Новости Украины,
события в мире
 

Найти: на:

Украина за неделю 21-27 апреля 2008 г.

Вот и завершился Великий Пост, все празднуют Светлое Христово Воскресение, из храмов раздается торжественный перезвон, люди святят пасхальные куличи, приветствуя друг друга радостными словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!». Радуется весь христианский мир, радуется вся природа, радуется Земля и торжествует Вселенная – Светлая Пасха, праздник праздников. В этот торжественный день сердца людей должны быть исполнены ликования, но так ли это на самом деле? С одной стороны – прошедшая страстная неделя окончена и впереди Светлая седмица, с другой же стороны за неделю произошло столько событий, и вся страна замерла в тревожном ожидании тех коренных изменений, которые могут больно ударить по простым гражданам – «маленьким украинцам», во имя и по поручению которых наши политики и творят историю на наших с вами глазах.

Как это не парадоксально, главным событием недели должна была стать вовсе не Пасха, а официальная презентация концепции конституционных изменений, разработанной рабочей группой Национального конституционного совета. Однако публичное представление «Конституции от Банковой» не состоялось. Официальная версия — болезнь Яценюка — выглядила нелепо. Мероприятия такого масштаба в такой ситуации не отменяют из-за отсутствия одного лица. Даже если лицо высокопоставленное, а причина отсутствия — уважительная.  Фактически имел место демарш двух основных политических игроков – Тимошенко и Януковича, которые не пожелали быть безвольными участниками данной пьесы.

Как говорил всем известный Штирлиц – «я игрок и не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе». Очевидно, что таким болваном явно не является глава действующего Кабмина. И госпожа Премьер, устав от бесконечных нападок «сантехников из  Секретариата», а равно и под воздействием ряда объективных причин – галопирующей стагфляции и неумолимого роста цен, и второй, не менее важной – давлением «спонсоров», решилась открыть активные боевые действия против Президента.

Камнем преткновения и соответственно формальным поводом стала должность главы Фонда госимущества. Несогласие Президента с приватизацией Одесского припортового как и активное отстаивание кандидатуры Валентины Семенюк окончательно развязали руки Тимошенко, которая, ничтоже суменяшеся, осуществила попытку установления контроля за Фондом госимущества. Справедливости ради следует отметить, что 99,52% предприятия, которое жаждет продать Юлия Владимировна по самым скромным оценкам стоит не менее 4 миллиардов гривней, что с одной стороны даст ощутимую прибавку в бюджет (наполнение которого в настоящий момент провалено) и позволит выполнить социальную программу Тимошенко, а с другой – продажа такого гиганта «нужным людям» (что бы там не говорили о честной и прозорой приватизации) позволит заручиться их помощью на президентских выборах. Также не стоит забывать и о таком гиганте, как Укртелеком, который с завидной регулярностью показывает лишь убытки и на приобретение которого нацелена бизнес-империя Рината Ахметова СКМ.

Итак, означенные боевые действия проводились по известной формуле: «война план покажет», – главное в войну ввязаться а там будет видно. Со стороны же все выглядело донельзя банальным рейдерским захватом, под стать из прошлой каденции Юлии Владимировны попытки захвата НЗФ (кстати неудачного). Тут были и невнятные судебные решения и назначения, выходящие за рамки компетенции Кабмина ну и разумеется игра на нервах противника – представления и.о. главы ФГИ Портнова и угроза отставкой действующему генпрокурору Медведько (который посмел внести протест на решение Кабмина). За такие мелочи, как обозвать  указы Президента – мошенничеством – что с явным удовольствием сделал первый вице-премьер и кандидат в мэры Киева пастор Турчинов, явив тем самым образец христианского смирения (т.к. ему явно хотелось высказаться пожестче) – можно и не упоминать. Равно как и за поручение главы Правительства Тимошенко – главе ФГИ по версии WBO БЮТ не выполнять Указы Президента как незаконные.

На фоне всего этого достаточно оригинально смотрятся обвинения, которые следователи Генпрокуратуры предъявили экс-министру МВД Василию Цушко: «указанными умышленными действиями Цушко В.П. причинил существенный вред государственным интересам, что состоит в подрыве международного имиджа государства Украина, авторитета и престижа правоохранительных органов Украины».

Действия Тимошенко не стали неожиданностью для Секретариата и его «технического руководителя» Балоги. Ряд указов Президента – таких как отмена решений Кабмина и остановки приватизации Одесского припортового гармонично совпали с распоряжением, согласно которого охрана ФГИ возлагалась на Управление Госохраны Гелетея. Это стало сюрпризом для сотрудников ГСО «Титан» МВД Украины, которые узнали об этом по факту наличия людей в штатском (на охраняемом объекте!), так и от госпожи Семенюк, которая в телефонном режиме уведомила руководство МВД.

Разумеется что Тимошенко останавливаться на полпути не умеет в принципе, поэтому и представление Портновка и.о. главы ФГИ, увольнение руководства юридического департамента и канцелярии Фонда, вместе с назначением на эти должности лояльных людей должны были обеспечить тактическую победу уже в пятницу. Не хватало только печати, которую в категорической форме отказалась отдавать Валентина Семенюк. Кроме того Тимошенко объявила что отныне глава Фонда будет находиться в помещении Дома Правительства, и что там уже подготовлен кабинет. Параллельно с этим были уведомлены начальники региональных отделений о совещании, которое глава Кабмина будет проводить уже во вторник, 29 апреля, причем «Кто не появится на совещание к премьер-министру, будет уволен с занимаемой должности», – сказал Портнов. Приватизационный аукцион его распоряжением перенесен на 20 мая и «глава правительства лично общается с каждым из инвесторов с тем, чтобы убедить и показать юридическую позицию правоты правительства», – сказал и. о. руководителя ФГИ.

А в это время Президент Ющенко демонстрировал абсолютную невозмутимость и олимпийское спокойствие. После пресс-конференции, устроенной в четверг, в которой он в очередной раз поделился с общественностью набором прописных истин, в частности что НАТО будет обеспечивать безопасность Украины (чем, кстати, подтвердил слова Путина что Украина это не государство), обвинил Тимошенко во всех смертных грехах ну и заодно решил создать опричнину, - Антикоррупционное бюро – на базе главка «К» СБУ. Впрочем, большой беды в этом нет, так как судя же по тому, что сама СБУ  уже который год занимается исключительно копошением в архивах по Шухевичу, Голодомору и прочими «историческими» изысканиями, можно резонно подытожить, что никакого смысла «созидательные» поползновения президента не предполагают изначально.

Следует отметить, что за всей шумихой относительно Фонда госимущества – что лежит на поверхности, существует и подоплека, и истинное положение вещей складывается вовсе не в пользу Ющенко.

Дело в том, что все это явилось следствием потери влияния Президента на судебную ветвь власти. Так, 17 числа пресс-служба КСУ выдала информацию, согласно которой суд прекратил рассмотрение ходатайства Ющенко относительно конституционности распоряжение Кабмина относительно отстранения Валентины Семенюк с поста главы ФГИ и увольнению заместителей. Удивительно другое – а именно причина – и она звучит как «відкликання Віктором Ющенком свого звернення». Так или иначе, ходатайство Президента не рассматривалось бы по сути дела, даже если бы его не отозвали. Причина простая – неподведомственность рассмотрения КСУ вопросов, касаемых сути дела. Так или иначе, но Конституционный Суд не стал на сторону главы государства. Причем, отказала Президенту в открытии конституционного производства третья палата КСУ, в состав которой входит его глава – Андрей Стрижак.

Данная ситуация была не прогнозируемой, более того, еще во вторник позиции Ющенко были весьма уверенными, так как формально сам факт обращения в КС гарантировал Валентине Семенюк работу в должности главы Фонда. Но решение Окружного административного суда, который приостановил действия Указов Президента, мотивируя отказом третей палаты КСУ в открытии конституционного производства, и следующим решением приостановкой действия Указа Президента относительно отмены приватизации Одесского припортового спутало все планы как главы государства так и его секретариата. Поразительно другое – истец – Кабмин – называет Указы Ющенко заведомо противоправными и такими, которые могут причинить значительный ущерб государству.

Именно поэтому, после заявлений Тимошенко о красной карточке Президенту, которую может ему выдать народ (читай Майдан Тимошенко), как и распоряжения не исполнять указы Президента – приватизация Одесского припортового может стать последним ударом по имиджу Ющенко. Равно как и срыв приватизации – последним днем правительства Тимошенко.

Указанные события явились идеальным фоном для переговорного процесса между БЮТом и Регионами, в следствие чего в ближайшие дни стороны должны прийти к окончательному консенсусу. Изменения в рабочую версию конституционного проекта вносятся едва ли не ежедневно, но несколько серьезных противоречий еще не сняты. В главном обе политические силы сходятся — будущее Украины за парламентской формой правления. Сговорились и о том, что институт президентства сохраняется. По логике, его в этом случае должен избирать парламент (именно такой механизм прописан в рабочей версии проекта), но и в БЮТ, и в ПР по этому поводу сомневаются. Мнение электората на этот счет известно, и в обоих лагерях пока не до конца готовы идти против этого мнения. А вот насчет функций президента — почти полное согласие. Он будет практически полностью лишен кадровых полномочий. За ним решено сохранить право законодательной инициативы, право отлагательного и право досрочного прекращения полномочий парламента. Но — в строго определенных случаях и с четким соблюдением скрупулезно прописанной процедуры. Предполагается, в частности, обозначить, когда он может, а когда обязан распускать Раду.

Проектом обусловлено: если некая политическая сила по итогам первого тура заручилась поддержкой электората, достаточной для получения 226 голосов, то второй тур не проводится. Премьером предлагается сделать лицо, возглавляющее список партии-триумфатора. Если оное лицо по каким-либо причинам возглавить Кабинет отказывается, «большевики» подбирают иную кандидатуру.

Президент в празднике формирования Кабмина не участвует — он ничего и никого не вносит, не рассматривает, не предлагает, не утверждает. Правительство формируется по представлению премьера. Заместители министров утверждаются КМ на основании предложений главы Кабинета. Исполнительские функции на местах осуществляют полноценные исполкомы, сформированные местными Советами. Районные администрации ликвидируются как класс. Областные трансформируются в своеобразные префектуры, создаваемые Кабинетом. Их функции — координация действий центральной и местной власти, мониторинг исполнения соответствующих решений, контроль за соблюдением законности. Вероятно, их будут наделять правом приостанавливать решения региональных исполнительских органов и возможностью их обжаловать.

Главу ГПУ предлагается утверждать парламентом по представлению 150 народных избранников. Предполагается, что такая мера укрепит его независимость. Прокуратуру лишат функции общего надзора, но наделят функцией досудебного следствия. Таким же правом осчастливят МВД, СБУ, Госкомтаможни, Счетную палату, а еще — временные следственные комиссии.

Cложно оценить и перспективы принятия нового законопроекта. С одной стороны, Тимошенко выразила готовность поиграться в реформу. С другой стороны, мысли о досрочных парламентских выборах, плавно переходящих в президентские, ее не оставляют. Разговоры о том, что 156 депутатов готовы по ее знаку сложить мандаты, звучат все чаще. Но никто не гарантирует Тимошенко ни большинства в будущей Раде, ни победы на выборах главы государства. Более того — внеочередная кампания автоматически превращает союзников из ПР в противников. Есть над чем подумать.

Думают и в «Регионах». Сторонники Януковича поддерживают идею реформирования Конституции и установления парламентаризма. Сторонники Ахметова — против. Они, похоже, все еще надеются на развал нынешней коалиции и создание новой, широкой. Но число таковых все меньше. Банковой верят все меньше. Гарантий, что премьером будет Янукович (а иначе игра для ПР не стоит свеч), никто не дает. А если такое и случится, эта парочка вряд ли сработается. Вернуться в 2006-й не выйдет, много утекло воды. Вероятность, что НУ–НС в абсолютном большинстве согласится на формализацию отношений с регионалами невелика. Стойкого ощущения того, что Ющенко контролирует ситуацию вообще и собственную фракцию, в частности, у многих влиятельных членов ПР нет. Кроме того, многие близкие к Януковичу люди уверяют его, что существенная часть электората не простит ему блокирования с оранжевыми. Под каким бы предлогом создание подобного альянса не подавалось.

В этой связи очевидно, что вариантов у Ющенко немного. Самые простые — роспуск Рады либо роспуск Конституционного суда. Правовых оснований нет ни в первом, ни во втором случаях. Но, помилуйте, кого когда сия мелочь останавливала? Важен результат. Нет Рады — нет конституционной комиссии. Нет КС — нет вывода на проект новой редакции Конституции.

Однако и не думать о последствиях нельзя. Распустив Раду, Виктор Андреевич выпустит из бутылки джина с косой. Разогнав КС, может настроить против себя как минимум пол­фракции НУ–НС.

Соглашаться на почетный пост парламентского президента Ющенко пока не готов — гордость всенародно избранного не позволяет. Тимошенко выразила готовность пролонгировать его полномочия без выборов при условии существенного обрезания оных, однако гарант воспринял подобный жест как оскорбление.

В руководстве и БЮТ, и ПР многие думают, что в скором времени Виктору Андреевичу ничего не останется, как принять это предложение. Что думают на этот счет на Банковой — узнаем через пару недель.


 

Специально для NOVINY.NAROD.RU
Analytic group XXI Киев-Москва

 

21
  Rambler's Top100  


Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz