Новости Украины,
события в мире
 

Найти: на:

Украина за неделю 14 – 20 апреля 2008 года

Традиционный еженедельный обзор хочется начать с высказывания уважения украинскому Президенту Виктору Ющенко. Конечно же, столь нетипичное обращение нуждается в пояснении. И мы его обязательно предоставим. Суть в следующем. Когда то легендарный советский актер Андрей Миронов пел о несчастном племени аборигенов, населяющем остров Невезения: «Что они не делают, не идут дела». Виктор Ющенко родился во вторник, но, то ли имел какое-то отношение к данному острову, то ли просто сглазили его оппоненты, но вот уже который месяц, все, что не делает Президент, какие проекты он не начинает, все, как говорится, мимо цели.

И, что самое главное, Ющенко не сдается, продолжая безуспешные попытки сохранить ту власть, которая у него есть сегодня в руках и увеличить ее до абсолютной завтра. За весь период своей непростой президентской деятельности, Виктор Андреевич ни разу не опустил рук, ни разу не прекратил своей игры «властелины вселенной», постоянно ища и генерируя новые и новые варианты. И на прошедшей  неделе, Ющенко постиг очередной крах одной из самых заветных надежд – подвесить все-таки ненавистный парламент на крючок, получив в свои руки тяжелейший инструмент под названием Всеукраинский референдум прямого действия.

Такого рода инструмент – мечта любого начинающего диктатора. Ведь апеллировать к гласу народа приятно и практически всегда безопасно в странах «развивающейся» демократии или отсутствия таковой. Государствах, где термин политическая коррупция вызывает усмешку, а разговоры о демократии и равенстве перед законом, давно набили всем оскомину.

Всенародный референдум прямого действия – по-настоящему страшен для молодой и неокрепшей Украины. Это тот механизм, который способен втоптать даже те чахлые ростки демократии, которые за 17 лет властвования разных князей – восточных и западных, смогли пробиться сквозь асфальт авторитаризма. Поверьте, это лишь в странах развитой демократии Западной Европы, можно не бояться, что президент может взять и перекроить политическую систему страны, складывавшуюся столетиями. В восточноевропейской по географии, но пока еще не по духу стране под названием Украина, все по-иному.

За последние 18 лет было несколько всенародных  референдумов. Первый – в далеком 1991 году подтвердил желание украинцев жить в реформированном Советском Союзе, второй 1 декабря того же года, показал диаметрально противоположную картину. Прошло почти десятилетие и «диктатор» Кучма попытался достать карту референдума вновь. И снова народ в 2000 году дал те ответы, которые хотел услышать Леонид Кучма, давая ему практически неограниченную власть. Но было одно «но». Оно заключалось в необходимости имплементации результатов «всенародного волеизъявления» Верховной Радой. Но даже тот Парламент этого не сделал, за что ему честь и хвала. К чему этот разговор? К тому, что в Украине, как и на всем постсоветском пространстве, за исключением разве что стран Прибалтики, референдумы – всего лишь механизм манипулирования общественным мнением для легализации незаконных схем получения неограниченной власти. Это и есть политическая коррупция высшего уровня.

То, что Виктор Ющенко попытался отыграть эту карту, не делает ему никакой чести. Но есть и другое значение поступка Президента. Оно означает, что у него не осталось в запасе иных ходов. Его рейтинг низок, у него могущественные оппоненты, имеющие популярность, превосходящую его собственную на порядки и нет никаких возможностей качественно поменять ситуацию.

Надо сказать, что он честно пытался это сделать последнее время. Он рискнул пойти на необоснованный роспуск парламента, мотивируя это лишь высокопарными словами и политической целесообразностью, он дал согласие на назначение Премьер-министром своего злейшего противника – Юлии Тимошенко, надеясь, что сможет диктовать ей свою волю хотя бы на первом этапе ее «хозяйствования» в правительстве.

Он, очевидно, рассчитывал за счет «пакета 12 неотложных законопроектов» получить новые властные рычаги, благодаря НАТО, вернуть статус лидера в стране (хотя бы Правобережной Украины), а референдумом поставить жирную точку в процессе политической реформы, приняв президентскую Конституцию с массой заложенных схем и механизмов, дающих Ющенко такую власть, о которой даже Леонид Кучма вслух боялся мечтать.

И у него не вышло ровным счетом ничего. Что стало с президентским вариантом закона о Кабмине, все прекрасно помнят. Будучи принят в первом чтении он имеет шанс быть принятым во втором разве что после второго тура следующих очередных или как получится президентских выборов. С НАТО получилось еще хуже. А что касается долгожданного решения Конституционного Суда, то это вообще удар мизеркордией (рыцарский «милосердный» клинок для добивания смертельно раненых врагов, да и друзей).

Нет, КС и его председатель Андрей Стрижак, в принципе сказали то, что хотел услышать Президент Ющенко – народ может и менять Конституцию и принимать законы через референдум, но… только после того, как соответствующие изменения будут внесены парламентом в Конституцию. То, что в парламенте вряд ли наберется не то что 300, а даже 226 неуравновешенных депутатов, способных поддержать соответствующее представление, сегодня не сомневаются даже на Банковой, пока что никак не прокомментировавшей определение КС. А вообще, комментарий обещает быть интересным. Скорее всего, кто-то из «особ приближенных к императору» Шлапак или Пукшин, а может Ставнийчук, должны убедительно обосновать в стиле лучших «софистов» древности, наличие возможности принятия новой Конституции на референдуме.

Проект ее, кстати, практически готов. Ну может, не совсем Конституции, а скорее проект ее концепции. Но это не важно. Что-то такое Национальный конституционный совет подготовил и очень скоро (23 апреля) планирует утвердить. Исходя из той информации, которая просачивается из Совета, концепция новой Конституции будет весьма интересной. Президент, конечно же, всемогущим не станет, но отход от модели парламентско-президентской республики очевиден. У Президента появляется возможность не вносить кандидатуру Премьера, поданного коалицией. В формировании последней, кстати, Президент принимает активное участие. Парламент может распускаться исходя из соображений политической целесообразности, а в случае отставки правительства, Президент может назначить «технический» Кабинет Министров. В общем, за что боролись…       

Понятно, что подобный «концепт» мало порадует и Партию регионов, и БЮТ. В среде «регионалов», кстати, будет царить удивительное единодушие, не типичное для ПР последнего времени. Суть в том, что теневой лидер ПР Ринат Ахметов является противником сильной президентской вертикали, предпочитая устойчивый баланс различных ветвей. Да и по убеждениям он умеренный либерал и в экономике, и в политике.

В БЮТ ситуация будет схожая. Юлия Тимошенко, ранее активно выступавшая за усиление президентской вертикали, сегодня ратует за превращение Украины в парламентскую республику. Учитывая невозможность принятия Конституции референдумом, единственным вариантом адекватного ответа не президентские инициативы, станет временное объединение ПР и БЮТ для создания парламентской конституционной комиссии, против которой категорически выступает и Президент и БНУНС. В случае создания этой комиссии, Ющенко, конечно, может рискнуть с раскручиванием референдума в стиле прошлых парламентских выборов, без оглядки на КС, но это будет равнозначно политическому самоубийству, поскольку на этот раз у него будет яростное сопротивление и ПР, и БЮТ.

Итак, в лагере Виктора Ющенко царит уныние. Его сателлиты и команда вряд ли знают, что делать дальше на данном этапе. Юлия Тимошенко, напротив, видимо примерно увидела дальнейшую перспективу своей игры. По крайней мере, она в открытую на прошедшей неделе демонстрировала свою антипатию Президенту. В основном через представителей своей команды, однако, что это меняет, по сути? И Турчинов, и Поживанов, и Томенко выступали с различными заявлениями, всячески понося и Секретариат Ющенко и его самого. Повторяться смысла нет, поскольку  политикум и общество, затаившись с определенным страхом наблюдали за информационной атакой БЮТ на позиции Президента и возможными контрдействиями его команды.

Ответ был продиктован логикой событий и еще раз подтвердил, что по состоянию на сегодня, у Президента нет вариантов продолжения игры во власть и за власть. Находясь в Донецке, Виктор Ющенко четко и однозначно заявил, что не допустит развала коалиции, а напротив, закует ее в цепи. И это, скорее не дань верности единой команде, а предупреждение для Тимошенко, означающее, что Президент не допустит ухода ее с поста Премьера и начала самостоятельной борьбы в оппозиции за пост номер один в Украине.

Вместе с тем, Виктор Ющенко всю неделю упорно осложнял условия работы правительства и Премьера. Он останавливал начало приватизации Одесского припортового завода и ряда других предприятий, не давал продвигаться в направлении кадрового усиления Премьера, в том числе и через замену откровенно враждебного Тимошенко председателя Фонда государственного имущества.

Президент через Секретариат еще раз дал понять, что земельные аукционы не пройдут, а проект программы правительства так и рискует остаться всего лишь проектом.

В условиях галопирующей инфляции, огромных прорех в государственном бюджете и отсутствии доступа к механизмам его наполнения через приватизационные процессы, единственной серьезной проблемой для Тимошенко будет вопрос отхода с поста Премьера. Достаточно цейтнотное положение усугубляется и приближением киевских выборов, поражение БЮТ на которых, заставит многих взглянуть на Тимошенко под новым углом. Пока же положение БЮТ остается угрожающим. Президент не допустит двухтурного голосования по мэру, а без этого, шансы Черновецкого выглядят весьма неплохо.

Итак, резюмируя положения «властных» команд. Президент в ближайшее время будет находиться в поиске качественного усиления своих позиций, в свете провала последних инициатив. В свете этих событий возможны кадровые изменения в его команде и некоторый дополнительный крен в сторону единственно возможных нынешней ситуации серьезных политических союзников – Партии регионов. Его действия – визит в Донецк и, по слухам, засекреченные трехчасовые переговоры с Ринатом Ахметовым на его территории, тому подтверждение. 

Тимошенко, по логике событий будет развивать конфликт с Ющенко делая невозможным собственное присутствие на посту Премьера, вынуждая Президента сделать первый ход к официальному разрыву отношений. Параллельно, продолжатся переговоры с «регионалами» на предмет консолидированной антипрезидентской позиции.

Так или иначе, но многое будет зависеть от позиции Партии регионов. Регионалы же, в настоящее время заняты наведением порядка в своих рядах. В субботу состоялся съезд, решивший много кадровых вопросов. Председателем ПР остался Виктор Янукович. Более того, он одновременно стал еще и Председателем политсовета и президиума политсовета, как это предусмотрено новой редакцией устава Партии регионов. Николай Азаров возглавил контрольную комиссию Партии регионов по вопросам персональной ответственности членов партии. Эдакую высшую партийную комиссию времен КПСС.

Данные пертурбации означают фактический отход от дел «старой гвардии» ПР (Рыбак, Азаров, Звягильский) и распределение механизмов принятия решений между группами Януковича и Ахметова. Виктор Янукович, безусловно, усилил свои персональные позиции, но это не означает усиления влияния на партию в целом.

Учитывая тот момент, что с Тимошенко Виктору Януковичу договориться было бы наверное несколько проще чем с Ющенко, к которому он все еще испытывает неприязнь (это, кстати, взаимно). В тоже время, с Банковой имеют нормальные  взаимоотношения группа Ахметова-Колесникова, сателлит которых Раиса Богатырева, не смотря на недовольство сторонников Януковича, продолжая оставаться на посту секретаря СНБОУ, вошла в политсовет и президиум ПР.

Крен в ту или иную сторону и даст ответ на вопрос, кто же принимает решения в ПР сегодня. Так или иначе, но впереди неделя активной работы и две недели полного политического штиля, вызванного праздниками. Остается понаблюдать, хватит ли времени и решимости до Пасхи предпринять неординарные шаги всем командам или же это произойдет позже. И самое интересное, что сомнений в неотвратимости больших перемен в украинском политикуме – до праздников или после, сегодня практически не остается.       

 
 

 

Специально для NOVINY.NAROD.RU
Analytic group XXI Киев-Москва

 

 
  Rambler's Top100  


Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz