Укравтодор: Мандарины для народа
В одном советском мультфильме
повествовалось о жестоком, гнусном, жадном и злом мандарине, который
паразитировал на китайском народе. Уже изучая историю в старших классах мы
узнали, что мандарин это чиновник в имперском Китае, и чтобы стать мандарином,
нужно было долго учиться, а после требовалось пройти сложную процедуру
экзаменции. Не буду пересказывать всю историю Поднебесной, но немного обращу
внимание на нравы в современной Китайской Народной Республике.
Руководители КНР не раз называли коррупцию главной угрозой для страны. Так что у
нас с китайцами общие проблемы. Коррупция в Китае, как и в Украине подпитывается
сращиванием государства и бизнеса, а также имеет глубокие исторические корни,
поскольку чиновничество там всегда занимало особое положение и пользовалось
большими привилегиями. Вот только в Украине с коррупцией борются лишь на бумаге,
а в Поднебесной к различным наказаниям за коррупцию ежегодно приговаривается в
среднем около 20 тысяч должностных лиц, а приговор приводят в исполнение. Мало
того, если поймали коррупционера, то могут применить и смертную казнь, что не
раз уже бывало. К примеру, в 2006 году был приговорен к смертной казни вице-мэр
Пекина. Шутка ли, это всё равно, что Журавский в Киеве. Вице-мэр, отвечавший за
градостроение и госнедвижимость, набрал взяток больше, чем 1 млн. долларов.
Деньги он тратил на многочисленных любовниц, не скрывая от граждан своего
разгульного образа жизни. За любовь к деньгам и женщинам Чжихуа (так звали
вице-мэра) назначена смертная казнь с отсрочкой в два года. Правда, благодаря
Пекинским олимпийским играм казнь пришлось отменить на некоторое время, чтобы не
омрачать открытие Олимпийских игр-2008. Но позже приговор привели в исполнение.
Почему моё внимание привлёк Китай? Всё очень просто – одна из китайских
корпораций «China Road Bridge Corporation» хочет строить дороги и мосты на
территории неньки. Корпорация имеет 45 представительств в мире, капитал
составляет 560 млн. дол, активы - 90 млрд. дол, а годовой товарооборот - 10,8
млрд. дол. Корпорация насчитывает 800 инженерных судов, 5 600 единиц
оборудования. Возможно поэтому украинское правительство обратило внимание на
профессионалов (корпорация действительно является специалистом в области
строительства дорог и мостов в Китае, имеет в своем списке многомиллиардные
проекты и местные награды)? Так же осталось неизвестным, почему тендер выиграли
одни (об этом позже), а строить будут другие? И на каких условиях придёт на
рынок «China Road Bridge Corporation»? Неужели кроме китайцев никто больше не
согласился связываться с украинскими чиновниками? Вопросов больше, чем ответов.
Вообще-то строительство дорог это тайна за семью печатями и притча во языцех.
Ведь у непосредственного исполнителя дорожных работ поле для маневров более чем
широкое. Начинается все обычно с составления сметы - превысить ее в два-три раза
считается абсолютно нормальным. Потом можно «чуть-чуть» схитрить в процессе
строительства - где-то насыпать меньше щебенки, где-то недоложить асфальта, а
если сделать полотно дороги на пару сантиметров уже запланированного, да еще на
протяжении нескольких километров, то сумма получиться с шестью нулями. Кстати,
еще можно здорово сэкономить на заработной плате рабочим, а можно вообще не
нанимать профессионалов, пригласив вместо них на подсобные работы местных
жителей.
Но все это несерьезно, ведь и при таких схемах дорога худо-бедно, но строится.
Высший же пилотаж - когда строительная организация, подписав контракт, допустим,
на строительство десяти километров дороги и, построив всего два километра,
просто «сворачивается» и уходит в небытие. А потом на ее место приходит другая
фирма, снова берет у государства деньги и в точности повторяет путь первой.
Существует практика, когда фирма выигрывает тендер, а только потом начинает
искать реального инвестора. Самое забавное, что за всем вышеперечисленным
оказываются одни и те же люди. Не законно – да, но навар велик!
В число любимых подрядчиков «Укравтодора» пока входят несколько отечественных
компаний, которым удается выигрывать тендеры на реализацию самых «лакомых»
проектов. «Сливки» с дорог нынче снимают ФПГ «Альтком» донецкого бизнесмена
Александра Тисленко, «Золотые ворота» Сергея Самусева и Виктора Ящука,
«Днепрострой» Владимира Губарева и трест «Донбассдорстрой» Сергея Таруты. Вот
только, несмотря на нужные связи, старожилы рынка, осознавая, что по технологиям
и подходам к работе они все еще значительно проигрывают возможным зарубежным
конкурентам, предпочитают укрупняться и расширять сферу деятельности. Яркий тому
пример — действия «Альтком». В прошлом году компания Тисленко выиграла тендер на
строительство дороги Львов—Краковец стоимостью 1,634 млрд. грн. Еще альткомовцы
собираются принять участие в тендере на третий проект ремонта трассы Киев—Чоп,
который оценивается в 400 млн. Также «Альтком» обзавелся Тельмановским карьером
(Донецкая обл.), в котором ежегодно добывается порядка 2,2 млн. куб. м щебня.
Этот материал для дорожного строительства позволяет компании дополнительно
зарабатывать на его поставках.
Ну да ладно, каждый пытается заработать, как может. Вот только недавнее
заявление премьер-министра Юлии Тимошенко, мягко говоря, повергло в шок.
Оказывается, правительство уже который год ищет инвестиции для строительства
дорог. Для этого необходимо 118 миллиардов грн., а привлекать эти деньги Кабинет
министров планирует в следующем 2009 году. Прежде всего, это большая кольцевая
дорога вокруг Киева, а также магистрали (внимание) - Львов-Краковец. А не та ли
это магистраль, тендер на строительство которой выиграл «Альтком»? Почему фирма,
которая выиграла тендер, до сих пор не приступила к строительству? А дело в том,
что 22 февраля Кабмин урезал с 88 млрд. грн. до 37,547 млрд. грн. средства,
предусмотренные на благоустройство дорог по госпрограмме подготовки и проведения
Евро-2012. Понятно, работать «за гроши» и при этом не воровать - абсурд.
Вот так обстоят дела не только со строительством магистрали Львов-Краковец.
Всего в Украине насчитывается 19 проектов, которые нуждаются в инвесторах, а
также прибавьте к этому ремонт уже существующих дорог. Если посмотреть на
ужасное состояние дорог Киева, то, что говорить о шляхах маленьких городков и
сёл. Я уже не говорю об украинском «БАМ» - автотрасса Киев-Одесса, для
завершения строительства которой до сих пор требуется 3,7 млрд. грн. После того,
как этот проект был начат в 2003-2004 гг., его пришлось частично заморозить и
теперь эта дорога с «ямковым» ремонтом больше похожа на Чумацькый шлях.
Получается, пока из бюджета более-менее выделялись средства, желающих было
достаточно. Даже уволенный с поста глава национального агентства по вопросам
Евро-2012 Евгений Червоненко тоже пристрастился к «строительству дорог».
Компания «Золотые ворота» Сергея Самусева, входит в «сеть друзей» «красного
барона». Так что можете представить, какими суммами ворочали украинские
чиновники. В Поднебесной за такое не расстреливали, а четвертовали, а потом
вешали. Может, поэтому китайцы не могут определиться работать ли им с Украиной,
поскольку свои намерения по поводу строительства дорог в Украине они озвучили
еще, когда министром транспорта и связи был Николай Рудьковский. Получается,
коррупционные чиновники Китая увидели в украинских коллегах знакомое и родное?!
Вот только за это можно лишиться головы.
Тем более что китайские банки недавно уже рассматривали возможность
предоставления долгосрочного кредита в размере до 5 млрд. долларов сроком на
20-25 лет для строительства автобанов в Украине. Тогда впервые о себе заявила
китайская корпорация «China Road Bridge Corporation», а позже им предложили
рассмотреть, так сказать в нагрузку, проект строительства участка мостового
перехода с арочной конструкцией через Днепр (часть Подольско-Воскресенского
моста), но корпорация так и не рассмотрела проект.
Теперь «Укравтодор» планирует подписать соглашение с «China Road Bridge
Corporation» о строительстве автодороги на участке Борисполь-Бровары. И, какое
совпадение, ООО «Дорожное строительство «Альтком», являющемся подрядчиком
данного проекта уже как бы ведет строительство большого окружного кольца.
Компания приступила к выполнению работ на отрезке «19-й - 23-й км» в рамках
подписанного в июне 2008 г. контракта на сооружение четырех километров
северо-восточного объезда Киева. Строительство на участке «23-й - 26-й км» будет
вести ДСУ-50. Стоимость работ, по экспертным оценкам, превысит 20 млн. долл.
Общая стоимость реализации данного проекта составит 25 млрд. грн в ценах 2008
года. Но, если строительство автодорог ещё совсем недавно ассоциировалась
исключительно с подготовкой к проведению финала Чемпионата Евро-2012, то теперь
строительство автомагистралей Юлия Тимошенко называет, одним из способов вывода
отечественной экономики из кризиса. По мнению Тимошенко, «это даст возможность
действительно дать дополнительные рабочие места и дополнительные объемы работы
экономического сектора Украины… Много стран в период экономической депрессии
выходило из стагнации за счет масштабного строительства автомобильных дорог».
Она отметила необходимость принятия ряда законопроектов, которые должны
способствовать дорожному строительству и преодолению коррупции при подготовке
проектов. В частности, эти законы касаются закона о концессии и закона о
государственно-частном партнерстве. Кроме того, глава правительства намерена
вести контроль над качеством строящихся дорог.
Но о том, какие дороги и мосты Тимошенко считает качественными, стало известно в
октябре. Временный мост, торжественно открытый премьером 25 августа, когда
наводнение на Западной Украине пошло на убыль, не продержался и двух месяцев.
Из-за сильного ливня мост был подмыт рекой, из-за чего дорога государственного
значения Стрий-Черновцы-Мамалыга, которая также является объездной для
областного центра Прикарпатья, была перекрыта.
Просто, классика «мандаринства» - деньги освоили, что-то там построили, а там
трава не расти. Такое отношение к строительству дорог подтверждают результаты
проверки КРУ: в деятельности «Укравтодора» в 2007 г. обнаружено нарушений на 500
млн. грн. Может быть поэтому китайцы, у которых «мандаринство» в крови и пришли
на украинский рынок. По крайней мере, в Неньке не карают за коррупцию так круто,
как в Поднебесной.
комментировать новость
|