частью попала в руки России.

  • Вся инфраструктура связи ликвидирована.

  • Российские военные патрули бесконтрольно разъезжают по территории, наводя ужас на местное население.

  • Российская авиация полностью контролирует воздушное пространство страны.

  • Неоккупированая Россией территория не имеет чётких границ и никак не контролируется правительством Грузии.

Прямые следствия из ситуации.

На данном итапе развития конфликта можно с уверенностью констатировать, что у США нет никаких возможностей изменить вновь сложившуюся ситуацию силовым путём. Текущее состояние Грузии можно смело назвать безнадёжным, несмотря на полную сохранность гражданской инфраструктуры. Грузинское государство, как организация, находится в коме и ситуация с каждым днём усугубляется. Для того, чтобы использовать Грузию надо её приводить в чувство - восстанавливать разрушеные связи с оставшимися регионами, для начала. Но заниматься этой деятельностью не позволяют воинские подразделения России. Превращение территории в бурлящий суп не позволяет оказывать на неё и политическое воздействие.

В общем, впечатление такое, что Штаты культурно вели в шахматной партии, при очередном ходе собрались передвинуть пешку на восьмую линию и превратить её в ферзя и тут банально словили удар в печень. Мировое сообщество, немного удивившись для приличия, открыло счёт и на десятый день засчитало России победу нокаутом в первом раунде шахматного матча. Пока Соединённые Штаты Америки штудируют "Правила Шахматных Соревнований", пытаясь выяснить разницу между "апперкотом" и "эндшпилем", обратимся к другим участникам.

Среднесрочные последствия операции.

Грузия.  Это фактически милитаризированное государство, т.е. вся жизнь страны нацелена на выполнение военных задач. Все гражданские силовые ведомства контролируются де-факто военной администрацией, отлично экипированы и хорошо снабжаются. Высокий уровень оплаты и аттрибутика сильно повышают престиж службы и (на фоне нищего населения) подрывают основу низкоуровневой коррупции, что, в конечном итоге, увеличивает управляемость и качество (дисциплина, обучение) работы. Гражданские силовые ведомства являются хорошей средой для первоначального военного обучения и отбора кандидатов для службы в армейских структурах. Гражданские госструктуры жизнеобеспечения менее престижны. Местные структуры власти формируются из местных жителей и жёстко управляются из центра. Низкий в целом уровень жизни населения и узкий рынок труда позволяет поддерживать всю структуру в хорошо функционирующем состоянии.

Метод "реструктуризации":

  • Полная или частичная ликвидация связи местных филиалов структур государства с прекращением регулярного и достаточного снабжения быстро приведёт к маргинализации местной власти и выходу из подчинения центру (местное "самообеспечение"). Этот процесс, в свою очередь, приводит к полному хаосу на территории (Ирак). Относительный порядок сохранится только в зоне нахождения грузинских армейских структур.

  • Запугивание населения подвижными группами появляющимися и исчезающими в любом месте и в любое время. Относительно спокойная жизнь только в пределах населённых пунктов.Полная фрагментация государства и страны по местному признаку. Стабильность ситуации может быть гарантирована только активным (насколько будет позволено) сотрудничеством с миротворческой администрацией России.Попытки центральных властей по наведению порядка силой будут пресекаться военными методами (демилитаризация).

В общем, такая обстановка лишает местные власти интереса сотрудничать с центральной властью и повышает интерес к сотрудничеству с миротворческой администрацией.

Ожидаемый результат:

В отсутствие средств и методов воздействия на местные власти, центральная власть, как институт государства, фактически прекращает своё существование, при сохранении формальных аттрибутов. Другими словами будет проведён процесс перевода американской "виртуальной Грузии" в по-настоящему виртуальное состояние - юридически она есть, но непонятны возможности, зона ответственности, гарантии и возможный способ общения. Вести какую-либо разумную хозяйственную деятельность на такой территории невозможно. Наличие компактных воинских подразделений Грузии этот процесс прекратить не способно ввиду невозможности использования. Единственным способом уберечь их от дисквалификации и маргинализации - последовать совету России и возвратить всех кого можно в Ирак, т.к. там их хотя бы можно использовать с пользой.

Такая Грузия Америке не нужна - сложившаяся ситуация устраивает Россию, но не позволяет Штатам выполнить ни одну из поставленных задач. Уход США с Кавказа предопределён. После окончательного ухода Штатов с территории откроется возможность для стабилизации обстановки. Процессы эти будут оказывать очень благотворное влияние на всех соседей - Армению и Айзербайджан в первую очередь.

Грузия, постепенно приходя в себя после наркоза, пытается понять почему вместо лёгких манипуляций по выниманию двух заноз из седалища, ей нафиг ампутировали жопу, а из её срамного места торчит лом. И почему это их собственная задница, нацепив цифровой камуфляж, разъезжает на их же танке, а при встречах делает вид, что они не знакомы. Оставим Грузию за наблюдением "этого грустного катаклизма".

Итоговая роль - российский транспортный коридор из Каспийского региона.

Абхазия и Южная Осетия. Статус анклавов не изменится и они останутся в составе Грузии. Это позволит продлить миротворческий мандат СНГ и продолжить российское военное присутствие на совершенно законных основаниях. Я думаю, что навсегда.

Итоговая роль - российские плацдармы на территории Грузии.

Айзербайджан. Топливная структура экономики и хаос на альтернативном транспортном направлении приведёт к необходимости тесного взаимодействия с Россией и необходимости делегирования ей части внешнеполитических полномочий в обмен на возможность ведения экономической деятельности (а значит и возможности существования). Дополнительный бонус от сотрудничества - возможность решения проблемы Нагорного Карабаха.

Итоговая роль - российский транспортный коридор из Каспийского региона.

Армения. Полный контроль границ страны Россией приводит к невозможности политической инициативы без санкции из России. Невозможность дистанционного предоставления бонусов со стороны США приведёт к ликвидации политического вилияния на властную элиту Армении и полному выходу страны из зоны влияния Штатов. Логистический тупик и отсутствие реальных альтернатив приводит Армению к необходимости полного сотрудничества с Россией во всех интересующих Россию сферах и при полном их учёте (Карабах). Прекращение всякой несанкционированной из Кремля политической деятельности. Экономическая ситуация не меняется из-за отсутствия у России интереса к данному направлению сотрудничества.

Итоговая роль - нищее недогосударство, обслуживающее российские военные интересы в регионе (де-факто большая военная база).

 

 

Основные события суток:

 

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
 

В грузинский порт Батуми вошел эсминец ВМФ США

В Грузию прибыл первый американский военный корабль с гуманитарной помощью, передает телеканал "Вести-24". Эсминец McFaul встал на рейд у порта Батуми. На борту судна - 80 тонн груза. По официальной версии, это - продукты, детское питание, кровати, одеяла. Но, власти Грузии не скрывают, что гораздо важнее, политический эффект: в Грузию пришел американский флот. Артиллерийское вооружение представлено 127-мм артиллерийской установкой (АУ) Mk45 (скорострельность: 20 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до 23 км), двумя шестиствольными АУ ближнего действия "Вулкан - Фаланкс" (3000 выстрелов в минуту). РЛС корабля позволяют осуществлять круговой обзор с дальностью действия до 400 км.

Корабли НАТО, возможно, доставляют в Грузию "беспилотники", ПЗРК и другое оружие

Россия обеспокоена возможностью поставок Грузии вооружений военными кораблями НАТО, что приведет к эскалации напряженности на Кавказе, заявил "Интерфаксу-АВН" в понедельник военно-дипломатический источник в Москве. "Отсутствие контроля за грузами, которые доставляют в Грузию корабли НАТО нас не может не беспокоить. Если нет контроля, значит, нет и гарантии, что в Грузию уже не доставлены или не будут доставлены впредь различные вооружения, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК), другие системы ведения огня. Также это может быть и аппаратура, предназначенная для слежения, в том числе беспилотные летательные аппараты", - сказал собеседник агентства.

Он подчеркнул также, что на Черном море "мы имеем дело с ударной группировкой ВМС НАТО, которая действует под благовидными предлогами доставки гуманитарных грузов или проведения учений". "Основные силы этой группировки сейчас находятся в северо-западной части Черного моря", - сказал собеседник агентства. Он отметил, что американский эсминец "Макфол" уже прибыл в порт Батуми, куда вскоре должен войти и сторожевой корабль береговой охраны "Даллас" ВМС США. Корабли такого класса, подчеркнул источник, "никогда не являлись транспортными средствами для доставки гуманитарной помощи". "Трудно сказать, имеется ли на борту "Макфола" гуманитарная помощь, а вот предназначенные для поражения наземных целей крылатые ракеты типа "Томагавк", которые могут оснащаться и ядерными боеголовками, там есть наверняка", - добавил источник.


Подразделения Минобороны Грузии вернулись на военную базу в Сенаки

Подразделения грузинской регулярной армии минувшей ночью вернулись на место своей постоянной дислокации - на военную базу в Сенаки, заявили "Интерфаксу" в Минобороны Грузии. По словам собеседника агентства, российские войска вывезли с базы находившееся там оружие и технику, повреждена взлетно-посадочная полоса. Саперы проводят разминирование территории, добавили в Минобороны республики.

Российские военнослужащие не пропускают сотрудников на территорию кораблестроительного завода в Поти

На территорию Потийского кораблестроительного завода 25 августа утром вошли две бронемашины. Российские военнослужащие не пропускают на территорию предприятия сотрудников, сообщает грузинская телекомпания «Рустави-2».  В Поти остаются незаконные российские блокпосты. Российские части расположены на въезде в город и стратегической высоте. Военные с особой агрессией относятся к журналистам. Они не дают возможности представителям СМИ делать фото и видео съемки, угрожая открыть огонь. Военные требуют от журналистов аккредитации МИД России.  Жители Поти в субботу провели акцию протеста у российского блок-поста с требованием немедленно покинуть территорию Грузии. Участники акции, среди которых были и этнические русские, пришли с транспарантами «Оккупанты, прочь из Грузии», «Путин, забери своих солдат», «Мы не сдадимся».

Собравшиеся заявляли, что акции будут проводиться перманентно, пока территорию страны не покинет последний оккупант. Напомним, что Российский Генштаб в субботу заявил, что не собирается уступать контроль над грузинским портом Поти.  Российские подразделения будут патрулировать грузинский порт Поти, заявил в субботу в Москве заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын, вместе с тем признав, что Поти не входит в зону безопасности.  «Поти в зону безопасности не входит. Но это не значит, что мы будем сидеть за забором и смотреть, как они раскатывают на «хаммерах», - сказал Ноговицын.

В Южной Осетии арестована группа грузинских полицейских

Группа грузинских полицейских была арестована в понедельник в югоосетинском селе Мугут, сообщил глава МВД республики Южная Осетия Михаил Миндзаев. "Сегодня группа грузинских полицейских незаконно вторглась в югоосетинское село Мугут Знаурского района Южной Осетии. Она была арестована силовыми подразделениями республики Южная Осетия", - рассказал он "Интерфаксу".

Министр Чочиев: грузинские военные захватили югоосетинское село

Грузинские вооруженные формирования вошли в село Мосабруни, которое принадлежит Южной Осетии, заявил в понедельник "Интерфаксу" министр по особым делам республики Южная Осетия Борис Чочиев. "Грузинские военные вторглись в село Мосабруни, которое находится на территории Лениногорское района Южной Осетии. Сейчас ведутся переговоры с руководством грузинского района, сопредельного с Лениногорским, об освобождении захваченного югоосетинского села", - сказал он.

Грузинская авиабомба, уничтоженная на окраине Джавы, разрушила более 10 домов

Саперы путем подрыва уничтожили 500-килограммовую авиабомбу, упавшую на окраину Джавы в разгар боев за Цхинвали. Как сообщили "Интерфаксу" местные жители, в результате взрыва разрушено и не подлежит восстановлению более десяти жилых домов. Никто не пострадал, поскольку все жители поселка были заблаговременно эвакуированы из зоны подрыва. По информации жителей Джавы, примерно с 25 строений сорваны крыши. Стекла выбиты примерно в 30-30 строениях. В настоящий момент администрация Джавы создала специальную комиссию, члены которой обходят разрушенные дома, составляют акты для того, чтобы затем решать вопрос о компенсации жильцам.

Самолеты РФ были сбиты с помощью пассивной радиолокации?

Минобороны РФ намерено доказать, что самолеты ВВС России были сбиты в зоне грузино-югоосетинского конфликта с помощью пассивных средств радиолокации. Об этом сообщил замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын.  Так он прокомментировал появившуюся в СМИ версию, объясняющую действия грузинской ПВО, сбившей 4 российских самолета. Согласно этой версии, Грузия якобы получила от американцев систему раннего предупреждения о воздушном нападении и управления зенитными средствами SkyWatcher, которая была интегрирована в систему получения информации от американских средств слежения. Утверждалось также, что обслуживалась эта система иностранными специалистами, передает ИТАР-ТАСС.  "Вопрос грузинской ПВО - болезненный для российской стороны, - признал Ноговицын. - SkyWatcher относится к системе, построенной на базе беспилотных летательных аппаратов. Мы постараемся доказать, что речь шла о системе пассивной локации".

В прошлом году замглавкома ВВС РФ по объединенной системе ПВО стран СНГ генерал Айтеч Бижев высказал опасения за национальную безопасность РФ в связи с планами "размещения на Кавказе американских РЛС пассивной локации метрового диапазона".  По линии американских программ подготовки кадров прошли обучение более 8 тысяч грузинских военнослужащих. За последние 4 года военные расходы страны выросли в 30 с лишним раз, достигнув 9-10% ВВП (в России - 2,9%), а военный бюджет на 2008 год составляет почти 1 млрд. долларов. США выделили Грузии по программе "Предоставление военной помощи на военные нужды иностранным государствам" безвозвратных кредитов на сумму 40,6 млн. долларов.

 

ПОЛИТИКА & ДИПЛОМАТИЯ:

Саакашвили намерен вернуть Южную Осетию и Абхазию

Грузия "стоит на своем" и добьется установления полного контроля над Южной Осетией и Абхазией. Об этом заявил грузинский президент Михаил Саакашвили в интервью, опубликованном сегодня в выходящей в ЕС американской газете "Интернэшнл геральд трибюн". При этом он отметил, что данная задача "является постоянной".

Как сообщает ИТАР-ТАСС, одновременно Саакашвили подчеркнул, что Грузия полностью восстановит свою боеспособность. Он также сообщил, что администрация США "не выражала своего недовольства" действиями Тбилиси, когда в ночь на 7 августа был отдан приказ атаковать Цхинвали. Кроме того, президент отметил, что Вашингтон "не подает сигналов" о сокращении объемов своей помощи Грузии.  Саакашвили заявил, что в настоящее время по меньшей мере дважды в сутки проводит телефонные переговоры с фактическим кандидатом в президенты от Республиканской партии Джоном Маккейном.

Саакашвили обвиняет Россию в подготовке политических убийств

Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что российские спецслужбы готовили убийство одного из лидеров грузинской оппозиции Кобы Давиташвили, сообщает "Новости-Грузия". На встрече с депутатами парламента, прошедшей поздно вечером в воскресенье, Саакашвили рассказал, что убийство Давиташвили, руководителя грузинской Партии народа, должно было спровоцировать беспорядки в Грузии.

В своем рассказе президент сослался на главу МВД Грузии Вано Мерабишвили. По данным МВД, исполнитель покушения, постоянно проживавший в Москве уроженец Цхинвали, две недели караулил Давиташвили у его дома. Убийство сорвалось благодаря соседу политика, который решил, что караулят его, и сам напал на террориста. Террорист открыл огонь, ранил нападавшего и убежал, бросив оружие и пакет с фотографиями Давиташвили. Затем грузинским спецслужбам якобы удалось его выследить и заснять его встречу в Москве с сотрудниками ФСБ. Саакашвили также сообщил парламентариям, что российские спецслужбы заказали грузинским киллерам "убийство одного чеченца". Узнав об этом, грузинская контрразведка инсценировала гибель этого человека и тем самым ввела российскую ФСБ в заблуждение. На той же встрече с депутатами Саакашвили объявил, что Россия с 2007 года готовила вторжение в Грузию и "существуют несколько подтверждающих это документов и фактов". В числе этих фактов грузинский президент назвал выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), концентрацию бронетехники на Северном Кавказе, установление прямых контактов с Цхинвали и Сухуми и восстановление абхазской железной дороги.

Грузинская оппозиция предлагает создать правительство национального согласия

Один из лидеров грузинской Объединенной оппозиции Коба Давиташвили заявил о необходимости создания в стране правительства национального согласия.  Как заявил Давиташвили в понедельник на брифинге в Тбилиси, "сегодня как никогда необходимы единство и консолидация всего общества, поэтому мы выступаем с инициативой создания правительства, которое пользуется доверием всего населения, а не лишь одной его части". "Правительство национального согласия может функционировать до тех пор, пока российские войска стоят на грузинской территории", - сказал Давиташвили, добавив, что "оппозиция готова взять на себя ответственность за развивающиеся в стране события". "Мы считаем, что в этой ситуации решения по управлению государством должны приниматься не единолично, а коллективно", - подчеркнул Давиташвили.

Медведев заявляет, что Россия не боится последствий возможного разрыва отношений с НАТО

Россия готова на любые действия в отношениях с НАТО, вплоть до прекращения сотрудничества с альянсом, заявил президент РФ Дмитрий Медведев. "В сотрудничестве прежде всего заинтересованы государства Североатлантического альянса, а не Россия. И если они это сотрудничество разрывают, то для нас ничего страшного не произойдет, мы готовы принять любое решение, вплоть до прекращения отношений в целом", - заявил Медведев на встрече в понедельник с постпредом РФ в НАТО Дмитрием Рогозиным, которого Москва отозвала из Брюсселя для консультаций после того, как отношения России и альянса обострились из-за военных действий в Южной Осетии.

"Хотя, конечно, это было бы самым трудным развитием событий, и я надеюсь, что наши партнеры задумаются над этим", - сказал президент России. По его словам, Россия и НАТО долгое время последовательно развивали отношения. "Хотелось бы, чтобы эти отношения были полноценными и партнерскими, но нам не нужна иллюзия партнерства", - сказал Медведев. Он отметил, что за последнее время, после агрессии Грузии в Южной Осетии, отношения России и Североатлантического альянса складывались непросто. "Произошло резкое ухудшение этих отношений, и не мы тому виной", - сказал Медведев. "Когда нас окружают базами, нам говорят - да нет, не волнуйтесь, все в порядке, - нам это, естественно, не нравится. Но уж, тем более, когда совершаются такие ограничительные действия, которые были совершены за последнее время, мы их не провоцировали и их не хотели", - отметил президент РФ. Рогозин, в свою очередь, заявил, что НАТО во время конфликта в Южной Осетии применила в отношении России политику двойных стандартов.

Медведев заявляет о хороших шансах на решение проблемы Приднестровья

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил президенту Молдавии Владимиру Воронину, что видит хорошие шансы на урегулирование приднестровской проблемы. "Резонно обсудить приднестровскую проблему уже сегодня, я вижу хорошие шансы ее урегулировать", - сказал Медведев на встрече с Ворониным.

Жириновский назвал имена "главных врагов человечества"

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, выступая на пленарном заседани Госдумы, где обсуждалась независимость Абхазии и Южной Осетии, назвал организатором грузинской агрессии Соединенные Штаты Америки.

"Дик Чейни - вот главный враг сегодня человечества. Буш - марионетка, как и Саакашвили. Один - в Вашингтоне, другой - здесь", - сказал Жириновский.  Он считает, что ситуация в мире продолжит обостряться. "Грузия - это ягодки. А теперь о цветочках. В ближайшие два месяца Израиль нанесет самый страшный удар по Ирану в целях недопущения создания ядерного оружия, а США поддержит Израиль. И тогда мы получим миллионы беженцев уже в другой части Кавказа. Имейте в виду, до 5 ноября недалеко осталось", - заявил Жириновский. Он полагает, что после 5 ноября ситуация в мире несколько стабилизируется, поскольку Д.Маккейн станет президентом США на два срока.

Генштаб РФ: Москва не давала согласия на замену российских миротворцев в РЮО на силы ОБСЕ

Россия не давала согласия на замену российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта на силы ОБСЕ, заявил замначальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын. "Поскольку по-разному трактуется план Медведева и Саркози, вынуждены еще раз заявить, что Россия никогда не давала согласия на замену российских миротворцев в зоне конфликта на силы ОБСЕ", - сказал генерал-полковник Ноговицын в понедельник, открывая брифинг для российских иностранных журналистов.

Ноговицын: РФ будет "адекватно реагировать" на полеты грузинских беспилотников над зоной конфликта

В российском Генштабе заявляют, что не позволят безнаказанно вести воздушную разведку в зоне ответственности российских миротворцев в зоне грузино-югоосетинского конфликта. "Просто предупреждаем: безнаказанно вести разведку в интересах грузинской стороны мы не позволим. Оставляем за собой право адекватно реагировать", - сообщил замначальника Генштаба российской армии генерал-полковник Анатолий Ноговицын на пресс-конференции в Москве.  Он отметил, что российская сторона располагает данными о разведывательном характере полетов беспилотных летательных аппаратов, которые ведут разведку в интересах грузинской стороны.

Из-за конфликта в Южной Осетии Конгресс США может не одобрить договор о мирном атоме с РФ

Белый дом может отказаться от поддержки в Конгрессе соглашения о сотрудничестве в области мирного атома между Россией и США, сообщила газета The Wall Street Journal. Соглашение, которое было внесено в Конгресс в мае, вряд ли будет ратифицировано до завершения срока полномочий президента Джорджа Буша, пишет газета. В связи с конфликтом в Южной Осетии администрация рассматривает "все варианты" действий в отношении России, в том числе и отказ от поддержки этого документа.

Миронов: РФ не будет вести переговоры об интернационализации миротворческой миссии в Южной Осетии

Россия создала эффективную систему военного контроля в зоне грузино-югоосетинского конфликта, считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов. "Российские войска останутся в Южной Осетии и прилегающих районах. Россия сформировала новую эффективную систему военного контроля в зоне грузино-осетинского конфликта", - сказал С.Миронов в понедельник "Интерфаксу". По его словам, посты миротворцев будут установлены в две линии по границам десятикилометровой зоны безопасности, определенной Дагомысским соглашением 1992 года об урегулировании грузино-осетинского конфликта. "С тыла на территории Южной Осетии будет сохраняться дополнительный контингент российских войск. Разумеется, ни о какой интернационализации миротворческой миссии в ближайшее время Россия вести переговоры не станет", - подчеркнул Миронов. Как сказал спикер, Россия в течение 16 лет выполняла в регионе функции миротворца и гаранта военно-политической стабильности. "Эти функции Россия будет продолжать выполнять, но мировое сообщество должно увидеть, что ни о какой оккупации Грузии Россией не может быть и речи. Зона базирования российского миротворческого контингента должна быть открыта для наблюдателей ОБСЕ, и Россия принципиально заинтересована в таком взаимодействии и совместном с ОБСЕ мониторинге военно-полицейской деятельности конфликтующих сторон", - отметил Миронов.


Грызлов подчеркивает важность стабилизирующей роли России на Кавказе

Кавказ был и будет оставаться в центре стратегических интересов России, заявил спикер Госдумы Борис Грызлов. "Кавказ всегда был и будет в зоне российских стратегических интересов, и они будут реализованы, несмотря ни на какие заявления с самых высоких зарубежных трибун", - сказал он в понедельник на заседании Госдумы. Грызлов также добавил, что, в связи с агрессией против Южной Осетии, "историческая роль России как гаранта безопасности на Кавказе, объективно возрастает".

Кокойты и Багапш будут "спокойно ждать" решения руководства Москвы

Южная Осетия и Абхазия будут спокойно ждать решения руководства России, касающегося признания их независимости, заявил глава Южной Осетии Эдуард Кокойты. "Мы не намерены форсировать события и будем спокойно ждать решения, которое будет принято президентом России", - сказал Кокойты сегодня Совете Федерации после принятия верхней палатой парламента обращения к президенту РФ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии

Латвия отказалась от совместных учений с Россией

Латвийская армия не будет участвовать в учениях BALEX DELTA которые должны были проходить в Калининградской области 26-28 августа. Такое решение приняло правительство Латвии в понедельник, сообщила пресс-служба правительства республики. Ранее, в связи с действиями России в Грузии несколько западных стран уже заявили об отказе участвовать в совместных с Россией учениях. РФ заявила об аналогичных действиях, а также об отказе принять визит в порт на Камчатке американского военного корабля.

 

НАТО & ПРО:


В Ватикане критикуют решение США разместить элементы ПРО в Восточной Европе

Решение США разместить в Польше и Чехии элементы своей ПРО может поставить под угрозу "международные отношения, а также процесс всеобщего разоружения", считают в Ватикане. Об этом говорится в статье "Принцип международных отношений и разоружение под угрозой", опубликованной на первой странице официальной газеты Святого Престола "L‘Osservatore Romano". Тем временем Папа римский Бенедикт XVI выразил обеспокоенность ростом напряженности в отношениях России и Запада в связи с грузинской агрессией в Южной Осетии. "Мы вынуждены с горечью констатировать опасность осложнения атмосферы доверия и сотрудничества, которая должна быть свойственна отношениям между странами", - сказал понтифик в воскресной проповеди в своей летней резиденции Кастельгандольфо. Он подчеркнул, что "насилие должно быть отвергнуто", и призвал к переговорам.

 

РОССИЙСКО - УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:

Грузинский вопрос: в Украину собирается вице-президент США Ричард Чейни

Согласно предварительной договоренности, 4-5 сентября с. г. вице-президент США Ричард Чейни посетит Украину с рабочим визитом. Об этом сообщает пресс-служба Президента Украины. Программой визита предусмотрена встреча Президента Украины Виктора Ющенко с вице-президентом США в узком кругу, а также переговоры в составе делегаций. Будут обсуждены состояние и перспективы украинско-американского сотрудничества, а также урегулирование ситуации вокруг Грузии, вопросы международной безопасности и укрепления трансатлантических связей.


Владимир Литвин провел параллель между Грузией и Сербией

Лидер фракции «Блок Литвина» в Верховной Раде Украины, лидер Народной партии Владимир ЛИТВИН заявляет, что одной из главных причин конфликта в Грузии являются процессы разрушения международного права. Об этом В.ЛИТВИН сказал на пресс-конференции на своей родине - в городе Новоград-Волынском Житомирской области, куда он прибыл на празднование Международного праздника литературы и искусства "Лесині джерела", который проходит в рамках Дня Независимости Украины. В.ЛИТВИН подчеркнул, что «политикам нужно внимательнее посмотреть на причины того, что состоялось в Грузии, главная из которых заключается в том, что было разрушено международное право, которое окончательно взорвали косовским прецедентом, когда по геополитическим и другим мотивациям признали независимость Косово». Он отметил, что страны, которые инициировали упомянутые действия, несут ответственность за разжигание «замороженных» конфликтов. По словам В.ЛИТВИНА, эти страны демонстрируют двойные стандарты, когда у них спрашивают о нормах международного права. "Теперь перед мировым сообществом стоит задача выработки новых подходов с учетом современных реалий для обеспечения стабильного развития человечества", - сказал В.ЛИТВИН.

Янукович начнет Раду с "разбора полетов" по Грузии

Фракция Партии регионов намерена поставить первоочередным вопросом в первый день работы 3-й сессии парламента вопрос о политической ответственности руководителей государства в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии. "Первый вопрос, который мы будем ставить, это вопрос вмешательства Украины в вооруженный конфликт на Кавказе", - сказал в интервью журналистам в воскресенье лидер фракции Партии регионов Виктор Янукович, передает "Интерфакс-Украина". По его словам, необходимо выяснить, на каких основаниях и кто давал полномочия на ту позицию, которую высказала Украина в этом конфликте.

Кроме того, Янукович отметил, что также в ходе дискуссии необходимо понять, что дает Украине "участие на стороне одной из конфликтующих сторон". Лидер ПР также отметил, что фракция намерена поднять в парламенте вопрос о поставках украинского оружия на территорию Грузии. "Второй вопрос - поставлялось ли украинское или не украинское оружие для уничтожения мирного населения городов и сел", - отметил он.

Кроме того, по словам Януковича, также необходимо выяснить, принимали ли украинцы участие в вооруженном конфликте на Кавказе. "Ну, и политическая ответственность руководителей государства", - добавил он. Янукович также отметил, что фракция будет требовать, чтобы каждый депутат Верховной Рады высказался по данному вопросу. "Мы увидим, кто будет занимать какую сторону, но очень важно, чтобы украинский народ увидел кто есть кто", - сказал лидер фракции.

 

НОВОСТЬ ДНЯ:

Совет Федерации единогласно принял обращение к президенту о признании Абхазии и РЮО

Совет Федерации единогласно принял обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. "Принимая во внимание неоднократные обращения Южной Осетии и Абхазии о признании их независимости, в том числе поступившие 22 и 24 августа 2008 г., Совет Федерации Федерального Собрания РФ предлагает признать независимость Южной Осетии и Абхазии", - говорится в документе.

Госдума будет просить парламенты государств - членов ООН поддержать признание Абхазии и Южной Осетии "в качестве самостоятельных суверенных и независимых государств".

Госдума будет просить парламенты государств - членов ООН поддержать признание Абхазии и Южной Осетии "в качестве самостоятельных суверенных и независимых государств". Об этом говорится в проекте соответствующего обращения Госдумы. Парламентарии обращаются с аналогичным призывом и к международным парламентским организациям. В документе приводится хронология нападения Вооруженных сил Грузии на Южную Осетию, напоминается о ходе конфликта, начиная с 1992г. "За годы своей фактической независимости народы Абхазии и Южной Осетии сумели создать демократические государства со всеми атрибутами власти, имеющие гораздо больше оснований претендовать на международное признание, чем Косово", - говорится в проекте обращения. По мнению парламентариев, решение РФ о признании Абхазии и Южной Осетии самостоятельными суверенными и независимыми государствами будет содействовать исключению повторения "военных авантюр грузинских властей", установлению в этом регионе мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН и в интересах защиты основных прав и свобод человека".

 

 

Специально для NOVINY.NAROD.RU
Analytic group XXI Киев-Москва

 

При подготовке обзора использовались сообщения ведущих информационных агентств, а также материалы форума Глобальная авантюра

 
(c) Новости Украины, события в мире
   


Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz